Автор: Иванова Ирина Валериевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад компенсирующего вида №126" Населённый пункт: Саратовская область Город Саратов Наименование материала: статья Тема: Укрепление здоровья детей средствами самомассажа Раздел: дошкольное образование
В современных условиях возникла необходимость поиска
нетрадиционных путей организации коррекционно-образовательного
процесса уже в дошкольном возрасте.
Работая в группе для детей с задержкой психического развития (ЗПР), я
целенаправленно включаю в педагогический процесс элементы
современных оздоровительных технологий. Для предупреждения
гиподинамии и обеспечения оптимального двигательного режима в
группе проводятся двигательные разминки, как в режиме дня, так и в
процессе занятий. Использование различных видов гимнастик для
коррекции и развития моторных функций (артикуляционная и
пальчиковая гимнастик), проведение релаксационных мероприятий,
гимнастика пробуждения после сна, включение профилактической
гимнастики для глаз в структуру занятия – все это позволяет снять
мышечное и психическое напряжение у детей, адаптировать их к
дальнейшей деятельности. В течение дня формирую у детей
культурно-гигиенические навыки, обучаю приемам самомассажа
биологически активных точек, что позволяет формировать у детей
первоначальные представления о здоровом образе жизни.
Одним из таких направлений моей работы является самомассаж. Как
лечебное средство он был известен ещё в глубокой древности. При
систематическом массаже усиливаются рефлекторные связи коры
головного мозга с мышцами и сосудами, нормализуется мышечный
тонус, происходит стимуляция тактильных ощущений.
Массаж позволяет активизировать и синхронизировать работу обоих
полушарий мозга. В.А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребёнка
находится на кончиках его пальцев».
Самомассаж — способ саморегуляции организма, один из приемов
регулирования кровотока. Детей учу выполнять поглаживающие,
разминающие, постукивающие, похлопывающие движения в
направлении кровотока — от периферии к центру.
Виды самомассажа:
Самомассаж лица, носа, ушей, головы, ног, рук и пальцев.
Самомассаж БАЗ (биологически активных зон - точек)
Регулярный самомассаж рук, ног, спины, грудной клетки, ступни,
голени и бедра способствует повышению работоспособности коры
головного мозга - у детей улучшатся внимание, память, слух, зрение,
речь.
Во время массажа организм человека начинает вырабатывать свои
собственные лекарства (интерферон). Массаж повышает защитные
свойства организма. Происходит значительное снижение
заболеваемости гриппом и ОРВИ.
Цель самомассажа :
Сохранять и укреплять здоровья детей, повышать функциональную
деятельность коры головного мозга.
Задачи :
Закаливать организм детей.
Способствовать улучшению деятельности центральной нервной
системы.
Способствовать сохранению положительного психоэмоционального
состояния у детей.
Формировать у детей умения заботится о своём здоровье.
Приобщать воспитанников к ценностям здорового образа жизни.
Ожидаемый результат
Укрепление здоровья детей.
Овладения навыками оздоровления. Освоения детьми упражнений
игрового массажа.
Повышение у детей физической работоспособности.
Формирование эмоциональной сферы детей, подвижности нервных
процессов.
Рекомендации:
При проведении массажа рекомендуется обучать детей не сильно
нажимать на указанные точки, а массировать их мягкими движениями
пальцев, лишь слегка надавливая или легко поглаживая и постукивая.
Массирующие движения следует выполнять от периферии к центру (от
кистей к плечу и т.д.).
При массаже пальцев рук можно использовать следующие приёмы:
Вытягивание каждого пальца и надавливание на него.
Растирание пальцев одной руки пальцами другой, как бы надевая на
каждый палец колечко.
Для того чтобы массаж детьми не выполнялся чисто механически,
необходимо создать соответствующий эмоциональный настрой.
Проводить его в игровой форме в сочетании с другими формами
оздоровления.
Самомассаж проводится с целью повышения функциональных
возможностей организма, работоспособности и восстановления
здоровья. Выполнять массаж следует вместе с педагогом и под его
контролем.
Педагог в ДОУ и родитель в домашних условиях должен
использовать любую свободную минуту во благо ребенка. Предлагается
использовать разнообразные упражнения для разных частей тела.
Самомассаж можно провести во время занятий, перед прогулкой,
приемом пищи, началом утренней гимнастики или игровой
деятельности, т.е. в каждую свободную минутку. Продолжительность
их невелика (всего 2-3 мин), а оздоровительный эффект очень большой.
Желательно, чтобы самомассаж сопровождался легко
запоминающимися стихами. Дети их повторяют и с удовольствием
выполняют действия, соответствующие тексту.
Массаж обладает тонизирующим действием поэтому его
нежелательно осуществлять перед дневным сном.
Практический материал предлагается для использования как педагогам
ДОУ, так и родителям в домашних условиях.
Самомассаж "Петушок"
Раз и два! Раз и два! Тереть ладони друг о
друга.
Начинается игра!
Красим крылья и живот, Поглаживать ладонями
руки,
Красим грудочку и хвост. живот, грудь. поясницу,
Красим спину, ноги , голову.
Красим ножки,
Красим гребешок немножко.
Вот какой стал петушок, Поставить руки на пояс,
горделиво выпрямиться,
сделать несколько
полуоборотов влеко-вправо
Ярко-красный гребешок.
Массаж спины "Суп"
Дети встают друг за другом, кладут ладони на спину впереди стоящего.
Вариант : родитель и ребенок.
Чики-чики-чики-ща Похлопывать ладонями.
Вот капуста для борща.
Покрошу картошки. Постукивать ребрами ладоней.
Свеколки, морковки,
Полголовки лучку, да зубок чесночку. Поколачивать кулочками.
Чики-чики-чики-чок! Поглаживать ладонями.
И готов борщичок!
Массаж биологически активных точек "Солнышко"
Солнце рано утром встало, Поднять руки вверх,
потянуться,
делая руками "фонарики".
Всех детишек приласкало.
Гладит грудку, Массировать "дорожку" на
груди
снизу вверх.
Гладит шейку, Поглаживать шею большими
пальцами сверху вниз.
Гладит носик, Кулачками растирать крылья
носа.
Гладит лоб, Проводить пальцами по лбу от
середины к вискам.
Гладит ушки, Растирать ладонями уши.
Гладит ручки, Растирать ладони.
Загорают дети. Вот. Поднять руки вверх.
Массаж биологически активных зон для профилактики
простудных заболеваний "Неболейка".
Потирать ладони друг о друга до появления ощущения тепла.
Чтобы горло не болело, Поглаживать ладонями шею
мягкими
движениями сверху вниз.
Мы погладим его смело.
Чтоб не кашлять, не чихать, Указательными пальцами
растираем
крылья носа.
Надо носик растирать.
Лоб мы тоже разотрем, Прикладывать ко лбу ладони
"козырьком" и растирать лоб
движениями в стороны.
Ладошку держим козырьком.
Вилку пальчиками сделай, Разжать указательные и средние
пальцы, растирать пальцами точки
за и
перед ушами.
Массируй ушки ты умело.
Знаем, знаем - да-да-да! Потирать ладони друг о друга.
Нам простуда не страшна.