Анализ учебников по русскому языку (10 класс) на наличие заданий и текстов, касающихся телевидения.
Автор: Королева Виктория Владимировна Должность: магистр педагогических наук Учебное заведение: - Населённый пункт: г. Магнитогорск Наименование материала: статья Тема: Анализ учебников по русскому языку (10 класс) на наличие заданий и текстов, касающихся телевидения. Раздел: полное образование
Телевидение как средство формирования языковой личности в процессе
обучения русскому языку.
Королева Виктория Владимировна / Koroleva Viktoriia Vladimirovna –
магистр, кафедра русского языка, общего языкознания и массовой
коммуникации .
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Магнитогорский государственный технический
университет им. Г. И. Носова» г. Магнитогорск.
Аннотация: в статье обосновывается актуальность исследуемой
проблемы, которая состоит в необходимости использования телевидения,
как средства обучения, для формирования языковой личности учащегося.
Ключевые слова: языковая личность, телевидение, учебник
В
понятии
языковой
личности
фиксируется
связь
языка
с
индивидуальным сознанием личности, с мировоззрением. Любая личность
проявляет
себя
и
свою
субъектность
не
только
через
предметную
деятельность, но и через общение, которое немыслимо без языка и речи. Речь
человека с неизбежностью отражает его внутренний мир, служит источником
знания о его личности. Более того, «очевидно, что человека нельзя изучить
вне языка...», поскольку, даже с обывательской точки зрения, трудно понять,
что представляет из себя человек, пока мы не услышим, как и что он говорит.
Но также невозможно «язык рассматривать в отрыве от человека», так как без
личности, говорящей на языке, он остается не более чем системой знаков [1,
с.134]. Эта мысль подтверждается В. Воробьевым, который считает, что «о
личности
можно
говорить
только
как
о
языковой
личности,
как
о
воплощенной в языке» [3, с.29].
Под
языковой
личностью
в
лингвистике
понимается
«совокупность
способностей
и
характеристик
человека,
обусловливающих
создание
и
восприятие
им
речевых
произведений,
языковая
компетенция,
характеризующаяся
глубиной
и
точностью
отражения
действительности,
степенью
структурно-языковой
сложности,
при
этом
интеллектуальные
характеристики языковой личности выдвигаются на первый план» [3, с.140].
По мнению Ю.Н. Караулова, «языковая личность – вот та сквозная идея»,
которая «пронизывает все аспекты изучения языка и одновременно разрушает
границы между дисциплинами, изучающими человека вне его языка» [2,
с.15].
Языковая
личность
является
видом
полноценного
представления
личности, вмещающим в себя и психический, и социальный, и этический и
другие
компоненты,
но
преломленные
через
ее
язык,
ее
дискурс. Даже
психолингвистический аспект владения культурой речи связан с понятием
языковой
личности.
Овладение
языком
–
его
лексикой,
грамматикой,
стилистикой,
произносительной
сферой
–
создает
внутренний
образ
мировоззрения людей и каждого человека.
Языковая личность начинает формироваться еще в семье, но познать
все азы русского языка нам помогает школа и учителя. На протяжении всех
школьных лет изучается русский язык, тем самым происходит становление
языковой личности учащегося.
Всем известно, что время не стоит на месте, и в наш двадцать первый
век – век технологий, учителям приходится находить все новые и новые
методы и средства обучения русскому языку. И телевидение является одним
из таких средств.
Аудиовизуальные средства оказывают школе значительные услуги в
области формирования у учащихся определенных впечатлений, наблюдений и
представлений.
Они
воздействуют
одновременно
на
два
анализатора
(зрительный
и
слуховой),
что
существенным
образом
определяет
их
привлекательность. К числу аудиовизуальных средств мы относим звуковой
фильм и телевидение.
