Напоминание

"Опыты с волчком"


Автор: Иванова Любовь Анатольевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: Детский сад № 110
Населённый пункт: г. Рыбинск, Ярославская область
Наименование материала: Беседы
Тема: "Опыты с волчком"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Из истории колеса.


Если вы окажитесь в одиночестве на необитаемом острове и вам понадобится переместить тяжёлый предмет, что вы будете делать? Разумеется, нести или тянуть, или толкать. В древнейшие времена человеческие мускулы были единственным средством перемещения грузов. Человек сам себе был «вьючным животным». Пять тысяч лет тому назад египтяне начали возводить пирамиды . Тысячи тяжёлых каменных плит укладывали в огромные гробницы . Огромную каменную статую сотни людей тянули на своеобразных санках по голой земле . Египет – тёплая страна , где не бывает снега . Эта работа требовала громадных усилий и продвигалась так медленно , что стала символом эпохи . Деревянный диск – прообраз колеса – появился на Древнем Востоке около шести тысяч лет тому назад . Ещё две тысячи лет потребовалось человечеству , чтобы начать широко использовать колесо и сделать его похожим на современное : со спицами и гнутым ободом . Однажды кому – то пришло в голову сделать срез бревна и проделать отверстие в центре – и вот оно колесо ! Пару колёс соединили между собой осью , ось прикрепили к платформе – получилась тележка . Изобретённое колесо существенно облегчило перемещение предметов , позволив создать разнообразные повозки . Грубая , неуклюжая – она была совершенно новым транспортным средством . Колесо , изобретённое человечеством ещё в те далёкие времена , использовалось не только для облегчения движения телег и колесниц . Древние землевладельцы с помощью каменных кругов растирали зёрна . На неподвижном большом камне вращали другой камень с отверстием в центре , куда понемногу насыпали зёрна . Попадая в пространство между камнями , оно растиралось . Ещё Древнем Риме колесо стало символом времени , мимолётностью счастья . Римляне считали , что богиня счастья Фортуна одаривает удачей одних и отбирает её
у других , руководствуясь капризами , которые могут меняться ежеминутно . Поэтому Фортуну изображали так : она опиралась одной ногой на колесо . Крылатое выражение « колесо Фортуны » в переносном значении понимается как неожиданная удача , а само колесо стало ещё и символом движения . Быть может , ещё и поэтому циферблат механических часов чаще всего имеет форму круга . Обычное колесо таит в себе немало тайн . Тысячи изобретений потребовалось для того , чтобы жизнь была легче и интересней . Самым важным из них были первые
колёса
и
число
. Без них не было бы всего нашего технического великолепия . У этих двух изобретений есть одна общая черта – ни колеса , ни числа нет в природе , и то и другое – плод деятельности человеческого разума . В Древней Греции круг и окружность считались венцом совершенства . Действительно , в каждой своей точке окружность устроена одинаковым образом , что позволяет им двигаться самой по себе . Это свойство окружности сделало возможным возникновение колеса , поскольку ось и втулка колеса должны всё время быть в соприкосновении

Как

получить

бумажный

круг

?



Цель

:
Закрепить навыки и умения в получении круга , используя различные круглые предметы ; вырезание круга по контуру . На листке плотной бумаги поставьте любой круглый предмет , например стакан . Обведите его карандашом . Постарайтесь аккуратно вырезать ножницами по следу карандашом . Так вы стали обладателем круга . Сделайте , пожалуйста , это несколько раз . Во – первых , каждый последующий круг будет изящнее , красивее , а во – вторых , в нашей работе потребуется много таких кругов . Монеты , крышки , блюдца , банки помогут вам получить круги разных размеров .

Волчок.

Цель:
Дать понятие о центре картонного круга. Путём подбора различного материала изготовить несколько видов волчков. Для этого необходимы заострённая спичка, бумажный или картонный круг и немного пластилина. Проткните заострённой спичкой картонный круг в центре. (Плоский круг иногда называют диском.) возьмите вертикально расположенную спичку двумя пальцами за верхний край и резко закрутите. Что вы увидите? Сколько времени будет длиться вращение? Какие положения при этом занимает спичка относительно стола? Проведём интересные исследования. Вместо спички возьмите тонкую спицу, гвоздь. Меняйте размеры бумажного круга. Попробуйте вместо картон а использовать металлическую крышку от консервной банки, пробив её гвоздём.

«Чей волчок лучше?»

