"Любовь, Россия, вдохновенное творчество – важнейшие темы М.И.Цветаевой"
Автор: Имыхелова Людмила Михайловна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "Бугульдейская средняя общеобразовательная школа" Населённый пункт: Иркутская область, Ольхонский район, п.Бугульдейка Наименование материала: методическая разработка Тема: "Любовь, Россия, вдохновенное творчество – важнейшие темы М.И.Цветаевой" Раздел: полное образование
Методическая разработка открытого урока
«Любовь, Россия, вдохновенное творчество – важнейшие темы
М.И.Цветаевой»
в 11 классе
Методика проведения: литературная композиция
Учитель русского языка и литературы:
Имыхелова Людмила Михайловна
МБОУ «Бугульдейская средняя общеобразовательная школа»
Ольхонского района Иркутской области
декабрь 2016г.
Тема урока : Любовь, Россия, вдохновенное творчество – важнейшие темы
М.И.Цветаевой
Цель урока :
Предметные
1.Постижение истоков формирования поэтического дара Цветаевой, основных мотивов
творчества в соотнесении с драматическими страницами судьбы поэта;
2. Подвести к пониманию подлинных мотивов длительной эмиграции М.И.Цветаевой, к
пониманию её чувств боли, тоски по Родине, памяти, истинного патриотизма поэта;
3. Дать необходимую основу для дальнейшего самостоятельного постижения сложного и
прекрасного мира поэта.
Метапредметные
1. Развивать умение грамотно работать с информацией по теме ( уметь собирать
необходимые сведения из критической литературы и фактов исторической
действительности, анализировать их, делать необходимые обобщения и
аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения
новых проблем);
2. Развивать навыки выразительного чтения наизусть лирических произведений.
Личностные
1. Формирование гражданской позиции выпускников, осознание чувства Родины в жизни
каждого человека;
2. Обогащение культурного уровня выпускников ещё одним именем русской поэзии
серебряного века, формирование чувства гордости и уважения к культурному наследию
своей страны;
3. Развивать умение публичного выступления на литературную тему как средство
самоутверждения личности, воздействия на окружающих.
Оборудование урока:
1. Компьютер, мультимедийный проектор
2. Аудиозапись песни на стихи Цветаевой «Монолог» в исполнении А.Пугачёвой
Структура урока
Историко-биографический материал урока, представленный словом учителя
и сообщениями учащихся, затрагивающими различные периоды жизни и
творчества Марины Цветаевой, перемежается с исполнением отдельных
ярких стихотворений поэтессы заранее подготовленными чтецами из числа
учащихся, также звучащими в чтении наизусть самим учителем.
Эпиграф к уроку:
Буду брать – труднейшую ноту,
Буду петь – последнюю жизнь!
М.И.Цветаева
«Поэма заставы»
Слайд №1.
На экране через проектор высвечивается портрет М.И.Цветаевой и строки из
стихотворения «Лучина»:
Скушным и некрасивым
Нам кажется ваш Париж.
Россия, моя Россия,
Зачем так ярко горишь?
1. Вступительное слово учителя.
В последнее десятилетие минувшего века к нам вернулись имена и произведения, которые
не печатались в своё время. Ещё спорят о том, не слишком ли мы возвеличиваем
казнённых и замученных художников. И всё-таки понимаешь, насколько это запоздалое
вчера обогащает нас сегодня. Победила литература истерзанная, с трудом сохранённая.
Ведь часто борьба писателя за право искать свою правду, исходя из велений ума, сердца,
совести, а не выгоды, - эта борьба за право петь своим голосом оборачивалась для
художника трагедией. Имя, о котором сегодняшний разговор, вернулось, как и многие
другие имена «серебряного века», ещё раз доказывая миру, что можно «убить творца», но
не его творение и не «память о нём».(Привожу цитату из сочинения выпускника
предыдущих лет)
Сообщение темы, цели урока.
Привлечение внимания к эпиграфу урока.
– Звучит стихотворение П.Вегина «Те запрещённые поэты» в исполнении ученицы
2. Литературная композиция
1. Слово учителя:
В русской поэзии соединены два слова: «поэт» и «пророк». Семантика этих слов выходит
за рамки своего времени и пространства и обретает вечность.
Юная, никому не известная М.Цветаева в 1913 г. писала
- учитель читает наизусть стихотворение «Моим стихам…»
Теперь этим пророческим стихотворением обычно открываются все цветаевские
сборники.
Сегодня мы не говорим, Марина Цветаева – московская поэтесса, Анна Ахматова –
петербурженка, мы говорим о них заслуженно как о Поэтах с Большой буквы. А большими
их делает главная тема – Родины, России, верности и любви к своей земле, несмотря на
неровности и страшные лишения, выпавшие на их судьбу. 26
сентября 1892 г. ( 8 октября по новому стилю) в семье профессора-искусствоведа Ивана
Владимировича Цветаева (основателя Музея изящных искусств, ныне Государственный
музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина) и его жены, талантливой пианистки
Марии Александровны Мейн, родилась дочь Марина. – Звучит
стихотворение «Красною кистью…» в исполнении учащегося
По церковному календарю это день «апостола и евангелиста Иоанна Богослова».
