"Инновационные формы взаимодействия с родителями в условиях введения ФГОС"
Автор: Гарманова Лариса Витальевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Ласточка" Населённый пункт: Ноябрьск Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Инновационные формы взаимодействия с родителями в условиях введения ФГОС" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Ласточка»
Муниципального образования город Ноябрьск
Инновационные формы взаимодействия с
родителями в условиях введения ФГОС
Подготовила
Воспитатель
Гарманова Лариса Витальевна
Одним
из
важных
условий
реализации
основной
образовательной
программы
является сотрудничество педагогов с семьей: дети, воспитатели и родители – главные
участники
педагогического
процесса.
Сотрудники
организации
признают
семью,
как
жизненно необходимую среду дошкольника, определяющую путь развития его личности.
Цель : сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав
им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.
Программа
направлена
на
взаимодействие
с
семьей
для
осуществления
полноценного
развития
ребенка,
создания
равных
условий
образования
детей
дошкольного
возраста
независимо
от
материального
достатка
семьи,
языковой
и
культурной среды, этнической принадлежности.
Сотрудничество
построено
на
основе
гуманно-личностного
подхода,
согласно
которому признается право родителей на уважение и понимание, на участие в жизни ДОО.
В связи с этим основными задачами взаимодействия ДОО с семьей являются:
изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания,
обучения,
развития
детей,
условий
организации
разнообразной
деятельности
в
детском саду и семье;
знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду
и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном
воспитании дошкольников;
информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей
и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам
сотрудничества,
способствующего
развитию
конструктивного
взаимодействия
педагогов и родителей с детьми;
привлечение
семей
воспитанников
к
участию
в
совместных
с
педагогами
мероприятиях, организуемых в городе;
поощрение
родителей
за
внимательное
отношение
к
разнообразным
стремлениям
и
потребностям
ребенка,
создание
необходимых
условий
для
их
удовлетворения в семье.
Основные направления и формы работы с семьей
Взаимопознание и взаимоинформирование.
Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с
воспитательными
возможностями
семьи
ребенка,
а
семья
имеет
представление
о
дошкольном
учреждении,
которому
доверяет
воспитание
ребенка.
Это
позволяет
оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребенка, привлекать имеющиеся
педагогические ресурсы для решения общих задач воспитания.
Прекрасную возможность для обоюдного познания воспитательного потенциала
дают: беседы, анкетирования, сочинения; посещение педагогами семей воспитанников;
организация дней открытых дверей в детском саду; разнообразные собрания-встречи,
ориентированные на знакомство с достижениями и трудностями воспитывающих детей
сторон.
Целью первых собраний - встреч является разностороннее знакомство педагогов с
семьями и семей воспитанников между собой, знакомство семей с педагогами. Для снятия
барьеров
общения
желательно
использовать
специальные
методы,
вызывающие
у
родителей позитивные эмоции, ориентированные на развитие доверительных отношений с
педагогами. Такие собрания целесообразно проводить регулярно в течение года, решая на
каждой встрече свои задачи.
Необходимо, чтобы воспитывающие взрослые постоянно сообщали друг другу о
разнообразных фактах из жизни детей в детском саду и семье, о состоянии каждого
ребенка (его самочувствии, настроении), о развитии детско-взрослых (в том числе детско-
родительских) отношений.
Такое информирование происходит при непосредственном общении (в ходе бесед,
консультаций,
на
собраниях),
либо
опосредованно,
при
получении
информации
из
различных источников: стендов, разнообразных буклетов, интернет-сайтов (детского сада,
органов управления образованием), а также переписки (в том числе электронной).
Чтобы заинтересовать, привлечь, быть с родителями на позиции партнеров, мы в
своей группе активно используем разнообразные формы работы.
Я хочу познакомить Вас с некоторыми формами поподробнее.
Одной из самых традиционных, но эффективных познавательных форм работы с семьей
остается родительское
собрание.
Однако
из
опыта
работы
мы
знаем,
что
на
непосредственное
проведение
встреч
в
виде
отчетов
и
поучающих
бесед
родители
откликаются неохотно, что вполне понятно. Мы нашли выход из этого положения в
изменении форм и методов проведения. Попытались построить общение не на монологе, а
на
диалоге.
Собрания
проводим
в
форме семинара
для
родителей
«Первоклассные
родители», дискуссий
«Ребенок
и
телевизор
-
держите
дистанцию»,
КВН
«Научите
ребенка любить книгу», брейн–ринга «Детки + предки», и т.д.
Информационные стенды.
На стендах размещается стратегическая (многолетняя), тактическая (годичная) и
оперативная
информация.
К
стратегической
относятся
сведения
о
целях
и
задачах
развития
детского
сада
на
дальнюю
и
среднюю
перспективы,
о
реализуемой
образовательной программе,
а также о дополнительных образовательных услугах. К
тактической информации относятся сведения о педагогах и графиках их работы, о режиме
дня, о задачах и содержании воспитательно-образовательной работы в группе на год.
Оперативная
стендовая
информация,
предоставляющая
наибольший
интерес
для
воспитывающих
взрослых,
включает
сведения
об
ожидаемых
или
уже
прошедших
событиях в группе (детском саду): акциях, конкурсах, выставках, встречах, совместных
проектах.
Стендовая
информация
вызывает
у
родителей
больше
интереса,
если
они
принимают
участие
в
ее
подготовке,
а
также,
если
она
отвечает
информационным
запросам
семьи,
хорошо
структурирована
и
эстетически
оформлена
(используются
фотографии и иллюстративный материал).
Для того чтобы информация (особенно оперативная) своевременно поступала к
воспитывающим взрослым, важно дублировать ее на сайте детского сада.
Мастер-классы.
