"Ансамблевое музицирование в классе аккордеона и баяна"
Автор: Горбунова Юлия Борисовна Должность: преподаватель по классу аккордеона и гитары Учебное заведение: МБУДО "Солецкая детская школа искусств" Населённый пункт: Новгородская область, город Сольцы Наименование материала: методическая разработка Тема: "Ансамблевое музицирование в классе аккордеона и баяна" Раздел: дополнительное образование
в классе аккордеона и баяна».
преподавателя по классу аккордеона и гитары
муниципального бюджетного учреждения
дополнительного образования
«Солецкая детская школа искусств»
Горбуновой Юлии Борисовны
Новгородская область.
г. Сольцы
Содержание методической работы:
0
1. Особенности преподавания ансамблевого музицирования в классе
аккордеона и баяна……………………………………………………….. 2 стр.
2. Основные составляющие для формирования и развития навыков
ансамблевого музицирования:…………………………………………… 4 стр.
2.1. Предварительная подготовка к ансамблевой игре…………………. 4 стр.
2.2. Воспитание единства метро – ритмической пульсации…………… 6 стр.
2.3. Объединение учащихся для их ансамблевого обучения…………. . 9 стр.
2.4. Ауфтакт……………………………………………………………… 11 стр.
2.5. Работа над репертуаром……………………………………………. 12 стр.
3. Заключение…………………………………………………………… 13 стр.
4. Используемая литература…………………………………………... 14 стр.
1. Особенности преподавания
ансамблевого музицирования в классе аккордеона и баяна.
1
О значимости ансамблевого музицирования в инструментальном искусстве
сказано
достаточно
много,
довольно
подробно
и
аргументировано
во
всех
аспектах. Это один из способов многогранно творить живописную музыку, а
главное – это естественное поддержание интереса к музыкальной деятельности.
Сценическое волнение у большинства детей при сольном выступлении
является «небольшим стрессом», с которым не каждый справляется. В результате
выступление оказывается неудачным. А играть на сцене вдвоем, втроем или
целым коллективом совсем не страшно: дети намного комфортнее и увереннее
себя чувствуют. Такая психологическая устойчивость наиболее благоприятна для
реализации
качественного
и
вдохновенного
исполнения.
Таким
образом,
ансамблевое музицирование, являясь в некотором роде «терапией» к преодолению
сценического
волнения,
становится
одной
из
форм
самореализации.
Игра
в
ансамбле - это возможность каждого юного музыканта проявить свои лучшие
стороны: и музыкальные, и личностные, и интеллектуальные. Психологическая
стабильность
становиться
«рычагом»
развивающего
движения
в
обучении
и
мотивацией к дальнейшему совершенствованию мастерства исполнителя.
«…
игра
в
ансамбле
позволяет
инструменталисту
ощутить
подлинную
радость
личностного и музыкально – творческого общения. Действительно, исполнение в
ансамбле предполагает не только навыки синхронной игры, здесь важно другое –
чувствовать
и
творить
вместе.
Единство
художественных
намерений,
эмоционального
сопереживания
исполняемой
музыке,
полёт
вдохновения,
рождаемый совместной игрой, устремлённость каждого из участников к новым
музыкально – художественным открытиям, - вот что побуждает исполнителей
объединяться в коллектив, вот чем характеризуется ансамблевое искусство» (В.
Ушенин «Школа ансамблевого музицирования баянистов (аккордеонистов)»).
Особенностью обучения игры в ансамбле аккордеонистов и баянистов является
то,
что
конструкция
и
устройство
самих
инструментов
благодаря
наличию
различных
регистров,
а
так
же
использование
готово
–
выборных
систем
клавиатур подразумевает широкий спектр звучания. Это позволяет обогащать
репертуарный
список
и
максимально
приближать
звучание
обработок
и
переложений к «оригиналу».
Самым приятным фактом сегодняшнего времени для аккордеонистов и
баянистов является наличие огромного количества оригинальных ансамблевых
многожанровых музыкальных произведений. Они целенаправленно написаны для
ансамблей
(малых
и
больших
форм)
аккордеонистов
и
баянистов,
где
2
раскрывается
многообразие
«технического
арсенала»
инструментов
и
их
специфическое звучание.
Но главной «изюминкой» аккордеона и баяна – является наличие в конструкции
меха
(механизма
нагнетания
воздушной
струи),
благодаря
которому
спектр
динамических оттенков «безгранично" многообразен. Для исполнителя – солиста
этот
факт
-
положительный,
а
для
ансамблевого
музицирования
–
«затруднительный».
Динамические
градации
музыкального
произведения
в
исполнении даже среди двух исполнителей - солистов на аккордеоне или баяне
различны, так как каждый из них воплощает свои индивидуальные ощущения. В
ансамбле
же
количество
участников
от
двух
и
более.
Поэтому
в
работе
с
ансамблем необходимо выстраивать динамическое звучание согласно значимости
партии, определенного регистра, музыкального замысла композитора.
