Напоминание

"У истоков семьи"


Автор: Жукова Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ "Детский сад комбинированного вида №7 "Радуга"
Населённый пункт: г. Барабинск Новосибирская область
Наименование материала: проект
Тема: "У истоков семьи"
Раздел: дошкольное образование





Назад




2016
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

БАРАБИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №7 «РАДУГА»
ПРОЕКТ «У истоков семьи»




Выполнила воспитатель

Жукова Елена Викторовна


Информационно-творческий проект:

«У семейных истоков»

Постановка проблемы
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников – это воспитание чувства гордости и любви к родному городу, своей стране, культурному достоянию своего народа, его национальным традициям, воспитание живого интереса к истории народных промыслов, русского быта и национальных обычаев. В современном обществе великая культура русского народа, которая складывалась тысячелетиями и просто изобилует своими обычаями, традициями и обрядами, уникальным фольклором, стала забываться, отходить на второй план. Многое из жизни наших предков уже утрачено. В связи с этим именно сейчас остро назрела необходимость воспитания у детей нравственно-патриотических чувств, нравственных устоев и культуры поведения уже в младенческом возрасте. И именно поэтому родная культура, как и отец, и мать должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность гражданина и патриота. Чувство Родины начинает формироваться у ребёнка с отношений в семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке; с восхищения тем, что видит перед собой малыш, какое воспитание он получает в семье и что вызывает отклик в его душе. Прикосновение к истории своей семьи, соблюдение ее традиций вызывает у ребёнка сильные эмоции, откладывает впечатление в дальнейшей жизни, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Поэтому возникла необходимость совместно с детьми и родителями разработать и реализовать данный проект.
Цель
проекта: создание условий для формирования представлений о значении семьи в жизни ребёнка и о семейных традициях.
Определили задачи:
-познакомить детей с понятиями «семья», «имя», «фамилия», учить называть членов своей семьи: мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка; -воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях; -дать понятия о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимстве, трудолюбии, доброте; -развивать интерес к семейным ценностям и традициям; -развивать творческие способности и эстетический вкус у воспитанников, привлекая к посильному участию в декоративно –
оформительской деятельности при подготовке экспонатов и их размещении, в специально оборудованном месте; -обогащать и активизировать словарный запас детей; -прививать ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства на примере семьи; -способствовать активному участию родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада, привлечь родителей к активному участию в проекте. 
Т и п

п р о е к т а :
информационно-творческий, краткосрочный, коллективный. 
Участники

проекта:
дети группы раннего возраста, родители, воспитатели.  Возраст детей 2-3 года. 
Срок выполнения
: февраль- май 2016 года. Реализация проекта осуществлялась в четыре этапа. 1 этап: подготовительно – информационный (февраль 2016)  Обсуждение цели и задач с детьми и родителями;  Создание необходимых условий для реализации проекта;  Перспективное планирование проекта;  Разработка и накопление методических материалов по проблеме. 2 этап: подготовительно – документальный (февраль 2016) На данном этапе осуществлялась разработка плана поэтапной реализации проекта, комплектование методической, наглядно-дидактической, художественной литературы. Создана динамичная предметно – развивающая среда побуждающего характера, которая обеспечивает комфортную обстановку, стимулирующую к развитию познавательной активности детей. К работе по её организации, привлекались родители. Совместно были созданы патриотический уголок, уголок ряжения, мини-музей «Русская изба». Мини-музей «Русская изба» является не только музеем с выставкой экспонатов, но любимым местом для игр с детьми. Посещение музея носит содержательный и обучающий характер. Дети входят в образы хозяев, гостей избы – таким образом, происходит социализация ребенка. Дети начинают осознавать, что значит собираться семьей за единым хлебосольным столом, быть дружными и трудолюбивыми. Основной задачей было не создание музейной атмосферы, а возможность введения детей в особый мир познания «старины». В нашем музее прошел фольклорный праздник «Вечерница у самовара» (Приложение 2) . Благодаря активному участию родителей воспитанников пополняется книжный уголок - иллюстрированным материалом, художественной
литературой, видеофильмами, мультимедио по теме: «Моя семья», семейными фотографиями; уголок театрализации – вязанными куклами из сказок, пальчиковым театром «Дружная семья»; уголок для сюжетно-ролевых игр - атрибутами, игрушками, материалами для игровой деятельности; сенсорный уголок - дидактическими играми «Наша дружная семья», «Профессии родителей», «Добрые слова», «Как я дома помогаю», «Дружная семейка». 3 этап: функциональный (март 2016 – май 2016) На этапе осуществлялась поэтапная реализация плана проекта. Созданная предметно – развивающая среда позволила реализовать план работы с дошкольниками с учетом основных современных подходов к процессу образования: развивающего, деятельностного, личностно- ориентированного. Внедрение в воспитательно- образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о значении семьи в жизни человека позволило достичь желаемых результатов от реализации проекта (таблица мероприятий). 4этап: обобщающий этап (май 2016) Осуществление итогового мониторинга. Анализ реализации проекта. Оформление результата проекта в виде презентации. Составление письменного отчета по реализации проекта.
План реализации проекта

I этап подготовительно – информационный

(февраль 2016 – март 2016)



Мероприятия

Сроки
1. Теоретическое осмысление проблемы в рамках проекта. Целеполагание. Февраль 2. Изучение историко - психолого-педагогической литературы и документов по взаимодействию с семьей Февраль 3. Анкетирование родителей по теме проекта Февраль
II этап подготовительно – документальный (февраль 2016)



Мероприятия

Сроки
1. Разработка поэтапного плана мероприятий проекта Февраль 2. Комплектование фонда справочных пособий и информационных материалов по проблеме проекта Февраль

III этап функциональный (март 2015 – май 2016)



