"Презентация программы для замещающих отцов "Я – отец"
Автор: Горбачева Ольга Михайловна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: ГОБУ МО ЦППМС-помощи Населённый пункт: г.Мурманск Наименование материала: конспект Тема: "Презентация программы для замещающих отцов "Я – отец" Раздел: дополнительное образование
План мастер-класса для месячника творческого мастерства
«Презентация программы для замещающих отцов «Я – отец»
Публикация Горбачевой О.М.
Идея: реклама программы для замещающих отцов «Я – отец», основанной на следующих принципах:
·
на пути в достижении как родительских, так и личностных целей, важно иметь осознанную
родительскую позицию;
·
мы не ответим за вас на важные для замещающих родителей вопросы, мы создадим вам такие
условия, при которых вы сами найдете ответы и расширите границы своей личности.
Форма: пародия на «Закрытый показ» - «Открытый показ».
План краткий
1.
Открытие передачи
2.
«Просмотр» презентации:
-
характеристики идеального отца (сбор характеристик, выбор группы для моделирования
образа, самостоятельная работа группы)
-
виды отцов (фоторяд)
-
образ традиционного отца (сценка, создание образа)
-
обсуждение сконструированной модели идеального папы
-
образ
современного
(включенного)
отца
(участники
(13
человек)
читают
по
четверостишию душевного стиха под музыку, видео с детским стишком, создание образа
современного папы на основе идеала и стихов)
-
образ замещающего отца (метафорические ответы на 5 основных вопросов)
-
рекламный слоган и фраза из мультика «Волк и теленок».
3.
Закрытие
передачи
«Отрытый/закрытый
показ».
(Обсуждение
презентации,
краткий
теоретический обзор пояснительной записки программы)
План-конспект
Этапы
Содержание
Реквизиты
Приветственн
ое слово
Р а б о т а
с
залом
Смена
ведущих
Ведущий 1:
Добрый
день.
ГОБОУ
ЦПМСС.
Закрытый
показ
с
Еленой
Тимофеевой.
Программа, рассчитанная на широкого и глубокого зрителя.
Сегодня в новом формате: «Отрытый показ».
Тема передачи «Презентация программы для замещающих отцов «Я –
отец».
·
Как вы думаете, что мы сейчас увидим в презентации?
·
Какова цель программы?
·
В чем ее особенность?
Отлично.
Мнения
разные
собраны.
Итак,
приятного
просмотра
интерактивной презентации!
Ведущий 2.
Мамы, жены, сестры – всех вас объединяет то, что вы еще и дочери!
К вашему появлению на свет причастны 2 человека, один из которых
папа или отец.
Слайд 2
Сдайд 3
Слайд 4
Сбор
характеристи
к
идеального
отца.
Что-то
вам
в
папах
нравилось
и
нравится,
а
иногда,
возможно,
хотелось усовершенствовать образе отца.
Как раз усовершенствованием образа папы и предлагаю заняться.
Какой он, идеальный папа? Напишите на листочках самую важную на
ваш взгляд характеристику идеального папы.
Слайд 5
Музыка
шары,
фломастеры
-
н а б о р
группы
для
моделирован
ия ид.отца
Итак, основные качества идеального родителя мужского пола у нас
есть, осталось материализовать наш идеал. Прошу 4 человек заняться
конструированием
физического
образа
отца
с
учетом
идеальных
характеристик.
Группа составляет собирательный образ идеального отца.
Ватман
Ножницы,
пластилин,
фломастеры
стол, стулья,
клей
ВАЗА
Виды отцов
Традиционны
й отец
Все папы были и есть сыновья своих мам, а некоторые и жен. Кто из
мам хочет воспитать из сына отличного отца, поднимите руки? Кто
доверится невестке?
J
А мне? Мне нужен сын на роль папы. Вот вы, например!
Вот молодой человек. Он стал отцом. Отцы, как известно, бывают
- сценка
- качества -
разные: родные (беременный папа - Дюжев с животом)
и замещающие (волк и теленок), примеряем картинки к «отцу»,
традиционные
(Крудс)
и
….впрочем,
пока
остановимся
на
традиционном!
Предлагаем атрибут для вхождения в роль – бороду на палочке.
Вызвав
еще
одного
участника
на
роль
сына
предоставляем
возможность участникам разыграть притчу «ПРО ОТЦА И СЫНА»
Как-то раз один человек вернулся поздно домой с работы, как
всегда усталый и задерганный, и увидел, что в дверях его ждет
пятилетний сынок.
Сын: «Папа, можно у тебя кое-что спросить?»
Отец строго: «Что случилось?»
