Напоминание

Освоение навыков звуко-буквенного анализа слова у детей старшего дошкольного возраста


Автор: Куликова Линара Римовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 207
Населённый пункт: г. Ульяновск, Ульяновская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Освоение навыков звуко-буквенного анализа слова у детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад







Методическая разработка
Одной из важнейших задач, которую ставит перед собой система дошкольного образования, является формирование и развитие у ребенка грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи. Ведь именно речевой слух и фонематическое восприятие создают основу для овладения грамотой, а, значит, способствуют более успешному обучению в школе. Теория и практика воспитательной работы полностью доказывает нам тот факт, что именно от развития фонематических процессов зависит становление речи в целом. В научно-исследовательских трудах, связанных с изучением звукобуквенного анализа, говорится о том, что восприятие речи и овладение ее звуковой стороной непосредственно связаны со уровнем развития фонематического слуха. Правильное воспроизведение речи обеспечивается, прежде всего, за счёт развития физического слуха, а также слухового внимания. Рассмотрим вкратце эти понятия. Физический слух – это способность слышать окружающие звуки. Речевой слух - это способность ребёнка точно воспринимать и правильно воспроизводить все стороны звучащей речи. Без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа, операции мыслительного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетание звуков, слогов, слов. Как известно, количество букв алфавита не соответствует количеству звуков русского языка, исходя из этого, в букве выражается не каждый отдельный звук, а лишь основные звуки. Именно поэтому овладение звукобуквенным анализом предполагает определенный уровень фонематического развития. Таким образом, в сложном комплексе психических процессов, на которые опирается обучение грамоте аналитико-синтетическим звуковым методом, решающая роль принадлежит способности ребенка проводить анализ звукового состава слов, в основе которого лежит развитие фонематического слуха и восприятия Совершенствование у детей умений проводить звукобуквенный анализ посредством развивающих игр Для реализации поставленной цели определила
следующие задачи:
1. Учить произнести слово, стихотворение, интонационно подчеркивая в нем нужный звук. 2. Учить услышать в стихотворении часто повторяющийся звук. 3. Учить самостоятельно называть слова с заданным звуком. 4. Учить определить место звука в слове. 5. Знать все гласные буквы и уметь объяснить правила написания гласных после мягких согласных звуков. 6. Различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки. 7. Учить проводить звуковой анализ практически любого предложенного слова.
8. Свободно ориентироваться в звуковой структуре слова, подбирать слова по предложенным моделям. 9 Предполагаемый результат: К концу году дети должны: 1. Определять наличие звука в слове различной слоговой структуры. 2. Давать качественную характеристику звука: твердый-мягкий, звонкий- глухой. 3. Определять место звука, количество и порядок звуков в словах из 2-3-4 слогов. 4. Определять количество слогов в слове. 5. Знать графический образ буквы. Новизна работы заключается в том, что определена система работы с детьми по звукобуквенному анализу в основе которой лежат развивающие игры. Таким образом, выполнение упражнений на анализ слова с помощью авторской символики Ткаченко Т.А. позволяет ускорить процесс фонемообразования зрительными символами гласных и согласных звуков (Ткаченко Т.А.), обеспечить готовность к усвоению грамоты, способствует предупреждению дисграфии и дислексии у дошкольников и младших школьников.
Использование зрительных символов:
• обеспечивает многоаспектное восприятие (сочетание зрительных, слуховых, кинестетических, мышечных ощущений) в процессе знакомства со звуком) • усиливает речевые кинестезии (базальный компонент второй сигнальной системы); • улучшает обратную связь между восприятием и произношением звуков речи; • ускоряет нормализацию произношения дошкольников; • расширяет поле готовности детей к обучению грамоте за счет раннего овладения навыками звукового анализа. В коррекционной работе воспитатель может использовать упражнения для формирования навыков звукового анализа дошкольников, задачей которых является уточнение понятий «слово, звук».
