Напоминание

" Составление сравнительного описательного рассказа о дубе и сосне."


Автор: Сухарева Светлана Викторовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: АНО ДО " Планета детства - " Лада " д/с № 203 " Алиса"
Населённый пункт: г. Тольятти Самарская область
Наименование материала: Конспект логопедического занятия .
Тема: " Составление сравнительного описательного рассказа о дубе и сосне."
Раздел: дошкольное образование





Назад





Тема: «Как дети помогли леснику».

Цель:
Составление описательного сравнительного рассказа о дубе и сосне.
Коррекционные задачи:

Речевое развитие:
- расширять словарь по теме, познакомить с новыми словами «крона», «хвоя»; - упражнять в образовании относительных прилагательных (дубовый, сосновая, кленовый, рябиновый, липовый, берёзовый и т.д.); - упражнять закреплять навык согласования существительных с прилагательными в роде, числе, падеже; - продолжать закреплять навык употребления существительных в родительном падеже единственного числа; - формировать навык составления сложноподчинённого предложения с союзом «потому что», и составления сложносочинённых предложений с противительным союзом «а», и с соединительным союзом «и»; - упражнять в правильном речевом дыхании (короткий вдох – длительный выдох).
Социально-коммуникативное развитие:
- развивать навык общения и взаимодействия ребёнка с взрослым и сверстниками в ходе совместной деятельности - игры-соревнования.
Познавательное развитие:
- закреплять навык количественного счёта; - формировать понятие дерево –«дом», дерево – «столовая» для животных, птиц, насекомых. - расширять представления детей об экосистеме, о взаимодействии всего живого на Земле.
Художественно-эстетическое развитие:
- продолжать формировать навык восприятия художественной литературы, и звуков, отражающих мир природы.
Физическое развитие:
- развивать общую моторику; - упражнять в координировании речи с движениями.
Оборудование:
карточки – символы, пиктограммы, мольберт, интерактивное панно, эмблемы по количеству детей - дубовые листочки и сосновые веточки; предметные картинки с изображением дуба и сосны; части дуба и сосны – стволы, кроны, листья, иголки, жёлуди, шишки на магнитной основе; кленовые, осиновые, берёзовые, рябиновые листочки с ниточками, силуэты животных и птиц, солнышко, лучики жёлтого и оранжевого цветов на магнитной основе, корзинки с шишками и жёлудями.
Предварительная работа:
рассматривание на прогулке деревьев, выделение дуба и сосны, закрепление частей дерева, рассматривание и называние разных листьев
и плодов, описание деревьев по схеме, чтение художественной литературы К. Ушинский «Спор деревьев», К. И. Чуковский «Чудо-дерево».
Ход занятия:

