Напоминание

Роль бактерий в природе и в жизни человека


Автор: Лескова Ирина Николаевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ "Бакланская СОШ"
Населённый пункт: село Баклань Брянской области
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Роль бактерий в природе и в жизни человека
Раздел: полное образование





Назад




«Игровые приемы по развитию фонематического восприятия у дошкольников» Сегодня наши дети живут в мире «говорящей техники» и постепенно учатся молчать, а речевые игры и упражнения уступают своё место компьютеру. Пожалуй, не будет ошибкой сказать, что современные дети много знают, а восприятие, воображение их менее продуктивны. Фонематическое восприятие представляет собой наиболее элементарный уровень распознавания речевых высказываний. Под этим подразумевается способность к дифференциации и идентификации всех фонем родного языка. Различение звуков речи – основа для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то что ему сказали, а то что он услышал (иногда точно, а порой очень приблизительно.) «Игла» превращается в «мглу», «лес» в «лист» или «лису». Правильное восприятие возникает не сразу. Это результат постепенного развития. На самом раннем этапе ребенок воспринимает слова как единый, нерасчленимый звуковой комплекс, обладающий определенной ритмико- мелодической структурой. Последующий этап характеризуется постепенным развитием умения различать фонемы, входящие в состав слова. Одновременно происходит интенсивное овладение активным словарем и правильным произношением слов. Нарушение фонематического слуха чаще носит вторичный характер. Трудности отмечаются у детей уже восприятии и воспроизведении простых ритмов, воспроизведение сложных ритмов им как правило не доступно. Особенно ярко недостаточность фонематического слуха проявляется в школе при обучению письму и чтению, ответственными за оптимальное протекание процесса любого обучения. Поэтому не случайно работе по развитию фонематического слуха нужно уделять много времени, но не всегда работа протекает легко и успешно. Это можно объяснить недостаточным вниманием проработки предыдущего этапа –
развитию речевого слуха.
Речью занимается относительно поздняя по происхождению структура нервной системы. Неречевой слух – восприятие шума, воды, ветра, бытовых шумов, звуков музыки – по своему происхождению гораздо древнее. Формируясь, сложные психологические процессы зависят от более элементарных функций, лежащих в основе слова и составляющих «базу» для
их развития. Ребенок может научиться говорить и мыслить, только воспринимая, начиная с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных, птиц и людей. При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма. Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным, и ребенок мог догадаться о нем по ситуации, предмет нужно рассматривать, если возможно трогать, брать в руки. Кроме того, полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать шумы только на слух, без опоры на зрение. Обычно работу следует начинать с наиболее элементарных видов различения: «тихого- громкого», «быстрого – медленного», выбирая контрастные по ритмической структуре музыкальные фрагменты. Для формирования неречевого звукоразличения в логопедии и нейропсихологии разработаны и успешно применяются специальные упражнения. Важно отнестись к ним серьезно, уделить им столько времени и внимания, сколько понадобится, при этом не забывая, что занятия должны быть интересными для ребенка. Предлагаемые игры не требуют пунктуального выполнения, скорее всего это тема для свободной импровизации педагогов и детей.
«Шумящие коробочки».
Нужно взять два комплекта небольших коробочек (для себя и для ребенка), наполнить их различными материалами, которые если коробочку потрясти, издают разные звуки. В коробочку можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки и т.д. взяв коробочку из своего набора вы её трясете, ребенок закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои и ищет среди них звучащую аналогично. Игра продолжатся до тех пор, пока не будут найдены все пары. У этой игры много вариантов- взрослый трясет одну за другой несколько коробочек, ребенок запоминает и повторяет заданную последовательность. Не забывайте меняться ролями и обязательно ошибайтесь !!!
