Напоминание

"Ансамблевое музицирование в классе аккордеона и баяна"


Автор: Горбунова Юлия Борисовна
Должность: преподаватель по классу аккордеона и гитары
Учебное заведение: МБУДО "Солецкая детская школа искусств"
Населённый пункт: Новгородская область, город Сольцы
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Ансамблевое музицирование в классе аккордеона и баяна"
Раздел: дополнительное образование





Назад





Методическая работа

«Ансамблевое музицирование

в классе аккордеона и баяна».
преподавателя по классу аккордеона и гитары муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Солецкая детская школа искусств»
Горбуновой Юлии Борисовны
Новгородская область. г. Сольцы Содержание методической работы: 0
1. Особенности преподавания ансамблевого музицирования в классе аккордеона и баяна……………………………………………………….. 2 стр. 2. Основные составляющие для формирования и развития навыков ансамблевого музицирования:…………………………………………… 4 стр. 2.1. Предварительная подготовка к ансамблевой игре…………………. 4 стр. 2.2. Воспитание единства метро – ритмической пульсации…………… 6 стр. 2.3. Объединение учащихся для их ансамблевого обучения…………. . 9 стр. 2.4. Ауфтакт……………………………………………………………… 11 стр. 2.5. Работа над репертуаром……………………………………………. 12 стр. 3. Заключение…………………………………………………………… 13 стр. 4. Используемая литература…………………………………………... 14 стр.
1. Особенности преподавания

ансамблевого музицирования в классе аккордеона и баяна.
1
О значимости ансамблевого музицирования в инструментальном искусстве сказано достаточно много, довольно подробно и аргументировано во всех аспектах. Это один из способов многогранно творить живописную музыку, а главное – это естественное поддержание интереса к музыкальной деятельности. Сценическое волнение у большинства детей при сольном выступлении является «небольшим стрессом», с которым не каждый справляется. В результате выступление оказывается неудачным. А играть на сцене вдвоем, втроем или целым коллективом совсем не страшно: дети намного комфортнее и увереннее себя чувствуют. Такая психологическая устойчивость наиболее благоприятна для реализации качественного и вдохновенного исполнения. Таким образом, ансамблевое музицирование, являясь в некотором роде «терапией» к преодолению сценического волнения, становится одной из форм самореализации. Игра в ансамбле - это возможность каждого юного музыканта проявить свои лучшие стороны: и музыкальные, и личностные, и интеллектуальные. Психологическая стабильность становиться «рычагом» развивающего движения в обучении и мотивацией к дальнейшему совершенствованию мастерства исполнителя. «… игра в ансамбле позволяет инструменталисту ощутить подлинную радость личностного и музыкально – творческого общения. Действительно, исполнение в ансамбле предполагает не только навыки синхронной игры, здесь важно другое – чувствовать и творить вместе. Единство художественных намерений, эмоционального сопереживания исполняемой музыке, полёт вдохновения, рождаемый совместной игрой, устремлённость каждого из участников к новым музыкально – художественным открытиям, - вот что побуждает исполнителей объединяться в коллектив, вот чем характеризуется ансамблевое искусство» (В. Ушенин «Школа ансамблевого музицирования баянистов (аккордеонистов)»). Особенностью обучения игры в ансамбле аккордеонистов и баянистов является то, что конструкция и устройство самих инструментов благодаря наличию различных регистров, а так же использование готово – выборных систем клавиатур подразумевает широкий спектр звучания. Это позволяет обогащать репертуарный список и максимально приближать звучание обработок и переложений к «оригиналу». Самым приятным фактом сегодняшнего времени для аккордеонистов и баянистов является наличие огромного количества оригинальных ансамблевых многожанровых музыкальных произведений. Они целенаправленно написаны для ансамблей (малых и больших форм) аккордеонистов и баянистов, где 2
раскрывается многообразие «технического арсенала» инструментов и их специфическое звучание. Но главной «изюминкой» аккордеона и баяна – является наличие в конструкции меха (механизма нагнетания воздушной струи), благодаря которому спектр динамических оттенков «безгранично" многообразен. Для исполнителя – солиста этот факт - положительный, а для ансамблевого музицирования – «затруднительный». Динамические градации музыкального произведения в исполнении даже среди двух исполнителей - солистов на аккордеоне или баяне различны, так как каждый из них воплощает свои индивидуальные ощущения. В ансамбле же количество участников от двух и более. Поэтому в работе с ансамблем необходимо выстраивать динамическое звучание согласно значимости партии, определенного регистра, музыкального замысла композитора. «Меховладение» – это навык кропотливой слуховой и мышечной работы нацеленной на целесообразное и соразмерное звучание музыкального материала. Умение «владеть» мехом подразумевает не только звукообразование и воплощение громкости звука, но и звукотворчество в отображении правильной фразировки, соблюдении артикуляционных элементов, наполнении нотного материала разнообразными «мехо – техническими» приемами. Уже на первых занятиях с инструментом учащийся обучается основным движениям меха: разжим и сжим. Работа над меховладением продолжается и на протяжении всего периода обучения, и на протяжении всего периода исполнительской практики солиста. А в ансамбле этот компонент («меховладение») должен быть целесообразным, соразмеряя соотношение звучания музыкального материала как каждого ансамблиста отдельно, так и всех участников воедино. Таким образом, работа над «динамикой» в ансамбле – это процесс единого «ощущения» коллективного творчества, где каждый участник одномоментно слышит себя и слушает весь коллектив в целом. «В результате длительного контактирования ансамблисты обмениваются опытом, знаниями, отчего каждый становится богаче как специалист. Менее яркие в профессиональном отношении исполнители подтягиваются до уровня более сильных, под влиянием партнеров активнее развивается художественный вкус участников ансамбля. Думается, что обогащение происходит и в более широком смысле: от продолжительного общения друг с другом каждый становится лучше как человек, как личность, поскольку воспитываются такие качества, как взаимопонимание, взаимоуважение, чувство коллективизма и т.п.» (Выпускная квалификационная работа Мубаракшин В.В. – «Казанский Государственный университет культуры и искусств»,2012 год). 3

