Напоминание

Методические рекомендации по формированию у детей представлений о семье в средней группе.


Автор: Севрюкова Ольга Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР - детский сад №2 "Солнышко"
Населённый пункт: с. Красное, Липецкая область
Наименование материала: статья
Тема: Методические рекомендации по формированию у детей представлений о семье в средней группе.
Раздел: дошкольное образование





Назад





Методические рекомендации по формированию у детей

представлений о семье в средней группе.
С первых дней своего существования ребенок становится членом коллектива- семьи. В процессе общения с родителями- первыми своими воспитателями и наставниками, он растет, развивается. Приобретает жизненный опыт. Усваивает нормы и правила поведения. Что можно, а что нельзя, что хорошо, а что предусмотрительно, дети постигают на опыте семейной жизни. Трудно переоценить роль семьи в формировании личности ребенка. Я считаю, что для формирования у дошкольника интереса к своей семье, необходимо установить прочный контакт между взрослым и ребенком, уважительное отношение друг к другу. По программе «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой для средней группы (от 4 до 5лет) ставятся следующие задачи: углублять представления детей о семье, ее членах; дать первоначальные представления о родственных отношениях (сын, мама, папа, дочь и т. д.); интересоваться тем, какие обязанности по дому есть у ребенка (убирать игрушки, помогать накрывать на стол и т. п.).[9] Процесс формирования представлений о семье, её родословной, семейных традициях может быть осуществлен через различные виды деятельности. До детей дошкольного возраста важно донести саму суть понятия «семья», и большой поддержкой в этом считаю произведения устного народного творчества, в которых опорными понятиями являются «семья», «мать» «отец», «дети», «брат» и другие слова, отражающие родственные отношения. При знакомстве детей с народными сказками подчеркивается круг самых близких для ребенка людей. Необходимо использовать художественные произведения, опираясь на которые у ребенка формируются представления о «хороших» и «плохих» детях. Здесь особое место занимает понятие «отчий дом» (родной кров, родительский дом). О нем есть сказки, много пословиц, которые я использую в своей работе. Хорошо, если удастся показать детям разнообразие жилищ (кирпичные, деревянные дома, хижины, юрты и т.д.), а затем предложить им подумать, чем они отличаются и чем похожи (живут люди, семьи, родители заботятся о детях, друг друге). Далее можно провести серию бесед (о домашнем хозяйстве, праздниках, досуге и т.д.), воспитательная цель которых заключается в том, чтобы подвести ребенка к пониманию связи между
членами семьи. Например, такие сказки как, «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди» и т.д. Так сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» учит слушаться старших, любить друг друга, не бросать близких в беде. Необходимо учить детей понимать эмоциональное состояние членов семьи, воспитывать желание порадовать их. Здесь я считаю, неоценимы повседневные жизненные ситуации. Так, вечером напоминаю детям, что скоро за ними придут родители, с которыми они не виделись целый день, поэтому надо ласково поздороваться, внимательно посмотреть в лицо, узнать, какое настроение, не требовать сладости, самостоятельно одеться и т.д. Важное место в формировании представлений о себе и своей семье отвожу тематическим занятиям: « Что значат наши имена», « Моя семья», «Я», «Добрые дела», «Мамы всякие нужны, мамы разные важны» и т.д. Они способствуют формированию представлений о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата; закрепляют представления о трудовых обязанностях членов семьи. Считаю целесообразным создавать специальные ситуации, которые ставят детей перед необходимостью лучше узнать особенности, интересы своих близких, для того чтобы порадовать их, доставить удовольствие. Например, перед Днем матери, Международным Женским днем я заранее предупреждаю детей, что им предстоит сделать сувениры женщинам своей семьи. Для уточнения смысла понятия «семья» использую наглядный материал с изображением членов семьи, относящихся к трем поколениям (мама, папа, их родители, дети). Живой интерес детей вызывают задания нарисовать портреты самого себя и своих родителей, дом, в котором они живут. Для формирования интереса к семье, семейным отношениям предлагаю детям для игры кукол, сшитых руками родителей. Задаю вопросы : « Какая это семья?, Какая бабушка?, мама?, Какой дедушка?, папа? Кто из них дедушка, бабушка? Как догадался? Кто в семье старший ?, младший? Детям эти куклы очень нравятся и они с удовольствием с ними играют. В средней группе можно использовать в работе технологию моделирования. Предлагаю круги разных размеров, с помощью вопросов и обсуждений малыши показывают и называют членов семьи. Можно использовать и пирамидку. Эта игра вызывает радостные эмоции у детей, они называют членов семьи и нанизывают кольца на стержень пирамидки.