Мероприятия

Сроки
1 Беседы «Мой дом», «Кто живет в доме», «Мои папа и мама», «Моя бабушка лучшая на свете», «Традиции нашей семьи», «Как я помогаю дома», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Правила поведения за столом» Март-апрель 2 Просмотр видеосюжетов и мультимедийных презентации о семье, репродукций картин, альбома семейных фотографий, рисунков «Я и моя семья», «Любимая мамочка» Март- апрель 3 Чтение стихотворений о маме, папе, бабушке, дедушке, потешек, русских народных сказок. Март- апрель 4 Заучивание стихотворений: «Моя семья», «Дом», «Братцы», «Пальчик-мальчик», «Наш малыш» (пальчиковые игры) (Приложение 5) Март- апрель 5 Совместное и индивидуальное исполнение песен о маме Март- апрель 6 Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Мамины помощники», «Дочки-матери», «Дом», «Семейная библиотека» Март- апрель 7 Дидактические игры: «Назови ласково», «Моя квартира», «Разные профессии», «Наша дружная семья», «Профессии родителей», «Добрые слова», «Как я дома помогаю», «Дружная семейка», «Чья мама?», «Секрет волшебных слов» Март- апрель 8 Игры-эксперименты: «Колобки для бабы с дедом», «Узнаем - какая вода», «Вода -прозрачная», «Приготовим чай для мамы с папой» Март- апрель 9 Конструирование из строительного материала и деталей конструктора «Построим красивый дом», «В нашем доме пять этажей» Март- апрель 10 НОД по ознакомлению с окружающим «В гостях у русской избы» НОД по ознакомлению с окружающим «В гостях у бабушки» (Приложение 4) НОД по развитию речи «Моя дружная семья» НОД по развитию речи «Веселые матрешки» НОД по развитию речи «В гости к бабушке Агафье» НОД рисуем пальчиками «Подарю цветочек Февраль Март Апрель Апрель Март Март
маме» НОД по рисованию методом тычка «Украсим матрешкам сарафаны» НОД по лепке «Угощенья для бабушки» Апрель Март 11 Реализация плана работы с родителями (Приложение 1) Февраль - май 12 Выставка рисунков «Я и моя семья», «Любимая мамочка» Выставка экспонатов, игрушек «Во что играли наши бабушки» Февраль Март Апрель 13 Мероприятие для родителей и детей «Вечерница у самовара» (Приложение 2) Апрель 14 Праздник для детей «Пасха праздник весны» Май
IVэтап обобщающий (апрель 2016 – май 2016)



Мероприятия

Сроки
1. Осуществление итогового мониторинга в рамках проекта Май 2. Обработка данных, описание результатов, определение перспектив Май 3. Составление письменного отчета по реализации проекта Май 4. Подготовка материалов для публикаций, презентаций на, участие в конкурсах различного уровня. Май
Ожидаемые результаты
1. Бережное отношение к семейным традициям, уважение и любовь к старшим. 2. Формирование представлений о качествах русского характера. 3. Интерес к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа. 4. Активное участие родителей и воспитанников в декоративно – оформительской деятельности. 5. Обогащение словарного запаса дошкольников.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

План работы с родителями

Цель:

повышения

компетентности

родителей

в

сфере

патриотического воспитания детей в процессе проектной деятельности.




Мероприятия

Сроки
1.
Анкетирование
1.1 1.2 1.3 Анкетирование «Патриотическое воспитание дошкольника» (Приложение 6) Анкетирование «Ваши взаимоотношения с детьми в семье» Анкетирование «Приобщение детей к семейной традиционной культуре» (Приложение 6) Февраль Февраль Март 2.
Родительские собрания
2.1 2.2 2.3 Родительское собрание:

Круглый стол с элементами игры и продуктивной деятельностью по теме «Патриотическое воспитание детей младшего возраста через семью и семейные традиции» Мини-собрание. Презентация позитивного семейного опыта «Генеалогическое древо семьи». Родительское собрание в форме игры «Русская банька для здоровья» (Приложение 3)

Март Март Апрель 3.
Консультации, беседы, рекомендации.
3.1. Консультация Привлечение родителей к организации мини-музея «Русская изба». Февраль 3.2. Проведение «круглого стола» на тему «Актуальность темы патриотического воспитания дошкольников». Февраль 3.3. Шпаргалка для родителей «Воспитание у дошкольников культуры семейных традиций» (Приложение 6) Март 3.4. Консультация в нетрадиционной форме «Нужно ли воспитывать в маленьких детях патриотизм» Март Дис пут д ля род ит е ле й п од го т о в л е н н ы й психологом: «Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания ребенка» Апрель 3.5. Рекомендации для родителей: «Патриотическое воспитание как условие успешной социализации дошкольников» Май 3.6. Папки –передвижки: «Авторитет родителей в воспитании детей», «Поиграй со мною, мама», «Семейный выходной» Март -май 4
Мастер-класс
от родителей «Русская народная кукла» Март 5.
Посещение краеведческого музея
Февраль

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Вечерница у самовара Развлечение для детей раннего возраста и их родителей.
Цель:
• возрождение традиций русского гостеприимства.
Задачи:
• повышать интерес к культурному наследию народа, хранящему дух времени и богатство традиций, обстановку ушедших лет; • дать детям и родителям возможность взглянуть на чудо-самовар по- особому, научить понимать, уважать и любить культуру своей страны; • приобретение опыта в бытовой и культурно-досуговой сфере; • пробуждать у детей интерес к творческой деятельности, прививать детям культуру поведения в обществе; • развивать речь, как средство общения, творческие способности детей, певческие навыки, мелкую моторику рук; • воспитывать внимательное отношение и любовь к родителям и близким людям.
Ход развлечения:
Под музыку дети и их родители размещаются в группе. Ведущий 1: Добрый день, уважаемые гости! Здесь для вас, гостей дорогих, будет праздник большой, праздник радостный. По обычаю, по- старинному — вечерница называется. Ведущий 2: Если вы в своей тарелке, и пришли к нам не на час, Предлагаем вечерницу провести вот здесь, сейчас. Отдых - это не безделки. Время игр и новостей, Начинаем посиделки, Открываем посиделки. Для друзей и для гостей. Ведущий 1: Будем петь мы и плясать, говорить о том, о сем. А о чем же разговор завести сегодня нам? Загадка для родителей. Стоит толстяк, подбоченивши бочок, Шипит и кипит, всем пить чай велит. (Ответ - Самовар.) Правильно. Это самовар. И сегодня мы собрались все вместе, чтобы устроить праздник хорошему, доброму, старому Самовару.