Учебное
телевидение,
называемое
также
школьным
телевидением,
представляет
собой
аудиовизуальное
средство,
педагогическое
значение
которого в процессе обучения постоянно возрастает. Благодаря телевидению
учащиеся могут непосредственно наблюдать важнейшие события в стране и
за рубежом, знакомятся с известными государственными деятелями, учеными
и артистами, наблюдают за ходом различных технических и технологических
процессов,
просматривают
театральные
спектакли,
словом,
приобретают
современные знания о мире и культуре путем несравненно более полным и
более
привлекательным,
чем
с
помощью
других
средств
передачи
информации.
Актуальность данной темы исследования неоспорима, т.к. телевидение
давно стало неотъемлемой частью нашей жизни, вот почему следует активно
использовать телевидение в процессе обучения.
Объект
исследования
является
процесс
формирования
языковой
личности на уроках русского языка в 10 классе.
Предмет
исследования
–
телевидение
как
средство
формирования
языковой личности в процессе обучения русскому языку.
Научная новизна исследования заключается в создании системы уроков
с
использование
телевидения
как
средства
обучения
на
уроках
русского
языка.
Для
того
чтобы
составить
собственную
систему
уроков
с
использованием
телевидения,
нам
необходимо
было
провести
детальный
анализ учебников по русскому языку для 10 класса:
Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык: Учебник-практикум для
старших классов. — 6-е изд., испр. — М.: Вербум-М1, 2006. — 415 с.;
Хлебинская Г. Ф. Русский язык. 10 класс. Профильный уровень: учеб.
для общеобразоват. учреждений / Г. Ф. Хлебинская. — М.: ОЛМА —
Учебник: ОЛМА Медиа Групп, 2010. — 304 с.
Бунеев
Р.Н.
Русский
язык.
10
кл.:
учеб.
для
общеобразоват.
Учреждений:
базовый
и
профильный
уровни
/
Р.Н.
Бунеев,
Е.В.
Бунеева, Л.Ю. Комиссарова, З.И. Курцева, О.В. Чиндилова. – Изд. 2-е,
доп. – М.: Баласс, 2013. – 320с.; ил. (Образавательная система «Школа
2100». Серия «Свободный ум»);
Власенков А.И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб.
для
10-11
кл.
общеобразоват.
учреждений
/
А.И.
Власенков,
Л.М.
Рыбченкова. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2002. – 350с.
Тщательному анализу были подвергнуты интересующие нас разделы:
Общие сведения о языке и речи. Культура речи;
Текст. Стили и жанры.
Эти разделы были выбраны не случайно, т.к. именно они позволяют
глубже
изучить
языковую
личность
каждого
учащегося.
Ведь
только
благодаря общению и созданию текстов формируется языковая личность.
Кроме
того,
данные
разделы
были
проанализированы
при
составлении
системы уроков с использованием телевидения.
Мы не сравнивали учебники, и даже не сопоставляли, единственным
критерием нашего анализа было наличие или отсутствие заданий и текстов,
касающихся
телевидения.
Так
же
мы
рассматривали
потенциальные
возможности заданий и текстов для использования их в собственной системе
уроков.
Учебник-практикум А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой предлагает учебно-
научные, публицистические и художественные тексты, много так называемых
«текстов
о
текстах»,
но
основная
масса
всех
представленных
текстов
тематически
связана
с
лингвистикой,
литературоведением.
Система
практических
заданий
на
основе
текста
предоставляет
учителю
свободу
выбора
материала
разного
уровня
сложности.
Что
же
касается
нашего
критерия отбора, то нами было выделены задания, подходящие для нашей
системы уроков с использованием телевидения. Вот некоторые из них:
Стр.8 №3. Запишите ответ на вопрос: «Какой совет дает
Достоевский тем, кто хочет хорошо усвоить русский язык?»
По мнению Достоевского, для того чтобы...
Данное задание может быть уместно для игры «Диктор», по сценарию
которой у читающего человека в прямом эфире пропадает с экрана текст и
ему самому нужно закончить рассказ, а для этого нужно быть в теме вопроса.
Стр.26 № 22. Прочитайте отрывок из книги, посвященной проблемам
коммуникации. Согласны ли вы с мыслями авторов?
