Автор: Немцева Лилия Александровна Должность: преподаватель Учебное заведение: МАУ ДО "Дороховская ДШИ" Населённый пункт: Московская область, Рузский район, п.Дорохово Наименование материала: Конспект Тема: "Графический портретный рисунок" Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«Дороховская детская школа искусств»
План конспект открытого урока
Тема: «Графический портретный рисунок»
Преподаватель художественного
отделения: Немцева Лилия Александровна
2016 г
Тема: Графический портретный рисунок.
Цели:
Учебные: учить
располагать рисунок на листе; учить отражать в
портрете
индивидуальные
особенности,
характер
и
настроение
портретируемого.
Развивающие:
развивать
навыки
изображения
головы
человека,
наблюдательность.
Воспитывающие:
воспитывать
интерес
к
получению
личности
человека,
уважение
к
людям,
формировать
умение
находить
красоту,
гармонию в облике человека.
Оборудование:
методические
таблицы:
пропорции
лица,
образцы
рисунков
головы
в
разных
ракурсах
(из
фондов
училища)
репродукции
картин
Рембрандта
«Портрет
старика»,
П.Д.Корина
«Порт рет
С.Т.Коненкова», М.В. Нестерова «портрет скульптора В.И.Мухиной» и др.
План урока
1.Организационный момент -2мин.
- приветствие;
- проверка готовности учащихся к уроку.
2.Сообщение темы и целей урока -3мин.
3.Объяснение нового материала -10мин.
4.Практическая работа -25мин.
5.Итог урока: анализ работ учащихся
-выставление оценок
-домашнее задание -5мин.
Ход урока
1.Организационный момент -2мин.
-приветствие;
-проверка готовности учащихся к уроку.
2.Сообщение темы и целей урока.
Многие
художники
ставили
себе
целью
преобразовать
с
помощью
искусства внутренний мир человека, сделать его гуманнее, значительнее,
масштабней.
Предлагаю нам
с вами некоторое время повосхищаться портретной
живописью великих мастеров.
Сегодня на уроке перед вами будет стоять задача: вы должны научиться
отображать
в
портрете
его
индивидуальные
особенности,
передавать
характер
и
настроение
портретируемого,
решать
одновременно
композиционные задачи при рисовании портрета.
3.Объяснение нового материала.
1)Для
начала
необходимо
вспомнить
анализ
неживой
головы,
изучаемый ранее.
2)Работу
над
рисунком
головы
следует
начать
с
внимательного
изучения натурной модели.
Рассмотрите её во всех сторон, старайтесь запомнить характер формы,
положение в пространстве. Внимательно проследите за положением их осей
по отношению друг у другу, от
правильности определения этих осей во
многом зависит пластическое композиционное решение.
Определив
место
рисования,
необходимо
заняться
композиционным
размещением общей массы головы и шеи.
Рисунок
начинают
с
выявления
общей
формы
и
массы
головы.
Определите соотношение высоты модели к ширине. Затем наметьте общий
объем головы, отделяя лицевую поверхность от поверхности, ведущей к
затылку. Это две боковые, одна верхняя сводчатая теменная поверхность, и
снизу
–
частично
подбородочные
площадки.
Для
их
правильного
изображения
надо
знать
опорные
точки
на
форме
головы
и
уметь
ими
пользоваться.
Следующий
этап
построения
формы
головы
–
это
определения
расположения
частей
на
лицевой
поверхности,
проходящую
от
лобной
поверхности до основания подбородка. Далее приступайте к определению
деталей
головы:
глаз,
носа,
губ,
уха.
Необходимо
строго
проследить
за
пропорциональными соотношениями частей по отношению друг к другу.
Установив объем шеи, определив места расположения деталей головы,
переходим
к
размещению
лобных
бугров,
скуловых
выступов,
височных
костей, уха, глаза, носа, губы, подбородочного угла, подбородка и шеи. При
размещении деталей головы не забывайте соотносить их размеры между
собой
и
с
общей
формой.
Приступая
к
размещению
отдельных
частей,
необходимо
еще
раз
проверить
расстояния
между
ними
и
их
пропорциональные соотношения.
Переходя к уточнению деталей головы, внимательно следите за общей
анатомической закономерностью строения костей и мышц.
Уточнение рисунка следует начинать с формы лба и форм, граничащих
с верхними краями глазничных впадин.
Соблюдая методическую последовательность построения изображения,
перейдем к уточнению характера формы носа.
Одна из наиболее выразительных частей лица – губы. Пластическая
характеристика рта играет важную роль при передаче характера и выражения
лица.
Уточняя форму подбородка, проверьте еще раз все размеры, сверяя их с
натурой. Сравнивайте размеры всех частей головы и по отношению друг к
другу,
и
с
целым.
Рисуя
линиями,
не
забывайте
о
форме,
которую
они
обозначают,
вводите
легкую
светотень,
оставляя
чистую
бумагу
на
освещенных местах.
Помните об этих основных рекомендациях при работе над портретом.
3)Первичное закрепление (по рисункам или таблицам (рис. жив. людей,
головы)).
Фронтальный опрос.
4.Практическая работа.
Во время практической работы делаются целевые обходы:
- контроль организации рабочего места;
- контроль внимательности выполнения приемов работы;
- оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
- контроль объема и качества выполненной работы;
- выявление типичных ошибок, их устранение.
5.Итог урока:
- анализ работ учащихся. Оценки.
- заключительное слово:
Каждый из вас выразил свои личные отношения к натуре, пытливо
вглядываясь
в нее. Конечно, не все работы совершенны и заслуживают
похвалы, но ведь это и понятно: вы же не только учитесь постигать язык,
приемы и средства изобразительного искусства. Еще все получится, нужно
только охотно желать этого.
Домашнее
задание:
выполнить
5-6
зарисовок
портретов
в
разных
ракурсах (с живой натуры).
Урок окончен.