История самовара:
Много легенд ходит о том, где впервые был сделан самовар. Его родиной считают город Тулу. Тогда было много мастеров-самоварников. И каждый хотел, чтобы его самовар был самым лучшим, самым красивым. Их делали разными: большими и маленькими, круглыми и продолговатыми, украшали различными узорами, придавали различную форму ручкам и краникам. Только на Руси пили чай из самовара.
Совместный просмотр презентации «Сказочный самовар».
Ведущий 2: Самовар видели все, но не все знают, как он устроен. Внутри самовара находится труба. В неё засыпали сосновые сухие шишки или древесный уголь. Поджигали их лучиной и раздували огонь сапогом. Закипала в самоваре вода. В специальное приспособление наверху в самоваре устанавливался заварной чайник. Главным материалом для изготовления самоваров служили медь зелёная (латунь) и красная (сплав меди и цинка). Иногда самовары серебрили и золотили. Формы самоваров также были различны. Наиболее часто встречаются самовары – “банки”, “рюмки”, “шарики”, у которых есть несколько подвидов: “арбуз”, “дыня”, “груша”. Одни из самых красивых – самовары “ваза” и “цветок лотоса”. А мечта каждого коллекционера и даже многих музеев – “паровоз”, “петух” и “бочонок”. Ведущий 1: Появлению самовара на Руси мы обязаны чаю. С той поры родился обычай: всей семьёй собираться за столом с кипящим самоваром. За чаем обсуждались новости, решались семейные дела.
Творческое задание для родителей и детей: «Укрась самовар»
Для выполнения этого задания предложены модели самоваров из пластилина на цветном картоне и различные крупы (горох, рис, гречка). Ведущий 2: Собрались мы сегодня на праздник у самовара! Без него нельзя представить жизнь русского народа. Испокон века самовар был символом семейного очага, уюта, дружеского общения. Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе, создаёт атмосферу уюта, благополучия и счастья. Пока самовар поспевает, Хозяюшки дом убирают. А ну-ка, веник берите, Сюда бегите,
Чистоту наведите!
Игра «Весёлый веник»
Предлагается поделиться родителям с детьми и на две команды, ведущий веником разметает синие и желтые шары, одна команда собирает синие шары, другая желтые. Какая команда быстрее соберет все шары в корзину, та и выиграла. Ведущий 1: Уважаемые родители, предлагаем Вам сказать несколько ласковых и нежных слов своим малышам в наш волшебный сундучок, чтобы в минуты грусти эти слова согревали сердца милых деток. Ведущий 2: Самовар пыхтит, искрится- Щедрый, круглый, золотой. Озаряет наши лица Он своею добротой. Лучше доктора любого Лечит скуку и тоску Чашка вкусного, крутого, Самоварного чайку! Посидеть за самоваром Рады мы наверняка, Ярким солнечным пожаром У него горят бока. Самовар гудит, шумит, Только с виду он сердит. К потолку пускает пар, Наш красавец – самовар. Ребята, посмотрите у нас на столе нет угощений. Что же делать? (ответ: испечь) Дети вместе с родителями поют потешку «Я пеку, пеку, пеку». Воспитатели вносят угощения. Ведущий 1: А теперь, детвора, У нас ещё веселая игра.
Русская народная игра «Колпачок»
Колпачок, колпачок Тоненькие ножки.
Мы тебя кормили, Мы тебя поили, На ноги поставили, Танцевать заставили. Танцуй сколько хочешь, Выбирай кого захочешь. Ведущий 2: Молодцы у нас ребята! Наши гости и девчата! Ну, ни в чем не уступали, Очень весело играли! А теперь мы чай нальем, И чайку мы все попьем. Сверху — пар, снизу — пар, Вот он, русский самовар. Милости просим на чашку чая! Ведущий 1: Я хочу открыть секрет, И полезный дать совет: Если хворь с кем приключится, Чаем можете лечиться. Чай в жару нас освежает, А в морозы согревает. И сонливость переборет, И с усталостью поспорит. Сокрушит любой недуг, Чай здоровью – лучший друг! Ведущий 2: Дорогие дети и родители! Сегодня мы собрались с Вами за столом у самовара, как одна дружная семья. А у каждой семьи есть свои семейные традиции, которые она хранит и передает из поколения в поколения. Соблюдение обычаев и традиций, одна из главных черт русского каждый, кто сидит за этим столом, приоткрыл завесу тайны своей семьи, чтобы наши детки, еще в столь малом возрасте приобщились к традициям своих предков. Ведущий 1: Посиделки – вечеринки, У кого ты не спроси,- Это – русские картинки Нашей жизни на Руси.
Мы делились новостями, Мы старались вас развлечь, Мы прощаемся с гостями Говоря:
до новых встреч!

