Автор: Амзаева Зарема Исмаиловна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ Стальновская школа Населённый пункт: село Стальное,Джанкойский р-н, Республика Крым Наименование материала: Конспект Тема: В.Бианки "Музыкант" Раздел: начальное образование
Цели: познакомить учащихся с произведением В.В. Бианки «Музыкант», понять
глубину содержания этого произведения
Задачи:
Учебная или предметная. Учить работать с разными видами текстов и с разными
источниками информации.
Развивающая. Развивать творческое воображение, память, внимание.
Воспитательная. Формировать потребность к чтению, как средства познания мира,
самопознания, воспитывать интерес к чтению, воспитывать любовь к природе.
воспитывать любовь к природе, учить видеть ее красоту.
Планируемый результат обучения и формирование УУД.
Личностные УУД:
Развивать умение выражать свои отношения к героям, к их поступкам.
Формировать мотивацию к обучению.
Метапредметные УУД:
Формировать умение определять и формулировать цель деятельности на уроке;
Учить учащихся высказывать свое предположение (версию) на основе работы с
художественным текстом;
Познавательные УУД:
Извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую: из схем,
иллюстрации, текста. Находить ответы на вопросы в тексте. Делать выводы.
Коммуникативные УУД:
Развивать умение слушать учителя и своих товарищей
Формировать умение договариваться, находить общее решение;
Развивать способности сохранять доброжелательное отношение друг к другу во
время работы.
Оборудование: музыка, презентация, портрет Бианки В.В., сюжетные картинки, учебник,
аудиозапись.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Придумано кем-то
просто и мудро,
При встрече здороваться:
«Доброе утро!» Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам
Если день начинать с улыбки, то можно надеяться, что он пройдет удачно.
Давайте наш урок проведем с улыбкой. Улыбнитесь друг другу и нашим гостям. Желаю
вам быть внимательными, активными, находчивыми.
-Я очень люблю уроки литературного чтения. А вы их любите?
-За что вы их любите? Расскажите (Получаешь новые знания, узнаешь новых писателей,
много читаем и развиваем чтение, знакомимся с новыми героями, узнаем много
интересного)
-Что вы хотите получить от сегодняшнего урока? Начните свой ответ со слов
« Сегодня на уроке мне хотелось бы…
(Получить много новых знаний, прочитать интересное произведение, встретиться с
новыми героями, получить пятерку, чтобы вы порадовались за нас)
-Чтобы на уроке у нас все получилось, что нам необходимо. (Слушать учителя, стараться
не перебивать учителя, верить в себя, не отвлекаться , соблюдать правило поднятой руки
не волноваться)
-Ребята, мы с вами нацелили себя на серьезную работу. Пусть у нас сегодня все
получится.
-Каждый урок литературного чтения это новые встречи С кем и чем? ( с новыми
писателями, с новыми героями, с новым произведением)
-Сегодняшний урок не исключение. Сейчас нас ждет встреча. А с кем?
II. Актуализация знаний
– Чтобы узнать это, нам предстоит выполнить задания.
Итак, первое задание: отгадайте загадки:
1. Летит вертолёт мимо топких болот,
Таращит глазищи-глаза.
Прозрачные крылья на солнце блестят,
Лягушки поймать вертолёт норовят. (Стрекоза)
2. Удивительный ребенок!
Только вышел из пеленок,
Может плавать и нырять,
Как его родная мать. (Утенок)
3. А этот маленький зверёк
Колючий вдоль и поперёк.
И лишь животик гладить можно,
Его узнать совсем не сложно. (Еж)
Презентация 1 . Появляется слайд № 1. По щелчку появляются картинки с изображением
животных, изученных произведений: стрекоза, утята, ежик.
– Посмотрите на картинки, как можно назвать их одним словом? (Животные)
– Скажите, из каких они произведений и кто автор? («Стрекоза» «Храбрый утенок» Борис
Житков , «Ребята и утята» Михаил Пришвин, «ежик» «Страшный рассказ» Евгений
Чарушин.)
– Что объединяет этих авторов? (Они пишут о животных и о природе).
Появляется портрет В.Бианки на доске.
-Вы узнали этого писателя? (В.В.Бианки)
-Что вы о нем знаете? (Он очень много путешествовал. Он писал о тех, кого любил.