Сын: «Пап, а сколько ты получаешь?»
Отец возмущенно: «Это не твое дело! И потом, зачем это тебе?»
Сын: «Просто хочу знать. Пожалуйста, ну скажи, сколько ты
получаешь в час?»
Отец: «Ну, вообще-то, 500. А что?»
Сын жалобно: «Пап, пап, ты можешь занять мне 300?»
Отец: «Ты спрашивал только для того, чтобы я тебе дал денег на
какую-нибудь дурацкую игрушку? Немедленно марш к себе в комнату
и ложись спать!Нельзя же быть таким эгоистом! Я работаю целый
день, страшно устаю, а ты себя так глупо ведешь»
Малыш опустил голову и отвернулся.
Отец: «Ладно, вот, держи деньги, которые ты просил».
Сын: «Ой, папка, спасибо!» Достает из кармана еще несколько
смятых банкнот. Считает.
Отец сердито: «Зачем ты просил денег, если они у тебя уже есть?»
Сын: «Потому что у меня было недостаточно. Но теперь мне как раз
хватит. Папа, здесь ровно пятьсот. Можно я куплю один час твоего
времени? Пожалуйста, приди завтра с работы пораньше, я хочу, чтобы
ты поужинал вместе с нами».
Совместно
с
участником
«сыном»
создаем
образ
трад.папы
–
на
прищепках прикрепляем нижеописанные хар-ки попутно общаясь с
залом.
Стереотип традиционного отца:
·
эмоционально сдержанный
·
часто суровый и строгий традиционный
·
воплощение власти,
·
добытчик, кормилец.
Его
основные
задачи:
приучение
детей
к
дисциплине,
порядку,
в
случае необходимости - наказание детей.
Слайды 6-9
Б о р од а
н а
полочке
Планшеты
со
сценарием
Прищепки
с
характерист
иками
-
идеальный
Презентация
участниками,
мастерившими
в
сторонке,
модели
Слайд 10
о т е ц
–
обсуждение
модели
-
современный
(включенный
) составление
н а
о с н о в е
идеального
- стих
Идеального отца.
Вопрос участникам: а если он замещающий? Изменится ли что-нибудь
в его характеристиках?
Что
такой
идеальный
отец
даст
ребенку
(чего
не
сможет
традиционный)?
Как отцовство тем более замещающее может повлиять на личность
молодого человека.
3 добровольца-подмастерья садятся на место.
Итак,
отцы
бывают,
напомните
мне,….родными
и
замещающими,
традиционными и «идеальными»?
Назовем их современными или включенными.
Вызываю еще одного добровольца, вручаю ему галстук-бабочку на
полочке. С помощью 4го подмастерье из 3 характеристик идеального
папы,
написанных
участниками
на
шарах
создаем
современно-
включенного папу.
Все добровольцы возвращаются на места.
Ведущий предлагайте найти на стуле четверостишье стихотворения,
обратить
внимание
на
нумерацию
четверостиший
и
очередность
читающих.
После
сигнала
ведущего
прочитать
стихотворение
под
музыку.
Холодной зима нынче выдалась, папа.
Метут снегопады из ветреных мельниц…
Я, папа, стараюсь, конечно, не плакать.
Пишу тебе письма /по несколько в месяц/.
Испортился почерк. Нажимы все резче…
Ты, папа, меня не вини в невезеньях.
Прижаться к тебе бы, обнять твои плечи –
и так зимовать у тебя на коленях.
Вскочить бы на санки – и снегом бьет щеки!
Чтоб слезы из глаз – и смеяться не в мочь…
Коварны у жизни порою уроки…
черствеет твоя непутевая дочь…
Я черствою стала, прямее и резче,
под войлоком ночи…как маленький пес…
Ты, папа, возьми меня за руку крепче,
целуй мой веснушчатый, вздернутый нос…
Я вредною стала… И горькой отравой
для тех, кто любил меня, верил и ждал.
Замыленный камушек с медной оправой…
Слайд 11
Галстук-
бабочка
на
палочке
музыка
-
Женя
про
папу.
Истлевшей золы перепаленный жар…
Так холодно, папа… Наверно, ангина:
так больно глотать эти снежные хлопья.
Ты, папа, скажи мне, скажи, как мужчина –
ну что ж я меняю все вилы на копья?
И с кем я воюю полжизни, полвека…
Неужто мне богом отмерено столько?
Как много зимы одному человеку.
Как трудно согреться, когда одиноко…
Да я бы у ног твоих слабым котенком
уснула, свернувшись клубком, до весны.