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Вечер досуга «Русская банька для здоровья»

для родителей

Цель:
создание условий для формирования у родителей мотивации навыков здорового образа жизни через традиции и ценности русской культуры в области здоровья; возрождение семейных традиций, укрепление семейных ценностей.
Задачи:
1. Приобщение родителей к ценностям здорового образа жизни путем сохранения истоков народной культуры и семейных традиций. 2. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей и родителей. 3. Развитие творческого потенциала родителей дошкольников.
Оформление

зала
: Зал оформлен в русском стиле. На заднем плане- декорации русской бани.
Действующие лица и исполнители
: Ведущая воспитатель, Дед и Бабка - родители
Ход деятельности:

Ведущая:
Здравствуйте, гости дорогие! Сегодня мы приглашаем вас на посиделки. Да не простые, а банные! (Родители входят в «Баню», бабка с дедом их парят). В этот праздничный денек мы вас ждем на огонек. Баня греется давно, да и нам не все равно, С кем досуг свой проводить, с кем нам в баньку ходить. Баня жаром славится, приходите париться! Родители рассаживаются на лавки, рассказывают стихотворение И. Бутримовой «Русская баня»
1-й родитель:
Русскую баню любит народ, русская баня силы дает. Печку затопим, квасу плеснем, ярким румянцем все расцветем.
2-й родитель:
Если нахлынет в душу тоска, баня поможет в этом всегда. Вместе с друзьями в баню иди, сердце забьется громче в груди.
3-й родитель:

Тело расслабит ласковый пар, трав ароматных терпкий отвар, Сгинут печали, радость придет, ведь только в бане душа отдохнет!
Ведущая:
А для того чтобы в бане париться необходимы веники. Они волшебные – от всех болезней вылечивают! В этих вениках все витамины есть! Они для бани просто необходимы! Голова же в бане- веник! И проказник, и затейник! Он не только кровь гоняет- наше тело исцеляет! Веник может быть дубовый, и березовый, кленовый, Из смородины, рябины, можжевельника, калины. Веник в бане – козырь главный, инструмент отличный банный, Им по телу ты пройдешься в раз здоровья наберешься!
Ведущая
: Начинаем наш парад веников! Отряд стройся- раз-два!(Выходят родители, каждый берет по венику и рассказывает о них.)
1-й

родитель:
Это веник дубовый. Дубовым веником лечат кожные заболевания. Его аромат понижает давление, успокаивает нервную систему.
2-й родитель:
У меня веник из эвкалипта. Эвкалипт снимает головную боль, усталость, помогает при радикулите и ушибах, отбеливает кожу. Такой веник – прекрасное средство от простуды.
3-й

родитель:
А это веник кленовый. Кленовые веники хорошо обезболивают и заживляют раны. Отлично очищают организм от вредных веществ.
Бабка:
Я держу липовый веник. В старину его называли царским. Липа лечит кашель, ангину, успокаивает нервы, укрепляет волосы.
Дед:
А вот березовый веник. В нем все витамины есть. Березовый веник в бане все кости расправит, любую болезнь из тела выгонит.
Ведущая:
Я по миру хожу, на народ всегда гляжу. Все всегда запоминаю и в копилку собираю! А народная мудрость- великое дело!
Ведущая
: И мы пословиц много знаем, в них мы баню величаем!
1 - й родитель:
Баня свое дело знает – больному да хворому здоровье возвращает.
2-й родитель:
В баню шел усталый , а из бани- бравый да румяный.
3-й родитель:
В бане помыться – как вновь народиться.
4-й родитель:
После банного веничка душа добреет.
5-й родитель:
Банный денек все хвори уволок. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ «Дед и бабка»
Ведущая
: Чтоб поднять нам настроение , Я устрою представление! Летит время , век уходит, Русь меняется опять. Только баня остается, Баню будем величать! Баня парит, баня правит,
Наша баня все поправит. Смыть усталость, пыль и пот В баню тянется народ. Кого надо- выпарит, А не надо – выгонит. Это присказка – не сказка, Сказка будет впереди. Только слушай да гляди.
Ведущая
: Я по миру колесил, много пар лаптей сносил. Ну а в этой деревеньке отдохнуть чуток решил. Гляжу- домик на горе стоит, из трубы дымок валит. Старый дед в субботний день баньку истопить решил. Веник Дед сломал большой, будет париться с душой!
Дед:
Леса берегу красу! Я на вырубке в лесу Наломал охапок пять – будет в бане чем махать.
Бабка:
Отправляю в баню деда, баня топится с обеда. Парься лучше, дорогой, будешь вечно молодой
Ведущая
: Баня – чудо, баня – свет! Ароматов трав букет! В бане сразу же добреешь и как будто молодеешь! Долго дедушка пыхтел, выходить он не хотел! Так прошел один часок, перестал валить дымок. Смотрит бабка перед ней Королевич Елисей! Под русскую народную музыку из-за декорации выходит помолодевший дед.
Бабка:
Где мой Дед? Скажи на милость! Что со старым приключилось?
Дед:
Ты старуха, глаз раскрой: Пред тобой же Дед родной! Здесь во всем он виноват! (Показывает на веник)
Бабка:
Ну-ка, дай мне это чудо! Может, я красоткой буду!
Ведущая
: Стоит баня на пригорке, снова из трубы дымок. Бабка вмиг помолодела, как уселась на полок. Парится и парится наша раскрасавица! (Под русскую народную музыку выходит помолодевшая Бабка)
Бабка:
После бани- благодать! Красота, ни дать ни взять!
Дед:
Ай да веник- молодец! Ну хоть снова под венец!

Ведущая:
Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок! Чтоб всегда здоровым быть, надо в баню всем ходить. И поэтому у нас банный день для вас сейчас!
Ведущая:
Внимание, внимание! Приглашаю на веселые соревнования! Разделимся на две команды, и каждая команда получит свое «банное» название. Первая команда – «Веничек березовый». Вторая – «Печки – лавочки». Судить соревнования будет наше многоуважаемое жюри (Бабка и Дед).
Первое задание.