Преподавал в школе. Работал в музее. Своим главным лесным учителем Бианки считал
своего отца. Его предки были итальянцы. Родился в Санк_Петербурге. Он очень хорошо
играл в футбол.Он бил с обеих ног,хорошо подавал угловые.Его даже ставили в сборную
Петербурга)
– Автора произведения определили.
Появляется слайд № 3. На слайде изображение анаграммы Т Н У М А З Ы К. (Убрать
медведя)
– Узнать название произведения писателя вам поможет зашифрованное слово. Попробуйте
его расшифровать. Слово начинается с буквы М.
– Что это за слово? (Музыкант.)
– Как вы понимаете значение слова музыкант? Кого мы можем назвать музыкантом?
(предположения детей)
– Ребята, из какого источника мы можем узнать значение слова музыкант?
– На слайде статья из толкового словаря Ожегова. Музыкант – артист, играющий на
музыкальном инструменте.
Появляется слайд № 3 (Портреты музыкантов)
– Подтвердились ваши предположения?
III. Определение темы. Постановка целей урока
– Ребята, как вы думаете, как связаны между собой слова Бианки и музыкант. Выскажите,
свои предположения. (Произведение называется «Музыкант», а написал его В.Бианки.
– Кто сформулирует тему урока? (В.В. Бианки «Музыкант»)
(На доске заранее написана тема урока, открываю ее сначала В.В.Бианки, а затем
«Музыкант»)
– Откройте учебник на стр.142, прочитайте фамилию автора и название рассказа.
– Правильно сформулировали тему урока
– На странице 144 учебника рассмотрите иллюстрацию
В это время включается аудиозапись рычания медведя.
- Ой! Ребята, а кто это? А откуда взялся медведь?
(с иллюстрации)
– На какие же мысли наводят вас название произведения и иллюстрация?)
( на иллюстрации изображен медведь, а произведение называется «Музыкант»,
я думаю, что медведь наверное должен играть на каком-то инструменте)
- А как вы думаете, на каком инструменте?
( Я считаю, что на пеньке судя по иллюстрации)
– Почему автор назвал произведение «Музыкант»? И как это связано с медведем?
– Хотите это узнать?
– Назовите учебную цель нашего урока?
Цель. (Что мы должны узнать?)
Узнать, почему произведение называется «Музыкант»?
Определите главную мысль произведения?
– Можем мы это сделать? Почему?
– Какую цель мы должны еще поставить на уроке?
– В чем заключается главная мысль произведения.
– Чтобы достичь этих целей, мы должны с вами в первую очередь прочитать
произведение.
На каждом этапе урока вы будете оценивать свою деятельность, с помощью
накопительных кружков, которые лежат у вас на парте. За правильно выполненную работу
вы будете брать по кружку. В конце урока не только подведем итог вашей работы, но и
оценим ее.
IV. Прогнозирование ситуации
– Обсудите в парах, почему писатель назвал свое произведение музыкант?
– Что может произойти в произведении с таким названием? (Предположения детей)
– В конце урока, мы узнаем, подтвердились ли ваши предположения.
V. Первичное знакомство с текстом
Виталий Валентинович Бианки очень любил ходить в лес и наблюдать за природой.
Давайте
вместе с писателем отправимся в этот охотничий домик на опушке леса. Для этого:
– Прослушайте произведение «Музыкант» в исполнении артиста Л.Поволоцкой. Слушайте
внимательно. Обратите внимание, какой необычный музыкант встречается там.
(Включается аудиозапись)
1. Проверка общего понимания текста.
– Понравилось ли вам это произведение?
– Что вас удивило?
2. Проверка первичного восприятия рассказа.
– Чтоб узнать, как вы запомнили произведение, проведем тестирование.
– Взяли листочек и ручку, на листочке уже поставлены цифры от 1 до 6, если вы согласны
с утверждением, то рядом с цифрой ставите +, если не согласны, то – .
Старик медвежатник играл на балалайке (–) На скрипке.
Знакомый охотник в лесу видел волка (–) Медведя.
Старик присел отдохнуть на пенек (+)
Звук, который услышал старик слышался с опушки (+)
Медведь сидел на дереве (–) Под деревом.
Старик убил медведя (–)
– Поменяйтесь листочками и проверьте ответы друг у друга, а сейчас проверим по
эталону.
Появляется слайд – эталон с ответами № 5
– Встаньте те, кто работу выполнил без ошибок.(Возьмите себе по одному кружку)
– Молодцы, ребята, внимательно слушали произведение.
