Социализация детей с ОВЗ через развитие их творческих способностей
Автор: Кузьмичева Кавсария Галиахматовна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБОУ "Школа №78" Населённый пункт: город Казань, Республика Татарстан Наименование материала: статья Тема: Социализация детей с ОВЗ через развитие их творческих способностей Раздел: дополнительное образование
Кузьмичева
Кавсария Галиахматовна
педагог дополнительного образования
МБОУ «Школа № 78» РТ г.Казань
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через
развитие их творческих способностей .
Одной из важных тенденций государственной политики в области
образования является особая забота и внимание к детям с ограниченными
возможностями здоровья. Обозначена необходимость создания условий «для
получения без дискриминации качественного образования лицами с
ограниченными возможностями здоровья». . В работе с детьми, имеющими
жизненное ограничение , большое значение приобретает социальная
реабилитация ,целью которой является раскрытие и реализация творческого
потенциала ребенка, формирование личности, способной адаптироваться в
условиях изменяющейся социальной среды. Развитие художественных
творческих способностей происходит на уроках изобразительного искусства,
на уроках пения и музыки проявляются музыкальные способности, с видами
прикладного искусства и декора знакомят детей уроки труда. Творческие
способности у детей развиваются довольно быстро, легко, но для этого
необходимо, чтобы родители и преподаватели помогали и поддерживали
интерес в их развитии.
Литературно творческие способности у детей развивает театральная
деятельность, что так же способствует в общении со сверстниками
чувствовать себя уверенно. Если ребенок занимается изобразительным
искусством, то он может развить свои художественные способности, что
поможет найти свою индивидуальность, а это, безусловно, положительно
влияет на общение с людьми и на позитивное восприятие мира.
А интерес к творчеству младших школьников можно вызвать с помощью В
процессе творческой деятельности совместно с педагогами и родителями
ребёнок с нарушениями в развитии стремится творить, общаться, делиться
своими достижениями со сверстниками и родителями. Расширяются его
социальные контакты, преодолеваются психологические барьеры,
расширяются возможности взаимопонимания между здоровыми детьми и
детьми с ОВЗ. И, как следствие, происходит улучшение психологического
климата в семье. Чем раньше ребенок приобщится к творчеству, тем
интереснее будет его жизнь. Особенному ребенку важно попробовать себя в
разных видах деятельности: техническое моделирование, декоративно-
прикладное искусство, народные промыслы и т.п. Это поможет ему в
дальнейшем правильно выбрать профессию, стать полезным обществу,
получать радость от своего труда. Для такого человека творчество станет
образом жизни. В процессе творческого самовыражения легко формируются
необходимые навыки, позволяющие ребенку легче адаптироваться к
требованиям социальной среды . Очень часто дети с ограниченными
возможностями безграничны в своих талантах. Это особенные дети, но все
же дети, они также как и здоровые дети имеют право на обучение, развитие,
творческую самореализацию. Для детей обучающиеся в коррекционных
классах школы №78, при Реабилитационном центре для детей и подростков с
ограниченными возможностями «Солнечный», созданы условия для занятий
творчеством и они могут проявлять свои способности на различных
конкурсах мастерства, фестивалях, праздниках. А для меня как для педагога,
учителя, реабитолога , большое счастье сознавать, что я сумела организовать
процесс адаптации для моих воспитанников посредством развития их
индивидуально творческого потенциала. Детям с ограниченными
возможностями очень важно сознавать, что они не оторваны от общества, они
хотят, они могут быть полезными и нужными. В нашем центре проводится
много массовых мероприятий, акций, школьных конференций совместно с
учениками не имеющими отклонений здоровья. И ребята понимают,
ощущают свою причастность к большим и значимым событиям. Мы много
организовываем сами и участвуем в различных благотворительных
выставках, ярмарках, конкурсах, где представлены изделия наших учеников.
То есть востребованность любого изделия - это востребованность личности
самого ребенка. Работы воспитанников студии прикладного творчества
«Алтын куллар», стали призерами, дипломантами и победителями конкурсов,
выставок городского, республиканского и международного уровней. Участие
в выставках способствуют развитию у детей чувства своей социальной
значимости. Ребенку очень важно видеть и знать, что его творческая
деятельность полезна и нужна другим людям. А для меня, как для педагога
,на ряду с решением образовательных и воспитательных задач, особо ценно
еще и то, что работы моих воспитанников оцениваются на выставках
различного уровня, наравне с изделиями детей не имеющими отклонения в
здоровье. Создание условий для достижения учащимися необходимого для
жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой
обществом системы ценностей - создание условий для многогранного
развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.
Создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных,
интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие
здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской
ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к
жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую
практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив. Работа
по развитию творческих способностей у детей с ограниченными
возможностями здоровья трудна, но богата развивающими идеями — не
только для обучающихся, но и для педагога. Нужно постоянно помнить, что
каждый ребенок должен иметь возможность получить такое образование,
которое позволит ему достичь максимально возможного для него уровня
развития. Все дети рождаются со своими природными задатками, талантами
и возможностями. Перед педагогом стоит задача - раскрыть природные
способности ребенка, помочь ребенку познать мир своим путем.
Положительные результаты, достигнутые в ходе работы с детьми, убеждают в
том, что начатая деятельность востребована обществом, необходима и
значима для интеллектуального и творческого развития личности, и требует
своего продолжения на следующих ступенях образования. Таким образом,
поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не
затормозить рост его способностей – это особо важная задача обучения таких
детей.
Список используемой литературы
1. Алехина С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными
возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в
работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья:
монография / Н.В. Новикова, Л.А. Казакова, С.В. Алехина; под общ. ред Н.В.
Лалетина; Сиб. Федер. ун-т, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева [ и
др.]. Красноярск, 2013. С. 71 - 95.
2. Алехина С.В., Зарецкий В.К. Инклюзивный подход в образовании в
контексте в контексте проективной инициативы «Наша новая школа» //
Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной
инициативы «Наша новая школа». М., 2010.
3. Банч Г. Включающее образование. Как добиться успеха? Основные
стратегические подходы к работе в интегративном классе/– М. : Прометей,
2005.