Автор: Свичинская Татьяна Валерьевна Должность: преподаватель художественно-графического отделения Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ г. Нытва Населённый пункт: город Нытва, Пермский край Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Применение арт-терапевтических методик "Крылья искусства" Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образованя детей
Детская школа искусств г. Нытва
Методическая разработка
по применению арт-терапевтических методик
«Крылья искусства»
Выполила: преподаватель
художественног-графического отделения
МБУ ДО ДШИ г. Нытва
Т.В. Свичинская
г. Нытва, 2016 г.
Содержание:
1. Пояснительная записка…………………………………………………...
2. Цели и задачи …………………………………………………………….
3. Рабочий план программы…………………………………………………
4. Механизм реализации программы………………………………………..
5. Заключение…………………………………………………………………
6. Список литературы………………………………………………………...
Пояснительная записка
Детская
арт-терапия
–
это
простой
и
эффективный
способ
психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Помимо всего
прочего это прекрасный способ безболезненно для других выразить свои
эмоции и чувства. Арт-терапия позволяет сделать этот процесс радостным,
интересным, успешным, индивидуальным для каждого.
Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности
через развитие способности самовыражения и самопознания. Арт-терапия
ненавязчиво исцеляет психику, знакомит с окружающим миром, позволяет
лучше понять себя и других людей.
Дети в большинстве случаев затрудняются объяснить словами свои
проблемы
и
переживания.
Несловесное
выражение
для
них
более
естественно.
Детские
переживания
«выходят»
через
художественное
изображение более непосредственно. Такой «продукт» прост для восприятия
и анализа.
Также занятия арт-терапией могут снимать психическое напряжение. В
занятии искусством очень важно, чтобы ребенок чувствовал свой успех в
этом деле. Если он видит, что имеет успех в выражении и отображении своих
эмоций, создании уникальных поделок, рисунков, к нему приходит успех в
общении,
а
взаимодействие
с
миром
становится
более
конструктивным.
Успех в творчестве в его психике бессознательно переносится и на обычную
жизнь.
Использование
арттерапевтических
технологий
поз воля е т
преподавателю
помочь
ребенку
справиться
со
своими
проблемами,
восстановить
его
эмоциональное
равновесие
или
устранить
негативные
эмоции, помочь личностному развитию.
Цель и задачи:
Цель:
-
раскрыть
творческий
потенциал
ребенка
через
арттерапевтические
методики.
Задачи:
- снять психо-эмоциональное напряжение и уровень тревожности;
-
показать
личностную
значимость
ребенка
и
его
индивидуальных
способностей;
-
создать
ситуацию
для
самореализации
и
самосовершенствования
творческих задатков учащегося;
- научить применять арттерапевтические методики в повседневной жизни;
- создать комфортный микроклимат в классе;
- привить любовь к творческой деятельности.
Рабочий план программы:
дата
название
цель
сентябрь
2016 г.
«Негатив - позитив»
с н я т ь
п с и х о л о г и ч е с к о е
напряжение,
понять
с в о и
э м о ц и и
( п о з и т и в н ы е
и
н е гат и в н ы е )
и
п о с т у п к и ,
поведение окружающих людей
октябрь
2016 г.
«Я и окружающий мир»
понять эмоции и ощущения по
отношению
к
окружающему
миру, определить свое место в
обществе
ноябрь
2016 г.
«Я - образ»
определить потенциал ребенка,
степень
уверенности
в
своих
с и л а х
и
н а д е ж н о с т и
окружающего мира
Механизм реализации программы
1.
Упражнение «Негатив - позитив»
Инструкция:
Вспомните
самый
негативный
момент
в
вашей
жизни.
Прочувствуйте те эмоции, которые вы испытывали в тот период. При помощи
красок передайте свое эмоциональное состояние на бумагу.
Материалы: ватман А2, гуашь.
2.
Упражнение «Я и окружающий мир»
Инструкция: Представьте себя и мир, в котором вы живете. Как вы себя
ощущаете и кем, какие чувства при этом испытываете. Перенесите этот образ
на бумагу.
Материалы: ватман А2, мягкие графические материалы (уголь).
3.
Упражнение «Я - образ»
Инструкция: Создайте образ самого себя в ближайшем будущем. Как вы себя
ощущаете и мир вокруг себя. О чем мечтаете, к чему стремитесь и чего
хотели бы достичь. Передайте свои эмоции и чувства посредством образа и
цвета.
Материалы: ватман А3, гуашь, акварель, кисти (техника по-сырому)
4. Заключение
В образовательных учреждениях ребенок проводит значительную часть
своей жизни, получая новые знания и умения. Но никто не заботиться о его
психо-эмоциональном состоянии, не учит, как понимать себя и окружающий
мир,
как
правильно
реагировать
и
выходить
из
сложных
жизненных
ситуаций, как применять творчество в своей жизни. То, каким он выйдет во
взрослую жизнь зависит не только от родителей, но и от Детской школы
искусств, которая призвана развивать ребенка посредством искусства.
Анализируя
первые
результаты
по
реализации
программы
«Крылья
искусства», я пришла к выводу, что:
проведенные занятия с учащимися позитивно отразились на их поведении и
самовосприятии;
- повысился уровень профессионализма в творческих работах детей;
- снизился уровень эмоциональной тревожности, повысилась самооценка;
- у обучающихся сформировались навыки применения арттерапевтических
методик;
- создан комфортный микроклимат в классе.
Нужно отметить, что данная работа, должна бать, продолжена и с
другими учащимися. Поскольку позитивное психо-эмоциональное состояние
учащегося напрямую влияет на качество усвояемого материала и на развитие
творческого потенциала ребенка.
Список литературы:
1.
Алексеева
М.Ю.
"Практическое
применение
элементов
арт-терапии
в
работе учителя". М., 2003.
2.
Бетенски М. "Что ты видишь? Новые методы арт-терапии". М., 2002.
3.
"Диагностика в арт-терапии. Метод "Мандала" ред. А.И.Копытина. СПб.,
2002.
4.
Зинкевич-Евстигнеева
Т.
Д.,Кудзилов
Д.
Б.
"Психодиагностика
через
рисунок в сказкотерапии". – СПб.: Речь, 2006. (+ цветные вклейки)
5.
Киселева М.В. "Арт-терепия в работе с детьми". СПб.: Речь, 2008.
6.
Лебедева Л. Д., Никонорова Ю. В., Тараканова Н. А. "Энциклопедия
признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии". –
СПб.: Речь, 2006.
7.
Остер, Дж., Гоулд П. "Рисунок в психотерапии". М., 2000.
8.
Потёмкина О. Ф., Потёмкина Е. В. "Психологический анализ рисунка и
текста". – СПб.: Речь, 2005.
9.
Элькин
В.
М.
"Театр
цвета
и
мелодии
ваших
страстей.
Цветовая
психология и психотерапия шедеврами искусства. Гармонизация цветовых
программ жизни и ваши тайные способности". – СПб.: ИД «Петрополис»,
2005 г.
10.Эндрюс Тед. "Искусство лечения цветом". Пер. с англ. О. Матвеевой. – М.:
ЦАИ, 1998.
Упражнение «Негатив - позитив»