" Составление сравнительного описательного рассказа о дубе и сосне."
Автор: Сухарева Светлана Викторовна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: АНО ДО " Планета детства - " Лада " д/с № 203 " Алиса" Населённый пункт: г. Тольятти Самарская область Наименование материала: Конспект логопедического занятия . Тема: " Составление сравнительного описательного рассказа о дубе и сосне." Раздел: дошкольное образование
Цель: Составление описательного сравнительного рассказа о дубе и сосне.
Коррекционные задачи:
Речевое развитие:
- расширять словарь по теме, познакомить с новыми словами «крона», «хвоя»;
- упражнять в образовании относительных прилагательных (дубовый, сосновая,
кленовый, рябиновый, липовый, берёзовый и т.д.);
- упражнять закреплять навык согласования существительных с
прилагательными в роде, числе, падеже;
- продолжать закреплять навык употребления существительных в родительном
падеже единственного числа;
- формировать навык составления сложноподчинённого предложения с союзом
«потому что», и составления сложносочинённых предложений с противительным
союзом «а», и с соединительным союзом «и»;
- упражнять в правильном речевом дыхании (короткий вдох – длительный выдох).
Социально-коммуникативное развитие:
- развивать навык общения и взаимодействия ребёнка с взрослым и сверстниками
в ходе совместной деятельности - игры-соревнования.
Познавательное развитие:
- закреплять навык количественного счёта;
- формировать понятие дерево –«дом», дерево – «столовая» для животных, птиц,
насекомых.
- расширять представления детей об экосистеме, о взаимодействии всего живого
на Земле.
Художественно-эстетическое развитие:
- продолжать формировать навык восприятия художественной литературы, и
звуков, отражающих мир природы.
Физическое развитие:
- развивать общую моторику;
- упражнять в координировании речи с движениями.
Оборудование: карточки – символы, пиктограммы, мольберт, интерактивное
панно, эмблемы по количеству детей - дубовые листочки и сосновые веточки;
предметные картинки с изображением дуба и сосны; части дуба и сосны –
стволы, кроны, листья, иголки, жёлуди, шишки на магнитной основе; кленовые,
осиновые, берёзовые, рябиновые листочки с ниточками, силуэты животных и
птиц, солнышко, лучики жёлтого и оранжевого цветов на магнитной основе,
корзинки с шишками и жёлудями.
Предварительная работа: рассматривание на прогулке деревьев, выделение дуба
и сосны, закрепление частей дерева, рассматривание и называние разных листьев
и плодов, описание деревьев по схеме, чтение художественной литературы К.
Ушинский «Спор деревьев», К. И. Чуковский «Чудо-дерево».
Ход занятия:
1. Орг. Момент : Звучат звуки леса (шум ветра, треск сучьев,
щебет птиц и т.д.)
Л. –Ребята, закройте глаза, представьте, что мы в лесу, слышим щебетание птиц,
шум ветра, треск сучьев.
Л. - Эти звуки леса мне подарил человек, который следит за порядком в лесу,
охраняет его? Кто этот человек?
Д.- Лесник (лесничий).
Л. –Дом у него стоит в лесу, значит он какой?
Д. - Лесной.
Л.- Жители леса, какие?
Д. – Лесные.
Л. – К домику лесника ведёт тропинка, это какая тропинка?
Д. - Лесная.
Л. –Из разговора с лесником, я поняла, что у него есть проблема, он не знает
какие деревья лучше высаживать в нашем лесу: дубы или сосны, просит вас
помочь и рассказать какие деревья будут полезнее и нужнее в нашем лесу. –
Поможем разобраться?
Д. – Да.
Л. – Кто из вас за то что бы высадить дубы? – Вы будете команда «Дубочки».
Л. – А кто за то, чтобы посадить сосны? - Вы будете команда «Сосенки».
Л. – Вам наклеим листок с дуба, значит он какой? (логопед наклеивает членам
команды эмблемы с изображением листа).
Д. – Дубовый.
Л. – Вам наклеиваем веточку сосны, значит она какая?
Д. - Сосновая.
Л. – Команды готовы! У дуба и сосны есть плоды, назовите плоды дуба?
Д. - Желуди.
Л. - За ваши правильные ответы я буду вручать вашей команде желуди.
Л. – Назовите плоды сосны.
Д. – Сосновые шишки.
Л.- Вам за правильные ответы будут вручаться шишки, а в конце нашего
соревнования подсчитаем количество шишек и желудей и определим, какая
команда была убедительней и помогла решить задачу лесника, договорились?
- Д. - Да.