Ведущая:
Конец недели, банный день. Помыться в баньке нам не лень. Нам надо баньку затопить- Пора дровишек наносить. Проводится эстафета: каждый член команды (по очереди) приносит по полену.
Второе задание:

Ведущая:
Из трубы идет дымок, значит, баня топится, Наносите-ка воды, а потом помоемся! Проводится эстафета: из одного маленького ведерка нужно переносить воду ложкой в другое маленькое ведро.
Третье задание.
Ведущая: Ну- А, вспомним- А, друзья, что для бани надо. (Загадывает загадки на «банную» тему) - Полна коробушка золотых воробушек. (Угли в печке) -Маленький, мохнатенький, всех людей перебил и царя не упустил. (Веник) -Наша толстая Федора наедается не скоро. А затем, когда сыта, от Федоты теплота. (Печь) -На крыше всех выше, дымом дышит. (Труба) - Я кудрявый, я мохнатый, а зимой – над каждой хатой, Над пожаром и заводом, над костром и пароходом, Но нигде, нигде меня не бывает без огня. (Дым) - Вафельное, полосатое, гладкое и лохматое, Всегда под рукою. Что это такое? (Полотенце) - Пузыри пускало, пеной сверху лезло – и его не стало, все оно исчезло. ( Мыло) Четвертое задание.
Ведущая:
Как добежишь до стула, сразу пошлепай веником три раза. Знать меру нужно в этом деле – здоровый дух в здоровом теле! Проводится эстафета: участники команд (по очереди) бегут до стула по ребристой доске, садятся на него и три раза ударяют себя веником по спине.
Ведущая:
Не устали париться? Баня паром славится!
Навострите ушки, мы споем частушки!
Бабка:
Поглядите: ой-ой-ой! В небе дым плывет густой. По традиции народной Баню топят в выходной!
Дед:
Баня в гости приглашает всех друзей попариться! Захватите с собой веник, чтобы разрумяниться!
1-й родитель:
Истопили все дрова, чтобы было жарко. Приходите в баню к нам, нам воды не жалко.
2-й родитель:
Мы заходим в баню – ух! Перехватывает дух! Из котла повалит пар, значит, в бане будет жар!
3-й родитель:
Торопилась очень в баню, Все с собою принесла. Истопить ее забыла, вот такие – то дела!
4-й родитель:
В бане хорошо помыться, чтоб зимой не простудиться. Спрячу веник про запас, приду в баню еще раз!
5-й родитель:
Ах вы, гости дорогие, что под душем маяться. Приезжайте к нам скорей в баньке нашей париться! Пятое задание.
Ведущая:
После бани волосы надо расчесать, Заплести косицу, с друзьями поболтать. Проводится эстафета: один член команды добегает до определенного места, заплетает девочке-кукле косу, второй- расплетает.
Ведущая:
Славно мы попарились и повеселились! Пора подводить итоги соревнований. Жюри объявляет победителей.
Ведущая:
Проигравших нынче нету- Все равны ведь в бане А теперь пора на чай- Русский, с пирогами!
Ведущая:
У каждого народа есть свой излюбленный напиток. Для русских – это чай. - Чайные кусты выращивают на юге. Их листья убирают два раза в год: в
апреле и августе. Лучшие сорта чая получают из нераспустившихся листьев. Чайные листья проходят много операций: его листья сушат или вялят, скручивают, сортируют и расфасовывают. Все это делают машины и люди. Но сегодня мы будем говорить о травяном чае. Чтобы его получить, надо пойти в лес, поле, на луг, в огород и собрать листья, цветы или ягоды. Это будет сырьем для чая малинового, липового, брусничного и т.д. Травяные лечебно-витаминные чаи способствуют укреплению здоровья. Лекарственные свойства растений были известны давно. Наверное, даже обитатели пещер пользовались травами для лечения различных недомоганий. Дошедшие до нас лечебные трактаты древних врачевателей дают конкретные р е ц е п т ы и с п о с о б ы п р и м е н е н и я ц е л е б н ы х р а с т е н и й . Народные знахари-целители передавали из поколения в поколение крупицы сведений о лечебных свойствах трав, создавая основу при родной зеленой а п т е к и , к о т о р о й м ы п о л ь з у е м с я и в н а с т о я щ е е в р е м я .
Бабка: Душица.
Народное название матрешка. Когда ее кладут в чай, то он становится красивый и ароматный. Трава душицы успокаивает кашель. Н а с т о е м д у ш и ц ы п р о м ы в а ю т р а н ы .
Дед:

Липа.
Это дерево живет более тысячи лет. Липовый цвет – хорошее средство от простуды, головной боли. Липовый чай является одним из самых распространенных средств при лечении в домашних условиях.
1-й

родитель:

Малина
. Эта ягода является хорошим средством при простудных заболеваниях. Настоем сухих или свежесобранных листьев р е к о м е н д у е т с я п о л о с к а т ь г о р л о .
2-й родитель: Шиповник
Имеет ярко окрашенные твердые плоды. Напиток из плодов шиповника содержит витамин С. Его употребляют для аппетита, как успокаивающее и противовоспалительное средство. В народе ценится чай и з п л о д о в ш и п о в н и к а и м е д а .
3-й родитель: Облепиха.
Плоды облепихи созревают в августе – сентябре и представляют собой сочную ягоду золотисто-желтого цвета, вкус кисловатый, с ананасовым привкусом. В ней содержится витамин С. Облепиховое масло – одно из самых удивительных лекарственных препаратов. В домашних условиях из ягод облепихи можно приготовить соки, компоты, варенье.
Ведущая:
Добавляют плоды или листья в чай, делая его ароматным и в и т а м и н н ы м . - Правильно заваренный витаминный чай обладает неповторимым вкусом, ароматом и цветом. В нем сохраняются все биологически активные вещества. К а к и е и к о г д а в и т а м и н н ы е ч а и п и т ь ? Вечером надо пить успокаивающие травяные чаи (зверобой, иван-чай, м а л и н а , м я т а , р о м а ш к а ) . Зимой и ранней весной желательно пить поливитаминные травяные чаи ( м а л и н а , с м о р о д и н а , ш и п о в н и к , р я б и н а , о б л е п и х а ) . И т о г .
- Сегодня вы познакомились с лечебно-витаминными растениями, их цветками и плодами. Сейчас подошло время нам самим попробовать заварить травяной чай.
Чаепитие

Ведущая: До свидание, до новыx встреч!

