Автор: Лескова Ирина Николаевна Должность: учитель биологии Учебное заведение: МБОУ "Бакланская СОШ" Населённый пункт: село Баклань Брянской области Наименование материала: методическая разработка урока Тема: Роль бактерий в природе и в жизни человека Раздел: полное образование
«Игровые приемы по развитию фонематического восприятия у
дошкольников»
Сегодня наши дети живут в мире «говорящей техники» и постепенно учатся
молчать, а речевые игры и упражнения уступают своё место компьютеру.
Пожалуй, не будет ошибкой сказать, что современные дети много знают, а
восприятие, воображение их менее продуктивны.
Фонематическое
восприятие
представляет
собой
наиболее
элементарный
уровень распознавания речевых высказываний. Под этим подразумевается
способность к дифференциации и идентификации всех фонем родного языка.
Различение звуков речи – основа для понимания смысла сказанного. При
несформированности
речевого
звукоразличения
ребенок
воспринимает
(запоминает, повторяет, пишет) не то что ему сказали, а то что он услышал
(иногда
точно,
а
порой
очень
приблизительно.)
«Игла»
превращается
в
«мглу», «лес» в «лист» или «лису».
Правильное
восприятие
возникает
не
сразу.
Это
результат
постепенного
развития. На самом раннем этапе ребенок воспринимает слова как единый,
нерасчленимый
звуковой
комплекс,
обладающий
определенной
ритмико-
мелодической структурой. Последующий этап характеризуется постепенным
развитием
умения
различать
фонемы,
входящие
в
состав
слова.
Одновременно
происходит
интенсивное
овладение
активным
словарем
и
правильным произношением слов. Нарушение фонематического слуха чаще
носит вторичный характер. Трудности отмечаются у детей уже восприятии и
воспроизведении простых ритмов, воспроизведение сложных ритмов им как
правило не доступно.
Особенно ярко недостаточность фонематического слуха проявляется в школе
при обучению письму и чтению, ответственными за оптимальное протекание
процесса любого обучения.
Поэтому не случайно работе по развитию фонематического слуха нужно
уделять много времени, но не всегда работа протекает легко и успешно. Это
можно объяснить недостаточным вниманием проработки предыдущего этапа
– развитию речевого слуха.
Речью
занимается
относительно
поздняя
по
происхождению
структура
нервной системы. Неречевой слух – восприятие шума, воды, ветра, бытовых
шумов,
звуков
музыки
–
по
своему
происхождению
гораздо
древнее.
Формируясь,
сложные
психологические
процессы
зависят
от
более
элементарных функций, лежащих в основе слова и составляющих «базу» для
их
развития.
Ребенок
может
научиться
говорить
и
мыслить,
только
воспринимая,
начиная
с
узнавания
природных,
бытовых
и
музыкальных
шумов, голосов животных, птиц и людей. При этом различение неречевых
звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма. Чтобы
образ
предмета,
издающего
звук,
был
более
полным,
и
ребенок
мог
догадаться о нем по ситуации, предмет нужно рассматривать, если возможно
трогать,
брать
в
руки.
Кроме
того,
полезно
выполнять
упражнения
с
закрытыми
глазами,
анализировать
шумы
только
на
слух,
без
опоры
на
зрение. Обычно работу следует начинать с наиболее элементарных видов
различения:
«тихого-
громкого»,
«быстрого
–
медленного»,
выбирая
контрастные по ритмической структуре музыкальные фрагменты.
Для
формирования
неречевого
звукоразличения
в
логопедии
и
нейропсихологии
разработаны
и
успешно
применяются
специальные
упражнения.
Важно отнестись к ним серьезно, уделить им столько времени и внимания,
сколько
понадобится,
при
этом
не
забывая,
что
занятия
должны
быть
интересными для ребенка.
Предлагаемые игры не требуют пунктуального выполнения, скорее всего это
тема для свободной импровизации педагогов и детей.
«Шумящие коробочки».
Нужно взять два комплекта небольших коробочек (для себя и для ребенка),
наполнить их различными материалами, которые если коробочку потрясти,
издают разные звуки. В коробочку можно насыпать песок, крупу, горох,
положить кнопки и т.д. взяв коробочку из своего набора вы её трясете,
ребенок закрыв глаза, внимательно прислушивается к звучанию. Затем он
берет свои и ищет среди них звучащую аналогично. Игра продолжатся до тех
пор,
пока
не
будут
найдены
все
пары.
У
этой
игры
много
вариантов-
взрослый трясет одну за другой несколько коробочек, ребенок запоминает и
повторяет заданную последовательность. Не забывайте меняться ролями и
обязательно ошибайтесь !!!