Упражнения на выделение
в слове начального гласного звука, например, [У], [А], [И], [О]. При возникновении затруднений ребёнок опирается на зрительный символ звука, затем предлагается слово с начальным звуком в ударной позиции, далее – в безударной. Ребёнок чётко произносит названия картинок, соединяет с нужным символом каждое изображение. Дети с интересом решают задачу анализа сочетаний, состоящих из двух-трех гласных звуков; называют в сочетаниях по порядку все звуки, произносят по схемам слитно, не прерывая голоса, комбинации гласных звуков.13 Наряду с традиционными методами обучения эффективным методом подготовки к обучению грамоте являются компьютерные игры, созданные в программе Microsoft Power Point. С их помощью формирую у детей ориентацию в звуковой стороне слова, закрепляю умения интонационно выделять звук в слове, определять его качественные характеристики, пополняю и активизирую словарь, совершенствую звуковую культуру речи. Огромным преимуществом применения игр – презентаций в работе с детьми является их информационная емкость: в одной презентации можно разместить достаточно большой объем информации (текстовой, графический, звуковой).
Такие игры позволяют мне внести в занятие новизну, элементы игры, детей привлекает звук, движение, анимация. С помощью игр – презентаций развиваю у детей познавательную активность, улучшаю произношение, расширяю активный словарь, углубляю интерес к языку. Вторым преимуществом использования программы Microsoft Power Point считаю доступность. Создание игр – презентаций не требует углубленных знаний и навыков программирования, их достаточно просто сделать. Следующим преимуществом игры – презентации является ее мобильность. При необходимости можно внести изменения в содержание презентации за короткое время. Для игры можно использовать ноутбук. Использование интерактивных презентаций, в которых ребенок выполняет интересные задания обучающего характера, а в награду получает различные неожиданные эффекты, которые очень нравятся детям. Предъявление информации на экране вызывает у детей огромный интерес; движения, звук, анимация надолго привлекает внимание ребенка. Игры-презентации использую в различных формах: индивидуально, с подгруппой детей и как часть НОД с группой детей. В какой еще деятельности Использование игр-презентаций при организации непосредственно образовательной деятельности позволяет сделать образование современным, приблизить образовательную деятельность к мировосприятию современного ребенка. При использовании игр-презентаций повышается мотивационная готовность ребенка, поэтому, положительных результатов можно достичь в более короткие сроки. Вместе с тем информационно-коммуникационные технологии использую в работе с детьми при соблюдении физиолого-гигиенических требований. Игры-презентации создаю как самостоятельно, так и пользуюсь информационными ресурсами сети интернет. Практика работы показала, что при подготовке к обучению грамоте необходимо использовать различные мультимедийные презентации, которые несут в себе большой потенциал. Применение новых непривычных приёмов 14 объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное внимание. При условии систематического использования мультимедийных презентаций в сочетании с традиционными методами обучения, эффективность работы по развитию речевых и познавательных способностей детей дошкольного возраста значительно повышается. В своей работе использую компьютерную программу для начального обучения детей грамотному письму и чтению «Грамотей». Программа состоит из четырех частей: Часть 1-я - «Звуко-слоговой анализ слов» Часть 2-я – работа над словом Часть 3-я – работа над предлогами Часть 4-я – работа над предложением, текстом. «Робот» (анализ звуков, слов, слов без составления схем – «Звуковая дорожка»). С помощью «Звуковой дорожки» можно проверить умение выделять, слышать гласные звуки в ряду согласных, согласные в ряду гласных…
1. Сначала взрослый произносит ряд звуков, «Т,М,А,Д,СЬ,Б,Л,ВЬ,И,У,П». Ребенок красным кружком должен обозначить в этом ряду только гласные звуки. Затем в этом же ряду он обозначает только согласные твердые (синим кружочком), затем зеленым кружочком – согласные мягкие. 2. Звуковой анализ типа «АУ» или «АУИ». Вопросы; «Какой 1-й звук?», «Какой 2-й звук?», «Сколько всего звуков?». 