Система работы с одаренными детьми в объединении "Акварель"
Автор: Головкина Татьяна Александровна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МКУ ДО - Центр детского творчества Населённый пункт: г. Татарск, Новосибирская область Наименование материала: система работы с одаренными детьми Тема: Система работы с одаренными детьми в объединении "Акварель" Раздел: дополнительное образование
Развитие
и
поддержка
одаренности
в
настоящее
время
является
актуальной как для учителей общеобразовательных школ, так и для педагогов
дополнительного
образования.
В
системе
дополнительного
образования
решение
проблемы
одаренности
имеет
свою
специфику
и
должна
быть
переформулирована как проблема создания условий для интеллектуального и
творческого роста детей, выявления у них признаков и развития присущих им
видов
одаренности.
Дело
ведь
не
столько
в
передаче
знаний,
сколько
в
формировании среды для того, чтобы ребенок мог углублять эти знания,
разрабатывать на их основе новые, необходимые для жизни.
Одаренность - системное, развивающееся в течение жизни качество
психики, которое определяет возможность
достижения человеком более
высоких
(необычных,
незаурядных)
результатов
в
одном
или
нескольких
видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Сегодня одаренными называют детей:
с высоким уровнем творческих способностей;
с интеллектом выше среднего;
достигших успехов в определенных областях деятельности (юные
музыканты, художники, математики, танцоры);
хорошо
обучающихся
в
школе
( а к а д е м и ч е с к а я
одаренность).
Детская
одаренность
делится
на
явную
(мы
её
сразу
замечаем),
возрастную (исчезает с возрастом), скрытую (непроявленную).
Степень одаренности:
первая
—
сверходаренные
дети,
таких
называют
гениями.
Это
самая
малочисленная группа, к которой относят не более одного человека на десять
тысяч;
вторая
—
высокоодаренные,
или
талантливые,
примерно
2-3 %;
третья
—
с о б с т в е н н о
о д а р е н н ы е
( 1 5-25 %);
Остальные дети входят в пределы нормы (70 %) .
Большинству
одаренных
детей
присущи особые
черты,
отличающиеся от сверстников: отмечается высокая любознательность и
исследовательская
активность.
Уже
в
раннем
возрасте
они
способны
прослеживать причинно – следственные связи, обладают отличной памятью,
их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение
широко
использовать
накопленные
знания.
Чаще
всего
привлекает
их
большой словарный запас, способность концентрировать внимание, упорство
в достижении результата в той сфере, которая им интересна.
Поэтому
мною
выбраны
приоритетные направления
работы
с
одаренными детьми:
- развитие личности одаренных обучающихся;
- развитие их творческой самостоятельности;
- развитие их коммуникативных умений.
2
Исходя из этого, для себя я определила следующие цели работы с
одаренными детьми :
расширение
возможностей
развития
индивидуальных
и
творческих способностей каждого обучающегося;
создание
условий
для
развития
обучающихся,
одаренных
в
творческом отношении;
улучшение условий социальной адаптации детей;
Эти цели можно достичь через решение педагогических задач:
выбирать
рациональные
формы
управления
деятельностью
обучающихся;
осуществлять индивидуализацию обучения;
реализовывать
личностно-ориентированные
технологии
в
практику обучения;
формировать системность в знаниях обучающихся в различных
областях творчества;
создавать
благоприятную
интеллектуальную
атмосферу
для
достижения максимальной самореализации творческих обучающихся.
Для работы с одаренными детьми предлагаю систему работы, которая
имеет
строгую
структуру.
Включает
три
основных
аспекта:
выявление,
создание
условий
для
развития
способностей
одарённых
детей
и
результативность, т. е. реализация их потенциальных возможностей.
В обучении одаренных детей приоритетной формой работы считаю
общение ребенка с педагогом, поэтому занятия строю не в традиционной
форме, а виде работы индивидуальных групп, что дает хорошую возможность
каждому
ребенку
реализовать
себя,
имея
максимум
внимания
с
моей
стороны.
Поэтому в период набора ребят в группы объединения «Акварель»
провожу первоначальную индивидуальную вступительную диагностику (это
первый
аспект
системы
-
«выявление»).
Это
позволяет
выявить
индивидуальные особенности и перспективы дальнейшего развития каждого
ребенка. Вследствие проведенной диагностики я могу увидеть, к какому
виду деятельности ребенок более склонен. Для этого использую Анкету "Как
распознать одаренность" Л.Г. Кузнецовой, Л.П. Сверч. (приложение №1) Так
же в своей работе я опираюсь на диагностику Александра Ильича Савенкова
(приложение №2), которая включает в себя набор
методик, позволяющих
выявить определенные способности у ребенка, на основе которых можно
построить
профиль
одаренности
и
спланировать
дальнейшую
работу
с
ребенком.
