"Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей с нарушением зрения через дидактическую игру"
Автор: Коробка Елизавета Валентиновна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №59 Населённый пункт: г. Апатиты, Мурманской обл. Наименование материала: педагогический проект Тема: "Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей с нарушением зрения через дидактическую игру" Раздел: дошкольное образование
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Формирование представлений о сенсорных эталонах у детей с
нарушением зрения через дидактическую игру»
Коробка Е.В.
воспитатель зрительной группы
МБДОУ №59, г. Апатиты
Актуальность проекта
Процесс восприятия лежит в основе интеллектуального развития ребенка и
создает прочный фундамент для развития его познавательной и личностной
сферы,
необходимый
для
успешного
усвоения
школьной
программы
и
социальной адаптации в детском коллективе.
Успешность
познавательного
развития
определяется
уровнем
развития
сенсорных процессов
Дидактические
игры
способствуют
умственному,
эстетическому
и
нравственному развитию детей
Педагогами и психологами установлено, что усвоение сенсорных эталонов
включено в общую систему образования и воспитания в детском саду.
Дидактическая игра – средство формирования сенсорных представлений в
коррекционной работе с детьми с нарушением зрения.
Паспорт проекта
Тип проекта: практико - ориентировочный
По количеству участников: групповой, 13 человек
Длительность: долгосрочный
Форма представления: проект
Аннотация проекта
Проект рассчитан на детей средней зрительной группы
Дети знакомятся с сенсорными эталонами через дидактические игры
Проект
способствует
умственному
развитию,
развитию
мелкой
моторики,
памяти, мышлению, познавательному развитию. Проект имеет коррекционную
направленность для детей со зрительной патологией.
Цель проекта
Изготовление
дидактических
игр
своими
руками,
которые
формируют
представления о сенсорных эталонах и отвечают требованиям для работы с
детьми со зрительной патологией:
Яркость;
Доступность;
Соответствие размера зрительным нагрузкам;
Обеспечение коррекционной направленности:
- обогащение сенсорного опыта,
- тренировка кинестетических и тактильных ощущений.
Задачи проекта
Проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу
по данной теме.
Составить перспективное планирование.
Создать условия, обеспечивающие эффективное использование
дидактических игр, для формирования представлений о сенсорных эталонах.
Подобрать, создать и апробировать комплекс дидактических игр.
Выявить уровень сформированности о сенсорных эталонах
Выявить уровень знаний родителей о сенсорном развитии ребенка
Разработать методические рекомендации для родителей
Выступить с темой проекта на педсовете
Провести итоговые открытые занятия для воспитателей МБДОУ
Оценить результаты проделанной работы
Противоречие
Заключается
между
задачей
формирования
представлений
о
сенсорных
эталонах
у
детей
с
нарушением
зрения
и
недостаточностью
дидактических
материалов обеспечивающих успешность ее решения.
Проблема
Какие ресурсы необходимо мобилизовать для создания дидактических игр,
для детей со зрительной патологией как средство формирования представлений о
сенсорных эталонах.
Гипотеза
Если будет разработан комплекс дидактических игр и созданы условия для
эффективного их использования, то формирование о сенсорных эталонах будет
успешным.
Новизна
Использование
информационно
–
коммуникативных
технологий,
способствующие
повышению
качества,
доступности
и
эффективности
образования.
Изготовление
дидактических
игр
своими
руками
по
формированию
представлений
о
сенсорных
эталонах
у
детей
с
нарушением
зрения
и
обеспечение ими коррекционной направленности.
Участники проекта:
дети средней зрительной группы,
воспитатели,
родители
Этапы и сроки реализации проекта
I ЭТАП: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Знакомство с темой проекта
Изучение литературы
Выявление проблемы, цели, задачи
Составление перспективного плана
Создание условий для эффективного использования игр
Подбор дидактического материала и игр
Диагностика уровня сформированности сенсорных представлений
Анкетирование родителей по выявлению знаний о сенсорном развитии
II ЭТАП: ОСНОВНОЙ
Проведение
родительского
собрания
на
тему
«Что
такое
сенсорное
развитие.