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Конспект НОД

по ознакомлению с окружающим

на тему: « В гостях у бабушки»

Цель:
создание условий для ознакомления детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа
Задачи:
- познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта; - обогатить словарь детей народными потешками, поговорками, новыми словами; - развивать познавательную активность и любознательность детей в процессе экспериментирования, мелкую моторику рук; - воспитывать интерес к истории и традициям своего народа, отзывчивость, желание заботиться и приходить на помощь к тем, кто в ней нуждается, расширять кругозор детей, создавать у детей радостное настроение.
Интеграция образовательных областей:
познавательное, социально-коммуникативное, речевое, физическое.
Методы

и

приемы:
наглядные (показ предметов и игрушек, мультимедио, рассматривание), словесные (художественное слово, беседа, подсказывание, повторение, поощрение, вопросы, пение), игровые (дидактическая игра, пальчиковая гимнастика, элементы сюжетно-ролевой игры), практические (эксперимент).
Материалы и оборудование:
ИКТ, макет русской избы, предметы русского быта, игрушка – кошка, игрушечный руль, стульчики по количеству детей, косынка, фартук и очки для бабушки, крупа (рис), мука, сито, пластмассовые ложки, пластиковые тарелки и контейнеры .

Предварительная работа:
разучивание с малышами песенок и потешек.
Мотивация:
сюрпризный момент (появление кошки Мурки в группе).
Ход

Воспитатель:
Ребята! Слышите, кто скребется и мяукает. Давайте посмотрим?
(
смотрим вместе с детьми около двери игрушка-кошка Мурка)
Воспитатель:
Кошка Мурка очень грустная, наверно у нее, что-то случилось? (дети гладят кошку и спрашивают у нее что произошло)
Воспитатель:
Оказывается кошка Мурка пришла за помощью, но поведует она нам, если услышит потешки про себя.
Мультимедио (потешки)

Воспитатель:
Вот видишь Мурка, сколько много потешек про тебя. Давай теперь делись своей проблемой с нами.
Воспитатель:
Кошка Мурка, говорит, что в деревне живет одна бабушка, она всегда грустит и плачет, потому что у нее нет внучат и никто к ней в гости не приезжает. А у нее такой красивый дом, а какие она пирожки, блинчики и оладушки стряпает, пальчики оближешь.
Воспитатель:
Ну, что? Поедем к бабушке в деревню? Ответы детей.
Воспитатель:
На чем же можно поехать к бабушке в деревню? Ответы детей. Правильно, можно поехать и на машине, и на поезде! А мы с вами поедем на автобусе! Звучит песня « Автобус»- С.Железнова. (Мультимедио) Проходите, пожалуйста, в автобус и занимайте свои места. Дети садятся на стульчики в виде автобуса. И едут в деревню к бабушке. Воспитатель в это время перевоплощается в бабушку, накинув на плечи платок.
Бабушка:
Что за шум? Что за гам? Кто пришёл там в гости к нам? Проходите, не стесняйтесь, как удобно располагайтесь. Гость на порог — хозяину радость. -- Здравствуйте, ребятки! Я так рада, что моя любимая кошка Мурка пригласила вас в гости ко мне. Сядем рядком, да поговорим ладком. (Мультимедио) (Дети здороваются с бабушкой.) -Подставляйте ушки, глазки расскажу я вам сейчас про избу и про хозяйство. Я гостей весь день ждала. В избе порядок навела и сама нарядилась. Посмотрите как в моей избе уютно, красиво, светло и тепло. -В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом. В старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил (показ макета русской избы). -Что было самым главным в избе?
(Ответы детей) Русская печь- это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица. -Чем же могла печь накормить своих хозяев? (Ответы детей) В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. -Это что такое на столе? (показывает на самовар) (Ответы детей) -Украшением избы был большой стол с самоваром. За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя. Пойдемте, дети присядем за стол. (За столом рассматриваем кухонные принадлежности: чугунок, ложки деревянные, крынка и др.)
Бабушка:
Молодцы! Вы назвали все предметы. Детки, а чего не хватает на столе? (Ответы детей: угощений) Я очень люблю печь пирожки. Ребята, а вы знаете, что нам нужно, чтобы испечь пирожки? - Молодцы и это вы знаете! (Мультимедио)
Бабушка
: Кошка Мурка предлагает сделать физминутку В ы с о м н о й з н а ко м ы близко. Я приветливая киска. Кверху — кисточки на ушках, К о г т и с п р я т а н ы в подушках. В темноте я зорко вижу, По напрасно не обижу. Но дразнить меня опасно Я царапаюсь ужасно
.
Идут по кругу на носочках, крадучись, держа согнутые руки перед грудью. Останавливаются, встают лицом в круг, делают «ушки» из ладошек, затем — «когти» из пальчиков. Вновь идут по кругу крадучись. Опять останавливаются, встают лицом в круг и показывают «когти»
Проблемная ситуация:
Малыши очень проголодались. Добрая бабушка решила испечь для них пирожки. Но вот беда кошка Мурка играла и рассыпала муку с крупой, мука и крупа перемешались, как же быть, где взять муки?
Бабушка:
Подумайте, как же можно отделить крупу от муки?
( Ответы и предположения детей) (Дети рассаживаются за столы, для проведения эксперимента) Дети пробуют перебрать крупу и муку руками. Ребята, если мы с вами будем отделять муку от риса руками, это будет очень долго и займет очень много времени. А вы же проголодались. У меня есть предмет помощник. Вот он перед вами (сито).
Экспериментирование
Бабушка предлагает детям взять сито, туда ложечкой насыпать смесь, просеивать её над тарелочкой (сначала показ бабушки, потом дети самостоятельно выполняют задание). ( У каждого ребенка на столе контейнер со смешанной мукой и крупой, сито, пластмассовая ложечка, тарелка для муки, контейнер для риса) Дети работают самостоятельно за столами Бабушка с детьми наблюдают, что мука проходит через отверстия сита, а рис остается в нём.
Бабушка:
Какой же предмет нам помог просеять муку? (Ответы детей) - Почему мука проходила через сито, а рис в нём оставался? (Мука очень мелкая, а рис крупный) - Ребята, вы, молодцы, настоящие помощники! -Выходите из-за столов, вставайте в круг. Пальчиковая гимнастика «Месим тесто» Тесто мнем, мнем, мнем! (Руками имитируем процесс вымешивания теста) Тесто жмем, жмем, жмем! (Очень энергично сжимаем и разжимаем руки в кулачки (одновременно и поочередно) Пироги мы испечем! (руками совершаем движения, как будто лепим снежки) Лепим, лепим пирожки, Замесили из муки, Сели мы на лавочку, Угостили бабушку, Побежали в огород, Там собрался весь народ, Вот котёнку пирожок, Вот утёнку пирожок, И Серёжке на зубок.
Бабушка:
Молодцы, ребятки! Повеселили бабушку. Спасибо вам, что приехали ко мне в деревню. Но вам наверно надо возвращаться в детский сад. Вот вам угощение (отдает разнос с пирожками).
Дети возвращаются на автобусе в детский сад. Звучит песня « Автобус»- С.Железнова Бабушка в это время перевоплощается в воспитателя.
Рефлексия.