3. Звуковой анализ обратных слогов, типа «АП, ОМ, ЭМ, АС» 4. Звуковой анализ прямых слогов, типа «СА, СИ, МА, МИ, ПУ» 5. Анализ слогов со стечением согласных, типа «СТА, СПУ, ТМИ» «Анализ слов» На первом этапе анализа выделенного слова можно определить его слоговую структуру. На втором – звуковой анализ слова. Последовательно каждый звук слова характеризуется (гласный – согласный, твердый – мягкий) «Пирамида» Задание состоит в том, что ячейки каждого яруса необходимо заполнить картинками, имеющими в своих названиях количество звуков, равное первой картинки 1-го, 2-го, 3-го яруса. Обучающая программа для детей «Уроки Азбуки». В программу вошло 33 урока. Дети познакомились с такими понятиями как «звук», «буква», «гласный звук», «согласный звук». Научились различать 15 согласные – твердые и мягкие, находить картинки на заданный звук, находить названную букву среди других. Игра – головоломка «Собери букву», развила сообразительность и память дошкольников. Чтобы собрать букву из фрагментов, нужно четко представить ее очертание. Игра развивала память, внимание, зрительное восприятие. Обучающая игра « Баба-Яга учится читать» Игры основаны на методике опережающего обучения, поэтому играть можно в любой последовательности. Незаметно ребенок научится не путать буквы и поймет, как из букв возникает слово, а из слов – предложение. После того как прослушали анимационное вступление, вы окажитесь на основном экране с картой леса. Прежде чем включить игру рекомендуется заглянуть в Букварик и Слогарик. В системе работы с детьми был разработан перспективный план развивающих игр на учебный год, согласно лексическим темам. (Приложение №6) Данная работа проводилась в течение года в игровой форме, в свободной деятельности детей. На месяц планировалось и проводилось по 2- 3 игры. Игры проводились с группой, подгруппой детей, индивидуально, во время утреннего приема детей, на прогулках, вечернее время, в самостоятельной и совместной деятельности детей. При планировании работы в старшей группе было условно выделено 5 направлений развивающих игр: - игры, направленные на развитие у дошкольников умения узнавать звук на фоне звуков, слогов, слов. - игры, направленные на развитие у дошкольников умения определять первый ударный гласный из слова. - игры, направленные на развитие у дошкольников умения определять первый согласный звук из слова.
- игры, направленные на развитие у дошкольников умения определять конечный согласный звук в слове.  - игры, направленные на развитие у дошкольников умения определять место звука в слове (начало, середина, конец). В подготовительной группе идет дальнейшее развитие навыков звукового анализа. Для подготовительной группы был разработан перспективный план развивающих игр на учебный год, согласно лексическим темам. (Приложение №7) Данная работа проводилась в течение года в игровой форме, в свободной деятельности детей. На месяц планировалось и проводилось по 2-3 игры. Игры проводились с группой, подгруппой детей, индивидуально. При планировании организации работы в подготовительной группе было условно выделено 1 большое и сложное направление развивающих игр с подразделами: - Игры направленные на развитие сложных форм фонематического анализа (определение количества, последовательности и места звука в слове) 1. Формирование фонематического анализа с опорой анализа на вспомогательные средства, внешние действия. Ребенку предъявляется картинка, слово-название которой необходимо проанализировать, и графическая схема слова, количество клеточек которой соответствует числу звуков в слове. Даются фишки. По мере выделения звуков в слове ребенок с помощью фишек заполняет схему, которая представляет модель звукового строения слова. 2. Формирование действия фонематического анализа в речевом плане. Дети называют слово, определяют первый, второй, третий звук, уточняют количество звуков. 3. Формирование действия фонематического анализа в умственном плане. Дети определяют количество, последовательность и место звуков, не называя слова. 3. Взаимодействие со специалистами дошкольного учреждения. Работа по формированию звукобуквенного анализа не может ограничиваться рамками работы только воспитателя. Она эффективна только при условии закрепления знаний и умений, полученных на НОД всеми участниками процесса: логопедом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре. (Приложение № 5) Взаимодействие с логопедом. Работа воспитателя и логопеда по речевому развитию детей идет в тесном взаимодействие. От того как согласованно будут работать педагоги зависит дальнейшее развитие (обучение) детей. Совместно с логопедом планируем занятия по речевому развитию, обсуждаем цели, задачи и желаемые результаты каждого занятия по развитию речи. Совместно с логопедом мы провели семейный праздник «Говорил-ки», где родителям была показана работа с детьми по речевому развитию (артикуляционная гимнастика, игры на развитие мелкой моторики, упражнения с элементами логоритмики), и эта же работа была проведена с родителями. На протяжении старшей и подготовительной групп активно приглашали логопеда на родительские собрания в группе. («Мы читающая семья?», «Готовимся к школе вместе», «Язычок и пальчики друзья»). Музыкальный руководитель также уделяет большое
