Профессиональный стандарт педагога - в проектировании образовательного процесса воспитателя ДОУ.
Автор: Кузнецова Александра Николаевна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: Муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №14 Копейского городского округа Челябинской области Населённый пункт: Челябинская область, город Копейск Наименование материала: Статья Тема: Профессиональный стандарт педагога - в проектировании образовательного процесса воспитателя ДОУ. Раздел: дошкольное образование
Профессиональный стандарт педагога - в проектировании образовательного
процесса воспитателя ДОУ.
Аннотация. В
современных
условиях
конкурентоспособным
ресурсом
деятельности воспитателя ДОУ являются не столько специальные знания,
владение информацией, освоенные технологии обучения и воспитания, но и
способность в проектировании образовательного процесса, обеспечивающая
личностное развитие, выход за пределы нормативной деятельности.
Ключевые
слова: воспитатель
ДОУ,
дети
дошкольного
возраста,
профессиональная
компетентность,
проектирование
образовательного
процесса, профессиональный стандарт.
Современная система дошкольного образования развивается как открытая,
вариативная,
ориентированная
на
предоставление
каче ственных
образовательных услуг семьям, имеющим детей дошкольного возраста. На
первый
план
выдвигаются
проблемы
обеспечения
новых
подходов
к
организации педагогической деятельности детского сада, его взаимодействия
с семьей и начальной школой, делается акцент на эффективность процессов
социализации,
индивидуализации
развития
личности
дошкольника
[2].
В
связи
с
этим
все
более
острой
становится
потребность
в
воспитателе-
профессионале, способном с учетом меняющихся социально-экономических
условий, общей ситуации в системе образования самостоятельно принимать
ответственные
решения
и
прогнозировать
их
возможные
последствия,
способном к сотрудничеству.
Формирование
профессиональной
компетенции
педагогов
можно
представить как сложный процесс, в котором различные умения и навыки
формируются на различных стадиях [5].
Л.М.Митина включает в понятие «педагогическая компетентность» знания,
умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности,
общении, развитии (саморазвитии) личности [4].
В.Н. Введенский пишет, что профессиональная компетентность педагога …
не
сводится
к
набору
знаний,
умений,
а
определяет
необходимость
и
эффективность их применения в реальной образовательной практике.
Нам
представляется
наиболее
обоснованным
определение
понятия
«профессиональная
компетентность»,
предложенное
Т.Г. Браже.
Он
обозначает,
что
«профессиональная
компетентность
определяется
как
многофакторное
явление,
включающее
в
себя
систему
знаний
и
умений
учителя,
его
ценно стные
ориентации,
мотивы
д е я т е л ь н о с т и ,
интегрированные показатели культуры (речь, стиль, общение, отношение к
себе и своей деятельности, к смежным областям знаний)» [2].
В.
И.
Андреев
предлагает
включить
в
профессионально-педагогическую
компетентность педагога знание базовых понятий; закономерностей учебного
процесса и дидактических принципов; современных теорий и технологий
обучения; требований к подготовке и эффективному проведению различных
форм организации обучения; основных образовательных и воспитательных
систем и теорий; методологии и методологических принципов обучения;
методов педагогического исследования [3].
В период развития общества требования, предъявляемые к любой форме
общественной
деятельности,
неизменно
связаны
с
профессиональной
компетентностью воспитателя ДОУ.
Готовность
к
переменам,
мобильность,
способность
к
нестандартным
трудовым
действиям,
ответственность
и
самостоятельность
в
принятии
решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в
полной
мере
относятся
и
к
педагогу.
Обретение
этих
ценных
качеств
невозможно без расширения пространства педагогического творчества [4].
Расширяя
границы
свободы
педагога,
профессиональный
стандарт
одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда,
предъявляя требования к его квалификации, предлагая критерии ее оценки.
Таким образом, возникают противоречия : между потребностью общества в
во с п и т ат е л я х
д о ш кол ь н ы х
у ч р е ж д е н и й
с
в ы с о к и м
у р о в н е м
профессионально-педагогической
компетентности
и
о сознанием
воспитателем
необходимости
и
значимости
своей
профессионально-
педагогической
компетентности
и
недостаточным
опытом
и
уровнем
его
теоретических и практических навыков в проектировании образовательного
процесса в условиях введение нового профессионального стандарта [7].
Цель
работызаключается
в
разработке
теоретических
предпосылок,
реализации технологии и педагогических условий, обеспечивающих развитие
профессионально-педагогической компетентности воспитателей дошкольных
о б р а з о ват е л ь н ы х
у ч р е ж д е н и й
в
у с л о в и я х
в в ед е н и е
н о в о г о
профессионального стандарта.
Объект
исследования–
процесс
формирования
профе ссионально-
педагогической компетентности воспитателей дошкольных образовательных
учреждений
в
проектировании
образовательного
процесса
в
условиях
введение нового профессионального стандарта.
