Конспект НОД по обучению грамоте "Согласные звуки М и МЬ, буква М"
Автор: Климина Анастасия Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Берёзка" Населённый пункт: город Когалым, Тюменская область, ХМАО Наименование материала: Конспект НОД Тема: Конспект НОД по обучению грамоте "Согласные звуки М и МЬ, буква М" Раздел: дошкольное образование
МАДОУ «Берёзка»
Конспект НОД по обучению грамоте
в подготовительной группе №7 «Дельфин»
на тему: «Твёрдый и мягкий звуки М,
знакомство с буквой М»
Подготовила и провела:
воспитатель МАДОУ «Берёзка»
Климина А.А.
г.Когалым
2016 г.
Цель: продолжать знакомить детей с согласным звуком ( М) и буквой (М).
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить понятие «согласный звук»;
-Учить различать твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные звуки «м» и
«мь» на слух, выделять нужный согласный звук в слогах, словах;
- Учить определять первый и последний звук в слове, гласный звук в
середине слова;
Закрепить навыки звукового анализа, составления звуковой схемы.
- Упражнять в умении делить слова на слоги, составлять схему предложения;
- Познакомить с буквой М.
Развивающие:
- Развивать зрительное восприятие, движение органов артикуляционного
аппарата, фонематический слух, память, внимание, мышление, мелкую
моторику рук.
-
Побуждать
детей
давать
ответы
полными,
распро страненными
предложениями.
Воспитательные:
-
Воспитыватьинтерес
к
познавательной
деятельности,
инициативности,
самостоятельности, умение
уступать
друг
другу,
быть
внимательными
к
ответам других детей.
Словарная работа:
активизация словаря: гласные, согласные, мягкий, твердый, слог,
Методы и приемы:
Наглядные:
1.
Демонстрационный
материал
(рюкзак,
игрушки:
мяч,
головоломка,
мишка,
пирамидка;
альбом,
фломастеры;
домик
–
«Буквоград»,
демонстрация слайдов ).
Словесные:
1.
Художественное слово (загадка);
2.
Указание;
3.
Объяснение;
4.
Рефлексия собственной деятельности.
Игровые:
1.
Дидактическая игра «Угадай на ощупь», «Поймай звук»;
2.
Игровое упражнение «Определи место звука в слове», «Составь слово»,
«Опиши звук М», «Деление слов на слоги».
Методы повышения познавательной активности:
1.
Метод вопросов.
2.
Метод классификации.
Методы повышения эмоциональной активности:
1.
Игровой прием «Научим Вику играть со звуками М и МЬ».
Предварительная работа:
1.
Предшествующая НОД.
2.
Дидактические игры: «Поймай звук», «Угадай на ощупь».
3.
Игровые упражнения: «Опиши звук», «Деление слов на слоги».
4.
Разучивание физминутки «Ты давай-ка не ленись!».
Материалы и оборудование:
1.
Демонстрационный
материал:рюкзак,
игрушки
(мяч,
головоломка,
мишка,
пирамидка),
альбом,
фломастеры,
домик
–
«Буквоград»,
предметные
картинки
(дом,
мак,
пирамида,
мёд,
мальчик,
малина),
видеоролик «Знакомство с буквой М».
2.
Раздаточный
материал:
звуковые
карточки,
квадраты
трёх
цветов
(синий, красный, зелёный), прямоугольники для составления схемы
предложения, счетные палочки, силуэт буквы М из наждачной бумаги,
карандаши, письменное задание.
3.
Телевизор, ноутбук.
Ход образовательной деятельности
Воспитатель привлекает внимание детей:
В: Друзья, вы растете и становитесь большими, поэтому осенью вас ждет
школа. Моя дочка Вика тоже скоро пойдет в школу, и мы даже купили ей
портфель. Вот такой. Вика на радостях даже сложила в него все то, что
посчитала нужным для школы. Хотите узнать, что в нем?
Игра «Угадай на ощупь»(Сидя в кругу)
- Давайте поиграем в знакомую игру – нужно с закрытыми глазами угадать,
что находится внутри.
Дети
по
желанию
выходят
и
определяют
предметы
–
мяч,
фломастеры,
альбом,
головоломка,
пирамида,
мишка
(педагог
проговаривает
названия
предметов, выделяя звук м).
-Как вы думаете, какие предметы Вике и вам пригодились бы в школе?
Д: Альбом и бумага.
В: Что объединяет названия всех этих предметов?
Д: В названиях всех этих предметов есть звук М.
В: Ребята, теперь я догадалась – Вика сложила в портфель эти предметы,
потому что любит звук М, ведь именно с этого звука начинается самое
главное для нее слово – Мама. Но Вика еще ничего не знает об этом звуке. А
мы с вами знаем! Может, вы ей о нем расскажете? А Юлия Викторовна нам
поможет – снимет для Вики на видеокамеру наши рассказы о звуке М.
Согласны? Вставайте в круг.
Игровое упражнение (с мячом) «Опиши звук М»
В: Это гласный или согласный звук?
Д: Согласный. Когда мы его произносим, воздух встречает преграду.
В:Звук М звонкий или глухой?
Д: Звонкий. Если положить руку на горло и произнести этот звук, можно
почувствовать, как «дрожит» горло. А если ладонями закрыть уши, то можно
услышать, что в звуке М есть голос, значит он звонкий.
В: Каким может быть звук М?
Д: Твердым или мягким.