3. Определение жанра произведения
(На доске карточки с названием жанров)
Сказка
Басня
Стихотворение
Рассказ
Загадка
– Отметьте плюсиком тот жанр, который относится к данному произведению.
– Ребята, к какому литературному жанру художественной литературы вы отнесли это
произведение?
Докажите, что это рассказ. (Это произведение небольшое по объему, в нем мало
действующих лиц, рассказывается об одном случае из жизни старика – охотника).
– Кто верно определил жанр произведения, возьмите кружок.
VI. Физминутка
– Прежде чем читать это произведение, сделаем зарядку для глаз. ( Презентация 2 )
VII. Чтение текста по частям
– Итак, начинаем работать с рассказом.
– Обратите внимание, что данный рассказ уже разделен на части.
– Сколько в нем частей? (4 части)
(Дети читают рассказ по частям, используя разные виды чтения, после чтения каждой
части идет анализ)
1) Чтение первой части хорошо читающим учеником.
Рассказ начинает читать Кулиш Аня, Живкова София.
По ходу чтения идет словарная работа.
Появляется слайд № 6 Словарная работа (по щелчку)
– Кто такой медвежатник? (Медвежатник – человек, который охотится на
медведей). (Читает 1 ученик)
– Что, значит, пиликал на скрипке? (Пиликал на скрипке – плохо играл)
– Как вы понимаете слово «завалинка»? (Земляная насыпь с внешней стороны дома)
– Прочитайте значение слова
Вопросы по содержанию .1 части
– Чем занимался старый медвежатник, сидя на завалинке? (Он пиликал на скрипке)
– Для чего он это делал? (Ему хотелось научиться красиво играть. Он очень любил
музыку.)
– Можно ли назвать то, что получалось у медвежатника «игрой на скрипке» и
почему? (Нет нельзя. У него были отрывистые, нескладные, скрипучие, некрасивые
звуки.)
– Какая главная мысль этой части? (Он очень любил музыку и старался сам научиться
играть).
– А кто-нибудь из вас знает, как звучит скрипка? Давайте послушаем. (Включаю запись:
Крис Паркер Симфония).
– Понравилась ли вам, как звучала скрипка?
– Ребята, как звучит скрипка в этом отрывке? Опишите ее. (Мелодично, красиво, хочется
танцевать).
– Что необходимо иметь, чтобы играть на ней? (Музыкальный слух, долго учиться и
тренироваться)
– Кто проходил мимо старика? (Знакомый колхозник)
– Подтвердите словами из текста, что сказал колхозник старику. (Брось-ка ты свою
скрипку-то, берись за ружье. Из ружья у тебя лучше выходит. Я сейчас медведя видел в
лесу).
– Как вы думаете, пойдет ли старик на охоту? Выскажите свои предположения.
– Чтобы узнать ответ на этот вопрос прочитайте самостоятельно 2 часть рассказа.
2) Самостоятельное чтение 2 части.
Вопросы по содержанию.
– По содержанию второй части составьте по 1 вопросу. ( В ПАРАХ) (Проверка
1.Что сделал старик после совета колхозника?
2. Чем закончились поиски медведя?
3.Откуда слышался звук?
4.Почему старик удивился?
5.Что сделал старик после долгих поисков?
)
– Прочитайте вопрос, после второй части.
– Кто в лесу мог издавать звонкий, ласковый звук? (Выскажите свои предположения)
3) Чтение 3 части по цепочке. Словарная работа.
– Как вы понимаете слово «опушка»? (Край леса) По щелчку
Вопросы по содержанию.
-Что услышал старик в лесу? (Звук «Дзен!»
-С чем сравнивает автор этот звук? (Он сравнивает со струной)
-Как об этом пишет автор? (как струна пропела)
– Прочитайте, как медведь играл на разбитом дереве? (Потянул щепку и отпустил ее, а
она выпрямилась, задрожала и в воздухе раздался звук, похожий на звук струны.)
– Как автор называет медведя и почему? (Музыкант, потому что медведь внимательно и
сосредоточенно играл. Прислушивался к звукам с большим интересом.)
– Вы можете предположить, как поступит старик с медведем? Почему вы так считаете?