Найти и выявить одаренных детей – это лишь одна из задач. Главное –
это
создание
условий
для
развития
таких
детей
(это
второй
аспект
–
«создание условий для развития способностей одарённых детей»).
3
В рамках индивидуальной работы с одаренными обучающимися, я
составляю
план
индивидуального
обучения
к
программе
«Рисунок
и
живопись». Одаренные воспитанники получают дополнительный материал,
который предоставляет им большие возможности развития, более сложное
содержание, направленное на увеличение знаний в конкретной области и на
развитие определенных навыков и умений.
По
данному
плану
воспитанники
проходят
три
уровня:
1 уровень – «ученик»; 2 уровень – «стажёр»; 3 уровень – «мастер»;
Воспитанники
1
уровня
погружаются
в
мир
изобразительного
искусства, с помощью нетрадиционных техник рисования. Почему именно
нетрадиционные техники? Потому, что рисование нетрадиционной техникой
стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение,
снимает страх перед процессом рисования (на данном этапе это очень важно
для ребят). Через нетрадиционные техники рисования углубляю знания об
основных и дополнительных, холодных и теплых цветах, закрепляю навыки
смешивания красок, получения различных оттенков цветов.
Дети
первого
уровня
участвуют
в
основном
в
постоянно
действующих выставках Центра детского творчества, в районных конкурсах
изобразительного искусства.
У
детей
2
уровня
появляется
уверенность
в
своих
силах,
возможностях,
снижается
страх
перед
неудачей,
р а зв и ва ют с я
коммуникативные качества.
Совершенствуются способности к рисованию,
расширяются
знания,
умения,
навыки,
творческие
пробы
в
сфере
изобразительного искусства. На данном этапе мы переходим:
- от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов
и далее к сюжетному рисованию;
- от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники
изображения к более сложным;
- от использования готового оборудования, материала к применению
таких, которые необходимо самим изготовить;
-
от
использования
метода
подражания
к
самостоятельному
выполнению замысла;
- от применения в рисунке одного вида техники к использованию
смешанных техник изображения;
На данном этапе ребята участвуют во многих выставках и конкурсах
не только районного, но и областного уровня.
Воспитанники
3 уровня участвуют в проектно-исследовательской
деятельности, где ставят проблему и выбирают методы её решения.
Работая
над проектом, каждый обучающийся проявляет активность, креативность,
несет
ответственность
за
конечный
результат,
получает
удовольствие
от
чувства
уверенности
в
себе.
Проектно-исследовательская
деятельность
показывает способности каждого обучающегося. С работами воспитанников
перешедших
на
третий
уровень,
мы
можем
выйти
на
региональный
и
международный уровень.
4
Третий
аспект
–
это
«результативность».
Воспитанники
индивидуального обучения объединения «Акварель» принимают участие в
районных,
областных,
региональных
и
международных
выставках
и
конкурсах и занимают призовые места, о чем свидетельствуют грамоты и
дипломы, собранные в портфолио группы.
Таким
образом,
вводить
детей
в “большое
искусство”
следует
как
можно раньше, создавая предпосылку для “самостоятельного вхождения” и
определяя
фазы
этого
пути:
от
простого
к
сложному,
от
конкретного
к
общему. Пройдет немного времени, и каждый ребенок, овладев техникой
и зо б р а же н и я ,
р а з н о о б р а з н ы м и
г р а ф и ч е с к и м и
с р ед с т ва м и
и
нетрадиционными
способами
рисования,
будет
свободно
и
творчески
создавать изображения любых заинтересовавших его предметов и явлений,
переживать радость творчества, радость создания выразительных образов.
5
Приложение 1
Анкета «Как распознать одаренность»
Л.Г. Кузнецова, Л.П. Сверч
Цель анкеты «Как распознать одаренность»: выявить область одаренности
ребенка, степень выраженности у ребенка тех или иных способностей.
Ход работы : данная анкета заполняется отдельно учителем, работающим с
учеником, родителем ученика и самим учеником (начиная со средней
ступени обучения). За каждое совпадение с утверждением ставится один
балл. После этого по каждой шкале способностей высчитывается
коэффициент выраженности способности и выстраивается график
выраженности способностей на ребенка, из которого можно увидеть, в какой
области ребенок наиболее одарен.
