Напоминание

"Применение арт-терапевтических методик "Крылья искусства"


Автор: Свичинская Татьяна Валерьевна
Должность: преподаватель художественно-графического отделения
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ г. Нытва
Населённый пункт: город Нытва, Пермский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Применение арт-терапевтических методик "Крылья искусства"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образованя детей Детская школа искусств г. Нытва
Методическая разработка

по применению арт-терапевтических методик

«Крылья искусства»
Выполила: преподаватель художественног-графического отделения МБУ ДО ДШИ г. Нытва Т.В. Свичинская г. Нытва, 2016 г.

Содержание:
1. Пояснительная записка…………………………………………………... 2. Цели и задачи ……………………………………………………………. 3. Рабочий план программы………………………………………………… 4. Механизм реализации программы……………………………………….. 5. Заключение………………………………………………………………… 6. Список литературы………………………………………………………...

Пояснительная записка
Детская арт-терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Помимо всего прочего это прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства. Арт-терапия позволяет сделать этот процесс радостным, интересным, успешным, индивидуальным для каждого. Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Арт-терапия ненавязчиво исцеляет психику, знакомит с окружающим миром, позволяет лучше понять себя и других людей. Дети в большинстве случаев затрудняются объяснить словами свои проблемы и переживания. Несловесное выражение для них более естественно. Детские переживания «выходят» через художественное изображение более непосредственно. Такой «продукт» прост для восприятия и анализа. Также занятия арт-терапией могут снимать психическое напряжение. В занятии искусством очень важно, чтобы ребенок чувствовал свой успех в этом деле. Если он видит, что имеет успех в выражении и отображении своих эмоций, создании уникальных поделок, рисунков, к нему приходит успех в общении, а взаимодействие с миром становится более конструктивным. Успех в творчестве в его психике бессознательно переносится и на обычную жизнь. Использование арттерапевтических технологий поз воля е т преподавателю помочь ребенку справиться со своими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить негативные эмоции, помочь личностному развитию.
Цель и задачи:
Цель:
- раскрыть творческий потенциал ребенка через арттерапевтические методики. Задачи: - снять психо-эмоциональное напряжение и уровень тревожности; - показать личностную значимость ребенка и его индивидуальных способностей; - создать ситуацию для самореализации и самосовершенствования творческих задатков учащегося; - научить применять арттерапевтические методики в повседневной жизни; - создать комфортный микроклимат в классе; - привить любовь к творческой деятельности.
Рабочий план программы:

дата

название

цель
сентябрь 2016 г. «Негатив - позитив» с н я т ь п с и х о л о г и ч е с к о е напряжение, понять с в о и э м о ц и и ( п о з и т и в н ы е и н е гат и в н ы е ) и п о с т у п к и , поведение окружающих людей октябрь 2016 г. «Я и окружающий мир» понять эмоции и ощущения по отношению к окружающему миру, определить свое место в обществе ноябрь 2016 г. «Я - образ» определить потенциал ребенка, степень уверенности в своих с и л а х и н а д е ж н о с т и окружающего мира
Механизм реализации программы

1.

Упражнение «Негатив - позитив»
Инструкция: Вспомните самый негативный момент в вашей жизни. Прочувствуйте те эмоции, которые вы испытывали в тот период. При помощи красок передайте свое эмоциональное состояние на бумагу. Материалы: ватман А2, гуашь.
2.

Упражнение «Я и окружающий мир»

Инструкция: Представьте себя и мир, в котором вы живете. Как вы себя ощущаете и кем, какие чувства при этом испытываете. Перенесите этот образ на бумагу. Материалы: ватман А2, мягкие графические материалы (уголь).
3.

Упражнение «Я - образ»
Инструкция: Создайте образ самого себя в ближайшем будущем. Как вы себя ощущаете и мир вокруг себя. О чем мечтаете, к чему стремитесь и чего хотели бы достичь. Передайте свои эмоции и чувства посредством образа и цвета. Материалы: ватман А3, гуашь, акварель, кисти (техника по-сырому)
4. Заключение
В образовательных учреждениях ребенок проводит значительную часть своей жизни, получая новые знания и умения. Но никто не заботиться о его психо-эмоциональном состоянии, не учит, как понимать себя и окружающий мир, как правильно реагировать и выходить из сложных жизненных ситуаций, как применять творчество в своей жизни. То, каким он выйдет во взрослую жизнь зависит не только от родителей, но и от Детской школы искусств, которая призвана развивать ребенка посредством искусства. Анализируя первые результаты по реализации программы «Крылья искусства», я пришла к выводу, что: проведенные занятия с учащимися позитивно отразились на их поведении и самовосприятии; - повысился уровень профессионализма в творческих работах детей; - снизился уровень эмоциональной тревожности, повысилась самооценка; - у обучающихся сформировались навыки применения арттерапевтических методик; - создан комфортный микроклимат в классе. Нужно отметить, что данная работа, должна бать, продолжена и с другими учащимися. Поскольку позитивное психо-эмоциональное состояние учащегося напрямую влияет на качество усвояемого материала и на развитие творческого потенциала ребенка.
Список литературы:
1. Алексеева М.Ю. "Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя". М., 2003.
2. Бетенски М. "Что ты видишь? Новые методы арт-терапии". М., 2002. 3. "Диагностика в арт-терапии. Метод "Мандала" ред. А.И.Копытина. СПб., 2002. 4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д.,Кудзилов Д. Б. "Психодиагностика через рисунок в сказкотерапии". – СПб.: Речь, 2006. (+ цветные вклейки) 5. Киселева М.В. "Арт-терепия в работе с детьми". СПб.: Речь, 2008. 6. Лебедева Л. Д., Никонорова Ю. В., Тараканова Н. А. "Энциклопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии". – СПб.: Речь, 2006. 7. Остер, Дж., Гоулд П. "Рисунок в психотерапии". М., 2000. 8. Потёмкина О. Ф., Потёмкина Е. В. "Психологический анализ рисунка и текста". – СПб.: Речь, 2005. 9. Элькин В. М. "Театр цвета и мелодии ваших страстей. Цветовая психология и психотерапия шедеврами искусства. Гармонизация цветовых программ жизни и ваши тайные способности". – СПб.: ИД «Петрополис», 2005 г. 10.Эндрюс Тед. "Искусство лечения цветом". Пер. с англ. О. Матвеевой. – М.: ЦАИ, 1998.
Упражнение «Негатив - позитив»










Упражнение «Я и окружающий мир»

Упражнение «Я - образ»







В раздел образования