Признаемся, что мы пока не вполне выяснили, что с собою
принесло телевидение. Известно, однако, что оно практически вытеснило не
только старомодное семейное чтение вслух за вечерним столом, но и просто
чтение. <...>
Не секрет, что постоянная возможность видеть «живое изображение»,
понятное
и
без
текста,
ослабляет
навыки
чтения.
Не
говорим
уже
о
потребности читать...
Понимание
текста
есть
процесс
перекодирования
из
вербальной
системы в образную и понятийно-схемную. Насколько сложен и субъективен
этот
процесс,
доказывается
тем
фактом,
что
зрительный
образ
любого
книжного героя формируется субъективно. Последующие встречи читателя с
книжной
иллюстрацией
в
кино-
и
телефильме
вызывают,
как
известно,
эффекты в диапазоне от «совсем не такой, как я себе представлял» до «почти
в точности». А если текста вообще не было? С помощью художника или
киноактера
образ
становится
коллективно
приемлемым
или
даже
привычным, бесспорным. Хорошо это или плохо? Вообще стандартизация
всегда
хуже
индивидуализации
—
будь
то
образное
представление
или
логическое
суждение...
Культура
индивидуального
чтения
должна
быть
сильнее, чем стандартизация через экран, индивидуальный образ должен
предшествовать экранизации.<...>
Причину
всеобщей
тяги
к
<...>
теле-
и
киноизображению
в
век
всеобщей
грамотности
мы
видим
в
том,
что
читать
трудно.
Да,
да,
мы
помним, что «хорошим мальчиком» В. Маяковский назвал того, кто еще в
раннем детстве
«
тычет в книжку пальчик
»
...
Но одно дело — одолеть начало, саму технику чтения, другое —
превратить чтение во второе дыхание, практически непрерывно «дышать»
текстами до конца жизни.
(И. Горелов, В. Енгалычев)
Данное
задание
можно
использовать
на
констатирующем
этапе
эксперимента, для того, чтобы выяснить отношение учеников к телевидению.
Стр.36 № 32 . Зрительный диктант.
Для данного упражнения можно использовать небольшой рекламный
текст, который транслируется не более 30 секунд. И для тех, кто, верно,
запишет, дать следующие задания:
1. Объясните значение слова ...
2. Подчеркните грамматические основы предложений.
3. Составьте схему сложного предложения.
Упражнение
и
на
внимательность
и
на
закрепление
пройденного
материала.
Стр.95
№100
.
Подготовьтесь
к
уроку-семинару
на
тему
«Система
русского языка: ее единицы и их иерархия».
Основные вопросы:
1) Понятие «система».
2) Единицы языковой системы, их иерархия.
3) Разделы науки о языке.
4) Сложность, красота и гармония языковой системы.
Выполните задания:
*1.
Сравните
языковую
систему
с
другими
систем ам и:
искусственными,
созданными
человеком
для
передачи
информации,
или
естественными, известными человеку. Есть ли среди них система более
сложная, чем язык? Что сложнее — система мироздания или языковая
система?
Далее по списку следует учебник Г.Ф. Хлебинской. Учебник содержит
теоретический и практический материал по лексике, фонетике, морфемике,
слообразованию, орфографии. Особое внимание уделено работе с текстом,
подробно
рассматриваются
функциональные
стили
речи.
Наряду
с
тренировочными
упражнениями
представлены
задания
творческого,
поискового
и
игрового
характера.
Следующие
задания
гармонично
вписываются в нашу систему уроков:
Стр.23 №9. Прочитайте текст. Найдите в современной печати,
художественной литературе примеры, иллюстрирующие намеренное
отклонение от литературных норм.
Данное
задание
можно
изменить,
и
попросить
учащихся
после
прочтения текста, в котором, кстати, и говорится об отклонении как о
неком
приеме,
найти
намеренное
отклонения
от
языковых
норм
в
телевизионной практике. Заострить слуховое внимание учащихся.
