Автор: Карныгина Любовь Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ ДС №10 "Березка" Населённый пункт: город Радужный, ХМАО-Югра Наименование материала: конспект Тема: "Зимушка-зима" Раздел: дошкольное образование
Программное содержание:
-Закреплять умения детей придумывать и конструировать пейзажные композиции без
помощи наглядной модели. Учить соотносить продукты детского творчества
(художественное конструирование) с произведениями других видов искусства (музыка) на
основе образной общности.
-Развивать воображение при самостоятельном выборе и использовании доступных
средств выразительности.
-Развивать эстетический вкус, творчество и фантазию, интерес к художественному
конструированию.
-Воспитывать коммуникативные навыки.
Предварительная работа:
-чтение стихов о зиме;
-рассматривание иллюстраций, репродукций (Д. Александров «Зимняя сказка» и др.);
-дидактические игры «Природа и настроение», «Какое время года» , «Зимний узор» ;
-прослушивание аудиокассет «Времена года» .
Ход занятия:
Воспитатель.
Сегодня я хочу пригласить вас в путешествие по одному из времен года. Но прежде чем
отправиться в путешествие, я приглашаю вас в картинную галерею – «Времена года», где
ждет нас встреча с картинами.
Ребенок: «Здравствуйте. Я приглашаю вас в мир Лета : это яркие сочные краски травы,
цветов ; вкусные , медовые запахи. Можно в картине использовать все цвета спектра
(радуги).
Ребенок: «Весна – это голубой художник. Все пронизано светом, нежностью, свежестью
и прозрачностью.
Ребенок: «Я приглашаю вас в мир Осени : Осень одевается в огненно-оранжевые,
бордовые наряды, красные гроздья рябин. Картины наполнены теплыми тонами.
Ребенок: «А зима приносит с собой палитру холодных цветов и оттенков. Но снег может
быть разным: вечером он синий, фиолетовый; утром нежно розовый, сиреневый. Когда он
только выпавший, сверкает белизной, пахнет морозной свежестью. Когда снег тает, он
становится серым и тусклым».
Каждое время года имеет свой цвет, характер, настроение. Я хочу вас пригласить в
путешествие по зимнему времени года.
По своему характеру зима бывает разная.
Посмотрите на эту картину.
- Что вы видите на переднем плане ? (ответы детей)
- Что на заднем плане ? (ответы детей)
А теперь закройте глаза и представьте себя маленькими человечками и вы оказались в
пространстве этой картины. Откройте глаза.
-Вот вы стоите посреди картины.
-Что вы чувствуете ? (тепло, неуютно, тесно, просторно…)
- Что вы почувствуете, если прикоснетесь к чему либо руками?
- Какие запахи наполняют это пространство?
-Что вы слышите? На что похожи эти звуки?
- Что произойдет, если вы пройдете дальше (за дерево )?
- Как вы будете там двигаться (легко, на цыпочках, проваливаться в снег)? (показ
движений)
-Чем можно там заняться?
- Как мы должны себя там вести, чтобы не разрушить, не навредить этому пространству
и его обитателям ?
Нам пришла пора возвращаться из картины. Закройте глаза и на счет «три» мы снова
превращаемся в больших. «Раз, два, три»! Откройте глаза.
Не только художники рисовали картины о зиме, но и поэты посвящали зиме свои поэмы,
оды, стихи. И я приглашаю вас в поэтический салон. Присаживайтесь (дети
рассаживаются на подушки).
Послушайте, какие замечательные слова написал о зиме Федор Иванович Тютчев:
«Чародейкою – зимой
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит».
Какая зима в этом стихотворении? (ответы детей)
А вы знаете стихи о зиме?
Ребенок: «Вечер, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась,
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела».
Какая зима в этом стихотворении ? (ответы детей)
Ребенок: «Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась,
Клоками повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов»
- А как Пушкин описал зиму в этом стихотворении?
-Вот какая бывает зима: то она заботливая, то «колючая» и сердитая, робкая и спокойная,
блестящая и светлая, порой тихая словно сон. Бывает и волшебницей, и сказкой. Она
очаровывает природу, рисует узоры, одевает наряды.
Раздается голос: «Здравствуйте ребята! Это я Зимушка-зима. Пригласила меня Снежная
королева на бал, а платья у меня подходящего нет. Помогите, пожалуйста, придумайте для
меня наряд!»
Что же нам делать? Надо зимушке помочь! Вы согласны?
Я приглашаю вас в «Художественную мастерскую», где вы попробуете составить
подходящий наряд для Зимушки – зимы.
Пока звучит музыка, мы составляем наряд, как только музыка заканчивается, мы
вывешиваем модели на выставке.
Аппликация «Нарядное платье Зимы».
(Готовые работы прикрепляются на стенде. Рассматриваем. )
Какие великолепные наряды получились для Зимушки, воздушно-легкие и прозрачные,
сказочно-волшебные. И вечерние и дневные. Замечательное время года зима - это смех,
веселье, сказка ! Сколько нарисовано картин, написано стихов и песен, и мы одну из них
знаем и пусть эта песня будет нашим подарком Зимушке.
Дети поют песню «Музыка Зимы»
Вот и подошло к концу наше путешествие. А на память хочу подарить вам сувениры от
Зимушки-зимы.