1. Орг. Момент
: Звучат звуки леса (шум ветра, треск сучьев, щебет птиц и т.д.) Л. –Ребята, закройте глаза, представьте, что мы в лесу, слышим щебетание птиц, шум ветра, треск сучьев. Л. - Эти звуки леса мне подарил человек, который следит за порядком в лесу, охраняет его? Кто этот человек? Д.- Лесник (лесничий). Л. –Дом у него стоит в лесу, значит он какой? Д. - Лесной. Л.- Жители леса, какие? Д. – Лесные. Л. – К домику лесника ведёт тропинка, это какая тропинка? Д. - Лесная. Л. –Из разговора с лесником, я поняла, что у него есть проблема, он не знает какие деревья лучше высаживать в нашем лесу: дубы или сосны, просит вас помочь и рассказать какие деревья будут полезнее и нужнее в нашем лесу. – Поможем разобраться? Д. – Да. Л. – Кто из вас за то что бы высадить дубы? – Вы будете команда «Дубочки». Л. – А кто за то, чтобы посадить сосны? - Вы будете команда «Сосенки». Л. – Вам наклеим листок с дуба, значит он какой? (логопед наклеивает членам команды эмблемы с изображением листа). Д. – Дубовый. Л. – Вам наклеиваем веточку сосны, значит она какая? Д. - Сосновая. Л. – Команды готовы! У дуба и сосны есть плоды, назовите плоды дуба? Д. - Желуди. Л. - За ваши правильные ответы я буду вручать вашей команде желуди. Л. – Назовите плоды сосны. Д. – Сосновые шишки. Л.- Вам за правильные ответы будут вручаться шишки, а в конце нашего соревнования подсчитаем количество шишек и желудей и определим, какая команда была убедительней и помогла решить задачу лесника, договорились? - Д. - Да.
2. Д/и «Собери дерево».
Логопед предлагает командам выложить части дуба и сосны. Л. – Первая команда выбирает из множества стволов ствол дуба и выставляет на панно, а 2 команда ствол сосны. Л. – Почему вы решили, что это ствол дуба? - Какой он по цвету? – Тёмно-коричневый. -Какой он по толщине?- Толстый. - Какой ствол дуба по крепости? – Крепкий.
Р. - Это ствол дуба,
потому что
он толстый, крепкий, тёмно-коричневого цвета. (прикрепляют, получают жёлудь). Л. – Почему вы решили, что это ствол сосны? - Какой он по высоте? – Высокий. - Какой он по стройности? – Стройный. - Какой он по цвету? – Светло-коричневого, золотистого цвета. Р. –Это ствол сосны
, потому что
он высокий, стройный, светло-коричневого, золотистого цвета (прикрепляют, получают шишку). Л. –Ребята, запомните новое слово: когда веточки с листочками накрывают дерево сверху, это называется
кроной.
Л. - А теперь надо подобрать крону деревьев (дети подбирают крону по силуэту, приставляют к стволу). Л. –Почему вы решили, что это крона дуба? - Какая она по величине ? - Большая. - Если она растёт в ширину, значит, она какая? – Широкая. - Если она раскинулась в разные стороны, значит она какая? – раскидистая. Р. – Это крона дуба,
потому что
она большая, широкая, раскидистая. (прикрепляют, получают жёлудь). Л.- Почему вы решили, что это крона сосны? - Какая она по величине? – Небольшая. - Какая она по цвету? – Тёмно-зелёная. - Если она колется, значит, она какая? – Колючая. Р.- Это крона сосны,
потому что,
она небольшая, тёмно-зелёная, колючая (прикрепляют, получают шишку).
3.Д/и «Подбери слово – признак»
Л – Вы будете называть, какие листочки у дуба и наклеивать их на крону. Л- Лист дуба не круглый, а …овальный. - Он не короткий, а … длинный. - Листик похоже на кружево, значит, он какой… кружевной. ( дети подбирают признак и ставят листики на крону дуба, получают жёлудь). Л.- А у сосны вместо листочков что? Д. –Иголки. Л. –Эти иголки называются
хвоей.
Л. – Иголки у сосны не короткие, а … длинные. - Они не толстые, а …тонкие. - Иголки не одинарные, а … двойные. - Иголки не тупые, а … острые. (дети называют признак, прикрепляют иголки, получают шишку). Л. – Ребята, вы описали ствол, крону, листья и иголки, посмотрите на эту карточку она вам будет помогать вспоминать, о чём мы говорили (логопед ставит пиктограмму на панно). Л. – Ребята, если у дуба есть листья – это какое дерево? Д. -
Лиственное.
Л. - А у сосны хвоя - это какое дерево? Д. -
Хвойное.
(Логопед на панно ставит соответствующую пиктограмму).
Л. –Посмотрите, ребята, какие листочки у нас остались в корзинке (дети разбирают листочки и называют: берёзовые, кленовые, осиновые, рябиновые).
4. Дыхательная гимнастика:
Л. – Ребята, у кого листочек будет дольше кружиться в воздухе, тот и победит. (дети дуют на листочки: короткий вдох носом, длительный выдох ртом).
5. Д/и «Для кого дерево – дом и столовая».
Л. – Ребята, дуб и сосна не простые деревья, они для многих животных, птиц, насекомых являются домом и столовой, поэтесса Э. Мошковская написала стихотворение «Дерево-дом» (логопед зачитывает отрывок): Внутри себя оно любя, придумало дупло. Живите все! Живите! Мне ничуть не тяжело». Л. Ребята, обратите внимание на картинки и подумайте, для каких животных, птиц, насекомых дуб и сосна являются домом и столовой. (дети рассматривают силуэты животных, птиц, насекомых, размышляют, для кого дуб и сосна являются домом, столовой, отбирают картинки и ставят к своим деревьям, составляют предложение с помощью логопеда): Д. - Дуб – дом, для совы, филина они живут в дупле дуба; Д. - Дуб – дом для птиц, они вьют гнёзда на ветках дуба. Д. – Дуб – столовая, для кабанов, лесных мышей, они питаются жёлудями; Д. – Дуб – столовая, для жука - оленя он питается соком старых дубов. Д. - Сосна – дом для белки, куницы, они устраивают себе дом в дубле сосны. Д. – Сосна- столовая, для дятлов, клестов они из сосновых шишек достают семена. (логопед обращает внимание детей на соответствующую пиктограмму, кладёт в корзинки заработанные детьми шишки и жёлуди).
6. Д/и «Как деревья помогают человеку?»
Л. – Ребята, подумайте, какую пользу приносят человеку дуб и сосна? За каждый правильный ответ, команда «Дубочки» будет ставить оранжевые лучики к солнышку, а команда «Сосенки» жёлтые лучики. Л. - Как вы думаете, дуб или сосна помогают лечить людей? Д. – Да, они очищают воздух (ставят лучик к солнышку). Л. - А ёще плоды и листья деревьев используются в медицине. Л. - Какую ещё пользу приносят деревья людям, что из них изготавливают? Д. – Делают деревянную мебель, деревянные игрушки, двери, карандаши, листы бумаги (дети ставят лучики к солнышку за правильный ответ). Л. – А теперь, посчитайте, сколько лучиков поставила команда «Дубки» и сколько команда « Сосенки», кто больше? (Логопед в зависимости от результата кладёт в корзинки шишки и жёлуди, обращает внимание детей на соответствующую пиктограмму на панно).