Мастер-класс - особая форма презентации специалистом своего профессионального
мастерства,
с
целью
привлечения
внимания
родителей
к
актуальным
проблемам
воспитания детей и средствам их решения. Такими специалистами могут оказаться и сами
родители, работающие в названных сферах. Большое значение в подготовке мастер-класса
придается практическим и наглядным методам. Мастер-класс может быть организован
сотрудниками детского сада, родителями, приглашенными специалистами.
Совместная деятельность педагогов, родителей, детей.
Определяющей целью разнообразной совместной деятельности в триаде «педагоги-
родители-дети» является удовлетворение не только базисных стремлений и потребностей
ребенка, но и стремлений и потребностей родителей и педагогов.
Совместная деятельность воспитывающих взрослых может быть организована в
разнообразных
традиционных
и
инновационных
формах
(акции,
посещения
семьями
программных
мероприятий,
организованных
учреждениями
культуры
и
искусства,
по
запросу детского сада; праздники (в том числе семейные), прогулки, экскурсии).
В
этих
формах
совместной
деятельности
заложены
возможности
коррекции
поведения
родителей
и
педагогов,
предпочитающих
авторитарный
стиль
общения
с
ребенком; воспитания у них бережного отношения к детскому творчеству.
Походы выходного дня.
Нетрадиционной
формой
работы
являются
поход
выходного
дня:
посещение
музейного
ресурсного
центра,
на
лыжную
базу,
в
лес,
в
культурно-развлекательные
центры. Родители с детьми очень рады таким походам. Они больше узнают своих детей,
знакомятся с родителями других детей и поэтому с желанием участвуют в педагогическом
процессе, активнее принимают участие в жизни группы. Они помогают родителям и детям
ощутить радость, удовольствие от встречи друг с другом, от совместной деятельности.
Обогатить
опыт
вербального
и
невербального
взаимодействия
родителей
и
ребенка,
умение открыто и искренне выражать свои чувства (хвалить, благодарить, обнимать,
целовать ребенка). Способствовать развитию у родителей и детей умения настраиваться
друг
на
друга,
чувствовать
партнера.
Во
время
походов
решаются
художественно-
эстетические, познавательные, оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные
навыки, физические и нравственные качества детей.
«Родительский дневник запросов и SМС-почта»
В группе создан родительский дневник запросов и смс-почта. Данная форма работы
с семьей позволяет родителям осуществлять запрос, заявку на конкретно интересующую
их тему по вопросам воспитания и обучения ребенка не только педагогу, работающему в
данной
группе,
но
и
на
получение
консультации
от
специалиста,
администрации
дошкольной образовательной организации. Ответ по запросу родители получают через
SМС – почту на свой индивидуальный почтовый ящик, который расположен с внутренней
стороны шкафа для раздевания воспитанника. С позиции компетентностного подхода
такая
форма
работы
более
эффективна,
если
реализуется
принцип
равноправности:
родители спрашивают - педагог отвечает, педагог спрашивает - родители отвечают. На
этой основе совместно планируется общая деятельность.
Такое общение имеет продолжение на страничке в социальных сетях В Контакт и
Одноклассники страничка «Аистенок». На страничке организован собственный форум,
где предлагается родителям различная информация, консультации, памятки. Освещаются
все события, новости группы, обсуждаются все животрепещущие и наболевшие темы.
С интересом родители относятся к небольшим по объему текстовым материалам,
рекомендациям,
советам,
которые
носят
характер
краткой
памятки:
«Готов
ли
ваш
ребенок остаться один дома?», «Безопасность детей — забота взрослых», «Что такое
ФГОС
ДО»,
«Защита
прав
и
достоинств
ребенка»,
«
Что
читать
дошкольникам?»,
«Речевое развитие ребенка», «Воспитание доброты к природе».
« Устные журналы». Эта форма проводится регулярно с заданными рубриками,
имеющими место в том или ином журнале. Например, «Советы специалиста», «Это
интересно знать», «Говорят дети», «Чем и как занять ребенка?» и др.;
Семейные праздники.
Традиционными
для
детского
сада
являются
детские
праздники,
посвященные
знаменательным
событиям
в
жизни
страны.
Новой
формой,
актуализирующей
сотворчество детей и воспитывающих взрослых, является семейный праздник в детском
саду.
Семейный праздник в детском саду - это особый день, объединяющий педагогов и
семьи воспитанников по случаю какого-либо события. Таким особым днем может стать
День матери, Новый год, День Победы, Международный День семьи (15 мая), Ярмарка
«Дары Осени», День здоровья «В здоровом теле - здоровый дух», День семьи «Мы
вместе».
Наиболее значимы семейные праздники для семей с детьми раннего возраста, так
как малыши в возрасте до 3 лет лучше чувствуют себя, когда на празднике рядом с ними
находятся родители.
Активное
участие
принимали
родители
в смотрах-конкурсах
по
оформлению
участка для прогулок «Зимняя сказка», «Лето к нам приходит».
Результат
взаимодействия
с
семьями
воспитанников,
их
компетентность
и
активность отражается в рейтинге участия в жизни группы.
К собраниям мы готовим
выставку детских работ или фотостенд, где используем фотографии из жизни группы. На
каждом собрании выражаем благодарность родителям, которые уделяют много внимания
своим детям и помогают в совместной работе. Было очень приятно видеть счастливые
глаза родителей, когда им вручали грамоты или благодарности. Родители стали активными
участниками
всех
дел
в
группе,
непременными
помощниками,
научились
взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.
Таким образом, ориентация на семью, как полноправного участника коррекционного
и
воспитательно-образовательного
процессов,
основного
заказчика
и
потребителя
образовательных услуг, позволяет коллективу МДОУ добиваться положительных результатов.