Автор: Очаповская Ольга Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ОДО ГБОУ СОШ№55 СПб Населённый пункт: г. Санкт- Петербург Наименование материала: конспект НОД Тема: Это все моя семья! Раздел: дошкольное образование
Конспект открытого занятия НОД в подготовительной группе.
Воспитатель: О.Н. Очаповская
Мама, папа, детский сад - это всё моя семья.
Задачи:
Образовательные:
- активизировать и расширять словарь детей на основе углубления знаний о
своей семье;
- совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
- продолжать формировать умение вести координированный диалог между
воспитателем и ребёнком,
- закреплять пространственное ориентирование у детей подготовительной
группы на листе бумаги.
Развивающие:
- закреплять умение согласовывать имена прилагательные с именами
существительными в роде и числе;
- закреплять знания о родственных связях слов;
- развивать понимание логико-грамматических конструкций;
- учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными
суффиксами;
- вызывать желание рассказывать о взаимоотношениях между детьми и
взрослыми в семье, желание поделиться своими мыслями, чувствами о своей
семье.
Воспитательные:
- воспитывать осознание у детей об обязанностях членов в семье, сохранении
ее традиций;
-воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание
высказывать свои чувства близким людям;
- формировать представление о семье, как о людях, которые заботятся друг о
друге;
- развивать чувство гордости за свою семью, осознание себя как члена семьи.
Материал: плоскостные изображения ручейков, капельки с фотографиями
членов семьи каждого ребёнка; набор картинок по теме "Семья"; семейные
гербы, нарисованные на листе бумаги.
Предварительная работа : рассматривание семейных альбомов с
фотографиями; беседа по фотографиям; рассказы детей о членах своей семьи;
1
разучивание индивидуальных стихов; подготовка плоскостных изображений
ручейков и фотографий членов семей; чтение художественной литературы.
Ход занятия
Организационный момент.
"Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся ."
Объявление темы.
- Сегодня мы собрались все вместе, как одна большая дружная семья.
Что такое семья?
(ответы детей)- Как назвать одним словом этих людей: папа, мама, сын, дочь,
бабушка, дедушка? ( Ответы детей).
- Сегодня мы поговорим о взаимоотношениях в семье, об обязанностях
членов семьи и о том, как нужно относиться к своим самым близким людям.
Вводная беседа с элементами презентации.
Никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах
показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими
группами. Эти первобытные "семьи" не были похожи на современные.
Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей. (слайд 1)
Потом образ жизни людей стал меняться. (слайд 2) Так появились семьи,
похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать
заботилась о доме, муже и детях. Вдвоём было легче оберегать и воспитывать
потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям.
Примерно так распределяются обязанности в семье и сейчас.
Основная часть.
В каждой семье есть права и обязанности, они есть у каждого члена семьи ! И
у вас то же!! Что бы семья была дружная. крепкая, каждый член должен
строго выполнять обязанности, заботиться о ближних, поддерживать и
понимать их!
(слайды презентации после каждого вопроса) №1
2
забота защита
сохранение будущее
Какие обязанности у мамы ? (ответы детей)
Какие обязанности у папы?
Какие обязанности у вас?
Зачем нужно выполнять обязанности?
А что будет, если члены семьи перестанут выполнять свои обязанности?
Семья нужна человеку, пожалуй, больше чем другим живым существам.
Растить детей, кормить и заботиться о близких легче сообща.
Каждая семья - капелька нашего общества. И от ее благополучия
зависит жизнь целой страны !
Развитие лексико-грамматических категорий .
- А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.
(игра с мячом: задается вопрос всем, а отвечает тот, кому бросили мяч)
Мальчик для папы и мамы кто?
Мальчик для дедушки и бабушки?
Девочка для папы и мамы?
Девочка для дедушки и бабушки?
Папа для дедушки и бабушки?
Мама для дедушки и бабушки?
Мальчик для девочки в семье кто?
Девочка для мальчика в семье кто? (Ответы детей).
- У каждого в семье есть родные и дорогие люди.
Дидактическая игра "Подбери ласковые слова для близких людей "
- А какие же они родные и дорогие нам люди?
Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе,
дедушке, бабушке и т. д.
Мама КАКАЯ? : добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная,
требовательная.
Папа КАКОЙ? - строгий, умный, сильный.
Бабушка КАКАЯ? - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая,
доброжелательная, седая.
Дедушка КАКОЙ? - старый, мудрый, седой:
Сестра КАКАЯ? - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая,
маленькая, большая.
3
Брат КАКОЙ? - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший,
подвижный,...
Составление генеалогического ручейка.
- Дети, посмотрите, на доске речка. Рассмотрите её. Какой величины
капельки вверху, а какие внизу? Вверху - маленькие. А внизу - большие.
