Напоминание

Конспект НОД по обучению грамоте "Согласные звуки М и МЬ, буква М"


Автор: Климина Анастасия Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Берёзка"
Населённый пункт: город Когалым, Тюменская область, ХМАО
Наименование материала: Конспект НОД
Тема: Конспект НОД по обучению грамоте "Согласные звуки М и МЬ, буква М"
Раздел: дошкольное образование





Назад





МАДОУ «Берёзка»
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе №7 «Дельфин» на тему: «Твёрдый и мягкий звуки М, знакомство с буквой М»
Подготовила и провела:

воспитатель МАДОУ «Берёзка»

Климина А.А.

г.Когалым

2016 г.


Цель:
продолжать знакомить детей с согласным звуком ( М) и буквой (М).
Задачи:
Образовательные: - Закрепить понятие «согласный звук»; -Учить различать твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные звуки «м» и «мь» на слух, выделять нужный согласный звук в слогах, словах; - Учить определять первый и последний звук в слове, гласный звук в середине слова; Закрепить навыки звукового анализа, составления звуковой схемы. - Упражнять в умении делить слова на слоги, составлять схему предложения; - Познакомить с буквой М. Развивающие: - Развивать зрительное восприятие, движение органов артикуляционного аппарата, фонематический слух, память, внимание, мышление, мелкую моторику рук. - Побуждать детей давать ответы полными, распро страненными предложениями. Воспитательные: - Воспитыватьинтерес к познавательной деятельности, инициативности, самостоятельности, умение уступать друг другу, быть внимательными к ответам других детей.
Словарная работа:
активизация словаря: гласные, согласные, мягкий, твердый, слог,
Методы и приемы:
Наглядные: 1. Демонстрационный материал (рюкзак, игрушки: мяч, головоломка, мишка, пирамидка; альбом, фломастеры; домик – «Буквоград», демонстрация слайдов ). Словесные: 1. Художественное слово (загадка); 2. Указание; 3. Объяснение; 4. Рефлексия собственной деятельности.
Игровые: 1. Дидактическая игра «Угадай на ощупь», «Поймай звук»; 2. Игровое упражнение «Определи место звука в слове», «Составь слово», «Опиши звук М», «Деление слов на слоги». Методы повышения познавательной активности: 1. Метод вопросов. 2. Метод классификации. Методы повышения эмоциональной активности:
1.
Игровой прием «Научим Вику играть со звуками М и МЬ».
Предварительная работа:
1. Предшествующая НОД.
2.
Дидактические игры: «Поймай звук», «Угадай на ощупь».
3.
Игровые упражнения: «Опиши звук», «Деление слов на слоги».
4.
Разучивание физминутки «Ты давай-ка не ленись!».
Материалы и оборудование:

1.
Демонстрационный материал:рюкзак, игрушки (мяч, головоломка, мишка, пирамидка), альбом, фломастеры, домик – «Буквоград», предметные картинки (дом, мак, пирамида, мёд, мальчик, малина), видеоролик «Знакомство с буквой М».
2.
Раздаточный материал: звуковые карточки, квадраты трёх цветов (синий, красный, зелёный), прямоугольники для составления схемы предложения, счетные палочки, силуэт буквы М из наждачной бумаги, карандаши, письменное задание.
3.
Телевизор, ноутбук.
Ход образовательной деятельности