Рябина навсегда вошла в символику её поэзии. Пылающая и горькая, на излёте осени, в
преддверии зимы, она стала символом судьбы, тоже горькой и переходной, пылающей
творчеством и постоянно грозившей уйти в забвение.
В характер Цветаевой Москва вошла сполна, подобно родительским генам. Цветаева была
прежде всего жителем Москвы.
2. Выступление ученицы с сообщением «Россия, Родина накануне
революции в творчестве Цветаевой» и чтение наизусть стихотворения
«Москва! Какой огромный странноприимный дом!» из цикла «Стихи о
Москве» (1916г.)
3. Слово учителя:
«
У меня в Москве купола горят,
У меня в Москве – колокола звенят…» (1916г.)
Тема Родины, острое чувство России, её природы, её истории, её национального характера
в стихотворениях о Москве. В знаменитом цикле «Стихи о Москве»(1916г.) – восхищение
столицей, любовь и нежность к ней, ощущение Москвы как святыни Отечества.
Не забывайте , что в этот период жизни Цветаева была счастлива, как ни в какие
предыдущие и последующие. Она вышла замуж. Если сказать, что Марина его любила,
почти ничего не сказать: она его боготворила.
- Стихотворение «С.Э» (1914г., Коктебель) учитель читает наизусть
«Есть такие голоса, что смолкаешь, им не вторя, что предвидишь чудеса. Есть
огромные глаза цвета моря…»
В сентябре родилась Ариадна («ведь это ответственно»), в 1917г. – вторая дочь Ирина
(«Судьбы не повторяются»).
4. 1917 год в жизни Марины Цветаевой. Слушаем ответы учащихся.
Слово учителя:
По всему, казалось бы, Цветаевой было по пути с Блоком, Маяковским, Есениным,
которые пережили самый высокий творческий взлёт, окрылённые революцией.
Не забудем ,
она была из тех, немногочисленных тогда поэтов, кто восторженно как своё
родное принял поэму Блока «Двенадцать». А ведь именно отношение к этой поэме
отрезало тогда всех принявших революцию от её врагов и колеблющихся. Всей душой,
смятенной, сумбурной, одинокой, она была на стороне «голодных», а не «сытых»:
Два на миру у меня врага
Два близнеца – неразрывно-слитых:
Голод голодных – и сытость сытых.
5. «Я себя причисляю к рвани». Выступление подготовленного ученика.
Слово учителя:
Однажды , отвечая корреспонденту, с горечью сказавшему, что её, Цветаеву, «не помнят»,
она написала: «Нет, голубчик, меня «не помнят», а просто не знают. Фактически не знают.
Вкратце: с 1912 по 1920г. я, пиша непрерывно, не выпустила, по литературному
равнодушию, вернее по отсутствию литератора, - ни одной книги. Только несколько
случайных стихов в петербургских «Северных записках». Я жила, книги лежали. По
крайней мере три больших очень книги стихов – пропали, т.е. никогда не были
напечатаны. В 1922г. уезжаю за границу, а мой читатель остаётся в России, куда мои
стихи… не доходят…Итак, здесь – без читателя (Цветаева пишет эти строки в 1933г. в
Париже), в России – без книг…»
6.
Слово учителя:
Эмиграция оказалась бедой, несчастьем, нищетой, бесконечными мытарствами, тоской и
незаслуженным позором в официальных кругах её родины, отлучением от родной земли и
от русского читателя.
Вопрос к классу:
Но эмиграция Цветаевой ( 1922 – 1939г.), 17 лет, значит
ли, что, не поняв и не приняв революцию, Цветаева убежала за рубеж?
Слушаем ответы учащихся.
(
Безвестность и непризнание, потеря дочери, умершей от голода, в красной Москве жена
офицера чувствовала себя отщепенкой, не просто нужда, а нищета).
Слово учителя (
обобщая ответы учащихся
) :
Эмиграция Цветаевой не была политическим актом, это был поступок любящей женщины:
«Если Бог сделает это чудо – оставит Вас в живых, я буду ходить за вами как собака».
Это письмо Марина никогда не прочитала: не было оказии в Москву, и оно осталось в
архиве. «Мариночка, знайте – что ваше имя я крепко ношу в сердце… Моя последняя и
самая большая просьба к Вам – живите. Целую Вас, Алю и Ириночку».
7.
Произведение о Родине , на ваш взгляд, самое сильное, пронзительное, глубоко
трагическое ( тоска, боль, верность, память) периода эмиграции. Прочитать
наизусть и обосновать свой выбор.