Спортивный талант
Если…
он энергичен и все время хочет двигаться
он почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-
нибудь спортивной игре;
не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и
лыжами, мячами и клюшками;
лучше многих других сверстников физически развит и координирован в
движениях, двигается легко, пластично, грациозно;
предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования,
беготню;
кажется, что он всерьез никогда не устает;
неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь
одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает.
Технические способности,
Если…
ребенок интересуется самыми разнообразными механизмами и
машинами;
любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру;
сам «докапывается» до причин неисправностей и капризов механизмов
или аппаратуры, любит загадочные поломки;
может починить испорченные приборы и механизмы, использовать
старые детали для создания новых игрушек;
любит и умеет рисовать («видит») чертежи и эскизы механизмов;
интересуется специальной технической литературой.
Литературное дарование,
6
Если…
рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного
сюжета, не теряет основную мысль;
любит фантазировать на тему действительного события, причем
придает событию что-то новое и необычное;
выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова,
которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев
сюжета;
изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными;
любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать
писать роман о собственной жизни.
Музыкальный талант,
Если…
ребенок любит музыку и музыкальные записи, всегда стремиться
туда, где можно послушать музыку;
очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию,
внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;
если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в
исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение;
сочиняет свои собственные мелодии;
научился или учиться играть на каком-либо музыкальном
инструменте.
Художественные способности вашего ребенка могут проявиться,
Если ребенок…
не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или
лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение;
в своих рисунках и картинах отражает все разнообразие
предметов, людей, животных, ситуации;
серьезно относиться к произведениям искусства;
когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит,
комбинирует материалы и краски;
стремиться создать какое-либо произведение, имеющее
очевидное прикладное значение-украшение для дома, одежды;
не робеет высказывая собственное мнение даже о классических
произведениях
Способности к научной работе,
Если ребенок…
обладает явно выраженной способностью к пониманию
абстрактных понятий, к обобщениям;
умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или
наблюдение;
любит читать научно-популярные издания, взрослые статьи и
книги;
7
часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла
самых разнообразных событий;
с удовольствием проводит время за созданием собственных
проектов, схем, конструкции
не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретение
или проект не поддержаны или осмеяны.
Артистический талант,
Если ребенок…
часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой,
жестами и движениями;
стремиться вызвать эмоциональные реакции у других,
меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно
подражая человеку, о котором рассказывает;
с большим желанием выступает пере аудиторией;
с удивляющей вас легкостью «передразнивает» чьи-то привычки,
позы, выражения;
пластичен и открыт всему;
любит и понимает значение красивой и характерной одежды.
Незаурядный интеллект,
Если ребенок…
хорошо рассуждает, ясно мыслит и понимает недосказанное,
улавливает причины поступков людей;
обладает хорошей памятью;
легко и быстро схватывает новый школьный материал;
задает очень много продуманных вопросов;
любит читать книги, причем по своей собственной программе;
обгоняет сверстников по учебе,
гораздо лучше и шире информирован, чем сверстников;
обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла;
очень восприимчив и наблюдателен.
Обработка результатов:
За каждое совпадение с предложенными утверждениями поставьте один балл
и высчитайте коэффициент выраженности способностей (Кс) по формуле:
(Кс) = (Б:У) * 100%,
где Б – балл, полученный по каждой шкале способностей отдельно;
У – общее количество утверждений по каждой шкале отдельно.
Постройте график выраженности тех или иных способностей.
Приложение 2
8
Анкета одарённости А. И. Савенкова
Проявление специальных способностей (по А.И. Савенкову).
Для выявления одаренных к определенным видам человеческой деятельности
детей
А.И.
Савенков
предлагает
рассматривать
следующие
личностные
свойства и характеристики (на вопросы отвечать «да», «нет»):
Инструкция: Уважаемый родитель в начале теста перечень характеристик,
которые
обычно
наблюдаются
у
одарённых
детей
в
разных
сферах
(изобразительно–художественной, музыкальной одарённости, литературной,
артистической, технической, лидерской, спортивной, интеллектуальной). Для
того
чтобы
определить
в
какой
сфере
у
вашего
ребёнка
одарённость
поставьте «+» напротив утверждений, который соответствует особенностям
вашего ребёнка.