Стр.79 § 13 Культура устного общения
Участвуя в дискуссии, беседе, общаясь с друзьями и т. д., необходимо
соблюдать культуру устного общения.
Дискуссия (от
лат. discussio
— обсуждение) — свободное публичное
обсуждение
какого-либо
спорного
вопроса.
Тема
дискуссии
может
быть
связана
с
проблемами
науки,
культуры,
политики,
экономики,
социально
бытовой сферы и т. д.
Лицо,
выступающее
с
возражениями
кому-либо
при
защите
диссертации, в публичной беседе, дискуссии и т. п., называется оппонентом
(от лат. opponens, opponentis — возражающий).
Памятка участника дискуссии
Участник дискуссии должен:
Участник дискуссии не должен:
понимать речевую ситуацию (между
кем, с какой целью и где происходит
общение)
игнорировать обстоятельства
общения,
состав
участников
(их
возраст, образование и т.д.); забывать
о цели беседы или дискуссии
подготовиться к общению: обдумать
тему заранее, определить её границы
отклоняться от темы, выходить за её
рамки
излагать
свою
точку
зрения
ясно,
точно,
доступно,
последовательно,
аргументировано
усложнять свою речь излишней
терминологией, неконкретными
выражениями, громоздкими фразами
уважать оппонента, проявлять
доброжелательность,
стремиться
к
взаимопониманию
говорить,
не
глядя
на
собеседника;
задевать
его
чувство
собственного
достоинства,
создавать
атмосферу
напряжённости
контролировать своё поведение: быть
сдержанным,
корректным,
спокойно
воспринимать возражения
быть
излишне
эмоциональным,
перебивать
оппонента,
допускать
р е з к и е
о ц е н оч н ы е
с у ж д е н и я ,
произносить
грубые
или
бранные
слова
Данный параграф и данную памятку мы можем отработать на практике,
проведя урок в виде дебатов, предварительно посмотрев видеоматериал с
теледебатами.
Стр.117 №3. Восстановите логический порядок частей текста.
Озаглавьте получившийся текст.
1)
Публицист
не
только
конкретизирует
факты
и
информирует
о
современных проблемах, он разъясняет и убеждает, полемизирует и обличает,
призывает к действию, агитирует и пропагандирует.
2)
Публицистика
—
это
статьи,
заметки,
обзоры,
интервью,
корреспонденции,
очерки
и
другие
газетно-журнальные
жанры,
которые
освещают вопросы и показывают явления общественной жизни.
3)
В
публицистических
произведениях
сочетаются
лексико-
стилистические
особенности
различных
стилей
речи,
непринуждённая
живость разговорной речи и чёткая упорядоченность литературного языка.
4)
Чрезвычайно
активизировалась
публицистика
в
наши
дни.
Практически участвуя в процессе перестройки общественного сознания, она
глубоко
исследует
проблемы
международной
и
внутренней
политики,
экономики и экологии, культуры и науки, права и бытового обеспечения,
жизни современной семьи и духовного облика молодёжи.
5)
Публицисты
постоянно
обращаются
к
образам
из
произведений
художественной
литературы.
Художественные
образы
в
публицистике
не
внешнее упражнение, они неразрывно связаны с размышлениями.
(«Энциклопедический словарь юного литературоведа»)
Предлагаемое задание может быть итоговым в системе заданий по
освоению текста публицистического стиля. Если в данном тексте поменять
слова
«публицист»
на
«корре спондент»,
«публицистика»
н а
«тележурналистика» и т. д., то это упражнение идеально впишется в нашу
систему уроков.
Учебник,
над
которым
работали Р.Н.
Бунеев,
Е.В.
Бунеева,
Л.Ю.
Комиссарова, З.И. Курцева, О.В. Чиндилова, предназначен как для базового,
так
и
для
профильного
уровня.
Привлекает
в
учебнике
интересное
оформление, но вызывает некоторое отторжение перенасыщенность учебника
историческими фактами и историческими текстами. Но, несмотря на это, мы
всё же выделили несколько «работающих» на нашу проблему интересных
заданий:
Стр.28
№5.