Предмет
исследования
– критерии
(уровни)
навыков в
проектировании
образовательного процесса в условиях введение нового профессионального
стандарта воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
Реализация поставленной цели потребовали решения следующих задач:
1)
проанализировать
современное
состояние
проблемы в
науч но-
методической литературе;
2)
разработать
и
экспериментально
проверить
показатели
развития
проектирования
образовательного
процесса
в
условиях
введение
нового
профессионального
стандарта
воспитателей
дошкольных
образовательных
учреждений.
Методы исследования. Решение поставленных задач достигали применением
таких методов исследования: теоретический анализ и обобщение данных
научно-методической
литературы;
социологический
метод
научно-
педагогических исследований; педагогические наблюдения; педагогический
эксперимент; анкетирование; метод математической статистики.
Представление
о
качестве
образования
в
настоящее
время
значительно
трансформируется,
приобретая
новые
характеристики
на
основании
требований,
предъявляемых
со
стороны
внешнего
относительно
системы
образования современного мира. На системном уровне одним из показателей
качества
дошкольного
образования
является
качество
деятельности
дошкольного учреждения.
Качество
деятельности
дошкольного
учреждения
обуславливает
необходимость
повышения
роли
и
значения
показателей
качества
дошкольного образования.
Даниил Борисович Эльконин выделил специфику дошкольного образования –
обучение
дошкольника
является,
по
сути,
процессом
«усвоения»
им
содержания
в
разнообразных
видах
деятельности.
у
дошкольников
развиваются
все
виды
восприятия : зрительное,
слуховое,
тактильное,
вкусовое, кинестетическое, обонятельное.
Качество
дошкольного
образования
–
гарантия
успешного
освоения
образовательных программ на следующих ступенях системы образования, а
также в целом успешности человека.
В
целях
обеспечения
требований
федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего
образования
на
этапе
экспериментального исследования решались следующая задача: определить
результаты анкетирования «Готовность к введению ФГОС ДО». Для оценки
результатов
деятельности
32
воспитателя,
имеющих
квалификационную
категорию: высшая – 12; первая – 10; соответствие занимаемой должности –
10, дошкольных образовательных учреждений.
Профессиональный
стандарт
педагога
отражает
структуру
е го
профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка.
В
соответствии
со
стратегией
современного
образования
в
меняющемся
мире,
он
существенно
наполняется
психолого-педагогиче скими
компетенциями,
призванными
помочь
воспитателю
в
решении
новых
стоящих
перед
ним
проблем.
Считаете
ли
вы,
что
введение
ФГОС
положительно скажется на материально-технических, финансовых и иных
условиях
реализации
образовательных
программ
в
образовательном
учреждении?
Из 32 опрошенных респондентов – 22% считают, что положительно скажется
на
материально-технических,
финансовых
и
иных
условиях
реализации
образовательных программ, 26% – частично, 52% – никаких изменений не
произойдет.
На актуальный вопрос: оцените собственный навык проектирования рабочих
программ по направлениям развития в соответствии с требованиями ФГОС.
45% – опрошенных ответили, полностью, 47% – частично, 8% – не умею.
Стандарт
выдвигает
требования
к
личностным
качествам
педагога,
неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как: готовность
обучать всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей,
способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.
Испытывают
трудности
в
проектировании
образовательного
процесса
в
соответствии с требованиями ФГОС? Полностью – 13%, частично – 67%, не
испытываю –20 % респондентов.
В
соответствии
со
спецификой
реализуемых
в
данном
учреждении
образовательных
программ
(школа
для
одаренных,
инклюзивная
школа,
сохранение
и
укрепление
психологического
здоровья
обучающихся;
формирование
ценности
здоровья
и
безопасного
образа
жизни.
детей
с
ограниченными возможностями здоровья)
Системный подход предполагает построение образовательного процесса по
принципам обратной связи, для чего необходимо создание системы:
1)
совершенствование
материально-технической
базы,
для
повышения
качества педагогического процесса;
2)
формирование
и
развитие
педагогиче ской
ком п е те н тн о с ти
административных
работников,
родителей
(законных
представителей)
обучающихся;
3) постоянная методическая поддержка в проектировании рабочих программ
по направлениям развития в соответствии с требованиями ФГОС, учитывая
многообразие интересов и возможностей воспитанников.
Литература:
1.
Белкина
В.Н.
Теория
и
практика
развития
профессиональной
педагогической
рефлексии./
В.Н.
Белкина,
А.В.Карпов,
И.И.
Ревякина
-
Ярославль, 2006. 63с.
2. Емельянова, Е. Тренинг профессионального роста: развитие ключевых
компетентностей у сотрудников ОУ в системе непрерывного образования/ Е.
Емельянова// Школьный психолог: прил. к газете «Первое сентября». – 2010.
- №22. – Книга в газете.
3. Кашлев, С.С. Интерактивные методы обучения педагогике / С.С. Кашлев. –
Минск: Вышэйшая школа, 2004. – 176 с.
4. Коптяева, О.Н. Мотивационная готовность педагогов к инновационной
деятельности [Текст]: дис. …канд. психол. наук / О.Н. Коптяева. – Ярославль:
[б. и.], 2009. – 176 с.
5.
Орлова
И.В.
Тренинг
профессионального
самопознания:
теория,
диагностика и практика педагогической рефлексии. СПб, «Речь», 2006