Цель:
Развитие мелкой моторики; умение определять высоту стержня волчка. Эти весёлые соревнования помогут убедить вас в том, что стойкость и длительность вращения волчка зависит от того, на какой высоте от заострённой части оси закреплено бумажное колёсико. Можно предварительно сделать несколько волчков, в которых разноцветные диски закреплены с помощью пластилина на разной высоте. Раздайте такие игрушки нескольким своим друзьям. По вашей команде все одновременно должны запустить их. После первого запуска проведите второй, третий… чтобы никому из ваших друзей не было досадно, перед каждым следующим запуском предлагайте меняться волчками. Результат мало изменяется от того, кто запускает волчок, зато существенно зависит от того, на какой высоте от точки соприкосновения с поверхностью расположен диск.
Невидимые зубчики.


Цель:
Дать знания о том, что глаз – органический сложный прибор. (опыт) По краю диска вырежьте зубчики. Диск наденьте на ось и раскрутите получившийся волчок. При быстром вращении вам кажется, что края диска сплошные, а вырезов просто нет. Они становятся заметны только при замедленном вращении волчка. Наш глаз – не только сложный, но и фантастический прибор. Он может видеть даже то, что реально не существует.
Разноцветное колесо – белое?


Цель:
Вырежьте картонный круг и разделите его карандашом на семь частей, как показано на рисунке. Каждую часть аккуратно раскрасьте последовательно в таком порядке: красным, оранжевым, жёлтым, зелёным, голубым, синим, фиолетовым цветами. Краска должна лежать ровно, без подтёков. Раскрутите изготовленный волчок на ровной поверхности. Вы убедитесь, что глаз, налагая отдельные цвета друг на друга в заданном порядке, воспринимает результат сочетания семи цветов как белый цвет. Можно раскрасить поверхность диска вместо семи тремя цветами: красным, зелёным и синим. Быстрое вращение такого диска также даст белый цвет.
Не верь глазам своим.


Цель:
Научить устанавливать, что будет видеть глаз при использовании различных цветов на круге. (опыт) Вырежьте из твёрдого картона кружок диаметром 8 сантиметров. Покрасьте в чёрный цвет половину круга, а на вторую половину нанесите линии. Чёрные и белые дуги, нарисованные на диске, во время быстрого вращения становятся красными, оранжевыми, голубыми и зелёными. Для увеличения скорости вращения готовый круг можно прикрепить к вентилятору.
Итоговая беседа.


Вопрос…

Ц е л ь :
развитие логического мышления, внимания, проверка знаний. Почему колёса делают круглыми, а не квадратными. Может ли колесо двигаться с большой скоростью, оставаясь на месте? Катить легче, чем скользить. Почему же снежной зимой катаются на санках, а не на велосипеде? Когда балерина становится волчком? Какая точка на движущемся колесе в каждый данный момент неподвижна?
Ответ…
Колёса делают круглыми для обеспечения плавности хода, отсутствия рывков. Именно так и работает турбина. Велосипед опирается на поверхность только в двух точках и потому проваливается в глубокий рыхлый снег. Польза санок равномерно распределяют нагрузку на большей поверхности и потому легко скользят по снегу. В балетном спектакле танец – вращение на кончиках пальцев вытянутой ноги (пируэт) подобен вращению волчка на оси. Та точка коле са, которая в данный м ом е н т соприкасается с землёй, неподвижна.
Обман зрения


Цель:
Дать знания о том, как глаз воспринимает использование различных линий при изготовлении волчка. Нарисуйте на диске вокруг центра одну прерывистую линию, как показано на рисунке. Во время вращения волчка изображение на диске покажется вам сплошным. Наденьте на волчок другой диск, на котором прерывистая замкнутая линия имеет центр, не совпадающий с осью волчка. Теперь во время вращения диска вам кажется, что вертится несколько сплошных кругов. А если нарисовать на диске вместо круга сплошную змейку (спираль), то во время быстрого вращения волчка вам начнёт мерещиться, что нарисованы сплошные круги разных диаметров. Если волчок будет замедлять вращение, вам будет казаться, что эти круги сжимаются к центру. Если же тот же диск, надетый на ту же ось, крутить в противоположную сторону, то круги при замедлении вращения волчка создают впечатление замкнутых линий, которые разбегаются от центра. Удивительные свойства имеет человеческий глаз! Он ещё некоторое время держит в памяти то, что видел раньше. Глаз способен и налагать одно изображение на другое. Используя это свойство глаза, великий физик Исаак Ньютон доказал, что белый цвет – сложный. Честно говоря, мы неправильно употребляем слово «цвет» касательно белого и чёрного. Белого цвета нет. Он образуется в результате составления цветов. Чёрного
цвета также не существует. Чёрное – это полное отсутствие любого цвета и света вообще. Но уже так принято, наряду со всеми цветами, говорить «чёрный цвет», «белый цвет». Вертящийся волчок поможет нам повторить опыт Ньютона.


В раздел образования