Прослушайте
и
законспектируйте
устное
сообщение
одного из ваших одноклассников, специально подготовленное к данному
занятию.
В нашем случае, мы бы изменили задание и попросили прослушать и
законспектировать телевизионную речь.
Стр.29 №1. Компетентностная задача
Ситуация.
Поступление
на
работу
в
крупную
престижную
фирму,
наличие большого числа конкурентов.
Ваша роль. Соискатель.
Описание ситуации. Вы пришли подавать заявление и заполнить анкету,
предшествующую
собеседованию,
и
вам
неожиданно
предлагают
кроме
этого, еще написать эссе в объеме не более 250 слов, например на тему:
«Влияние телевидения на развитие личности, за и против». От качества этой
работы во многом зависит, пройдете ли вы собеседование.
Результаты.
1)
Спрогнозируйте,
с
какой
целью
потенциальный
работодатель предлагает соискателям подобное задание.
2) Зафиксируйте в любой форме свою готовность к написанию работы в
жанре эссе. Сформулируйте затруднения и предполагаемые пути решения
возникших проблем.
В данном задании нам интересно мнение ребят на тему: «Влияние
телевидения на развитие личности, за и против». Это упражнение идеально
вписывается в нашу систему уроков.
Стр.148 №8. Компетентностная задача
Ситуация. Предвыборная кампания.
Ваша роль. Имиджмейкер.
Описание ситуации. Вы работаете в избирательной команде кандидата
в
депутаты N. К сожалению, манера его речи, усвоенная в молодости и
бессознательно реализуемая в зрелом возрасте, не является удачной, так как
предполагает
известную
дистанцию
с
аудиторией,
эмоциональную
сдержанность. Такое ощущение создается, например, от употребления в его
устной
речи
довольно
сложных
синтаксических
конструкций,
книжной
лексики.
Результат. Подготовьте советы для его публичных выступлений.
Приложение. Специалисты (и юмористы) давно заметили, что манера
речи политиков во многом определяет их успешность. Политики, говорящие
примерно об одних и тех же проблемах, делают это по-разному и добиваются
разных
результатов.
Например,
успешные
политики
нередко
вместо
«коллеги» говорят «ребята», а вместо аргументов используют эмоции.
Данное задание можно было дать учащимся на дом, добавив к нему еще
такой пункт: просмотрите выступления известных политиков.
Стр.204 №9. Подготовьте анализ речи, которую произнес перед
небольшой группой людей талантливый мошенник Остап Бендер.
План анализа речи:
1)
Субъект речевого действия (кто говорит),
2)
Массовый слушатель как объект речевого действия (кто и как слушает,
как реагирует на речь, чем можно объяснить подобную реакцию),
3)
Приемы воздействия на слушателей,
4)
Цель
речевого
воздействия,
которая
в
данном
случае
определяется
личностными качествами оратора,
5)
Выбор темы и жанра выступления, которым соответствуют приемы
логического и стилистического оформления речи.
Данное упражнение могло послужить продолжением к предыдущему, в
котором учащимся необходимо было просмотреть выступление политиков.
У ч е б н и к А.И.
Власенкова
и
Л.М.
Рыбченковой.
В
учебнике
предлагается материал для повторения, углубления и некоторого расширения
знаний
по
русскому
языку
в
10-11
классах,
определена
лингворечевая
деятельность
учащихся,
основанная
на
изучаемых
в
этих
классах
произведениях художественной литературы.
В учебнике представлено разнообразие форм самостоятельной работы
учащихся: составление планов, тезисов, конспектов, подготовка рефератов,
докладов, написание аннотаций, рецензий, самостоятельный анализ текстов,
целенаправленные выписки, творческие работы в жанре эссе, очерка и других
жанров ведение дневника и другие. Организуются наблюдения над речью
окружающих, сбор соответствующего языкового материала с последующим
его
использованием,
усиливаются
внутрипредметные
связи.