Почему
его
необходимо
развивать?»;
консультации;
беседы,
мастер – класс; оформление уголка для родителей.
Знакомство детей с дидактическими материалами и играми.
Проведение дидактических игр и игр-занятий
Исследовательская деятельность детей
III ЭТАП: ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Диагностика детей
Анкетирование родителей
Проведение родительского собрания на тему проекта
Открытое занятие для педагогов МБДОУ
Выступление с темой и презентацией проекта на педсовете
Самооценка. Выводы.
Методы и приемы:
Организационные
Мотивирующие
Словесные
Наглядные
Игровые
Образовательные технологии
Здоровьесберегающие
Информационно-коммуникативные
Игровые
Исследовательские
Личностно-ориентированные
Принципы обучения и воспитания
Принцип наглядности
Доступности
Систематичности и последовательности
Принцип прочности
Формы организации работы с детьми
Дидактические игры
Игры-занятия
Дидактические игры, изготовленные своими руками
1. Игра « Радуга - дуга»
Задачи игры в первом варианте – развивать сенсорные представления о цвете,
закрепить последовательность расположения цветов радуги, умение собирать
радугу по образцу. Развивать мелкую моторику.
Второй вариант игры – закрепить умение составлять цветовой ряд без образца,
по памяти. Умение составлять изображение из частей. Развивать зрительное
внимание.
2. Игра «Сенсорная радуга».
Задачи:
способствовать
развитию
способности
глаза
различать
цветовое
разнообразие окружающего мира, закрепить последовательность расположения
цветов
радуги. Формировать
пространственные
отношения: справа,
слева,
вверху,
внизу,
на,
над,
под. Развивать
мелкую
моторику
рук,
зрительно
–
моторную
координацию
(в
застегивании
пуговиц,
кнопок,
шнуровки,
завязывании бантика).
В середине каждой цветовой дуги идет фиксация с помощью кнопки или
липучки, а затем концы фиксируются шнуровкой с завязыванием бантика или
застегиванием пуговки. Солнышко фиксируется с помощью кнопки. Работаем
над
пространственными
понятиями:
«Где
расположено
солнышко?» (в левом
верхнем углу), «Где сидит птичка?» (на радуге),
«Где
летит
аист?» (в левом
нижнем углу), «Сколько туч на небе?» (3), «Где они расположены?» (над радугой,
под радугой, справа от радуги).
3. Игра «Цветочная поляна»
Задачи:
познакомить дошкольника с общепринятой системой цветовых тонов и
оттенков,
упражнять
в
различении
цветов
по
насыщенности,
составление
цветового ряда. Учить детей находить оттенки темнее или светлее данного цвета.
Развивать
цветовую
чувствительность
глаз.
Совершенствовать
умение
сравнивать
предметы по длине и ширине,
раскладывать их в убывающей и
возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами:
ленточка длинная, короче, самая короткая, одинаковые по длине; широкая, уже,
самая узкая, одинаковые по ширине. Развивать прослеживающую функцию глаз.
Задания с бабочками: «Какого цвета бабочки?», «Сколько бабочек?», «Посади
бабочку на лепесток своего цветового оттенка», «Назови, какого цвета бабочка
по
отношению
к
лепестку»,
например:
лепесток
зеленый,
бабочка
светло
–
зеленого цвета, «Разложи ленточки по длине», «Какого цвета самая длинная
(короткая)
ленточка?»,
«Какого
цвета
ленточки
одинаковые
по
длине»,
аналогично
работаем
с
параметрами
ширины.
Развивать
послеживающую
функцию глаз в задании: «С какого лепестка улетела бабочка?»
4. Игра «Разноцветные квадраты»
Задачи: учить составлять фигуры по образцу, соблюдая правило, развивать
мышление, ориентировку на микроплощади, закреплять цветовые
представления, развивать зрительное внимание, анализирующее восприятие.
5. Игра «Собери радугу»
Задачи: развивать сенсорные представления о цвете, закрепить
последовательность расположения цветов радуги. Развивать мелкую моторику.