2. Д/и «Собери дерево».
Логопед предлагает командам выложить части дуба и сосны.
Л. – Первая команда выбирает из множества стволов ствол дуба и выставляет на
панно, а 2 команда ствол сосны.
Л. – Почему вы решили, что это ствол дуба?
- Какой он по цвету? – Тёмно-коричневый.
-Какой он по толщине?- Толстый.
- Какой ствол дуба по крепости? – Крепкий.
Р. - Это ствол дуба, потому что он толстый, крепкий, тёмно-коричневого цвета.
(прикрепляют, получают жёлудь).
Л. – Почему вы решили, что это ствол сосны?
- Какой он по высоте? – Высокий.
- Какой он по стройности? – Стройный.
- Какой он по цвету? – Светло-коричневого, золотистого цвета.
Р. –Это ствол сосны , потому что он высокий, стройный, светло-коричневого,
золотистого цвета (прикрепляют, получают шишку).
Л. –Ребята, запомните новое слово: когда веточки с листочками накрывают дерево
сверху, это называется кроной.
Л. - А теперь надо подобрать крону деревьев (дети подбирают крону по силуэту,
приставляют к стволу).
Л. –Почему вы решили, что это крона дуба?
- Какая она по величине ? - Большая.
- Если она растёт в ширину, значит, она какая? – Широкая.
- Если она раскинулась в разные стороны, значит она какая? – раскидистая.
Р. – Это крона дуба, потому что она большая, широкая, раскидистая.
(прикрепляют, получают жёлудь).
Л.- Почему вы решили, что это крона сосны?
- Какая она по величине? – Небольшая.
- Какая она по цвету? – Тёмно-зелёная.
- Если она колется, значит, она какая? – Колючая.
Р.- Это крона сосны, потому что, она небольшая, тёмно-зелёная, колючая
(прикрепляют, получают шишку).
3.Д/и «Подбери слово – признак»
Л – Вы будете называть, какие листочки у дуба и наклеивать их на крону.
Л- Лист дуба не круглый, а …овальный.
- Он не короткий, а … длинный.
- Листик похоже на кружево, значит, он какой… кружевной.
( дети подбирают признак и ставят листики на крону дуба, получают жёлудь).
Л.- А у сосны вместо листочков что?
Д. –Иголки.
Л. –Эти иголки называются хвоей.
Л. – Иголки у сосны не короткие, а … длинные.
- Они не толстые, а …тонкие.
- Иголки не одинарные, а … двойные.
- Иголки не тупые, а … острые.
(дети называют признак, прикрепляют иголки, получают шишку).
Л. – Ребята, вы описали ствол, крону, листья и иголки, посмотрите на эту карточку
она вам будет помогать вспоминать, о чём мы говорили (логопед ставит
пиктограмму на панно).
Л. – Ребята, если у дуба есть листья – это какое дерево?
Д. - Лиственное.
Л. - А у сосны хвоя - это какое дерево? Д. - Хвойное.
(Логопед на панно ставит соответствующую пиктограмму).
Л. –Посмотрите, ребята, какие листочки у нас остались в корзинке (дети
разбирают листочки и называют: берёзовые, кленовые, осиновые, рябиновые).
4. Дыхательная гимнастика:
Л. – Ребята, у кого листочек будет дольше кружиться в воздухе, тот и победит.
(дети дуют на листочки: короткий вдох носом, длительный выдох ртом).
5. Д/и «Для кого дерево – дом и столовая».
Л. – Ребята, дуб и сосна не простые деревья, они для многих животных, птиц,
насекомых являются домом и столовой, поэтесса Э. Мошковская написала
стихотворение «Дерево-дом» (логопед зачитывает отрывок):
Внутри себя оно любя, придумало дупло.
Живите все! Живите! Мне ничуть не тяжело».
Л. Ребята, обратите внимание на картинки и подумайте, для каких животных,
птиц, насекомых дуб и сосна являются домом и столовой.
(дети рассматривают силуэты животных, птиц, насекомых, размышляют, для
кого дуб и сосна являются домом, столовой, отбирают картинки и ставят к своим
деревьям, составляют предложение с помощью логопеда):
Д. - Дуб – дом, для совы, филина они живут в дупле дуба;
Д. - Дуб – дом для птиц, они вьют гнёзда на ветках дуба.
Д. – Дуб – столовая, для кабанов, лесных мышей, они питаются жёлудями;
Д. – Дуб – столовая, для жука - оленя он питается соком старых дубов.
Д. - Сосна – дом для белки, куницы, они устраивают себе дом в дубле сосны.
