Автор: Жданова Светлана Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: Детский сад № 110 Населённый пункт: г. Рыбинск, Ярославская область Наименование материала: Уголок для родителей Тема: "Что должны знать родители о ФГОС ДО" Раздел: дошкольное образование
«Что должны знать родители о ФГОС ДО»
Мы
уже
знаем,
что
введение
ФГОС
связано
с
тем,
что
настала
необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того
чтобы,
обеспечить
каждому
ребенку
равные
стартовые
возможности
для
успешного обучения в школе.
Однако
стандартизация
дошкольного
образования
не
предусматривает
предъявления
жестких
требований
к
детям
дошкольного
возраста,
не
рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.
Специфика
дошкольного
возраста
такова,
что
достижения
детей
дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и
навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих
психологическую
готовность
ребенка
к
школе.
Необходимо
отметить,
что
наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования
заключается
в
том,
что
в
детском
саду
отсутствует
жесткая
предметность.
Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт
дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и
тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к
результатам освоения программы.
Здесь необходимо понимать, что если к дошкольному образованию будут
заданы требования к результатам, аналогичные тем, что присутствуют в стандарте
начального образования, то мы лишим детей детства, не учитывая самоценности
дошкольного
периода
жизни
и
специфики
психического
развития
детей-
дошкольников.
Будет
упорно
осуществляться
подготовка
детей
к
школе,
где
постоянно будет проверяться уровень предметных знаний, умений и навыков. И ко
всему
к
этому
образовательный
процесс
будет
выстраиваться
по
подобию
школьного урока, а это противоречит специфике развития детей дошкольного
возраста.
Поэтому, в дошкольном образовании определены две группы требований,
а не три, как в стандарте начального общего образования. Это требования к
структуре
программы
дошкольного
образования
и
требования
к
условиям
ее
реализации.
При этом педагогам дается ориентир конечной цели их деятельности. В
ФГОС указано, что одним из обязательных разделов программы любого ДОУ
является
раздел
«Планируемые
результаты
освоения
детьми
основной
общеобразовательной
программы
дошкольного
образования».
В
нем
описаны
такие интегративные качества (качества! а не ЗУНы: знания, умения, навыки),
которые ребенок может приобрести в результате освоения программы: например,
физически
развитый,
любознательный,
активный,
эмоционально-отзывчивый,
общительный и др.
Основная
общеобразовательная
программа
помогает
ребенку
овладеть
базисным
уровнем
дошкольного
образования.
Она
призвана
обеспечить
дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в
дальнейшем обучении, т. е. в школе и должна выполняться каждым дошкольным
учреждением.
В
тексте
ФГОС
не
употребляется
слово
«занятие»,
но
это
не
означает
переход
на
позиции
«свободного
воспитания»
дошкольников.
Взрослые
не
перестанут заниматься с детьми в российских детских садах. Но такая форма
образовательной
деятельности
как
занятие
не
соответствует
возрастным
особенностям детей дошкольного возраста. В современной теории и практике
понятие «занятие» рассматривается как занимательное дело, без отождествления
его с занятием как дидактической формой учебной деятельности.
Новый документ ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и
игру, где
происходит
сохранение
самоценности
дошкольного
детства
и
где
сохраняется сама природа дошкольника. Факт повышения роли игры как ведущего
вида
деятельности
дошкольника
и
отведение
ей
главенствующего
места,
безусловно, положителен, так как в настоящее время на первом месте стоит
занятие.
Необходимость
отказаться
от
учебно-дисциплинарной
модели
образовательного процесса – отказ от специально организованной деятельности
уже давно назрела.
Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная,
двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Необходимо
отметить, что каждому виду детской деятельности соответствуют определенные
формы работы с детьми.
Содержание основной программы включает совокупность образовательных
областей, которые обеспечат разностороннее развитие детей с учетом их возраста
по
основным
направлениям
–
физическому,
социально-личностному,
познавательно-речевому
и
художественно-эстетическому.
В
программе
нет
привычных
предметных
областей
–
развития
речи,
развития
элементарных
математических представлений, рисования, лепки и т. д. Все это заложено в
образовательные области.
Образовательные области введены для поддержания баланса между
всеми направлениями работы детского сада – все они в равной степени должны
быть представлены в образовательной программе дошкольного образования.
