Напоминание

"Инновационные формы взаимодействия с родителями в условиях введения ФГОС"


Автор: Гарманова Лариса Витальевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Ласточка"
Населённый пункт: Ноябрьск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Инновационные формы взаимодействия с родителями в условиях введения ФГОС"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Ласточка»

Муниципального образования город Ноябрьск
Инновационные формы взаимодействия с родителями в условиях введения ФГОС

Подготовила Воспитатель Гарманова Лариса Витальевна
Одним из важных условий реализации основной образовательной программы является сотрудничество педагогов с семьей: дети, воспитатели и родители – главные участники педагогического процесса. Сотрудники организации признают семью, как жизненно необходимую среду дошкольника, определяющую путь развития его личности.
Цель
: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей. Программа направлена на взаимодействие с семьей для осуществления полноценного развития ребенка, создания равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, языковой и культурной среды, этнической принадлежности. Сотрудничество построено на основе гуманно-личностного подхода, согласно которому признается право родителей на уважение и понимание, на участие в жизни ДОО. В связи с этим основными задачами взаимодействия ДОО с семьей являются:  изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;  знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;  информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;  создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;  привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в городе;  поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
Основные направления и формы работы с семьей

Взаимопознание и взаимоинформирование.
Успешное взаимодействие возможно лишь в том случае, если детский сад знаком с воспитательными возможностями семьи ребенка, а семья имеет представление о дошкольном учреждении, которому доверяет воспитание ребенка. Это позволяет оказывать друг другу необходимую поддержку в развитии ребенка, привлекать имеющиеся педагогические ресурсы для решения общих задач воспитания. Прекрасную возможность для обоюдного познания воспитательного потенциала дают: беседы, анкетирования, сочинения; посещение педагогами семей воспитанников; организация дней открытых дверей в детском саду; разнообразные собрания-встречи, ориентированные на знакомство с достижениями и трудностями воспитывающих детей сторон. Целью первых собраний - встреч является разностороннее знакомство педагогов с семьями и семей воспитанников между собой, знакомство семей с педагогами. Для снятия барьеров общения желательно использовать специальные методы, вызывающие у родителей позитивные эмоции, ориентированные на развитие доверительных отношений с педагогами. Такие собрания целесообразно проводить регулярно в течение года, решая на каждой встрече свои задачи. Необходимо, чтобы воспитывающие взрослые постоянно сообщали друг другу о разнообразных фактах из жизни детей в детском саду и семье, о состоянии каждого ребенка (его самочувствии, настроении), о развитии детско-взрослых (в том числе детско- родительских) отношений.
Такое информирование происходит при непосредственном общении (в ходе бесед, консультаций, на собраниях), либо опосредованно, при получении информации из различных источников: стендов, разнообразных буклетов, интернет-сайтов (детского сада, органов управления образованием), а также переписки (в том числе электронной). Чтобы заинтересовать, привлечь, быть с родителями на позиции партнеров, мы в своей группе активно используем разнообразные формы работы. Я хочу познакомить Вас с некоторыми формами поподробнее. Одной из самых традиционных, но эффективных познавательных форм работы с семьей остается
родительское

собрание.
Однако из опыта работы мы знаем, что на непосредственное проведение встреч в виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно. Мы нашли выход из этого положения в изменении форм и методов проведения. Попытались построить общение не на монологе, а на диалоге. Собрания проводим в форме семинара для родителей «Первоклассные родители», дискуссий «Ребенок и телевизор - держите дистанцию», КВН «Научите ребенка любить книгу», брейн–ринга «Детки + предки», и т.д.
Информационные стенды.
На стендах размещается стратегическая (многолетняя), тактическая (годичная) и оперативная информация. К стратегической относятся сведения о целях и задачах развития детского сада на дальнюю и среднюю перспективы, о реализуемой образовательной программе, а также о дополнительных образовательных услугах. К тактической информации относятся сведения о педагогах и графиках их работы, о режиме дня, о задачах и содержании воспитательно-образовательной работы в группе на год. Оперативная стендовая информация, предоставляющая наибольший интерес для воспитывающих взрослых, включает сведения об ожидаемых или уже прошедших событиях в группе (детском саду): акциях, конкурсах, выставках, встречах, совместных проектах. Стендовая информация вызывает у родителей больше интереса, если они принимают участие в ее подготовке, а также, если она отвечает информационным запросам семьи, хорошо структурирована и эстетически оформлена (используются фотографии и иллюстративный материал). Для того чтобы информация (особенно оперативная) своевременно поступала к воспитывающим взрослым, важно дублировать ее на сайте детского сада.
Мастер-классы.
Мастер-класс - особая форма презентации специалистом своего профессионального мастерства, с целью привлечения внимания родителей к актуальным проблемам воспитания детей и средствам их решения. Такими специалистами могут оказаться и сами родители, работающие в названных сферах. Большое значение в подготовке мастер-класса придается практическим и наглядным методам. Мастер-класс может быть организован сотрудниками детского сада, родителями, приглашенными специалистами.
Совместная деятельность педагогов, родителей, детей.
Определяющей целью разнообразной совместной деятельности в триаде «педагоги- родители-дети» является удовлетворение не только базисных стремлений и потребностей ребенка, но и стремлений и потребностей родителей и педагогов. Совместная деятельность воспитывающих взрослых может быть организована в разнообразных традиционных и инновационных формах (акции, посещения семьями программных мероприятий, организованных учреждениями культуры и искусства, по запросу детского сада; праздники (в том числе семейные), прогулки, экскурсии). В этих формах совместной деятельности заложены возможности коррекции поведения родителей и педагогов, предпочитающих авторитарный стиль общения с ребенком; воспитания у них бережного отношения к детскому творчеству.
Походы выходного дня.

