Напоминание

"Речевое развития детей 5-6 лет посредством театрализованной деятельности"


Автор: Панина Елизавета Николаевна
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 416 г. Челябинска"
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: Педагогический опыт работы
Тема: "Речевое развития детей 5-6 лет посредством театрализованной деятельности"
Раздел: дошкольное образование





Назад





«Речевое развития детей 5-6 лет посредством театрализованной

деятельности»
Одна из основных задач ФГТ - разностороннее развитие детей по основным направлениям : физическому, социально- личностному, познавательно- речевому, художе ственно- э с т е т и ч е с ко м у. О с у щ е с т в л я е т с я ч е р е з р е а л и з а ц и ю общеобразовательной программы и обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школьному обучению. Далеко не каждый ребенок может построить развернутый рассказ, придумать собственную сказку. Не каждый даже может понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного текста, и тем более задать вопрос. Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей. Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д. Б. Эльконин, Р. Е. Левина, А. П. Усова и др.). Размышляя над вопросом о повышении уровня речи детей, мы пришли к выводу, что помочь может театрализованная деятельность. Именно через театрализацию дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. А умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщать. Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Также театральная деятельность является самым распространённым видом детского творчества, образуя большой простор для развития творческих способностей ребёнка. Она близка и понятна ребёнку, глубоко, лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связана с игрой. Занятия театральной деятельностью помогают развить способности и интересы ребёнка, помогают развитию фантазии, воображения, памяти, учат передавать различные эмоциональные
состояния, способствуют формированию связной речи. Дети становятся более раскрепощёнными, общительными; они учатся чётко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Приобщение к театру детей старшего дошкольного возраста связано с подготовкой и показом инсценировок по мотивам художественных произведений, в том числе и сказок. Учитывая интерес детей к этому жанру, доступность детскому восприятию, а также общеизвестное значение сказки для духовно-нравственного и эстетического воспитания детей. При помощи сценических образов дошкольники учатся видеть, слышать и понимать друг друга, пластически выражать поведение сказочных героев, передавать их настроение, характер. Театрализованная деятельность позволяет мне, как педагогу, дать много знаний об искусстве театра: театр – особый, прекрасный, волшебный мир. В этом мире всё необычно. Вместо живой природы – декорации, нарисованные художником, различные герои (персонажи), действия придуманы драматургом и сыграны артистами; театр может перенести нас в далёкое прошлое и в будущее, может перенести в сказку. Артисты – главные волшебники театра. Они по-разному, разными средствами рассказывают о событиях, о переживаниях людей. Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, застенчивость, неуверенность в себе. Театрализованная деятельность помогает не только раскрыть творческие способности, но и развить их. Таким образом, театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребёнка. При обучении детей средствам речевой выразительности я использую знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка, и предоставляю детям возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Кроме того, разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, пение, мимика, пантомима, танцевальные движения и т.д.). Вначале фрагменты из сказок я применяю в виде упражнений. Например, детям предлагаю попроситься в теремок, как лягушка
или медведь, после чего спрашиваю, кто из них был более похожим по голосу и манерам на этих персонажей. В следующий раз я усложняю задание, предлагаю одному ребёнку (по желанию) разыграть диалог двух персонажей (проговаривая слова и действуя за каждого) и т.д. Таким образом, ненавязчиво и непринуждённо, учу детей словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа, голос и его привычки легко узнавались всеми. В этой работе я предоставляю детям больше свободы в действиях, поощряю фантазию при имитации движений. Особое внимание детей я обращаю на связь между настроениями и особенностями вербальной и невербальной выразительности (силой голоса, темпом, интонационными и логическими ударениями). Такая организация театральной деятельности детей, где каждый ребёнок имеет возможность проявить себя в какой-то роли, помогает развить уверенность в себе и совершенствовать социальные навыки поведения. Развитие театрализованной деятельности в детском саду и накопление эмоционально-чувствительного опыта у детей – длительная работа, которая требует участия родителей. Активизацией их интереса способствуют беседы, родительские собрания, консультации и т.д. на которых я привлекаю родителей к изготовлению кукол, костюмов, декораций, атрибутов. В любом случае, союз педагогов и родителей всегда способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей. Таким образом театрализованная деятельность всесторонне развивает личность, развивает речь детей, дети имеют возможность проявить свой талант, умеют творчески мыслить, самостоятельно принимать решения и находить выход из сложившийся ситуации.


В раздел образования