Автор: Поздняк Елена Васильевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: Детский сад "Золотой ключик" филиал АН ДОО "Алмазик" Населённый пункт: Республика Саха (Якутия) г. Ленск Наименование материала: Конспект подгруппового занятия Тема: " Путешествие со звуком " С"" Раздел: дошкольное образование
Поздняк Елена Васильевна
учитель-логопедъ детского сада «Золотой ключик»
филиала АН ДОО «Алмазик»
г. Ленск Республика САХА (Якутия)
Путешествие со звуком С
( подгрупповое занятие по автоматизации звука)
Цель: Автоматизация звука С в слогах, словах, предложениях и стихах.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
- создать условия для развития зрительной памяти, зрительно-пространственной
ориентировки;
- развивать артикуляционную моторику, общую и мелкую моторику;
-развивать фонематическое восприятие и слух;
-создать условия для развития памяти, мышления, воображения.
Коррекционно-образовательные:
- расширять представления о глобусе, карте, странах мира и языках мира;
- закреплять представления об артикуляционных и акустических признаках звука С;
- продолжать автоматизацию правильного произношения звука С в слогах, словах,
предложениях и стихах;
- развивать навык словообразования и словоизменения;
- систематизировать представления детей о структурных единицах речи (звук, слог, слово,
предложение);
- совершенствовать навык составления простых предложений по картинке;
- формировать интонационную выразительность речи при чтении стихотворений.
Воспитательные:
- воспитывать положительное отношение к организованной образовательной
деятельности, активность, любознательность, навыки сотрудничества.
Материалы:
книжки настроения; глобус; карточки-схемы позиции звука С ; книжки-малышки
«Зарядка для язычка»; большая бумажная модель самолёта; мяч; наборы для каждого
ребёнка: листочек бумаги, клеящий карандаш и картинки для изготовления «билета»;
ручные куклы: тигр, жираф, обезьянка, Микки-Маус; 2 лотка с песком и набор киндер-
игрушек; карточка для словоизменения; сюжетные картинки «Путаница»; мнемодорожки к
стихам; сюрпризные фигурки-куколки: китаец, африканец, бразилец, американца; карта,
бинокль, компас, китайские куклы, цветок- пальма, персонажи диснеевских
мультфильмов.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Звучит тихая, спокойная музыка.
Здравствуйте, ребята!
Сегодня у нас необычное занятие. У нас гости. Поздоровайтесь с ними.
Покажем нашим гостям :
Мы умеем веселиться
Мы умеем удивляться
Мы умеем чуть-чуть сердиться
Мы умеем огорчаться
Но больше всего мы любим…улыбаться!
С помощью книжек настроения, покажем нашим гостям, какое у нас сейчас настроение.
СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ
Загадка о ГЛОБУСЕ:
Этот шар невелик.
На нём страны без людей, города без домов,
Леса без деревьев, а моря без воды.
- Что это? (Глобус)
-Для чего нужен глобус? ( Модель планеты Земля)
- А где еще можно увидеть страны без людей, моря без воды? (На карте)
Правильно, на глобусе и карте находятся все океаны, моря, реки, страны и города нашей
планеты Земля. Есть на глобусе и карте и наша страна, которая называется… РОССИЯ.
(показ на глобусе)
- На каком языке говорят жители России?
- Послушайте, какой одинаковый звук словах: глобуС, Страна, руССкий .
(Появляется символ звука С)
- Услышав в этих словах звук С, догадайтесь, какая схема подходит к слову ГЛОБУС,
СТРАНА, РУССКИЙ? (Предлагаются 3 карточки- схемы позиции звука в слове)
Сегодня мы будем не только дружить со звуком С, но и отправимся с ним в Путешествие
по разным странам. Узнаем, на каких языках там разговаривают, и будем учить жителей
этих стран русскому языку.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Артикуляционная гимнастика
Чтобы отправиться в такое Путешествие нужно подготовиться.
Вспомним правило красивой речи:
«Чтобы красиво говорить – надо с язычком
дружить»
Выполним «Зарядку для язычка», которая поможет нам красиво говорить звук С .
( используются Книжки-малышки «Зарядка для Язычка» для каждого ребёнка)
Изолированное произношение звука С
Мы будем путешествовать на самом быстром виде транспорта.
-А какой самый быстрый транспорт? (Самолёт).
Для этого нужно отправиться в… аэропорт. Поедем на машине, но сначала нужно накачать
колёса, возьмите в руки «насосы»: С-С-С-С…
Едем так быстро, что ветер в окнах машины свистит: СССССС….
Характеристика звука С по артикуляционным и акустическим признакам
Вот мы и в аэропорту. Билеты в самолёт мы сделаем сами. На билете будет символ звука С
и картинки-подсказки, как его правильно произносить.