Игра в кругу «Поймай звук»
В:Сейчася буду называть разные слова, а вы будете «ловить» в ладошки вот
т а к (показываю-хлопаю)только те слова, в которых есть твердый звук М.
Слова: Мама, шар, машина, Миша, лес, мак, мёд, матрешка, бумага.
В: А теперь вы будете «ловить» только те слова, в которых есть мягкий звук
М'.
Слова:
Миша,
матрешка,
медведь,
Маша,
лес,
мёд,
машина. (Дети
хлопают)
В: Ребята, а мне бы очень хотелось, чтобы Вика научилась играть со звуком
М с помощью звуковых карточек. Покажем, как мы с вами это умеем?
Д: Да, покажем!
В: Приглашаю вас занять место за столами.
(Дети рассаживаются за столы)
Игровое упражнение «Определи место звука в слове»
В: Ребята, у вас на столах находятся квадраты красного, синего и зелёного
цвета.
Покажите
мне,
квадратом
какого
цвета
мы
обозначаем
твердый
согласный звук? (Дети показывают синий квадрат).
В: Молодцы, а квадратом какого цвета мы обозначаем мягкий согласный
звук? (Дети показывают квадрат зеленого цвета).
В: Поиграем в игру «Определи место звука в слове»?
Д: Поиграем.
В: Ребята, будьте очень внимательны! Вам нужно определить в начале, в
середине или в конце слова находится звук М. Слова: мак, дом, пирамида.
Дети слушают слово, определяют место звука (в начале, середине или конце)
и ставят квадрат нужного цвета (синий - зелёный). Один ребёнок работает у
доски. Дети проверяют работу друг друга, оценивают работу у доски.
В: Все справились с заданием? Правильно определил место звука М в слове
мак (дом, пирамида) Никита? Кто согласен с Никитой – покажите знак
согласия.
Игровое упражнение «Составь слово»
В: Мы уже умеем составлять слова из звуков, давайте научим Вику этой игре.
Загадаю вам загадку
Вкусный он и очень сладкий
Быть здоровым помогает
Его пчелы собирают…(мед)
(На экране - картинка «мёд»).
В: Предлагаю составить это слово на звуковых карточках.
Один ребёнок выполняет задание у доски, остальные - за столами. Дети
выкладывают слово мёд из квадратов (зелёный, красный, синий).
В: А сейчас мы научим Вику делить слова на слоги.
Игровое упражнение «Деление на слоги»
Педагог показывает слайд с предметом (мёд, мальчик, малина).
В: Посмотрите на экран, что мы видим?
Д: Мед!
В: Это слово длинное или короткое?
Д: Короткое.
В: Сколько слогов в слове мёд?
Д: Один.
В: Давайте «прохлопаем» слово мёд. (Хлопают по количеству слогов)
Дети определяют количество слогов во всех трех словах.
Воспитатель предлагает посмотреть на экран (слайд с предметами: малина и
мальчик).
В: Теперь из этих слов нужно составить предложение. Что сделал мальчик?
Д: Мальчик съел малину.
В: Сколько слов в этом предложении? Прохлопаем.
Дети с помощью хлопков считают количество слов в предложении.
В: Правильно, три. Выложите на столе схему предложения из трех слов.
Один ребенок выполняет задание у доски.
В: Что можно сказать про мальчика?
Д: Маленький, красивый и т.д.
В: Давайте добавим это слово в предложение.
Д: Маленький мальчик съел малину.
В: Добавьте слово на столе.
В: Ребята, предлагаю подвигаться - выполнить разминку. (Стоя у столов.)
Физминутка:
Ты давай-ка, не ленись!
Руки вверх и руки вниз.
Взмахи делай чётче, резче.
Тренируй получше плечи.
(Обе прямые руки подняты вверх, рывком опустить руки и завести за спину,
потом рывком поднять – вверх- назад.)
Корпус вправо, корпус влево –
Надо спинку нам размять.
Повороты будем делать
И руками помогать.
(Повороты корпуса в стороны.)
На одной ноге стою,
А другую подогну!
И теперь попеременно
Буду поднимать колени.
(По очереди поднимать согнутые в коленях ноги как можно выше.)
Отдохнули, посвежели
И на место снова сели.
(Дети садятся.)
Знакомство с буквой.
В: Друзья, хотите познакомиться с буквой, которая обозначает звуки М и М'?
Просмотр видеоролика «Буква М».
В: Давайте нарисуем букву М в воздухе (дети прорисовывают букву в
воздухе). Обведем пальчиком букву М (на столах у детей приготовлены
буквы, изготовленные из наждачной бумаги) .А теперь выложите букву М из
счетных палочек.
Заселение буквы М в «Буквоград».
В: Сегодня мы познакомились с новой буквой, предлагаю поселить её в
«Буквоград».
В: Ребята, я приготовила для вас ещё одно интересное задание.Посмотрите
внимательно на картинки, все они начинаются на звук М или М'. Вам нужно
обвести предметы синим или зелёным карандашом. Карандашом какого цвета
вы обведете предмет, который начинается с твердого звука М?
Д: Карандашом синего цвета.
В: Карандашом какого цвета вы обведете предмет, который начинается с
мягкого звука М'?
Дети выполняют письменное задание.
Итог:
В: Спасибо, Юлия Викторовна, за помощь. Я думаю, Вика будет очень рада
нашему видеописьму!
Дети с воспитателем проходят на ковёр.
В: Как вы думаете, что Вика узнает о звуке М? В какие игры мы учили
играть Вику?