2.

Основные составляющие для формирования

и развития навыков ансамблевого музицирования в классе

аккордеона и баяна.
Безусловно, в основе любого обучения и познания чего – либо лежит путь от простого к сложному. Предлагаю рассмотреть основные элементы формирования навыков ансамблевого музицирования в классе баяна и аккордеона, где вариативность не только допустима, но и обязательна. Важно понимать, что первое ансамблевое музицирование для обучающегося начинается с его дуэта с преподавателем, а уж затем, по мере его «технической» и психологической готовности, в составе с другими обучающимися. __________________________________________________________________ Рекомендации преподавателю. «Техническое», а я бы сказала «мышечное» воплощение образно – эмоциональных впечатлений исполняемой музыки и в ансамблевом, и сольном исполнительстве напрямую зависит от слуховых, зрительных и сенсорных «представлений». Включая в свою работу разные виды деятельности, используйте принцип бинарности, задействуйте все виды памяти, активизируйте процесс физическими упражнениями для общего укрепления здоровья и координации движений, используйте современные технологии и методики. Даже самый «зажатый» или гиперактивный ребенок со средними музыкальными данными сумеет овладеть необходимыми навыками. __________________________________________________________________ 1.1. Предварительная подготовка к игре в ансамбле. Главная цель преподавателя данного этапа - это формирование у учащегося образных и эмоциональных впечатлений, воплощая их в звуках посредством «технических» навыков игры на инструменте. Занятия проводятся в классе с одним из учащихся, где преподаватель выступает в роли не только наставника, но и партнера в музыкально – исполнительском творчестве. В ансамблевом музицировании благоприятным залогом успешной работы является не только синхронная игра, но и единое «техническое» воплощение образно – эмоциональных впечатлений исполняемой музыки. Поэтому этот этап является фундаментом, как для начинающих обучение, так и для тех, кто уже освоил первые азы исполнительского искусства на аккордеоне или баяне. 4
Для приобретения и развития умения игры в ансамбле необходимо, прежде всего, выработать единообразные навыки звукообразования (движения меха и пальцев), синхронизировать идентичные слухо - двигательные процессы, формировать единую штриховую культуру. __________________________________________________________________ Рекомендации преподавателю. Я рекомендую замечательные упражнения Владимира Ушенина, описанные в «Школе ансамблевого музицирования баянистов (аккордеонистов)», изданная в 2013 году. ___________________________________________________________________ Вначале с учащимся проводится работа над освоением эластичной и интенсивной подачи меха посредством игры различных упражнений. При этом в первых дуэтных элементах параллельно и целенаправленно формируется исполнительское ощущение ауфтакта, чувство партнерства, формируется навык совместного взятия и снятие одного звука. Освоив эти первоначальные элементы, можно переходить к координации совместных изменений динамики. Занятия на данном этапе не должны выглядеть как монотонное, механическое повторение одного и того же. Преподавателю необходимо завуалировать упражнения в некую игру, увлекая учащегося процессом и создавая положительную эмоциональную атмосферу. Главное активизировать слуховые представления с движениями пальцев и меха, адаптировать внутренне – зрительное ощущение клавиатуры у учащегося. С этой задачей поможет справиться игра в унисон небольших мелодий, при исполнении которых осваивается навык точного взятия и снятия звука, единого штриха, артикуляции, меходыхания, метро-ритмической пульсации, звуко- высотной ориентации. Учащийся накапливает и запоминает слуховые ощущения, а затем, подражая и предслыша, реализует звучание на инструменте. Далее можно переходить к исполнению небольших пьес на две партии, где учащийся исполнят партию из 3-4 звуков, а преподаватель – мелодию и сопровождение. В совокупности такое дуэтное исполнение на начальном этапе развития навыка ансамблевого музицирования дает большой толчок в развитии внутреннего ладогармонического слуха, в концентрации внимания учащегося на ритмическую точность, в верном распределении меха, а так же осваивается элементарная динамика. 5