( Для каждого ребёнка набор картинок: 4 символа согласных звуков, и предметные
картинки – слон, лягушка, горка, чашка, забор, ворота, листочек бумаги и клеящие
карандаши)
Билеты готовы .
Пройдемте на посадку в самолёт. (Большая бумажная модель самолёта)
Произношение звука С в слогах
Начинается полёт, первая страна, в которой мы совершим посадку КИТАЙ (Показать на
глобусе). Наш самолёт идёт на посадку.
- Как можно сказать по другому (Снижается, садится, опускается)
Нас встречает УССУРИЙСКИЙ ТИГР – житель Китая.
- Ребята, а вы знаете, на каком языке говорят жители Китая – китайцы?
(На китайском )
Уссурийского тигра мы научим говорить по-русски слоги со звуком С.
Поиграем в игру с мячом «Поймай звуки – сделай слог» (С+А= СА,
О + С=ОС…)
Тигр запомнил наши слоги и просит повторить за ним: СА-АС, СО-ОС….
На память о Китае – фигурка китайца.
Произношениезвука С в словах
Продолжаем полёт и вот мы в ЕГИПТЕ, африканской стране.
Нас встречает ЖИРАФ-житель африканской саванны.
В Египте говорят на
арабском языке. Жирафа мы научим не просто говорить русские слова, но и изменять их.
Слова мы найдём в песке. Потому что в Африке находится самая большая в мире
пустыня Сахара. (Фигурки из киндер-сюрпризов спрятаны в 2 песочницах)
Изменяем слова так (Карточка – подсказка: «зайчик-заяц-зайчище»)
Жираф научился изменять слова, но иногда ошибается, поправим его:
СТУЛ - СТУЛИЧОК- СТУЛИЧИЩЕ
ЛИСА-ЛИСКА-ЛИСОВИЩЕ
НОС - НОСЁНОК- НОСЫЩЕ
КОЛЕСО-КОЛЕСЁНКО - КОЛЕСЁНИЩЕ
На память о Египте – фигурка африканца.
ФИЗМИНУТКА
Звучит музыка
Летим дальше. Сейчас у нас будет самый длинный перелёт – на другой край Земли,
поэтому немного разомнёмся
Мы летаем высоко (на носочки, руки вверх)
Мы летаем низко (присесть, руки вперёд)
Мы летаем далеко (руки в стороны, покачивания)
Мы летам близко (руки на грудь)
Произношение звука С в предложениях
Мы на другом краю Земли в большой стране БРАЗИЛИЯ.
Нас встречает ОБЕЗЬЯНКА,
потому что в джунглях Бразилии живёт много
обезьян. И обезьянка, как все бразильцы, говорит на португальском языке.
Обезьянка большая шутница, поэтому приготовила для нас картинки-путаницы и просит
сказать, что здесь нарисовано, а затем «исправить» это предложение.
Например: Кактус растёт в песочнице.- Кактус растёт в пустыне.
На память о Бразилии – фигурка бразильца.
Произношение звука С в стихах
Мы летим дальше и вот мы в АМЕРИКЕ.
- На каком языке говорят в Америке? (На английском)
Мы на студии Диснея, где делают мультфильмы, которые вы так любите.
Нас встречает МИККИ-МАУС
Он великий артист и для нас придумал конкурс
чтецов, он хочет послушать стихи на русском языке. Для этого приготовил картинки-
подсказки. (Мнемодорожки к стихам)
Дети по мнемодорожкам читают стихи:
СОВА
В лесу темно, все спят давно.
Одна сова не спит, на суку сидит,
И на нас глядит!
САМОКАТ
Самокат я сам катаю,
Встану сам, сам разгоню.
Ну а если сам сломаю.
Сам его и починю!
АНАНАС
Если на нас упадёт ананас,
Сок ананасный польётся на нас.
Но ананас упадёт не на нас.
Он не растёт в огороде у нас!
ПЁС
У куста лохматый пёс
Лёг и спрятал в лапы нос.
Тихо, мирно он сопит.
Может дремлет, может спит.
На память об Америке – фигурка человечка.
ИТОГ ЗАНЯТИЯ
Звучит музыка
Мы облетели всю Землю и вернулись в…РОССИЮ.
На память о путешествии у нас 4 фигурки.
Давайте приклеим их на Карте на изображении тех стран, в которых мы побывали.
- Какая страна вам запомнилась, понравилась?
- На каких языках говорят жители этих стран?
- Какому языку мы их учили?
- С каким звуком мы путешествовали?
- А теперь снова возьмите книжки настроения и покажите, какое у вас сейчас настроение.