Напоминание

"Проектная деятельность педагога дополнительного образования"


Автор: Ефанова Надежда Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МУ ДО ЦТЭК
Населённый пункт: г.Георгиевск
Наименование материала: Статья
Тема: "Проектная деятельность педагога дополнительного образования"
Раздел: дополнительное образование





Назад





Муниципальное учреждение дополнительного образования

ЦЕНТР ТУРИЗМА, ЭКОЛОГИИ И КРАЕВЕДЕНИЯ

Статья
«
Проектная деятельность педагога дополнительного образования
»
Автор: Ефанова Надежда Николаевна,

педагог дополнительного

образования МУ ДО ЦТЭК
г. Георгиевск 2016 г. Термины «проект», «проектные методы», «проектная деятельность» в последнее время стали распространенными. Учебный проект характеризуется как форма обучения, наиболее соответствующая требованиям современного обучения, как эффективный способ развивающего и проблемного обучения. Общеизвестно, что новые знания можно получить от других в готовом виде, а можно добывать самостоятельно. Причем знания, добытые в ходе собственных опытов, наблюдений, экспериментов, выводов и умозаключений, обычно самые прочные.
Чтобы научить добывать знания, надо вооружить учеников техникой исследовательского поиска.
Исследовательская деятельность обучающихся
Одной из задач, стоящих перед педагогическими коллективами, является создание условий для самореализации ребенка. Решение этой задачи позволяет обучающимся осваивать специальные знания, приобретать навыки в походах, экспедициях, вести исследования, изучать родной край, успешно применять на практике приобретенные навыки в различных ситуациях. Сегодня творчество рассматривается как универсальный механизм развития лично сти, обеспечивающий ее приобщение к культуре и обретение способа существования в современном мире. Существуют различные технологии создания условий для плодотворного творчества. В связи с этим на первый план выходит учебно – исследовательская деятельность учащихся — деятельность связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения. Исследовательские работы это творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является непредсказуемость результата, который могут дать исследования. Главным результатом исследовательской деятельности я вл я е т с я интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования.
В организованное

обучение

в общеобразовательном

учреждении
рекомендуется включение исследовательской деятельности в рамках интегрированной программы общего и дополнительного образования. На основе технологии исследовательской деятельности может быть реализована модель профильной школы как на базе общеобразовательного учреждения, так и в кооперации с учреждениями дополнительного и высшего профессионального образования. Исследовательская деятельность обучающихся является технологией дополнительного образования, поскольку имеет два обязательных для дополнительного образования признака: 2
 гибкие образовательные программы, выстраиваемые в соответствии со спецификой выполняемой задачи, склонностями и способностями конкретного обучаемого;  наличие индивидуальных форм работы педагога и обучаемого — групповые и индивидуальные занятия и консультации, выездные мероприятия, семинары и конференции. При планировании и организации данного вида деятельности обучающихся педагогу
нужно знать:
 Как подготовить обучающихся к работе над проектом или исследованием?  Как адаптировать известный учебный проект или исследование к особенностям учреждения образования и условиям имеющегося обеспечения?  Как выстроить серию проектов или исследований одного обучающегося для последовательного формирования специфических умений и навыков проектной и исследовательской деятельности.  Как разработать учебный проект или исследование?  Как оценить выполнение педагогических задач в результате выполнения учебного проекта или исследования?  Как осуществить учебный проект или исследование. Какие формы образовательной деятельности применять?  С кем консультироваться по вопросам содержания про ектной исследовательской деятельности? Самое решающее звено этой новации — учитель. Меняется роль учителя и не только в проектно-исследовательском обучении. Из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.
Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося
— это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной 3
проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный

проект

или

исследование

с точки

зрения

учителя
— это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:  проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);  целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;  самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);  представление результатов своей деятельности и хода работы;  презентации в различных формах, с использованием специально подготовленный продукт проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);  поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;  практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;  выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;  проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).
Темы и проблемы

Темы
детских работ выбираются из любой содержательной области. П
роблемы
— близкие пониманию и волнующие подростков, в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и должны находиться в области их самоопределения. Получаемый результат должен быть социально и практически значимым. Предпочтительны индивидуальные или мини групповые формы работы. 4
В условиях дополнительного образования нет жёстких рамок классно-урочной системы, выбор содержания, тематики и проблематики проектов и исследований обучающимися происходит в момент выбора секций, кружков и обществ, в которые он посещает. При выборе формы работы здесь также необходимо учитывать возрастные особенности детей. В зависимости от уровня полученных результатов необходимо предо ставить возможно сть обучающимся продемонстрировать их на публичных презентациях различного уровня: перед сверстниками, родителями, педагогами, для широкой общественности. Где бы мы ни занимались проектной или исследовательской деятельностью с обучающимися необходимо помнить, что главный результат этой работы — формирование и воспитание личности, владеющей проектной и исследовательской технологией на уровне компетентности.
Обеспечение осуществления учебного проекта или исследования
Каждый проект или исследование должны быть обеспечены всем необходимым:
материально-техническое
и
учебно-методическое
оснащение,
кадровое обеспечение,

информационные
и
информационно-технологические
ресурсы,
организационное обеспечение.
Все виды требуемого обеспечения должны быть в наличии до начала работы над проектом. В противном случае за проект не надо браться, либо его необходимо переделывать, адаптировать под имеющиеся ресурсы. Недостаточное обеспечение проектной или исследовательской работы может свести на нет все ожидаемые положительные результаты. Важно помнить, что задачи проекта или исследования д ол ж н ы
соответствовать

возрасту
и лежать в зоне ближайшего развития обучающихся — интерес к работе и посильность во многом определяют успех. Кроме того, необходимо обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом или исследованием —
мотивацию
, которая будет давать незатухающий источник энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект или исследование, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы.
Оценивание

успешности

обучающегося

в выполнении

проекта

или

исследования
При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.
Для обучающихся в учреждениях дополнительного образования
5
Проектная и исследовательская форма работы с обучающимися
в учреждениях

дополнительного образования
должна быть приоритетной.
Литература
1. Василевская Л.И. Туристскими тропами – к исследовательской деятельности// Внешкольник. – 2005, №6. 2. Крылова Н.Б. Проектная деятельность школьников и новые задачи педагогов// Дополнительное образование. – 2007, №3. 3. Масленникова А.В. Материалы для проведения спецкурса «Основы исследовательской деятельности учащихся»// Практика административной работы в школе. – 2004, №5. 4. Савенков А.И. Исследователь. Материалы для подростков по самостоятельной исследовательской практике// Практика административной работы в школе. – 2004, №5. 6


В раздел образования