7. Ритмопластика: «Мы – деревья».
(дети выполняют движения совместно с логопедом под музыкальное сопровождение). Мои корни глубоко вросли в землю. Мой ствол, мои ветви тянутся к солнцу. Это деревья в лесу. Локти согнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу. Плавно руками помашем – Это к нам птицы летят. Как они сядут, покажем – Крылья мы сложим назад.
8. С оставление описательного сравнительного рассказа о дубе и о сосне, с

опорой на карточки-символы (пиктограммы).
Логопед предлагает вспомнить всё, о чём говорили во время соревнования, повторяет план - рассказа; 1. Как называется дерево? 2. Лиственное дерево или хвойное. 3. Какой у дерева ствол, какая крона, как называются плоды. 4. Для кого деревья являются домом и столовой. 5. Какую пользу приносят человеку. Логопед предлагает командам договориться между собой, выбрать одного игрока, кто лучше, интереснее расскажет леснику о своём дереве Логопед предлагает рассказы детей записать на диктофон и отправить по голосовой почте леснику. Логопед начинает предложение, показывая карточки-схемы, по одному ребёнку из обеих команд продолжают: Л. - Это … дуб, а это –… сосна. Л. – У дуба листья, это… Р. – лиственное дерево, Л. - а у сосны хвоя – это… Р. – хвойное дерево. Л. - У дуба ствол… Р.- толстый, крепкий, тёмно-коричневый, Л. –а у сосны ствол … Р. - высокий, стройный, светло-коричневый. Л. – У дуба крона… Р. – широкая, зелёная, Л.- а у сосны… Р. – крона тёмно-зелёная, колючая, пушистая. Л. - У дуба плоды … Р. - жёлуди, Л. – а у сосны… Р. - сосновые шишки. Л. – Дуб это «дом» для… Р. - совы, филина, птиц, «столовая» для кабанов, лесных мышей
Л. – а сосна… Р. - дом для белки, куницы, «столовая» для дятлов, снегирей, белок. Л. –Дуб это… Р. - лечебное дерево, и сосна тоже лечебное дерево. Л. – Из дуба делают… Р. - деревянную мебель, игрушки, карандаши, бумагу, и из сосны тоже. Л. – Значит ... Р. – и дуб, и сосна - полезные и важные деревья, их надо высаживать в наших лесах. Логопед кладёт за составленные рассказы обеим командам в корзинки жёлуди и сосновые шишки.
9. Итог занятия:
Л. – Как вы думаете, мы помогли решить проблему лесника, какие деревья надо высаживать в наших лесах? Д. – Надо высаживать и дубы, и сосны, оба дерева одинаково полезны. Логопед подсчитывает с детьми количество плодов, объявляет победителей, вручает детям корзинку с желудями и корзинку с шишками, чтобы они совместно с воспитателями и родителями изготовили поделки из природного материала и устроили выставку детского творчества, затем поделки сфотографировали и отправили леснику, вместе с рассказами о пользе дуба и сосны. Пусть он их начинает высаживать в нашем лесу. АНО ДО «Планета –детства «Лада»
д/с №203 «Алиса» Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с ОНР «Составление описательного сравнительного рассказа о дубе и сосне» Составила учитель-логопед высшей категории: Сухарева С.В. Г.о. Тольятти 2014г.


В раздел образования