А взрослому, папа, больней, чем ребенку,
не видеть счастливые, добрые сны…
Возьми меня в горы! Держи меня крепче!
Твоим отпечатками шагаю во след.
Ругай меня, папа, что согнуты плечи.
Подставь мне свой старый колючий жилет.
Я слушаться буду. Клянусь. Обещаю!
Ты будешь меня через пропасть вести.
С тобою я справлюсь… Я, папа, скучаю…
Прости меня, папочка, дуру, прости…
Холодные зимы… метели до мая…
Держи меня крепче – я сбилась с дороги.
Пишу тебе письма: скучаю…скучаю…
Ты – ангел бескрылый, подарен мне богом.
Я скоро приеду. Наверное, в среду.
Ты жди меня к чаю…готовь мои тапки…
И мы отвоюем жизни победу,
архангел мой сизый, мой ласковый папка…
Холодные зимы…холодные люди…
Но скоро капели – и вьюгам конец…
И тонок мой мир стихотворных иллюзий,
пока меня за руку держит отец.
Видеозапись стихотворения Лики Разумовой в исполнении Евгении
Воляник
Мой папа красивый
И сильный, как слон.
Любимый, внимательный,
Ласковый он.
Я жду с нетерпением
Папу с работы.
Всегда мне в портфеле
Приносит он что-то.
Мой папа находчивый,
Умный и смелый.
Музыку
громче,
потом
следующий
слайд 12
Ему по плечу
Даже сложное дело.
Еще он - шалун,
Озорник и проказник.
С ним каждый мой день
Превращается в праздник.
Мой папа веселый,
Но строгий и честный.
С ним книжки читать
И играть интересно.
Мой папа - волшебник.
Он самый хороший.
Он вмиг превращается
В то, что попросишь.
Он может стать клоуном,
Тигром, жирафом.
Но лучше всего
Он умеет быть папой.
Его обниму я
И тихо шепну:
- Мой папочка, я тебя
Крепко люблю!
- ВЫВОД
Э м о ц и о н а л ь н а я
бл и з о с т ь
с
д е т ь м и ,
в о в л еч е н н о с т и
в
непосредственный
уход,
общение,
игры,
ответственность
за
гармоничное
развитие
личности
ребенка
–
таковы
особенности
«новых пап».
На
добровольца
в
роли
включенного
отца
крепим
3
качества
с
помощью прищепок.
Слайд 13
Качества,
прищепки.
Замещающий
папа
Ведущий
вызывает
еще
одного
добровольца
из
зала.
На
ей
шею
вешаем картинку с волком и теленком – символ зам.отца.
Вопрос залу:
Как можно охарактеризовать зам.отца?
Выход на то, что многое зависит от ситуации в зам.семье или
семье с отчимом.
Участнику вручаем зонт с вопросами:
1. Какой я замещающий?
2. Кто я по отношению к приемному ребенку?
3. Какова моя цель как приемного отца?
4.
Как замещающее отцовство влияет на мою личность?
5.
Как стать успешным замещающим отцом?
К столу с подготовленными бутылками-вазами и стаканами с
Слайд 14
З о н т
с
каплями
–
вопросами.
цветным песком приглашаются 3 желающих. Им предлагается
метафорически ответить на сложные вопросы осознанных
замещающих родителей.
Ведущий: «Уважаемые зампапы, а также их дочери, сестры, матери и
жены! Мы не ответим за вас, мы создадим вам такие условия, что вы
сами
найдете
ответы
и
расширите
границы
своей
личности.
Считается, что отцами не рождаются, ими становятся, когда в голове у
мужчины
формируется
понятие
«Я
–
папа».
«
Отцовство
–
это
мудрость, которая рождается в попытках понимания и работы над
собой. Будьте осознанными отцами».
Бутылки,
песок,
стаканы,
поднос.
Слайд 15
Рекламный
слоган
Не тот отец, кто только жизнь ребёнку дал...
А
т о т ,
к т о
о б р а з
п а п ы
в
с е б е
с ф о р м и р о в а л
С к а з а л
с е б е
" Я
-
з а м е щ а ю щ и й
о т е ц "
Приемнику и самому себе
счастливой жизни Я творец!
Ты - замещающий отец, что делать с этой ролью?
Не знаешь ты? К нам приходи, поможем мы с любовью!
Ведущий читает рекламу и уходит. Включается слайд с фразой
волка из мультика «Ну, вот, «Папаня»!, а то все «Маманя, да маманя» +
слайд Спасибо за внимание, ждем 30.03 в Службе сопровождения
замещающих семей в 12.00. Справки по телефону 89537587895.
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Закрытие
передачи
«Отрытый/за
крытый
показ».