Д. – Сосна- столовая, для дятлов, клестов они из сосновых шишек достают
семена.
(логопед обращает внимание детей на соответствующую пиктограмму, кладёт в
корзинки заработанные детьми шишки и жёлуди).
6. Д/и «Как деревья помогают человеку?»
Л. – Ребята, подумайте, какую пользу приносят человеку дуб и сосна?
За каждый правильный ответ, команда «Дубочки» будет ставить оранжевые
лучики к солнышку, а команда «Сосенки» жёлтые лучики.
Л. - Как вы думаете, дуб или сосна помогают лечить людей?
Д. – Да, они очищают воздух (ставят лучик к солнышку).
Л. - А ёще плоды и листья деревьев используются в медицине.
Л. - Какую ещё пользу приносят деревья людям, что из них изготавливают?
Д. – Делают деревянную мебель, деревянные игрушки, двери, карандаши, листы
бумаги (дети ставят лучики к солнышку за правильный ответ).
Л. – А теперь, посчитайте, сколько лучиков поставила команда «Дубки» и
сколько команда « Сосенки», кто больше?
(Логопед в зависимости от результата кладёт в корзинки шишки и жёлуди,
обращает внимание детей на соответствующую пиктограмму на панно).
7. Ритмопластика: «Мы – деревья».
(дети выполняют движения совместно с логопедом под музыкальное
сопровождение).
Мои корни глубоко вросли в землю.
Мой ствол, мои ветви тянутся к солнцу.
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем –
Крылья мы сложим назад.
8. С оставление описательного сравнительного рассказа о дубе и о сосне, с
опорой на карточки-символы (пиктограммы).
Логопед предлагает вспомнить всё, о чём говорили во время соревнования,
повторяет план - рассказа;
1.
Как называется дерево?
2.
Лиственное дерево или хвойное.
3.
Какой у дерева ствол, какая крона, как называются плоды.
4.
Для кого деревья являются домом и столовой.
5.
Какую пользу приносят человеку.
Логопед предлагает командам договориться между собой, выбрать одного игрока,
кто лучше, интереснее расскажет леснику о своём дереве
Логопед предлагает рассказы детей записать на диктофон и отправить по
голосовой почте леснику.
Логопед начинает предложение, показывая карточки-схемы, по одному ребёнку
из обеих команд продолжают:
Л. - Это … дуб, а это –… сосна.
Л. – У дуба листья, это…
Р. – лиственное дерево,
Л. - а у сосны хвоя – это…
Р. – хвойное дерево.
Л. - У дуба ствол…
Р.- толстый, крепкий, тёмно-коричневый,
Л. –а у сосны ствол …
Р. - высокий, стройный, светло-коричневый.
Л. – У дуба крона…
Р. – широкая, зелёная,
Л.- а у сосны…
Р. – крона тёмно-зелёная, колючая, пушистая.
Л. - У дуба плоды …
Р. - жёлуди,
Л. – а у сосны…
Р. - сосновые шишки.
Л. – Дуб это «дом» для…
Р. - совы, филина, птиц, «столовая» для кабанов, лесных мышей
Л. – а сосна…
Р. - дом для белки, куницы, «столовая» для дятлов, снегирей, белок.
Л. –Дуб это…
Р. - лечебное дерево, и сосна тоже лечебное дерево.
Л. – Из дуба делают…
Р. - деревянную мебель, игрушки, карандаши, бумагу, и из сосны тоже.
Л. – Значит ...
Р. – и дуб, и сосна - полезные и важные деревья, их надо высаживать в наших
лесах.
Логопед кладёт за составленные рассказы обеим командам в корзинки жёлуди и
сосновые шишки.
9. Итог занятия:
Л. – Как вы думаете, мы помогли решить проблему лесника, какие деревья надо
высаживать в наших лесах?
Д. – Надо высаживать и дубы, и сосны, оба дерева одинаково полезны.
Логопед подсчитывает с детьми количество плодов, объявляет победителей,
вручает детям корзинку с желудями и корзинку с шишками, чтобы они совместно
с воспитателями и родителями изготовили поделки из природного материала и
устроили выставку детского творчества, затем поделки сфотографировали и
отправили леснику, вместе с рассказами о пользе дуба и сосны.
Пусть он их начинает высаживать в нашем лесу.
АНО ДО «Планета –детства «Лада»
д/с №203 «Алиса»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
в подготовительной к школе группе для детей с ОНР
«Составление описательного сравнительного рассказа о дубе и сосне»
Составила учитель-логопед высшей категории: Сухарева С.В.
Г.о. Тольятти
2014г.