__________________________________________________________________ Рекомендации преподавателю. На своих занятиях я использую пьесы: - из сборника Г. Бойцовой «Юный аккордеонист» (часть 1,2): «Наша песенка простая» А. Александрова, «Русский народный танец», «Колыбельная» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова, «Праздничный марш» Е. Тиличеевой и т.д; - из сборника Ушенина В. «Школа игры на аккордеоне»: сюита «Начало» Г. Беляева; - из сборника Лушникова В. « Самоучитель игры на аккордеоне»: русская народная песня «Во поле береза стояла» и другие...
Обратите внимание!
Целенаправленно прививая «правильные» элементы игры, необходимо учитывать то, что развивать нужно технику, как правой руки, так и левой. Начинать это развитие целесообразней с той руки, которой ребенок владеет наиболее активней: у «правши» - с правой, а у «левши» - с левой. Первые дуэты «ученика и учителя» должны исполняться учащимся одной рукой – для его уверенного, качественного исполнения и психологической удовлетворенности. Вот несколько примеров для разучивания: - из сборника Г. Бойцовой «Юный аккордеонист» (часть 1,2): русская народная песня «Земелюшка - чернозем», грузинская народная песня «Сулико», «Начало» Д.Г. Тюрка, «Паровоз» З.Компанейца и т.п. ____________________________________________________________________ 2.2.Воспитание единства метро – ритмической пульсации. Воспитание чувства организованной метрической и ритмической пульсации – это процесс трудоемкий, но дающий опору к объединению участников ансамбля и их действий в единое целое. Это стержень совместной игры, независимо от количества ансамблистов. Синхронность звучания, как техническое требование игры, заключается в едином ощущение сильных и слабых долей такта, пауз, а так же в ощущении общей метрической пульсации произведения. Поэтому работа в ансамбле по формированию чувства метро-ритмической пульсации проводится и с каждым из учащихся раздельно, и на совместных репетициях. 6
Педагогических методов и приемов для развития ритма достаточно много: и прохлопывание ритмического рисунка мелодии или сопровождения, и счет вслух, и дирижирование с пропеванием основной темы и т. п. Главное сформировать чувство сильной и слабой доли, чувство «паузы» в совокупности с общей темпо- метрической организацией произведения. Поэтому занятия необходимо проводить, сочетая практические упражнения и игру дуэтом, проигрывание отдельных тактов и пьесы целиком. __________________________________________________________________ Рекомендации преподавателю. Для начинающих обучение искусству аккордеонного или баянного исполнительства, как в классе специальности, так и в ансамбле, я использую различные простые «ритмические» игры - упражнения. Они развивают и ритмическую организацию, и координацию движений. Например: игра - упражнение «Имена» (освоение двудольного и трехдольного метра), игра – упражнение «Музоспорт» (физкультурная пятиминутка), игра – упражнение «Я - барабанщик». Вот их описание. Игра - упражнение «Имена». 1.Формирование чувства сильной и слабой доли в двудольном размере (на 2/4 или 4/4). Предложите учащемуся несколько имен (включая, возможно, и его собственное, и членов его семьи или его друзей), состоящих из двух слогов, где первый слог ударный (например: Саша, Ваня, Коля, Гена, Юля, Маша, Соня, Галя и т.п.). Затем, произнося вслух эти имена вместе с учащимся, выполните различные действия, которые можно варьировать и усложнять: - хлопайте в ладоши перед собой, произнося имена, выделяя в них ударный слог более четким хлопком; - хлопайте в ладоши, поворачиваясь то влево (на первый слог -Ге-), то вправо (на второй слог – на -), выделяя ударный слог более четким хлопком; - «протопайте» имена ногами, сидя на стуле, слегка наклоняясь на ударный слог то в правую, то в левую сторону; - на один «притоп» левой ногой - два хлопка (Са-ша) над левой ногой, на «притоп» правой ногой – два хлопка (Ма-ша) над правой ногой и т.п. Аналогично проделайте эту игру – упражнение и со счетом вслух размера на 2/4 и 4/4. 2.Формирование чувства сильной и слабой доли в трехдольном размере (на 3/4 или 3/8). Предложите учащемуся несколько слов, состоящих из трех слогов, где первый слог ударный (например: мамочка, папочка, дедушка, бабушка, солнышко, радуга и т.п.). Затем, произнося вслух эти имена вместе с учащимся, выполните различные действия, которые можно варьировать и усложнять: 7