6.Игра «Собери вазу»
Задачи: развивать зрительное восприятие целого изображения. Упражнять в
составлении силуэта предмета из частей. Развивать мелкую моторику рук.
7. Игра «Шубка для кота»
Задачи: развивать сенсорные представления о цвете. Упражнять в различении
цветов по насыщенности. Упражнять в составлении цветового ряда по образцу.
8. Игра «Клубочки»
Задачи: развивать сенсорные представления цвета, зрительное восприятие.
Упражнять в зрительном соотнесении оттенков зеленого цвета.
9. Игра «Рыбки»
Задачи: учить различать фактуру на ощупь, развивать осязательное восприятие,
упражнять в дифференцировке по величине, умение выстраивать сериационный
ряд. Ориентировка в пространстве, поиск непохожего предмета (рыбка плывет в
другую сторону), упражнение в счете и соотнесение количества с цифрой.
Формы организации работы с родителями
Родительские собрания
Методические рекомендации, консультации
Мастер-класс
Анкетирование
Ожидаемые результаты после проекта с детьми
У детей должен вырасти уровень сформированности представлений о
сенсорных эталонах
Дети научатся играть в дидактические игры
После создания определенных условий у детей формирование
представлений о сенсорных эталонах будет успешным
Ожидаемые результаты работы с родителями
У родителей должен вырасти уровень знаний по сенсорному развитию
Родители научаться создавать дидактические игры своими руками,
использовать их в совместных играх с детьми
Родители будут заинтересованы в дальнейшем развитии своих детей
Результаты проекта
В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное
использование дидактических игр, апробированы дидактические игры;
значит гипотеза проекта верна и формирование представлений о
сенсорных эталонах стало успешным для детей с нарушением зрения
У детей и родителей вырос уровень знаний по сенсорному развитию
Родители получили методические рекомендации по созданию условий для
проведения дидактических игр, консультации по их приобретению.
Практическая значимость проекта
Внедрение и апробирование условий, обеспечивающих эффективное
использование дидактических игр для формирования представлений о
сенсорных эталонах у детей со зрительной патологией
Разработка дидактического материала и дидактических игр
Разработка методических рекомендаций для родителей
Возможность использования проекта воспитателями других МБДОУ
Перспективы развития проекта
Дальнейшая непрерывная систематическая работа по формированию
сенсорных представлений через дидактические игры
Дополнение системы дидактическим материалом и играми
Продолжение работы по использованию проектных технологий по
сенсорному развитию
Выступление с презентацией проекта на городских, районных и областных
мероприятиях
Информационные ресурсы
1. Поддъяков, Н.Н. Сенсорное воспитание в детском саду [ТЕКСТ]:
Пособие для воспитателей/ под ред. Н.Н.Поддъякова, В.И.Аванесовой. 2-е.
изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1981. – 192с.
2. Поддъяков, Н.Н. Умственное воспитание детей дошкольного возраста
[ТЕКСТ]: Н.Н. Поддъяков, С.Н. Николаева, Л.А. Парамонова и др./ Под ред.
Н.Н.Поддъякова, Ф.А. Сохина. 2-е изд. дораб. – М.: Просвещение, 1988. –
192с.
3. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до
6 лет [ТЕКСТ]: Кн. Для воспитателя детского сада/ Л.А. Венгер,
Э.Г.Пилюгина, Н.Б. Венгер; под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение. 1988
– 144с.
4. Венгер, Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному
воспитанию дошкольников [ТЕКСТ]: Пособие для воспитателей детского
сада/ Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, З.Н. Максимова, Л.И. Сысуева; под ред.
Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 19737г. – 110с.
5. Пилюгина, Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию [ТЕКСТ]: пособие
для воспитателя детского сада/ Пилюгина Э.Г. – М.: Просвещение, 1983. –.
96 с.
6. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [ТЕКСТ]: Кн.
для воспитателей дет. сада. – 2-е изд., дораб./ А.К Бондаренко. – М.:
Просвещение, 1991г. – 169с.
7. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под
ред.М.А.Васильевой