Оформление семейных альбомов - одна из форм ознакомления детей с семьёй. Странички альбома помогают увидеть развитие ребёнка в динамике. Совместная работа воспитателя и детей с семейным альбомом помогает ближе и глубже познать внутренний мир ребёнка, его скрытые желания, надежды. Здесь большую роль играет помощь родителей. В своей работе широко использую сюжетно-ролевые игры в формировании у детей представлений о семье, ее членах, их взаимоотношениях. В игровых действиях дети воспроизводят поведение, чувства, переживания своих родителей так, как они себе их представляют, отображают различные жизненные ситуации. Сюжетно-ролевая игра, как вид деятельности, наиболее важен в дошкольном возрасте. Именно игра направлена на познание ребенком окружающего мира путем активного соучастия в труде и повседневной жизни людей. В этом заключается цель сюжетно-ролевой игры, хотя ни ребенок, ни взрослый ее намеренно не ставит. Эта цель сливается с мотивом игры, т.к. единственным побуждением, направляющим активность ребенка на игру, является неудержимое стремление его к познанию и деятельному участию в жизни и труде взрослых, с их практическими действиями и взаимоотношениями. Как и любой другой вид деятельности, игра имеет свои средства. В игровых действиях дети воспроизводят поведение, чувства, переживания своих родителей так, как они их себе представляют, отображают различные жизненные ситуации. В сюжетно – ролевые игры включаю обыгрывание ситуаций или предлагаю проблемную ситуацию « Учимся заботиться»: мама заболела, папа вернулся с работы усталый, младший брат капризничает, у сестры день рождения. Очень нравится детям игра « Превращения», где надев платок, шляпу, бороду, очки, парик, дети превращаются в кого – либо из членов семьи: « Я – бабушка Надя, иду за внучкой Анечкой в детский сад» — говорит Катя Б. « Я – мама Света, готовлю вкусный обед для своей доченьки Полины» — говорит, размешивая в кастрюле суп ложкой, Полина Т.
Формы работы с детьми в средней группе
 Беседы с детьми на тему «Моя семья, «Что я знаю семье», «Как я помогаю маме (папе)» и т.д., беседы по художественным произведениям;  слушанье песен о семье,  С/р игры « Семья», «День рождения», « Магазин», « Больница», «Готовим обед» очень эффективными оказываются сюжетные линии такие, как «В семье родился ребенок», «Приезд бабушки», «Юбилей дедушки», «Семья на даче», «Семейный совет», «Праздники в семье», «Вместе с братом», «После работы», «Ждем маму» и другие.
 инсценировки « Три мамы», « Сказка для мамочки»  игры – драматизации по сказкам : « Курочка Ряба», « Репка», « Красная шапочка» и др.  дидактические игры « Кому что нужно для работы», «Кем быть?», «Кто младше?», «Родственные отношения» и т.д.  строительные игры « Мебель для дома», « Гараж», Строим дом» и т.д.  тематические занятия « Что значат наши имена», « Моя семья», « Я», « Добрые дела», « Мамы всякие нужны, мамы разные важны» и т.д.  знакомство с профессиями родителей, бабушек и дедушек.  создание альбома «Моя семья»  составление творческих рассказов на тему « Семья», «Как я помогаю дома»  создание картотеки пальчиковых игр по теме  чтение художественной литературы на тему «Семья»  создание картотеки стихотворений о семье  рисование на тему «Семья», портретов  изготовление подарков для мам, пап, открыток для членов семьи и т.д. Воспитательная ценность данных форм работы заключается в том, чтобы подвести ребенка к пониманию связи между членами семьи: действенность проявления любви, заботы, внимания, взаимопомощи. Пробудить и упрочить у детей чувства благодарности, уважения к родителям – одна из задач детского сада и семьи. Следовательно, можно сделать вывод, что при систематической и разнообразной работе с детьми дошкольного возраста, а также при создании необходимых педагогических условий в детском саду, у детей средней группы могут быть сформированы позитивные представления о себе, своей семье.


В раздел образования