Если
говорить
о
содержании
дошкольного
образования,
то
необходимо
отметить,
обязательность
его
соответствия
заявленным
в
ФГОС принципам:
- принцип развивающего образования , целью которого является развитие
ребенка;
- принцип
необходимости
и
достаточности (соответствие
критериям
полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные цели и
задачи
только
на
необходимом
и
достаточном
материале,
максимально
приближаться к разумному "минимуму")
- принцип
интеграции образовательных
областей
в
соответствии
с
возрастными
возможностями
и
особенностями
воспитанников,
спецификой
и
возможностями образовательных областей;
Программа
строится
с
учетом
интеграции
образовательных
областей
в
соответствии с возрастом детей. Интеграция разных образовательных областей –
важный сдвиг в структурировании программного материала.
Все
образовательные
области
связаны
друг
с
другом:
читая,
ребенок
познает;
познавая,
рассказывает
о
том,
что
узнал;
взаимодействует
со
сверстниками
и
взрослыми
в
процессе
исследований
и
обсуждений.
Так
взаимопроникновение
и
взаимосвязь
образовательных
областей
обеспечивают
формирование у ребенка целостной картины окружающего мира. Безусловно, в
новых
условиях
возрастет
роль
взаимосвязи
в
работе
узких
специалистов
и
воспитателей.
Например,
инструктор
по
физической
культуре
участвует
в
проведении
прогулок,
организуя
подвижные
игры,
эстафеты
по
теме.
Музыкальный
руководитель
будет
осуществляет
подбор
музыкального
сопровождения
для
проведения мастерских, релаксации, разминок, гимнастик и др.
-
комплексно-тематический
принцип
построения
образовательного
процесса;
В
соответствии
с
комплексно-тематическим
принципом
построения
образовательного
процесса
ФГОС
предлагает
для
мотивации
образовательной
деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного
материала
в
процессе
подготовки
и
проведения
каких-либо
значимых
и
интересных для дошкольников событий. Обучение через систему занятий будет
перестроено на работу с детьми по «событийному» принципу. Такими событиями
являются Российские праздники (Новый год, День семьи и др.), международные
праздники (День доброты, День Земли и др.). Праздники – это радость, дань
уважения,
память.
Праздники
–
это
события,
к
которым
можно
готовиться,
которых
можно
ждать. Проектная
деятельность
станет
приоритетной .
Критерием
того,
что
данный
принцип
заработает,
станет
живое,
активное,
заинтересованное участие ребенка в том или ином проекте, а не цепочка действий
по указанию взрослого. Ведь только активный человек может стать успешным.
- решение программных образовательных задач в совместной деятельности
взрослого и детей (образовательная деятельность, осуществляемая в процессе
организации
различных
видов
детской
деятельности
и
образовательная
деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов) и самостоятельной
деятельности детей;
Изменяется
способ
организации
детских
видов
деятельности:
не
руководство
взрослого,
а
совместная
(партнерская)
деятельность
взрослого
и
ребенка
–
это
наиболее
естественный
и
эффективный
контекст
развития
в
дошкольном детстве.
- взаимодействие с родителями;
Документ
ориентирует
на
взаимодействие
с
родителями:
родители
должны
участвовать
в
реализации
программы, в
создании
условий
для
полноценного и своевременного развития ребенка в дошкольном возрасте, чтобы
не упустить важнейший период в развитии его личности. Родители должны быть
активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов,
независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними
наблюдателями.
- И что еще очень важно, основная программа дошкольного образования
обеспечивает
преемственность
с
примерными
основными
программами
начального образования, чего не было ранее.
Перспектива реформирования дошкольного образования вселяет надежду
на качественные изменения в данной сфере. Делается попытка преобразовать
некогда единую систему «общественного дошкольного воспитания» в подлинную
систему дошкольного образования как полноправную и неотъемлемую ступень
общего
образования.
Это
означает
фактическое
признание
того,
что
ребенок
дошкольного возраста нуждается не только в опеке и уходе, но и в воспитании, и в
обучении, и в развитии.
Таким
образом,
новые
стратегические
ориентиры
в
развитии
системы
образования следует воспринимать позитивно. Во-первых, система дошкольного
образования
должна
развиваться
в
соответствии
с
запросами
общества
и
государства, которые обнародованы в этом приказе. Во-вторых, в приказе много
положительного:
Желание сделать жизнь в детском саду более осмысленной и интересной.
Создание условий для того, чтобы воспитатель мог учитывать особенности
развития,
интересы
своей
группы,
специфику
национально-культурных
и
природных географических условий, в которых осуществляется образовательный
процесс и многое другое.
Попытка повлиять на сокращение и упрощение содержания образования для
детей дошкольного возраста за счет установления целевых ориентиров для каждой
образовательной области.
Стремление к формированию инициативного, активного и самостоятельного
ребенка.
Отказ от копирования школьных технологий и форм организации обучения.
Ориентация на содействие развитию ребенка при взаимодействии с
родителями.