- хлопайте в ладоши перед собой, произнося слова и выделяя в них ударный слог более четким хлопком; - хлопайте в ладоши по три раза, поворачиваясь то влево (Сол-ныш-ко), то вправо (Ра-ду-га), произнося каждый слог и выделяя ударный слог более четким хлопком; - «протопайте» слова ногами, сидя на стуле, слегка наклоняясь на каждый слог то в правую, то в левую сторону; - на один «притоп» левой ногой - три хлопка над левой ногой, на «притоп» правой ногой – три хлопка над правой ногой (не забывая произносить слова вслух) и т.п. Аналогично проделайте эту игру – упражнение и со счетом вслух размера на 3/4 и 3/8. Усложненный вариант этой игры – упражнения: - метрическую пульсацию выполняют ноги, топая равномерно, а ритмический рисунок – руки (прохлопайте любые знакомые ребенку потешки: «Жук», «Солнышко, солнышко», «Динь - дон» и т.п.). Игра – упражнение «Музоспорт». Бинарность этой игры – упражнения (всем давно известной и не мной придуманной) – это выполнение любых физических упражнений в определенном темпе под счет и музыку. Поэтому, взяв общеукрепляющие здоровье упражнения (круговые вращения кистей, скрещивание рук, наклоны головы, корпуса и т.п.), смело выполняйте их вместе с учащимся в перерывах между игрой на инструменте. Я предлагаю учащемуся разучить несколько упражнений под счет: раз, два, три, четыре. Затем беру аккордеон и играю любые попевки, потешки или песенки из числа разученных учащимся и вновь повторяем эти упражнения. Игра – упражнение «Я - барабанщик». Эта игра-упражнение основана на одновременном простукивании каждой рукой различные комбинации ритма. Для этого необходимо сложить кулачки и выпрямить указательные пальцы, подражая барабанным палочкам. Далее выполнить следующие действия, усложняя варианты ритма и ведя счет «вслух» четко и ровно: - простучите по столу синхронно двумя пальчиками ритм под простой счет (раз-и- два-и-три-и-четыре-и); - простучите «поочередно»: левый палец стучит только на «раз», а правый на «и», и наоборот; - правым пальцем простучите метрический пульс двухдольного или трехдольного размера, а левым – «ритмический рисунок» любого детского стихотворения («Мишка косолапый», «Баю – баюшки, баю», «Зайка» и другие) и повторите наоборот, сменив пальцы. Если обучающемуся затруднительно выполнить все действия сразу, то их можно «разбить» на несколько занятий. А при переходе на счет вслух 8
дополнительно использовать дидактические карточки с графическим изображением ритмического рисунка. Например: В «Азбуке гитариста» Перепичай А.В. так же описаны различные упражнения, которые я активно использую в своей работе: «Колотушка», «Братья», «Семья», «Паучок», «Радуга». _____________________________________________________________________ Репертуар данного этапа должен быть с яркой, выразительной и легко запоминающейся мелодией, а аккомпанемент – с четким ритмом. Некоторые пьесы необходимо выучивать наизусть, так как игра по нотам отнимает внимание от «умения» слышать и чувствовать партнера. К тому же развитие музыкальной памяти в ансамблевом музицировании ни кто не отменял. В заключение данного этапа, при готовности учащегося нужно обязательно выступить на небольшом концерте – родительском собрании или классном концерте. Из своего опыта могу сказать что, игра в ансамбле очень нравится учащимся. Это дает, прежде всего, накопление положительного исполнительского опыта. 2.3.Объединение учащихся для их ансамблевого музицирования. Объединяя учащихся в дуэт, трио или оркестр, преподаватель должен учитывать уровень подготовки каждого как технически, так и психологически. На данном этапе преподаватель закрепляет и развивает у обучающихся приобретенные навыки первого этапа, вносит репертуарное разнообразие от классических произведений до пьес со всевозможными «техническими» эффектами (глиссандо, стук по раскрытому меху, по клавишам, хлопками и т.п.), объединяет участников ансамбля единой целью – творить «живописную» музыку. 9