1. В сфере изобразительно-художественной одаренности :
в рисунках нет однообразия. Ребенок оригинален в выборе сюжетов. В
рисунках много разных предметов, людей и ситуаций;
становится
вдумчивым
и
очень
серьезным,
когда
видит
хорошую
картину, слышит музыку, прекрасно выполненную скульптуру, вещь;
способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков,
камней, марок, открыток и т.д.
любит
использовать
какой-либо
новый
материал
для
изготовления
игрушек,
коллажей,
рисунков,
в
строительстве
детских
домиков
на
игровой площадке;
охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное
назначение (украшение для дома, одежды);
обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства
и настроение;
любит
создавать
объемные
изображения,
работать
с
глиной,
пластилином, бумагой и клеем;
может высказать свою собственную оценку произведениям искусства,
пытается воспроизвести то, что ему понравилось в своем собственном
рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
2.
В сфере музыкальной одаренности:
проявляет большой интерес к музыкальным занятиям, пению;
чутко реагирует на характер и настроение музыки;
хорошо поет;
вкладывает много энергии, чувств в игру на инструменте, в песню или
танец;
любит музыкальные записи;
стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку;
хорошо играет на каком-нибудь инструменте;
9
в пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение;
сочиняет собственные оригинальные мелодии.
2.
В сфере литературной одаренности:
любит писать и сочинять рассказы и стихи;
может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая
разрешением какого-либо конфликта;
рассказывая
о
чем-то,
умеет
хорошо
придерживаться
выбранного
сюжета, не теряет основную мысль;
придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях.
Оставляет главное, наиболее характерное;
выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают
эмоциональные состояния героев, их переживания, чувства;
умеет
передавать
в
рассказах
такие
детали,
которые
важны
для
понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в
то
же
время
не
упускает
основной
линии
событий,
о
которых
рассказывает;
склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное,
когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем;
умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их
характер, чувства, настроения.
2.
В сфере артистической одаренности:
легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и
других;
интересуется актерской игрой;
меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого
человека;
разыгрывая
драматическую
сцену,
способен
понять
и
изобразить
конфликт;
склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения;
стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о
чем-то с увлечением рассказывает;
с
большой
легкостью
драматизирует,
передает
чувства
и
эмоциональные переживания;
любит игры–драматизации.
2.
В сфере технической одаренности:
интересуется механизмами и машинами;
может чинить легко испорченные приборы, использовать старые детали
для создания новых поделок, игрушек, приборов;
любит
разбираться
в
причинах
и
капризах
механизмов,
любит
загадочные поломки и вопросы на «поиск»;
любит рисовать чертежи и схемы механизмов, разбираться в них;
10
читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых
приборов, машин, механизмов;
любит обсуждать полезные события, изобретения, часто задумывается
об этом;
проводит
много
времени
над
конструированием
и
воплощением
собственных «проектов» (модели летательных аппаратов, автомобилей,
кораблей);
быстро и легко осваивает компьютер.
2.
В сфере лидерской одаренности:
Инициативен в общении со сверстниками;
сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей;
легко общается с детьми и взрослыми;
улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения.
Хорошо понимает недосказанное;
часто руководит играми и занятиями других детей;
склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки,
характерные для возраста;
другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и
занятиям;
обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
2.
В сфере спортивной одаренности:
энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом
объеме движений;
любит участвовать в спортивных играх и состязаниях;
часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников;
бывает быстрее всех в детском саду, в классе;
движется легко, грациозно, имеет хорошую координацию движений;
любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках;
предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей,
баскетбол, футбол);
физически выносливее сверстников.
8.
В сфере интеллектуальной одаренности
хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает
причины и мотивы поступков других людей;
обладает хорошей памятью;
легко и быстро схватывает новый «учебный» материал;
задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;
любит читать книги, причем по своей собственной «программе»;
11
обгоняет своих сверстников по учебе, причем не обязательно является
«отличником»,
часто
жалуется,
что
на
официальных
занятиях
ему
скучно;
гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о
событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно (о мировой
политике, экономике, науке и т.д.);
обладает
чувством
собственного
достоинства
и
здравого
смысла,
рассудителен не по годам, даже расчетлив;
очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро,
реагирует на все новое и неожиданное в жизни.
Обработка
данных: То, в какой сфере у вас большее количество плюсов,
именно этот вид одарённости у вашего ребёнка. Если у вас одинаковое
количество плюсов по разным видам одарённости (например, художественно-
эстетическая и артистическая), то у вашего ребёнка есть большие творческие
возможности.
12