Автор: Сорокина Наталья Федоровна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МАДОУ №15 "Сибирячок" Населённый пункт: г. Канск Наименование материала: статья Тема: Право детей на свободу выбора Раздел: дошкольное образование
Сорокина Н.Ф.
старший воспитатель
МАДОУ №15 «Сибирячок»
г. Канск
«Цель воспитания –научить наших
детей обходиться без нас»
Эрнесте Легуве
Мы все чаще обращаемся к таким документам, как Декларация прав
ребенка, Конвенция о правах ребенка, где на законодательном уровне говорится
о предоставлении детям прав и свобод, прежде всего права на развитие своих
интересов, сохранения своей индивидуальности, формировании собственных
взглядов и убеждений. Именно ситуации свободного выбора помогут ребенку
самому
определить
свою
зону
ближайшего
развития,
а
педагогу
–
сориентироваться на нее.
Нам предстояло ответить на вопросы: какие условия могут быть созданы
в
детском
саду
для
приобретения
ребенком
опыта
выбирать
не
только
предметы, но и деятельность, роль, партнеров по игре и занятиям? В какие
моменты пребывания в детском саду ребенок имеет возможность делать выбор
и видеть его результат? Какие шаги включает в себя формирование умение
самостоятельно выбирать?
Взрослые должны осознавать необходимость предоставления детям свободы
выбора и создавать условия для ее реализации. Это прежде всего:
общение воспитателя и ребенка на равных;
учет возрастных возможностей детей;
организация
соответ ствующей
развивающей
предметно
–
пространственной среды;
опора на жизненный опыт ребенка.
Мы начали с решения задач:
подготовка воспитателей к овладению методикой развития у детей умения
делать свободный выбор и реализовывать его;
подготовка
воспитателей
к
созданию
развивающей
предметно-
пространственной среды, соответствующей возрасту и интересам детей.
Педагогам была предложена анкета, которая включала вопросы: «Следует
ли в жизнь ребенка включать ситуации выбора и в какие ситуации выбора
включаете своих воспитанников?» Свободу выбора педагоги связывают с
игровой
деятельностью,
но
не
упоминают
о
предоставлении
выбора
в
организованной образовательной деятельности.
Задача подготовки воспитателей к овладению методикой развития у детей
умения делать свободный выбор и реализовывать его решалась с помощью
семинаров:
«Создание
ситуации
выбора,
как
одно
из
условий
развития
самостоятельности у дошкольников», «Особенности работы по созданию
ситуации успеха для дошкольников как необходимое условие внедрения
ФГОС
ДО»,
педагогическом
совете
-
«Развитие
детской
активности
и
самостоятельности: право детей на своду выбора», открытых просмотров
образовательной деятельности, сетевого взаимодействия.
Как
справедливо
отмечал
Л.А.
Венгер,
«взрослые
учат
детей
не
д е я т е л ь н о с т я м ,
а
т о л ь ко
д е й с т в и я м ,
т о
е с т ь
п р и в ы ч н а я
регламентированность
детской
деятельности
приводит
к
тому,
что
нарушается ее структура: этапы возникновения мотива и постановки цели
выпадают
из
нее,
так
как
полностью
берутся
на
себя
воспитателем.
Воспитатель
должен
предоставлять
ребенку
как
можно
больше
самостоятельности на всех этапах его деятельности, рассматривая ребенка
как активного участника образовательного процесса».
В создании условий для свободного выбора детьми деятельности трудно
переоценить значение развивающей предметно-пространственной среды. В
соответствии
с
ФГОС
ДО
среда
должна
обеспечивать
выбор
каждым
ребенком деятельности по интересам, и позволяющая ему взаимодействовать
со
сверстниками.
Поэтому
мы,
создавая
развивающую
среду
учитываем
особенности наших воспитанников и создаем среду, позволяющую ребенку
делать
выбор
в
соответствии
со
своими
возможностями
и
интересами.
Выбор – необходимое условие полноценного развития личности ребенка.
должно
быть
уделено
материалам
,
их
прочности
и
гибкости
,
композиции
,
колористике
,
то
есть
оформление
предметной
среды
развития
движений
должно
отвечать
требованиям
эстетики
.
Выбор
зон
деятельности
,
выбор
партнеров
по
играм
,
выбор
материалов
,
игры
и
упражнения
ТРИЗ
Постепенно
вводить
ситуацию
выбора
и
увеличивать
количество
вариантов
для
выбора
;
Расширение
свободы
выбора
должно
сопровождаться
формированием
знаний
,
умений
,
и
навыков
,
необходимых
для
овладения
той
или
иной
деятельностью
;
Необходимо
учить
делать
выбор
в
соответствии
со
своими
возможностями
Выбор
–
необходимое
условие
полноценного
развития
личности
ребенка
.
Список литературы