Первые совместные репетиции можно начинать с проигрывания в унисон гамм, арпеджио или «разыгрывающих» пальцы упражнений, которые помогут объединить, сорганизовать, настроить «новоиспеченных ансамблистов» на совместную работу. __________________________________________________________________ Рекомендации преподавателю. Моим ученикам нравится игра – «Музыкант - хулиган». Я предлагаю им исполнить гамму До-мажор по моей команде и остановиться то же только по моей команде. При этом все участники ансамбля должны выполнять и мои указания. Вот несколько примеров. Указания по динамике: - все играют гамму До-мажор на «форте» в восходящем движении и на «пиано» - в нисходящем движении гаммы; - все играют гамму на «пиано», а некоторым из учащихся я предлагаю выполнить «крещендо», «форте», «пианиссимо» и т.п. Указания по штрихам: - все исполняют гамму в восходящем движении на «легато», а в нисходящем – на «стаккато»; - все исполняют гамму на «легато», а некоторые учащиеся на «стаккато» и т.п. Эти «занимательные» игры – упражнения дают возможность уже на первых совместных репетиций решать и педагогические, и исполнительские задачи: - преподаватель в игровой форме «скрепляет» и объединяет ансамблистов; - у обучающихся устраняется психологическая скованность, застенчивость; - участники ансамбля активно включаются в игру, учатся концентрировать свое внимание, выполняя различные указания преподавателя; - отрабатываются навыки одновременного взятия и снятия одного звука; - воспитываются точные выполнения метро-ритмической пульсации; - синхронизируются идентичные слухо - двигательные процессы; - формируется единая штриховая культура. ___________________________________________________________________ Управляя образовательным и воспитательным процессом в ансамбле, используйте технологию коллективной творческой деятельности: меняйте «роли» при распределении партий между ансамблистами, включайте в репетиции просмотры и прослушивания выступлений других музыкантов. Совместно посещайте концерты различных коллективов: выступления хоров, народных ансамблей, симфонических оркестров и т.п.. Они производят яркие впечатления на юных музыкантов, которые дают им огромный заряд для занятий 10
музыкальным творчеством, обогащают их слуховые представления, формируют художественно-эстетический вкус. _________________________________________________________________ Рекомендации преподавателю. Я на репетициях ансамблевых дуэтов и трио для решения метро - ритмических задач предлагаю участникам различные виды деятельности: - дирижирование (каждый из участников исполняет роль дирижера для формирования внимания и ответственности, развития внутренней метро- ритмической организации и чувства партнерства); - простукивание (при разборе произведения, каждый ансамблист по-очереди выступает в роли «метронома» (ведет счет вслух) для развития чувства внутренней метрической пульсации и темповых градаций); - выполнение заданий игры - упражнения «Я - барабанщик» (данная игра – упражнение выполняется совместно всеми участниками ансамбля для решения метро – ритмических задач и для коллективного объединения). ___________________________________________________________________ 2.4. Ауфтакт. Ауфтакт, как дирижерская палочка, является предвестником начала совместной игры (взятие первого звука или аккорда), который определяет и темп, и сильную долю. В репетиционном процессе дуэтов, трио или квартете осуществление ауфтакта (кивок головы или счет вслух «пустого» такта) необходимо проделать каждому участнику, так как при этом формируется и внутренняя метрическая организованность, и личностная значимость, и мера ответственности за общее дело, и чувство партнерства. Кивок головы и вдох одного из ансамблистов - это сигнал к началу игры. «Здесь все зависит от скорости вдоха. Резкий вдох говорит исполнителю о быстром темпе, спокойный – сигнал о медленном. Поэтому важно, чтобы участники дуэта не только слышали друг друга, но и видели, нужен зрительный контакт» (А.В. Дудина «Ансамблевое музицирование в классе баяна (аккордеона) детской музыкальной школы»). На общих репетициях полезно просчитывать пустой такт, который предвещает начало игры и показывает темп исполнения пьесы. Такой счет вслух так же проговаривает каждый из участников ансамбля. Лишь только после нескольких совместных репетиций можно определить «дирижера», который и выполнит эту «миссию» на концерте. 11