Учащиеся
постоянно
обращаются
к
общелингвистическим
понятиям,
категориям:
лексическим, словообразовательным, синтаксическим.
Задания
носят
комплексный
характер,
т.е.
наряду
с
освоением
материала
очередной
темы
ученики
смогут
анализировать
стилевые
особенности текста, содержащиеся в нём изобразительно – выразительные
средства.
В данном учебнике присутствует и материал, соответствующий нашему
критерию
отбора.
Продемонстрируем
самые
интересные,
на
наш
взгляд,
упражнения и задания.
Стр.240 №400. Подберите из СМИ (средств массовой информации)
слова,
выражения,
известные
ранее
и
получившие
сейчас
второе
рождение. Дайте их толкование.
Стр.274
№441.
Попытайтесь
импровизировать,
т.е.
составлять
устный
рассказ
без
предварительной
подготовки:
а)
на
фантастическую
или
сказочную
тему
(с
описанием
внешности
действующих лиц); б) воспроизводя хорошо знакомые вам бытовые
сцены,
сцены
из
школьной
жизни;
в)
по
сюжетам
теле-
и
кинофильмов,
спектаклей,
художественных
произвед ений.
Старайтесь войти в роль изображаемого персонажа, запомнить ход
событий
и
вместе
с
тем
постоянно
варьировать
словесное
оформление,
смысловые
оттенки
реплик,
обрисовку
характерных
деталей.
Стр.274 №442. Прислушайтесь внимательно к устной речи
учителя,
объяснения,
которого
вам
особенно
нравятся,
к
выступлениям общественных деятелей по телевидению или радио:
вспомните
особенности
речи
людей,
с
которыми
вам
приятно
общаться.
Как
вы
считаете,
в
чем
секрет
их
воздействия
на
слушателей:
в
правильной
речи,
ее
содержательности,
в
эмоциональности, в голосе, в манере общения?
Напишите об этом короткое сочинение-рассуждение, учитывая все
законы
построения
этого
типа
речи.
Возможно,
вам
придется
это
сочинение
передать
в
форме
устного
выступления.
Воспользуйтесь
рекомендациями – как строить устное выступление.
Стр.287 № 460. Из газет, радио- и телепередач подберите еще
10-12 слов, отражающих новые явления в официально-деловой сфере,
запишите их и дайте краткое толкование, используя словари.
Стр.330 №530. Напишите рецензию на спектакль или кинофильм,
поставленный
по
пьесе
А.
Чехова
(если
вы,
конечно,
смотрели
экранизацию или театральную постановку).
Данный материал, который мы представили в нашем анализе, это лишь
малая часть того, что было нами обнаружено в школьных учебниках для 10
класса.
Опираясь
на
уже
существующие
типы
заданий
в
учебниках,
используя потенциальные возможности других упражнений, представленных
в учебниках, предлагая новые типы заданий, мы разрабатываем собственную
систему заданий, призванных способствовать успешному усвоению курса
русского языка с использованием телевидения в процессе обучения.
В
каждом
учебнике
любой
учитель
может
найти
для
собственной
разработки
важное
и
интересное,
а
если
включить
фантазию,
то
урок
получится не только занимательным и увлекательным, но и событийным в
жизни учащихся, к чему собственно мы и стремимся в нашей системе уроков.
Литература:
1
Караулов Ю.Н. «Русский язык и языковая личность» / Ю.Н. Караулов. -
Издание 2-е, стереотипное. М.: Едиториал УРСС, 2002. – 264 с.
2
Караулов Ю.Н. Русская языковая личность и задачи ее изучения // Язык и
личность. / Ю.Н. Караулов. - М., 1989, - С.15.
3
Московская
Н.Л.
Формирование
профессиональной
компетенции
лингвиста-преподавателя в интегрально-коммуникативном
образовательном пространстве / Н.Л. Московская. – Ставрополь: Изд-во
СГУ, 2003. – 375 с.