Выступления учащихся и обоснование своего выбора:
-
Стихотворение «Тоска по родине» (1934г.) стало классическим выражением
эмигрантской ностальгии;
- Стихотворение «Родина» (1932г.):
Губами подпишусь на плахе:
Распрь моих земля –
- Стихотворение «Русской ржи от меня поклон» (1925г.)
8.Слово учителя :
Тоска по родине сплетается с думой о новой родине, которую поэт ещё не видел и не
знает, - о Советском Союзе, о его жизни, культуре, поэзии, «о новосёлах моей страны».
«Не быть в России, забыть Россию может бояться лишь тот, кто Россию мыслит вне себя.
В ком она внутри – тот потеряет её лишь вместе с жизнью», - писала Цветаева в
эмиграции.
Берлин (недолго), Прага (3 года), Париж.
Вопрос к классу:
Из всех эмигрантских лет и мест самыми светлыми и
дорогими оказались годы где?
Слушаем ответы учащихся.
(
В Чехии. Она много писала, у неё были друзья, эмигрантские
круги, которые позже
травили её за симпатии к Советской России, ещё в ней не разобрались; у них с Сергеем
родился долгожданный сын Георгий.)
Затем Франция …(14 лет)
Возвращаемся к
Слайду №1.
На экране через проектор высвечивается портрет
М.И.Цветаевой и строки из стихотворения «Лучина»:
- в исполнении учащегося звучит стихотворение «Лучина»(1931г.):
9. Положение Цветаевой в среде белой эмиграции. Выступление
подготовленного ученика.
Среди подавляющего большинства эмигрантов Цветаева казалась белой вороной, не
разделяла ненависти к Советскому Союзу, ненавидела фашизм. «Моя неудача в эмиграции
– в том, что я не эмигрант, что я по духу, т.е. по размаху – там, туда, оттуда…»
Положение в среде эмиграции осложнялось и активным участием мужа в «Союзе
возвращения на Родину», Эфрон свой отъезд считал ошибкой. Вскоре к нему
присоединилась и дочь Ариадна.
В 1935г. Цветаева жаловалась (в частном письме): «Надо мной здесь люто издеваются,
играя на моей гордости, моей нужде и моём бесправии (защиты – нет). Нищеты, в которой
я живу, вы себе не можете представить, у меня же никаких средств к жизни, кроме
писания. Муж болен и работать не может. Дочь вязкой шапочек зарабатывает 5 франков в
день, на них вчетвером живём, т.е. просто медленно подыхаем с голоду».
10. Слово учителя :
Важное
значение для понимания патриотического чувства Цветаевой имеет цикл «Стихи
к сыну»(1932г.) «
Наша ссора – не ваша ссора!» - убеждает она. Цветаева трезво смотрит на судьбу своих
детей, молодого эмигрантского поколения. Россия – горестное воспоминание «отцов»,
которые потеряли родину, у которых нет надежды обрести её вновь, а «детям» остаётся
один путь – домой, на единственную родину, СССР.
– Звучит стихотворение «Езжай, мой сын, в свою страну» в исполнении ученицы.
11.
Слово учителя :
И даже самая страшная трагедия века переплелась с личной драмой Цветаевой. Она
увидела звериный оскал фашизма и успела проклясть его:
- Звучит стихотворение «О, чёрная гора, затмившая весь свет!..» в исполнении
ученицы
На этой ноте последнего отчаяния оборвалось творчество Марины Цветаевой. Дальше
человеческое существование, и того в обрез.
Возвращение на Родину состоялось, но в самую пору жесточайших репрессий. Сергей
Эфрон и дочь Ариадна были арестованы.
С началом войны, вместе с сыном, в составе писательской группы эвакуировалась в
Чистополь, а затем, не найдя там работы, в Елабугу. Силы были на исходе… Мысли о
гибели мужа, в чём она уже не сомневалась, ссылка дочери (куда и насколько),
одиночество, невозможность работать:
Захлёбываясь от тоски,
Иду одна, без всякой мысли,
И опустились и повисли
Две тоненьких мои руки.
А 31 августа, когда все ушли из дому, повесилась. В предсмертной записке к сыну она
писала: «Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна , это уже не я.
Люблю тебя безумно. Передай папе и Але – если увидишь, - что любила их до последней
минуты и объясни, что попала в тупик ».
12.
Звучит аудиозапись песни «Монолог» на стихи М.И. Цветаевой в
исполнении А.Пугачёвой.
3. Заключительное слово учителя.
Итоги урока. Возвращение внимания учащихся к эпиграфу
урока(высвечивается на экране Слайд №1
).
Её решение уйти из жизни было последним ответомсмертного существа на
нечеловеческие и личные обстоятельства, в которые она попала. Это был последний шаг,
за которым началось бессмертие
.
Лучшему из того, что она написала, «настал черёд», потому что настоящее в искусстве не
умирает. Любое произведение Марины Ивановны Цветаевой было подчинено только
правде сердца.
Марина Цветаева была и останется верной дочерью Родины.