Воспитатель:
Ребята, где же вы были? Ребята, скажите, понравилось ли вам гостить у бабушки? Чему вы научились у бабушки? (Ответы детей) Молодцы! Давайте сходим в соседнюю группу, расскажем детям, где мы путешествовали и угостим их пирожками. Д ети с ами угощают ся пирожками и о ст авляют другим д е т я м .
ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Пальчиковая игра «Дом».
У дома есть крыша, ( Руки треугольником над головой.) У дома есть окно, (Показываем с помощью пальчиков прямоугольник.) У дома есть дверь, (Ладони перед грудью.) А в двери есть замок: (Скрестили пальцы ладоней в кулак .) Кто его открыть бы смог? ( Покрутили сцепленными в замок пальцами.) Тук-тук-тук, тук-тук-тук, открывайте я ваш друг! (Кулачком стучат по ладони.)
Пальчиковая игра «Семья»
У меня есть папа,
У меня есть мама, У меня есть дедушка, У меня есть бабушка, У меня есть братик, А у них есть я. Это вся моя семья.
Пальчиковая игра «Наш малыш»
Этот пальчик дедушка, Этот пальчик бабушка, Этот пальчик папа, Этот пальчик мама, А это я малыш.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Анкета для родителей «Патриотическое воспитание ребенка» 1. Что Вы считаете главным в семейном воспитании?__________________ _____________________________________________________________ 2. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?______ _____________________________________________________________ 3. Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?___________ _____________________________________________________________ 4. Как, по Вашему мнению, следует сформировать цель патриотического воспитания детей дошкольного воспитания?_______________________ _____________________________________________________________
5. Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей – педагоги или родители?__________ _____________________________________________________________ 6. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями?____________________________ _____________________________________________________________ 7. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?____________________________________________________ _____________________________________________________________ Благодарим за сотрудничество! АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Приобщение детей к семейной традиционной культуре» 1. Какие семейные праздники проводятся у Вас дома? _________________________________________________________________ 2. Какие семейные традиции есть у вас дома? _________________________________________________________________ 3. Знают ли ваши дети, где они родились? __________________________________________________________________ 4. Знают ли ваши дети, где родились их родители? __________________________________________________________________ 5. Знают ли ваши дети имена и отчества своих родителей? __________________________________________________________________
6. Имеются ли у вас фотографии с историей вашей семьи? __________________________________________________________________ 7. Имеется ли в вашей семье семейная реликвия? __________________________________________________________________ 8. Чем ваша семья отличается от других? __________________________________________________________________ Благодарим за сотрудничество! Шпаргалка для родителей «Воспитание у дошкольников культуры семейных традиций» ЧТО ТАКОЕ ТРАДИЦИИ? ТРАДИЦИЯ – сущность народной культуры и её связь с социальными условиями. В настоящее время она выполняет те же воспитательные и образовательные функции, что и многие годы назад, развивается вместе с обществом и отмирает, если теряет свою социальную значимость. Семейные традиции – большая редкость в наши дни. Между тем ничего так не сплачивает семью. Как традиции. Благодаря им, в доме формируется благоприятный психологический климат, добрые взаимоотношения между всеми членами семьи. Учитывая это, задача развития и возрождения традиций должна стать общей для родителей и педагогов. Ведь именно традиции выступают основой воспитания детей. ВОСПИТАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ КУЛЬТУРЫ СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ Решающая роль в формировании личности ребенка принадлежит семье, которая выполняет важные социальные функции, передавая язык, обычаи и традиции. К числу важных условий в воспитании детей относятся семейные
традиции. Однако современная семья утратила многие добрые традиции, выполняющие воспитательную функцию. Люди в наше время живут достаточно изолированно от родственников, друзей и соседей. Отсутствие такого фактора не позволяет ребенку в должной степени адаптироваться к социуму, накопить опыт социальных отношений. Семейные традиции имеют свои специфические особенности. Родство и семья неразрывно связаны, эти связи один из важнейших каркасов в построении культуры. Они функционируют в качестве механизма передачи любви, доброты, жалости, взаимопонимания, готовность прийти на помощь близким людям. Именно через них передается опыт, традиции и обычаи от старшего поколения младшим. В основе традиций лежит идея, норма, опыт семьи. Обогащение содержания семейных традиций способствует полноценной организации жизнедеятельности семьи как социального института, обеспечивает рост взаимопонимания, помогает усовершенствовать процесс домашнего воспитания. ВОПРОСЫ ДЛЯ БЕСЕД С ДЕТЬМИ (патриотическое воспитание) 1. Как ты понимаешь, что такое семья? 2. У тебя большая семья? 3. С кем ты живешь? 4. Есть ли у тебя бабушки, дедушки? 5. Как зовут твоих родителей? 6. Кто ты в семье? 7. Вы собираетесь вместе семьей? 8. Чем вы занимаетесь все вместе? 9. Куда ты любишь ходить вместе с мамой? 10. Приходят ли твои друзья к тебе в гости, что вы делаете? 11. Какие праздники бывают у вас дома? 12. Какой праздник ты любишь больше всего? 13. Почему он тебе нравится? 14. Есть ли в вашей семье традиции?
Отчет о реализации проекта
В процессе наблюдения за дошкольниками был выявлен низкий уровень понятия о семье, о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимстве, трудолюбии, доброте, о заботе и любви к близким и родным людям, дети не проявляли творческой активности, познавательного интереса. Воспитателем была проанализирована сложившаяся ситуация: проведен анализ предметно - развивающей среды и работы с родителями. Результаты данного исследования позволили сделать вывод: в группе необходимо организовать эффективную работу в данном направлении. Учитывая вышеизложенное, воспитателем разработан проект
«У