Нетрадиционной формой работы являются поход выходного дня: посещение музейного ресурсного центра, на лыжную базу, в лес, в культурно-развлекательные центры. Родители с детьми очень рады таким походам. Они больше узнают своих детей, знакомятся с родителями других детей и поэтому с желанием участвуют в педагогическом процессе, активнее принимают участие в жизни группы. Они помогают родителям и детям ощутить радость, удовольствие от встречи друг с другом, от совместной деятельности. Обогатить опыт вербального и невербального взаимодействия родителей и ребенка, умение открыто и искренне выражать свои чувства (хвалить, благодарить, обнимать, целовать ребенка). Способствовать развитию у родителей и детей умения настраиваться друг на друга, чувствовать партнера. Во время походов решаются художественно- эстетические, познавательные, оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки, физические и нравственные качества детей.
«Родительский дневник запросов и SМС-почта»
В группе создан родительский дневник запросов и смс-почта. Данная форма работы с семьей позволяет родителям осуществлять запрос, заявку на конкретно интересующую их тему по вопросам воспитания и обучения ребенка не только педагогу, работающему в данной группе, но и на получение консультации от специалиста, администрации дошкольной образовательной организации. Ответ по запросу родители получают через SМС – почту на свой индивидуальный почтовый ящик, который расположен с внутренней стороны шкафа для раздевания воспитанника. С позиции компетентностного подхода такая форма работы более эффективна, если реализуется принцип равноправности: родители спрашивают - педагог отвечает, педагог спрашивает - родители отвечают. На этой основе совместно планируется общая деятельность. Такое общение имеет продолжение на страничке в социальных сетях В Контакт и Одноклассники страничка «Аистенок». На страничке организован собственный форум, где предлагается родителям различная информация, консультации, памятки. Освещаются все события, новости группы, обсуждаются все животрепещущие и наболевшие темы. С интересом родители относятся к небольшим по объему
текстовым материалам,

рекомендациям,

советам,
которые носят характер краткой памятки: «Готов ли ваш ребенок остаться один дома?», «Безопасность детей — забота взрослых», «Что такое ФГОС ДО», «Защита прав и достоинств ребенка», « Что читать дошкольникам?», «Речевое развитие ребенка», «Воспитание доброты к природе». «
Устные журналы».
Эта форма проводится регулярно с заданными рубриками, имеющими место в том или ином журнале. Например, «Советы специалиста», «Это интересно знать», «Говорят дети», «Чем и как занять ребенка?» и др.;
Семейные праздники.
Традиционными для детского сада являются детские праздники, посвященные знаменательным событиям в жизни страны. Новой формой, актуализирующей сотворчество детей и воспитывающих взрослых, является семейный праздник в детском саду. Семейный праздник в детском саду - это особый день, объединяющий педагогов и семьи воспитанников по случаю какого-либо события. Таким особым днем может стать День матери, Новый год, День Победы, Международный День семьи (15 мая), Ярмарка «Дары Осени», День здоровья «В здоровом теле - здоровый дух», День семьи «Мы вместе». Наиболее значимы семейные праздники для семей с детьми раннего возраста, так как малыши в возрасте до 3 лет лучше чувствуют себя, когда на празднике рядом с ними находятся родители. Активное участие принимали родители в
смотрах-конкурсах
по оформлению участка для прогулок «Зимняя сказка», «Лето к нам приходит». Результат взаимодействия с семьями воспитанников, их компетентность и активность отражается в рейтинге участия в жизни группы. К собраниям мы готовим
выставку детских работ или фотостенд, где используем фотографии из жизни группы. На каждом собрании выражаем благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Было очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручали грамоты или благодарности. Родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров. Таким образом, ориентация на семью, как полноправного участника коррекционного и воспитательно-образовательного процессов, основного заказчика и потребителя образовательных услуг, позволяет коллективу МДОУ добиваться положительных результатов.


В раздел образования