«Чудо звуки»
Прослушайте с детьми аудиозаписи природных звуков: шум дождя, журчание
ручья, морской прибой, весеннюю капель, шум леса в ветряный день, пение
птиц, голоса животных. Обсудите звуки – какие похожи, чем различаются, где
их
можно
услышать,
какие
кажутся
знакомыми.
Начинать
надо
с
прослушивания и узнавания хорошо различающихся между собой звуков,
затем сходных по звучанию.
Эти же звуки слушайте на прогулке: зимой скрип снега под ногами, тишину
морозного утра; весной – капель, журчание ручья, щебетание птиц, шум
ветра. Осенью можно услышать, как шуршат листья, шум дождя. Летом
стрекочут кузнечики, жужжат жуки, пчелы, назойливо звенят комары. А еще
не забывайте про запахи – это тоже опоры для детей в познании и обучении.
«Слушай, пробуй, как звучит».
Исследуйте звуковую природу предметов и материалов, оказавшихся под
рукой. Измеряйте громкость, темп звучания. Можно стучать, топать, бросать,
рвать, хлопать. А ребенок должен угадывать что и как звучало.
«Угадай, что звучало»
Проанализируйте
с
детьми
бытовые
шумы:
скрип
двери,
звук
шагов,
телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся и кипящей воды,
звон ложечки о стакан, шелест страниц и прочие. Ребенок должен научиться
узнавать их звучание с открытыми и закрытыми глазами, постепенно нужно
приучать
его
удерживать
в
памяти
«голоса»
всех
предметов,
доводя
их
количество с одного до семи.
«Что как звучит».
Сделайте
с
детьми
волшебную
палочку,
постучите
палочкой
по
любым
предметам, находящимся в группе. Пусть все предметы вокруг «зазвучат».
Прислушайтесь к этим звукам, пусть ребенок запомнит, что как звучит и
находит предметы, которые звучали, по вашей просьбе: «Скажи, покажи,
проверь,
что
звучало.
Что
звучало
сначала,
а
что
потом?
Можно
взять
волшебную палочку на прогулку. Более сложный вариант игры – узнавание
звуков
без
опоры
на
зрение.
Ребенок
отвечает
на
вопросы:
«По
какому
предмету я стучала? Что звучит похоже? Где вы слышали похожие звуки?»
«Где позвонили».
Определяем направление звука. Для этой игры нужен колокольчик или другой
звучащий предмет. Ребенок закрывает глаза. Вы в стороне от него тихо
звените, шумите. Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышится
звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть
глаза и проверить себя. Можно задать вопросы: где звенит? Слева? Справа от
тебя? Впереди, сзади? И еще более веселый вариант всем хорошо известный
– «Жмурки». Ребенок с закрытыми глазами в роли водящего.
«Выбери предмет» вы стучите, гремите, шелестите, играете на музыкальных
инструментах, а ребенок отгадывает что вы делали, что звучало, и показывает
нужный предмет.
«Создаём мелодию».
Вступайте
с
ребенком
в
диалог
на
инструментах
–
чередуйте
«высказывания», внимательно слушая друг друга, можно создавать мелодию
с помощью хлопков. Внимательно слушая друг друга. Когда ребенок сыграет
что – то структурированное, повторите его «реплику».
«Отработка ритмических рисунков».
Вы создаете ритм, отстукивая его рукой. Ребенок его повторяет. Сначала
ребенок видит ваши руки, потом выполняет это упражнение с закрытыми
глазами.
Варианты
игры
могут
быть
разными:
ребенок
выполняет
ритмический рисунок правой, левой рукой, обеими руками одновременно,
поочередно
(хлопки
или
удары);
воспроизводит
тот
же
рисунок
ногами;
придумывает свои ритмические рисунки.
«Громко – тихо».
Попросите детей произнести гласный звук, слог или слово громко, потом
тихо, протяжно, потом отрывисто, высоким голосом, низким. Варианты игры:
придумайте или вспомните сказочных персонажей, договоритесь кто как
говорит, а потом разыгрывайте небольшие диалоги, узнавайте ваших героев
по голосу, меняйтесь ролями.
«Камертон»
Предложите ребенку проговаривать по слогам любой стихотворный текст и
одновременно
отстукивать
его
ритм
по
правилам
:
отстукиваются
слоги
(каждый слог-один удар), на каждом слове, включая предлоги, рука или нога
меняется.
«Подскажи словечко».
У норы добычи ждет,
Притаившись серый…..
Мышь осталась без хвоста
Вырываясь от ….. и т.д.
«Закончи предложение».
Я хотел устроить бал и гостей к себе ….
Купил муку, купил творог, испек рассыпчатый…. И т.д.
«Исправь ошибку в предложении».
Русская красавица своей коЗою славиться.
На поляне весной вырос Зуб молодой. И т.д.