семейных истоков»
, цель которого создание условий для формирования представлений о значении семьи в жизни ребёнка и о семейных традициях. Н а первом подготовительно - информационном этапе воспитателем изучена историко - психолого - педагогическая литература по теме проекта, осуществлён подбор критериев и проведен первичный мониторинг для констатирующей части проекта. Н а втором подготовительно - документальном этапе осуществлена разработка плана поэтапной реализации проекта, комплектование фонда
справочных пособий. Создана динамичная предметно – развивающая среда побуждающего характера, которая обеспечила комфортную обстановку, стимулирующую к развитию познавательной активности детей. Создан мини- музей «Русская изба» и патриотический уголок. Н а третьем функциональном этапе осуществлена поэтапная реализация плана проекта. Созданная предметно – развивающая среда позволила реализовать план работы с дошкольниками с учетом основных современных подходов к процессу образования: развивающего, деятельностного, личностно-ориентированного. В середине учебного года в соответствии с возрастными особенностями дошкольников разработала перспективное планирование проектной деятельности, составлен план мероприятий с детьми, с родителями. Методика работы с детьми в рамках проекта разрабатывалась на основе интегрированного подхода. В ходе работы с детьми проводились беседы, дидактические, сюжетно-ролевые игры, игры-эксперименты, просмотры видеосюжетов и мультимедийных презентаций о семье, репродукций картин, альбомов семейных фотографий, рисунков. В течение всего проекта рисовали, лепили, играли, слушали музыку, знакомились с литературными произведениями, сочиняли вместе с родителями рассказы. Знания, полученные детьми в процессе образовательной деятельности, помогли им сформировать понятия о семье, о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимстве, трудолюбии, доброте, о заботе и любви к близким и родным людям. В течение проекта реализован план работы с родителями, цель которого повышение компетенции родителей в сфере патриотического воспитания малышей. На начальном этапе проведено анкетирование с целью выявление проблем родителей в рамках проекта. В результате анализа полученных данных составлен план работы, оформлен информационный стенд для родителей. Чтобы привлечь семью к выполнению поставленной цели, использовала следующие формы работы: родительские собрания в нетрадиционной форме с мультимедийным сопровождением, презентация лучшего семейного опыта, беседы, консультации, мастер-класс. Родители явились активными участниками реализуемого в группе проекта. С целью установления положительных эмоциональных контактов детей с родителями, закрепления полученных знаний в процессе реализации плана работы, организованы совместные праздники, чаепития. Организованная таким образом работа позволила повысить уровень компетентности родителей в сфере патриотического воспитания дошкольников и получила высокую оценку педагогический деятельности. На четвертом обобщающем этапе проекта воспитателем осуществлен итоговый мониторинг. Полученные данные проанализированы, соотнесены с целями и задачами проекта. Составлен письменный отчет, который будет использован для участия в конкурсах, выступлениях на педагогическом
Совете, районных конференциях, публикациях в периодической печати, в сети интернет.
Вывод:
В результате целенаправленной работы по реализации проекта повысился уровень сформированности у детей таких понятий, как понятия о с е м ь е , о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимстве, трудолюбии, доброте, о заботе и любви к близким и родным людям; на 25% повысился уровень родителей, которые вносят свои предложения по совершенствованию образовательного процесса, выдвигают цели, идеи, оказывают существенное влияние на планирование и организацию проектной деятельности, разрабатывают совместно с педагогами планы по данной проблеме. 69% принимают активное участие в процессе проектной деятельности на уровне своих потребностей на образовательные услуги. Кроме того 31% без желания участвуют в работе группы в рамках проекта, хотя выполняют отдельные поручения. Реализация данного проекта позволила:  Улучшить в группе предметно-развивающую среду: появились мини- музей «Русская изба», патриотический уголок, уголок ряжения, пополнились другие уголки группы.  Углубить знания детей о традициях народа, культурном и историческом наследии.  Формировать навыки совместной деятельности, творческой активности.  Вовлечь родителей в непосредственное участие реализации проекта.


В раздел образования