внимание играм и упражнениям, развивающим фонематический слух, проводит логоритмические 17 упражнения во время НОД по общей лексической теме. Он решает задачи по развитию ритма, темпа, слухового внимания, дикции. Взаимодействие с инструктором по физической культуре. Сочетание речи и движения является важным компонентом на пути исправления речевых и двигательных недостатков у детей. Опыт доказывает, что необходимо учить ребёнка основным видам движений: различным видам ходьбы, бега, упражнениям с заданиями на все виды мышц в сочетании с речью. Речевой материал эффективнее использовать в стихотворных формах, так как ритм речи помогает сохранить ритмичность движения. Двигательные упражнения в сочетании с речью ребёнка координируют движения определенных мышечных групп (рук, ног, головы, корпуса) во время артикулирования. Целью проведения совместной работы с инструктором по физической культуре являются: развитие общей и мелкой моторики; пространственной ориентации; физиологического и речевого дыхания; координации речи с движением; развитие речи у детей. Материал для произношения и комплексы упражнений для проговаривания текста подбираются в соответствии с речевыми нарушениями дошкольников, с учетом их возраста. В своей деятельности используем речевой материал из пособия Е.Н. Вареник «Физическое и речевое развитие дошкольников». Дети, научившись управлять отдельными движениями, получают уверенность в своих силах, и эта уверенность способствует успеху работы по развитию общей и артикуляционной моторики. Таким образом, только в тесном взаимодействии всех участников педагогического процесса возможно успешное формирование у детей навыков звукобуквенного анализа слов, подготовки детей к их дальнейшему обучению грамоте. 4.Работа с семьей. Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание стало уделяться взаимодействию дошкольного учреждения с родителями. Важной социальной задачей, стоящей перед дошкольными образовательными учреждениями, является оказание помощи семье в воспитании ребенка. Кроме того, взаимодействие с семьями детей включено в объем обязательной части общеобразовательной программы каждого детского сада. Должны измениться не только формы и методы взаимодействия с родителями воспитанников, но и философия взаимодействия: от «работы с родителями» до «сотрудничества». В соответствии с этим родители должны быть активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, независимо от того, какая деятельность в них доминирует, а не просто сторонними наблюдателями. Взаимодействие детского сада и семьи является 18 необходимым условием работы дошкольного учреждения по любому направлению его деятельности. Не является исключением и работа по развитию речи дошкольников, ведь наилучших результатов в работе можно достичь, если воспитатели и родители будут действовать согласованно. Для этого можно использовать различные формы работы, как традиционные, так и нетрадиционные. Для повышения уровня речевого развития детей использовались различные формы и методы вовлечения родителей в педагогический процесс: консультации «Как обучают детей звуковому анализу слов», «Развитие фонематического слуха и восприятия детей», «В какие игры полезно играть», «Тренируем язычок», «Готовим ребенка к школе» и др.; предоставление наглядного материала по развитию речевых умений папки передвижки
«Все о городе Звуков», «Тренируем язычок», памятки «Играем – фонематический слух развиваем», организация игротеки с родителями; проведение театрализованного праздника «В гостях у сказки», где родители самостоятельно инсценировали небольшую сказку;
Индивидуальные практикумы
по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми носят коррекционную направленность (это артикуляционная гимнастика, формирование звукопроизношения).
Домашняя библиотечка
. Существенную роль в результативной работе родителей с детьми играет подобранная библиотечка авторских пособий. Например, Смирнова Л.Н. “Обучение дошкольников 5- 7 лет чтению”, Цуканова С.П., Бетц Л.Л. “Учим ребёнка говорить и читать (1, 2, 3 период)”, Шумаева Д.Г. “Как хорошо уметь читать!”, Баскакина И.В., Лынская М.И. “Свистелочка. Логопедические игры”, “Жужжалочка и Шипелочка. Логопедические игры”. Наглядная форма работы очень важна для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. О значении средств наглядности точно гласит народная мудрость: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Внедряю в практику разнообразные формы наглядности по ЗКР: папки, мнемотаблицы, информационные стенды, демонстрационные карточки, инструктивные таблицы, и др. Никто не проходит мимо них, родителям это интересно и не требует особых усилий и напряжения после тяжёлого рабочего дня. Ежедневно обновляю информационный стенд для родителей: «Чем мы занимались», «Повторите вместе с нами». Речевой уголок для родителей. В нашем речевом уголке для родителей оформила рубрику “Поиграем дома!”, которая знакомит родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков. Отбирая и разрабатывая материал для данной рубрики, учитываю большую загруженность родителей ежедневными домашними делами, и накопленную к концу дня 19 усталость. Среди прочих дома я рекомендую “игры на кухне”, “игры на диване”, “игры в ванной”.