2.5. Работа над репертуаром. Выбирая музыкальное произведение для ансамблевого музицирования, необходимо помнить о его доступности в первую очередь «технически». Включенные технические элементы должны быть проработаны с каждым ансамблистом отдельно, до соединения партий и быть ему посильными. Иначе волнение перед «трудным» местом будет вызывать психологическую напряженность, что помешает вдохновенному и качественному исполнению как самому ансамблисту, так и всему коллективу. При начальном разборе нового музыкального материала преподаватель должен проставить аппликатуру, штрихи, фразировку и определить строение, разделив на условные части (на предложения, на звучание основного мелодического материала и его вариаций и т.п.). В крупных произведениях автор сам подразделяет партитуру на «цифры» и составные части. Подготовив, таким образом, нотный материал, можно свободно приступать к разучиванию произведение с любого такта, части или «цифры», не затрачивая время на организационные моменты. Работая над произведением в целом, необходимо обратить внимание на 3 момента: как начать вместе, как играть вместе и как закончить произведение вместе. Начало игры определяет кивок головы «дирижера». Игра вместе скрепляется общим ощущением темпа и сильной доли. А вот окончание игры характеризуется точным снятием последнего звука или аккорда, которые имеют определенную длительность. В этом случае каждый из участников ансамбля должен точно просчитать эту длительность про себя и во время «снять» звук – закончить игру. Если музыкальное произведение завершается ферматой, то необходимо вновь обратиться к жесту головой «дирижера». Над всеми этими моментами, как и над произведением целиком, необходимо работать раздельно и закреплять при многократных проигрываниях музыкального произведения от начала и до конца. Составляя репертуар для ансамблевого музицирования, преподаватель должен тщательно его продумывать. Необходимо включать в него произведения разных композиторов, жанров, стилей и направлений. Одни произведения могут служить ознакомительной базой, которые не обязательно выучивать наизусть. Другие – иметь четкую концертную направленность. _________________________________________________________________ 12
Рекомендации преподавателю. Хочу обратить Ваше внимание на значимость игры в унисон, которое требует абсолютного единства в метроритме, динамике, штрихах, фразировке. Именно исполнение в унисон позволяет прочно закреплять основополагающие навыки ансамблевого музицирования и дает возможность выявить все недостатки «ансамбля». Из своей практики могу с уверенностью сказать, что в сценическом (зрительном) отношении игра в унисон так же интересна и не несет художественно - эмоциональных потерь, а наоборот, вызывает уважение слушателей к потрясающему мастерству унисонного исполнения. ___________________________________________________________________ 3.Заключение. В заключении хочу сказать, что вариативность занятий, поиск всевозможных решений для реализации поставленных задач, личная активность преподавателя и весь используемый им спектр достижений педагогики направлены на формирование и становление личности, ориентированной на положительное восприятие мира посредством личного участия в процессе исполнительского искусства. Ансамблевое музицирование - это форма коллективного сотворчества. Оно воспитывает в каждом из его участников умение правильно соотнести себя в коллективе и самореализоваться, формирует чувства равноправного партнерства и ответственности за общее дело, обогащает общение положительным взаимозависимым потенциалом. 4. Используемая литература: 1. Дудина А.В. «Ансамблевое музицирование в классе баяна (аккордеона) детской музыкальной школы» (опубликованная статья на сайте «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»), 2013 год 2. Мубаракшин В.В. Выпускная квалификационная работа – «Исполнительство в ансамбле баянистов», опубликованная на сайте «MyUnivercity» (Казанский Государственный университет культуры и искусств, факультет музыкального искусства, кафедра музыкального исполнительства, 2012 год). 13
3. Перепичай А. В. «Азбука гитариста». Тетрадь № 1. Изд. Тверь. 2007 год. 4. Ушенин В. «Школа ансамблевого музицирования баянистов (аккордеонистов), часть 1, 2-4 классы ДМШ. Изд. «Феникс» Ростов – на – Дону.2013 год. 5. Шрамко В.И. «Класс ансамбля баянов (аккордеонов)». Изд. «Композитор». Санкт - Петербург, 2008. 14


В раздел образования