(Дети высказывают свое мнение)
4) Чтение 4 части по ролям
– Как можно прочитать 4 часть? (По ролям)
– Сколько действующих лиц в этом отрывке?( 3)
– Прочитайте отрывок, показывая, что чувствует при разговоре каждый из участников
. – Как автор называет медведя и почему? (Музыкант, потому что медведь внимательно и
сосредоточенно играл. Прислушивался к звукам с большим интересом.)
– В каких словах выражена главная мысль этого произведения (Да как же в него
стрелять, когда он такой же музыкант, как и я). (Любовь к прекрасному, музыке спасла
жизнь дикому зверю – медведю. Человек, любящий и понимающий музыку, искусство, не
способен совершить плохой поступок.)
– А как бы вы поступили на месте охотника? (Выслушиваются ответы детей)
VIII. Закрепление содержания произведения. (Работа в группах)
– Закрепим содержание рассказа по серии сюжетных картинок.
– Посмотрите на доску, в той ли последовательности расположены картинки по
содержанию рассказа.
– Опираясь на пункты плана, расположите сюжетные картинки в правильной
последовательности.
– Обозначьте на листочке последовательность картинок, используя числа. (Проверка по
эталону на слайде) Кто выполнил работу правильно, возьмите себе кружок.
Появляется слайд № 8 (Эталон) Самоконтроль
IX. Обобщающая беседа
– Как вы думаете, почему автор назвал свой рассказ «Музыкант»? (Хотя ни тот, ни
другой не умели играть, но любили музыку. Медведь играл на щепке, это необычное
явление в природе)
– Какой же был авторский замысел? (Он хотел показать, что звери тоже умеют любить
прекрасное, как люди и их нельзя убивать.)
– Что вы взяли для себя из этого рассказа? Чему он учит? (Содержание рассказа учит
быть наблюдательными, любить природу, беречь ее, заботиться, охранять и помогать
животным, т.к. это наши братья меньшие.)
– Давайте вспомним, какие цели ставили в начале урока? Удалось ли нам их решить?
Подтвердились ваши предположения- Ребята, что вы видите на этом слайде? (схему)
- А схема – это тоже текст.
-А эта схема подходит по смыслу к нашему произведению?
-А какую еще мудрую мысль спрятал Бианки между строк?
( мы очень похожи с братьями нашими меньшими, мы можем чувствовать одинаково)
(Животные как и люди могут быть неравнодушны к музыке)
Все эти слова Бианки спрятал между строк, он прямо нам об этом не говорит.
-Вместе с нами. читал это произведение и художник.
-А теперь какое чувство вызывает у вас эта картина?
(Чувство радости , рад за медведя, что он остался жив)
(Чувство восхищения, восхищаюсь медведем, как музыкантом)
(Мне интересно, как медведь, до такого додумался)
(Я обрадовался какой медведь молодец)
(Я удивился , что медведь играет щепкой)
-Что художник пропустил на этой картине?
-Что бы вы еще дорисовали?
(Дорисовал лесных зверей, как они тоже слушают музыку)
(Дорисовал бы старика рядом с ним со скрипкой ,медведь играет на щепке, а старик на
скрипке и звучит красивая музыка)
Я вас просила подготовить из разных источников небольшую информацию о
медведе.
X. Рефлексия
- Ребята, мы узнали все о медведе, о старике, а что же вы узнали о себе.
-Продолжите фразу
Сегодня я понял…. Человек должен беречь природу, не губить ее понапрасну
Сделать так, чтобы природа не страдала от рук человека.
Животные тоже как и люди умеют любить музыку и что их нельзя
убивать
Мне захотелось… совершать добрые поступки.
Чтобы все охотники забыли о своих ружьях, а приходили в лес
любоваться природой
- чтобы с фоторужьем приходили, как в мультфильме про кота Матроскина.
Мне захотелось помогать животным
Мне было трудно… Молчать, когда хотелось ответить.
XI. Оценка деятельности учащихся на уроке
Слайд
– Оценим вашу работу.
У кого 3 кружка – получает за урок оценку «5»;
У кого 2 кружка – получает за урок оценку «4»;
У кого 1 кружок – получает за урок оценку «3»;
Слайд
XII. Домашнее задание
Д/З предлагаю по выбору. Из 3-х заданий выберете, понравившееся вам задание и
запишите его в дневник.
Используя план, пересказать рассказ близко к тексту от лица медвежатника.
Прочитать рассказ и к понравившейся части нарисовать рисунок.
Прочитать рассказ и ответить на 4, 6 вопросы.