"Речевое развития детей 5-6 лет посредством театрализованной деятельности"
Автор: Панина Елизавета Николаевна Должность: воспитатель высшей квалификационной категории Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 416 г. Челябинска" Населённый пункт: город Челябинск Наименование материала: Педагогический опыт работы Тема: "Речевое развития детей 5-6 лет посредством театрализованной деятельности" Раздел: дошкольное образование
«Речевое развития детей 5-6 лет посредством театрализованной
деятельности»
Одна из основных задач ФГТ - разностороннее развитие детей
по
основным
направлениям
:
физическому,
социально-
личностному,
познавательно-
речевому,
художе ственно-
э с т е т и ч е с ко м у.
О с у щ е с т в л я е т с я
ч е р е з
р е а л и з а ц и ю
общеобразовательной
программы
и
обеспечивает
достижение
воспитанниками готовности к школьному обучению.
Далеко
не
каждый
ребенок
может
построить
развернутый
рассказ, придумать собственную сказку. Не каждый даже может
понять
авторскую
мысль
и
ответить
на
вопросы
о
содержании
прочитанного текста, и тем более задать вопрос. Поэтому очень
важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее
чистоте и правильности. Овладение родным языком является одним
из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно
дошкольное
детство
особенно
сензитивно
к
усвоению
речи.
Поэтому
процесс
речевого
развития
рассматривается
в
современном
дошкольном
образовании,
как
общая
основа
воспитания и обучения детей. Психологи и методисты отмечают,
что
ребенок
усваивает
родной
язык,
прежде
всего,
подражая
разговорной речи окружающих (Д. Б. Эльконин, Р. Е. Левина, А. П.
Усова и др.). Размышляя над вопросом о повышении уровня речи
детей, мы пришли к выводу, что помочь может театрализованная
деятельность.
Именно
через
театрализацию
дети
знакомятся
с
окружающим
миром
во
всем
его
многообразии
через
образы,
краски,
звуки.
А
умело,
поставленные
вопросы
заставляют
их
думать, анализировать, делать выводы и обобщать.
Театрализованная деятельность одна из самых эффективных
способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко
проявляется
принцип
обучения:
учить
играя.
Также театральная
деятельность является самым распространённым видом детского
творчества,
образуя
большой
простор
для
развития
творческих
способностей
ребёнка.
Она
близка
и
понятна
ребёнку,
глубоко,
лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому
что связана с игрой.
Занятия
театральной
деятельностью
помогают
развить
способности и интересы ребёнка, помогают развитию фантазии,
воображения, памяти, учат передавать различные эмоциональные
состояния,
способствуют
формированию
связной
речи.
Дети
становятся более раскрепощёнными, общительными; они учатся
чётко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше
чувствовать и познавать окружающий мир.
Приобщение к театру детей старшего дошкольного возраста
связано
с
подготовкой
и
показом
инсценировок
по
мотивам
художественных произведений, в том числе и сказок. Учитывая
интерес детей к этому жанру, доступность детскому восприятию, а
также общеизвестное значение сказки для духовно-нравственного и
эстетического воспитания детей.
При
помощи
сценических
образов
дошкольники
учатся
видеть, слышать и понимать друг друга, пластически выражать
поведение сказочных героев, передавать их настроение, характер.
Театрализованная деятельность позволяет мне, как педагогу,
дать
много
знаний
об
искусстве
театра:
театр
–
особый,
прекрасный, волшебный мир. В этом мире всё необычно. Вместо
живой природы – декорации, нарисованные художником, различные
герои (персонажи), действия придуманы драматургом и сыграны
артистами;
театр
может
перенести
нас
в
далёкое
прошлое
и
в
будущее, может перенести в сказку. Артисты – главные волшебники
театра.
Они
по-разному,
разными
средствами
рассказывают
о
событиях, о переживаниях людей.
Театрализованная
деятельность
позволяет
ребёнку
решать
многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо
персонажа.
Это
помогает
преодолевать
робость,
застенчивость,
неуверенность в себе. Театрализованная деятельность помогает не
только раскрыть творческие способности, но и развить их. Таким
образом,
театрализованная
деятельность
помогает
всесторонне
развивать ребёнка.
При обучении детей средствам речевой выразительности я
использую знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в
себе всю совокупность выразительных средств русского языка, и
предоставляю детям возможность естественного ознакомления с
богатой
языковой
культурой
русского
народа.
Кроме
того,
разыгрывание
сказок
позволяет
научить
детей
пользоваться
разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь,
напев, пение, мимика, пантомима, танцевальные движения и т.д.).
Вначале фрагменты из сказок я применяю в виде упражнений.
Например, детям предлагаю попроситься в теремок, как лягушка
или медведь, после чего спрашиваю, кто из них был более похожим
по голосу и манерам на этих персонажей. В следующий раз я
усложняю
задание,
предлагаю
одному
ребёнку
(по
желанию)
разыграть диалог двух персонажей (проговаривая слова и действуя
за каждого) и т.д. Таким образом, ненавязчиво и непринуждённо,
учу детей словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер
персонажа, голос и его привычки легко узнавались всеми. В этой
работе
я
предоставляю
детям
больше
свободы
в
действиях,
поощряю
фантазию
при
имитации
движений.
Особое
внимание
детей я обращаю на связь между настроениями и особенностями
вербальной
и
невербальной
выразительности
(силой
голоса,
темпом,
интонационными
и
логическими
ударениями).
Такая
организация театральной деятельности детей, где каждый ребёнок
имеет
возможность
проявить
себя
в
какой-то
роли,
помогает
развить уверенность в себе и совершенствовать социальные навыки
поведения.
Развитие
театрализованной
деятельности
в
детском
саду
и
накопление
эмоционально-чувствительного
опыта
у
детей
–
длительная
работа,
которая
требует
участия
родителей.
Активизацией
их
интереса
способствуют
беседы,
родительские
собрания, консультации и т.д. на которых я привлекаю родителей к
изготовлению кукол, костюмов, декораций, атрибутов.
В
любом
случае,
союз
педагогов
и
родителей
всегда
способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому
развитию детей.
Таким
образом
театрализованная
деятельность
всесторонне
развивает личность, развивает речь детей, дети имеют возможность
проявить свой талант, умеют творчески мыслить, самостоятельно
принимать решения и находить выход из сложившийся ситуации.