«Чудо звуки»
Прослушайте с детьми аудиозаписи природных звуков: шум дождя, журчание ручья, морской прибой, весеннюю капель, шум леса в ветряный день, пение птиц, голоса животных. Обсудите звуки – какие похожи, чем различаются, где их можно услышать, какие кажутся знакомыми. Начинать надо с
прослушивания и узнавания хорошо различающихся между собой звуков, затем сходных по звучанию. Эти же звуки слушайте на прогулке: зимой скрип снега под ногами, тишину морозного утра; весной – капель, журчание ручья, щебетание птиц, шум ветра. Осенью можно услышать, как шуршат листья, шум дождя. Летом стрекочут кузнечики, жужжат жуки, пчелы, назойливо звенят комары. А еще не забывайте про запахи – это тоже опоры для детей в познании и обучении.
«Слушай, пробуй, как звучит».
Исследуйте звуковую природу предметов и материалов, оказавшихся под рукой. Измеряйте громкость, темп звучания. Можно стучать, топать, бросать, рвать, хлопать. А ребенок должен угадывать что и как звучало.
«Угадай, что звучало»
Проанализируйте с детьми бытовые шумы: скрип двери, звук шагов, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды, звон ложечки о стакан, шелест страниц и прочие. Ребенок должен научиться узнавать их звучание с открытыми и закрытыми глазами, постепенно нужно приучать его удерживать в памяти «голоса» всех предметов, доводя их количество с одного до семи.
«Что как звучит».
Сделайте с детьми волшебную палочку, постучите палочкой по любым предметам, находящимся в группе. Пусть все предметы вокруг «зазвучат». Прислушайтесь к этим звукам, пусть ребенок запомнит, что как звучит и находит предметы, которые звучали, по вашей просьбе: «Скажи, покажи, проверь, что звучало. Что звучало сначала, а что потом? Можно взять волшебную палочку на прогулку. Более сложный вариант игры – узнавание звуков без опоры на зрение. Ребенок отвечает на вопросы: «По какому предмету я стучала? Что звучит похоже? Где вы слышали похожие звуки?»
«Где позвонили».
Определяем направление звука. Для этой игры нужен колокольчик или другой звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза. Вы в стороне от него тихо звените, шумите. Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышится звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно задать вопросы: где звенит? Слева? Справа от
тебя? Впереди, сзади? И еще более веселый вариант всем хорошо известный – «Жмурки». Ребенок с закрытыми глазами в роли водящего.
«Выбери предмет»
вы стучите, гремите, шелестите, играете на музыкальных инструментах, а ребенок отгадывает что вы делали, что звучало, и показывает нужный предмет.
«Создаём мелодию».
Вступайте с ребенком в диалог на инструментах – чередуйте «высказывания», внимательно слушая друг друга, можно создавать мелодию с помощью хлопков. Внимательно слушая друг друга. Когда ребенок сыграет что – то структурированное, повторите его «реплику».
«Отработка ритмических рисунков».
Вы создаете ритм, отстукивая его рукой. Ребенок его повторяет. Сначала ребенок видит ваши руки, потом выполняет это упражнение с закрытыми глазами. Варианты игры могут быть разными: ребенок выполняет ритмический рисунок правой, левой рукой, обеими руками одновременно, поочередно (хлопки или удары); воспроизводит тот же рисунок ногами; придумывает свои ритмические рисунки.
«Громко – тихо».
Попросите детей произнести гласный звук, слог или слово громко, потом тихо, протяжно, потом отрывисто, высоким голосом, низким. Варианты игры: придумайте или вспомните сказочных персонажей, договоритесь кто как говорит, а потом разыгрывайте небольшие диалоги, узнавайте ваших героев по голосу, меняйтесь ролями.
«Камертон»
Предложите ребенку проговаривать по слогам любой стихотворный текст и одновременно отстукивать его ритм по правилам : отстукиваются слоги (каждый слог-один удар), на каждом слове, включая предлоги, рука или нога меняется.
«Подскажи словечко».
У норы добычи ждет, Притаившись серый….. Мышь осталась без хвоста
Вырываясь от ….. и т.д.
«Закончи предложение».
Я хотел устроить бал и гостей к себе …. Купил муку, купил творог, испек рассыпчатый…. И т.д.
«Исправь ошибку в предложении».
Русская красавица своей коЗою славиться. На поляне весной вырос Зуб молодой. И т.д.


В раздел образования