Можно проводить игры:
 “Что помоем в тазике?”. Названия каких предметов можно “помыть” в тазике? (на заданный звук, узнать по звучанию предмет)  “В стране Фантазии”. Лёжа на диване с закрытыми глазами представить лес (полянку, зоопарк и т.д.) и назвать предметы на заданный звук.  “Давай искать на кухне слова”. Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? (на заданный звук)  “Угощаю”. Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребёнок называет “вкусное” слово и “кладёт” Вам на ладошку, за тем Вы ему и так до тех пор, пока всё не “съедите”. Групповой формой с родителями являются
родительские собрания
. Совместно с логопедом были проведены следующие собрания: «Говорил-ки», «Особенности обучения детей звуко-буквенному анализу слов», «Готовимся к школе вместе».
Представлен примерный перспективный план по работе с родителями в старшей и подготовительной группах. (Приложение №8, №9).
Результаты диагностики
, проводимой в конце учебного года в подготовительной группе «Радуга» в составе 25 детей по адаптированной методике В.И. Яшиной и М.М. Алексеевой показали положительную динамику. Уровень сформированности навыков звукобуквенного анализа у старших дошкольников на конец учебного года в подготовительной группе составляет: 76% (19 детей) имеют высокий уровень сформированности, 16% (4 детей) имеют средний уровень сформированности, 8% (2 детей) имеют низкий уровень сформированности звукобуквенного анализа. На конец учебного года в подготовительной группе дети имеют полные и адекватные представления о звуковой структуре слова. Они самостоятельно правильно называют все гласные и согласные (твердые и мягкие) звуки, находят ударный звук в словах. Умеют самостоятельно и правильно определять последовательность и порядковое место звуков в словах и количество звуков в слове, выделять слоги в словах, подсчитывать их количество, находить ударный слог в словах. Все эти действия эти дети производят осознанно, они доказывают и аргументируют свои ответы, им не требуется помощь взрослого. Представления о звуковой структуре слова у этих детей отличаются полнотой, обобщенностью, осознанностью, доказательностью и гибкостью. Затруднения возникают при разборе четырех звуковых слов со стечением согласных (слово: улитка).20 Это дает основание для вывода о том, что система работы с детьми по формированию навыков звуко-буквенного анализа в основе которой лежат развивающие игры будет успешной, если она будет: - предусматривает развитие у детей фонематического слуха и фонематического восприятия как основы звукового анализа; - рассматривает разнообразные развивающие в качестве дополнительного средства ознакомления детей со звуковой структурой слова; - последовательно строит процесс обучения, учитывая основные линии овладения старшими дошкольниками представлениями о звуковой структуре слова и умениями осуществлять звуковой анализ слов. Результатом проведенной работы считаю что: работа по формированию навыков звукобуквенного анализа слова является одной из важнейших задач, стоящих перед системой образования в ДОУ. Овладение навыками звуко- буквенного анализа имеет первостепенное значение для коррекции и формирования фонетической стороны речи и её грамматического строя, а также для умения произносить слова сложной слоговой структуры. На основе звукового анализа и синтеза дети овладевают чтением слогов и слов. Осознание звуковой структуры слова и работа по звуковому анализу и синтезу являются необходимой предпосылкой к обучению грамоте. Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по формированию звукобуквенного анализа детей дошкольного возраста при тесном взаимодействии с родителями и специалистами, а также работа с детьми через развивающие игры дает положительный результат .
Перспектива на будущее
: Так как анализ работы показал хорошие результаты – принято решение не останавливаться на достигнутом и в этом году, когда дети стали воспитанниками средней группы, начата работу по формированию фонематического слуха и восприятия.

Поставлены следующие задачи:
1. Продолжить начатую работу «Формирование навыков звукобуквенного анализа слова посредством развивающих игр у детей старшего дошкольного возраста» 2. Обогатить предметно-развивающую среду развивающими играми среднего возраста, использование ИКТ. 3. Продолжать взаимодействие с родителями и специалистами ДОУ. 4. Разработать систему работы по формированию фонематического восприятия детей среднего дошкольного возраста.
Список использованной литературы.
1. Александрова Т.В.«Живые звуки или фонетика для дошкольников» // «Ребёнок в детском саду».-2005.- №5, 6, 7, 8. 2. Алексеева М.М., Яшина В.И. «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников»- М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400с. 3. Гербова В.В.«Развитие речи старших дошкольников в детском саду»- М.:


В раздел образования