Ребята, ваша семья как эта речка и каждый член семьи - капелька. Мы
вырастим сейчас ручеёк семьи каждого из вас Каждая капелька в ручейке
будет ваша мама, папа, бабушка, дедушка и т.д.
Справа папа, слева мама
В серединке я как раз
Сколько будет вместе нас? (Трое. Семья )
- А теперь вы будете создавать свой семейный ручеёк. (Дети выкладывают
капельки с фотографиями членов своей семьи)
- Посмотрите, какие красивые ручейки у вас получились, а теперь отдохнем и
поиграем.
Физминутка "".
Осенью, весною
Летом и зимою
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает
Повороты вправо - влево
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой
И качаю головой.
Сейчас вы будете рассказывать о своей семье.
Рассказы детей о членах семьи.
Мама.
Много мам на белом свете, всей душой их любят дети.
Только мама есть одна,
Всех дороже мне она,
Кто она?
Отвечу я: это мамочка моя.
(В. Руссу)
(Рассказ 2-3 детей о своей маме, показывая ее портрет)
4
Папа.
Мой папа красивый
И сильный, как слон.
Любимый, внимательный, ласковый он.
Я жду с нетерпением папу с работы.
Всегда мне в портфеле приносит он что-то.
Мой папа находчивый, умный и смелый
Ему по плечу даже сложное дело.
Его обниму я и тихо шепну:
- Мой папочка, я тебя крепко люблю!
Ты самый заботливый, самый родной,
Ты добрый, ты лучший
И ты только мой!
(Рассказ 2-3 детей о папе, показывая его портрет).
Бабушка.
Мы с моею бабушкой старые друзья.
До чего хорошая бабушка моя!
Сказок знает столько, что не перечесть,
И всегда в запасе новенькое есть.
А вот руки бабушки - это просто клад!
Быть без дела бабушке руки не велят.
Золотые, ловкие. Как люблю я их!
Нет, других, наверное, не найти таких!
(Л. Квитко)
(Рассказ 1-2 детей о своей бабушке, показывая ее портрет).
Дедушка.
Мой дедуля дорогой,
Мы гордимся все тобой!
И скажу я по секрету:
Лучше нет на свете деда!
Буду я всегда стараться
На тебя во всём равняться!
(А. Чурбанова)
(Рассказ 1-2 детей о своем дедушке, показывая его портрет).
Младший брат.
Есть у меня братишка
Смешной такой мальчишка!
Мне во всём он подражает
И ни в чём не уступает.
Если мы играем в мячик,
5
Я скачу, он тоже скачет,
Я сижу - и брат сидит,
Я бегу - и брат бежит.
Такой смешной мальчишка
Младший мой братишка.
(И. Лопухина)
(Рассказ ребенка о своем младшем брате, показывая его фотографию).
Пальчиковая гимнастика.
Игровое упражнение "Вот и вся моя семья"
Этот пальчик дедушка
Этот пальчик бабушка
Этот пальчик папочка
Этот пальчик мамочка.
Этот пальчик я, вот и вся моя семья!
Каждая семья - это маленькая страна со своими традициями. А у каждой
страны есть герб.
Ребята, а что такое герб? Что он изображает?
( Герб (наследство) — эмблема, отличительный знак, передаваемый по
наследству, на котором изображаются предметы, символизирующие
владельца герба (человека, сословие, род, город, страну)
Вы дома, вместе со своими родителями придумали и изобразили герб своей
семьи. Давайте на них посмотрим . Дети подходят к выставке гербов.
Рассматривание.
-Какие предметы символизируют вашу семью? Что они обозначают? (ответы
детей)
"Детский сад - моя вторая семья".
- Ребята, вы рассказали про свою семью. У вас получилось замечательно.
- А какие чувства вы испытываете, когда смотрите на членов своей семьи?
(Добро, радость, веселье, хорошее настроение, любовь).
- А как вы думаете, почему у вас возникают такие чувства? (Потому, что вы
любите своих родителей, мама и папа любят вас ).
- А вы знаете, что у вас есть ещё одна семья, где вас тоже любят, всегда рады
встрече с вами, вкусно готовят, играют с вами, проводят интересные занятия,
читают, помогают стать сильными и здоровыми. Что же это за вторая семья?
(Детский сад).
6
- А теперь давайте расположим капельки с вашими фотографиями на ручейке
нашей второй семьи, вырастим речку нашей группы. Как вы думаете, у нас
дружная семья? ( Ответы детей).
Итог занятия. Рефлексия.
- Посмотрите на ваши работы!!!
- Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы - самые счастливые дети на
свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут
все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье
всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.
-Вам понравилось занятие? Какое настроение у вас сейчас?
-сейчас каждый подойдет к доске и повесит кружочек того цвета, какого у
него настроение. (черный, синий, зеленый)
отличное грустное обычное
7