Воспитатель привлекает внимание детей: В: Друзья, вы растете и становитесь большими, поэтому осенью вас ждет школа. Моя дочка Вика тоже скоро пойдет в школу, и мы даже купили ей портфель. Вот такой. Вика на радостях даже сложила в него все то, что посчитала нужным для школы. Хотите узнать, что в нем? Игра «Угадай на ощупь»(Сидя в кругу) - Давайте поиграем в знакомую игру – нужно с закрытыми глазами угадать, что находится внутри. Дети по желанию выходят и определяют предметы – мяч, фломастеры, альбом, головоломка, пирамида, мишка (педагог проговаривает названия предметов, выделяя звук м). -Как вы думаете, какие предметы Вике и вам пригодились бы в школе? Д: Альбом и бумага. В: Что объединяет названия всех этих предметов? Д: В названиях всех этих предметов есть звук М. В: Ребята, теперь я догадалась – Вика сложила в портфель эти предметы, потому что любит звук М, ведь именно с этого звука начинается самое главное для нее слово – Мама. Но Вика еще ничего не знает об этом звуке. А мы с вами знаем! Может, вы ей о нем расскажете? А Юлия Викторовна нам поможет – снимет для Вики на видеокамеру наши рассказы о звуке М. Согласны? Вставайте в круг. Игровое упражнение (с мячом) «Опиши звук М» В: Это гласный или согласный звук? Д: Согласный. Когда мы его произносим, воздух встречает преграду. В:Звук М звонкий или глухой? Д: Звонкий. Если положить руку на горло и произнести этот звук, можно почувствовать, как «дрожит» горло. А если ладонями закрыть уши, то можно услышать, что в звуке М есть голос, значит он звонкий. В: Каким может быть звук М? Д: Твердым или мягким.
Игра в кругу «Поймай звук» В:Сейчася буду называть разные слова, а вы будете «ловить» в ладошки вот т а к (показываю-хлопаю)только те слова, в которых есть твердый звук М. Слова: Мама, шар, машина, Миша, лес, мак, мёд, матрешка, бумага. В: А теперь вы будете «ловить» только те слова, в которых есть мягкий звук М'. Слова: Миша, матрешка, медведь, Маша, лес, мёд, машина. (Дети хлопают) В: Ребята, а мне бы очень хотелось, чтобы Вика научилась играть со звуком М с помощью звуковых карточек. Покажем, как мы с вами это умеем? Д: Да, покажем! В: Приглашаю вас занять место за столами. (Дети рассаживаются за столы) Игровое упражнение «Определи место звука в слове» В: Ребята, у вас на столах находятся квадраты красного, синего и зелёного цвета. Покажите мне, квадратом какого цвета мы обозначаем твердый согласный звук? (Дети показывают синий квадрат). В: Молодцы, а квадратом какого цвета мы обозначаем мягкий согласный звук? (Дети показывают квадрат зеленого цвета). В: Поиграем в игру «Определи место звука в слове»? Д: Поиграем. В: Ребята, будьте очень внимательны! Вам нужно определить в начале, в середине или в конце слова находится звук М. Слова: мак, дом, пирамида. Дети слушают слово, определяют место звука (в начале, середине или конце) и ставят квадрат нужного цвета (синий - зелёный). Один ребёнок работает у доски. Дети проверяют работу друг друга, оценивают работу у доски. В: Все справились с заданием? Правильно определил место звука М в слове мак (дом, пирамида) Никита? Кто согласен с Никитой – покажите знак согласия. Игровое упражнение «Составь слово» В: Мы уже умеем составлять слова из звуков, давайте научим Вику этой игре.
Загадаю вам загадку Вкусный он и очень сладкий Быть здоровым помогает Его пчелы собирают…(мед) (На экране - картинка «мёд»). В: Предлагаю составить это слово на звуковых карточках. Один ребёнок выполняет задание у доски, остальные - за столами. Дети выкладывают слово мёд из квадратов (зелёный, красный, синий). В: А сейчас мы научим Вику делить слова на слоги. Игровое упражнение «Деление на слоги» Педагог показывает слайд с предметом (мёд, мальчик, малина). В: Посмотрите на экран, что мы видим? Д: Мед! В: Это слово длинное или короткое? Д: Короткое. В: Сколько слогов в слове мёд? Д: Один. В: Давайте «прохлопаем» слово мёд. (Хлопают по количеству слогов) Дети определяют количество слогов во всех трех словах. Воспитатель предлагает посмотреть на экран (слайд с предметами: малина и мальчик). В: Теперь из этих слов нужно составить предложение. Что сделал мальчик? Д: Мальчик съел малину. В: Сколько слов в этом предложении? Прохлопаем. Дети с помощью хлопков считают количество слов в предложении.
В: Правильно, три. Выложите на столе схему предложения из трех слов. Один ребенок выполняет задание у доски. В: Что можно сказать про мальчика? Д: Маленький, красивый и т.д. В: Давайте добавим это слово в предложение. Д: Маленький мальчик съел малину. В: Добавьте слово на столе. В: Ребята, предлагаю подвигаться - выполнить разминку. (Стоя у столов.) Физминутка: Ты давай-ка, не ленись! Руки вверх и руки вниз. Взмахи делай чётче, резче. Тренируй получше плечи. (Обе прямые руки подняты вверх, рывком опустить руки и завести за спину, потом рывком поднять – вверх- назад.) Корпус вправо, корпус влево – Надо спинку нам размять. Повороты будем делать И руками помогать. (Повороты корпуса в стороны.) На одной ноге стою, А другую подогну! И теперь попеременно Буду поднимать колени. (По очереди поднимать согнутые в коленях ноги как можно выше.) Отдохнули, посвежели
И на место снова сели. (Дети садятся.) Знакомство с буквой. В: Друзья, хотите познакомиться с буквой, которая обозначает звуки М и М'? Просмотр видеоролика «Буква М». В: Давайте нарисуем букву М в воздухе (дети прорисовывают букву в воздухе). Обведем пальчиком букву М (на столах у детей приготовлены буквы, изготовленные из наждачной бумаги) .А теперь выложите букву М из счетных палочек. Заселение буквы М в «Буквоград». В: Сегодня мы познакомились с новой буквой, предлагаю поселить её в «Буквоград». В: Ребята, я приготовила для вас ещё одно интересное задание.Посмотрите внимательно на картинки, все они начинаются на звук М или М'. Вам нужно обвести предметы синим или зелёным карандашом. Карандашом какого цвета вы обведете предмет, который начинается с твердого звука М? Д: Карандашом синего цвета. В: Карандашом какого цвета вы обведете предмет, который начинается с мягкого звука М'? Дети выполняют письменное задание. Итог: В: Спасибо, Юлия Викторовна, за помощь. Я думаю, Вика будет очень рада нашему видеописьму! Дети с воспитателем проходят на ковёр. В: Как вы думаете, что Вика узнает о звуке М? В какие игры мы учили играть Вику?


В раздел образования