Появляется ведущий 1. «Итак, вы с вами просмотрели и приняли
участие в презентации программы для замещающих отцов.
Обсуждение презентации
·
Оправдались ли ожидания от презентации?
·
Что удивило?
·
Какова цель программы?
·
В чем ее особенность?
Сегодня у вас есть уникальная возможность узнать из первых уст о
замысле автора.
Ведущий 2 о программе:
Цель .
Повышение
уровня
осознанности
мужчин
в
роли
замещающих отцов.
Задачи.
·
Создание условий для осмысления мужчинами своего образа Я
в роли отца.
·
Активизация
умений
анализировать
свою
деятельность
в
отношении ребёнка.
·
Развитие
способности
к
эмпатии,
умений
рефлексивного
слушания и других способов конструктивного общения с ребёнком.
·
Расширение
представлений
о
возрастных
особенностей
и
мотивов поведения детей-сирот.
О с о б е н н о с т ь ю
п р о г р а м м ы
я в л я е т с я
п р о е к т н а я
составляющая.
В
процессе
каждого
группового
занятия
замещающие
отцы
участвуют
в
создании
мини-проектов
в
песочнице.
Результатом групповых занятий станет создание картины в
Слайд 19
Слайд 20
Слайд 21
песочном
мире,
содержащей
как
собирательную
модель
идеального
замещающего
отца,
так
и
фигурки,
отражающие
реальный
образь
защещающих
отцов,
участников
тренинга,
нашедших различные ответы на основные вопросы программы
«Я – отец».
Прогнозируемые результаты.
·
Повышение уровня осознанности родительства.
·
Осознание приемными отцами родительской роли и
педагогической позиции во взаимодействии с ребёнком.
·
Осознания участниками тренинга их реального и идеального
образа Я в качестве приемных пап, описание себе будущих.
·
Определение существующих проблем во взаимодействии с
детьми, формулирование основной задачи приемного отца.
·
Осознание необходимости учитывать возрастные особенности
приемных детей и детей вообще, помнить о существующих
помехах в общении, изменить отношения к природе детских
капризов.
·
Акцентирование внимания на наличие эмоциональной
близости с ребенком, освоение способов конструктивного
общения, составление «правил «включенных» отцов».
Мониторинг качества освоения программы.
Результативность тренинга определяется с помощью следующего
диагностического инструментария:
1.
Методика
Р.В.
Овчаровой
«Сознательное
родительство»
для
изучения
осознанности
всех
компонентов
родительства
как
интегрального
образования
личности
(родительские
позиции,
родительские
чувства,
родительская
от в е т с т в е н н о с т ь ,
родительские установки и ожидания, семейные ценности, стиль
семейного воспитания, родительское отношение)
2.
Карпов
А.
В.
Диагно стика
индивидуальной
меры
выраженности свойства рефлексивности
3.
Тест-опросник
родительского
отношения
(ОРО)
Я.А.
Варга,
В.В.
Столин.
В
данной
методике
родительское
отношение
понимается
как
система
разнообразных
чувств
и
поступков
взрослых людей по отношению к детям. С психологической точки
зрения родительское отношение – это педагогическая социальная
установка
по
отношению
к
детям,
включающая
в
себя
рациональный, эмоциональный и поведенческий компоненты. Все
они в той или иной степени оцениваются при помощи опросника,
составляющего основу данной методики.
4.
Методика
Р.В.
Овчаровой
«Представления
об
идеальном
родителе» для изучения представления об идеальном родителе и
соотнесения с реальным родителем.
5. Анкета обратной связи.
Слайд 22
Слайд 23
Срок реализации программы: 1,5 месяца.
Длительность реализации: 6 занятий с интервалом 1 раз в
неделю.
Продолжительность занятия: 1час 30 минут.
Общая продолжительность: 9 часов.
Методы и приёмы работы:
- разминочные упражнения;
- диалог;
- элементы арт-терапии;
- сюжетно-ролевые игры;
- мини-лекции;
- метод проектов;
- релаксационные упражнения.
Ведущий 1 (залу): У кого какие вопросы?
Ответы на вопросы зала.
Ведущий 1: Спасибо, Ольга Михайловна! Мы меня заинтриговали!
Итак! Март!
Ведущий 2: 2016 год!
Ведущий 1: г. Кировск
Ведущий 2: ССЗС!
Ведущий 1: Тренинг для замещающих отцов «Я - отец».
Ведущий 1+2:
«Я успешный отец».
Ведущий 1: Создай себя сам!
Ведущий 2:
Условия для творчества мы обеспечим!
Слайд 24
Слайд 25