«Меховладение» – это навык кропотливой слуховой и мышечной работы
нацеленной на целесообразное и соразмерное звучание музыкального материала.
Умение
«владеть»
мехом
подразумевает
не
только
звукообразование
и
воплощение громкости звука, но и звукотворчество в отображении правильной
фразировки,
соблюдении
артикуляционных
элементов,
наполнении
нотного
материала разнообразными «мехо – техническими» приемами.
Уже на первых занятиях с инструментом учащийся обучается основным
движениям меха: разжим и сжим. Работа над меховладением продолжается и на
протяжении
всего
периода
обучения,
и
на
протяжении
всего
периода
исполнительской
практики
солиста.
А
в
ансамбле
этот
компонент
(«меховладение»)
должен
быть
целесообразным,
соразмеряя
соотношение
звучания музыкального материала как каждого ансамблиста отдельно, так и всех
участников воедино. Таким образом, работа над «динамикой» в ансамбле – это
процесс единого «ощущения» коллективного творчества, где каждый участник
одномоментно слышит себя и слушает весь коллектив в целом.
«В результате длительного контактирования ансамблисты обмениваются
опытом, знаниями, отчего каждый становится богаче как специалист. Менее яркие
в профессиональном отношении исполнители подтягиваются до уровня более
сильных, под влиянием партнеров активнее развивается художественный вкус
участников ансамбля. Думается, что обогащение происходит и в более широком
смысле: от продолжительного общения друг с другом каждый становится лучше
как
человек,
как
личность,
поскольку
воспитываются
такие
качества,
как
взаимопонимание, взаимоуважение, чувство коллективизма и т.п.» (Выпускная
квалификационная
работа
Мубаракшин
В.В.
–
«Казанский
Государственный
университет культуры и искусств»,2012 год).
3
2.
Основные составляющие для формирования
и развития навыков ансамблевого музицирования в классе
аккордеона и баяна.
Безусловно, в основе любого обучения и познания чего – либо лежит путь от
простого к сложному. Предлагаю рассмотреть основные элементы формирования
навыков
ансамблевого
музицирования
в
классе
баяна
и
аккордеона,
где
вариативность
не только допустима, но и обязательна. Важно понимать, что
первое ансамблевое музицирование для обучающегося начинается с его дуэта с
преподавателем,
а
уж
затем,
по
мере
его
«технической»
и
психологической
готовности, в составе с другими обучающимися.
__________________________________________________________________
Рекомендации преподавателю.
«Техническое»,
а
я
бы
сказала
«мышечное»
воплощение
образно
–
эмоциональных впечатлений исполняемой музыки и в ансамблевом, и сольном
исполнительстве
напрямую
зависит
от
слуховых,
зрительных
и
сенсорных
«представлений». Включая в свою работу разные виды деятельности, используйте
принцип
бинарности,
задействуйте
все
виды
памяти,
активизируйте
процесс
физическими упражнениями для общего укрепления здоровья и координации
движений,
используйте
современные
технологии
и
методики.
Даже
самый
«зажатый» или гиперактивный ребенок со средними музыкальными данными
сумеет овладеть необходимыми навыками.
__________________________________________________________________
1.1.
Предварительная подготовка к игре в ансамбле.
Главная цель преподавателя данного этапа - это формирование у учащегося
образных
и
эмоциональных
впечатлений,
воплощая
их
в
звуках
посредством
«технических» навыков игры на инструменте. Занятия проводятся в классе с
одним из учащихся, где преподаватель выступает в роли не только наставника, но
и партнера в музыкально – исполнительском творчестве.
В ансамблевом музицировании благоприятным залогом успешной работы
является не только синхронная игра, но и единое «техническое» воплощение
образно – эмоциональных впечатлений исполняемой музыки. Поэтому этот этап
является фундаментом, как для начинающих обучение, так и для тех, кто уже
освоил первые азы исполнительского искусства на аккордеоне или баяне.
4
Для приобретения и развития умения игры в ансамбле необходимо, прежде
всего, выработать единообразные навыки
звукообразования (движения меха и
пальцев),
синхронизировать
идентичные
слухо
-
двигательные
процессы,
формировать единую штриховую культуру.
__________________________________________________________________
Рекомендации преподавателю.
Я рекомендую замечательные упражнения Владимира Ушенина, описанные в
«Школе ансамблевого музицирования баянистов (аккордеонистов)», изданная в
2013 году.
___________________________________________________________________
Вначале с учащимся проводится
работа над освоением эластичной и
интенсивной подачи меха посредством игры различных упражнений. При этом в
первых
дуэтных
элементах
параллельно
и
целенаправленно
формируется
исполнительское ощущение ауфтакта, чувство партнерства, формируется навык
совместного взятия и снятие одного звука.
Освоив эти первоначальные элементы, можно переходить к координации
совместных изменений динамики.
Занятия на данном этапе не должны выглядеть как монотонное, механическое
повторение
одного
и
того
же.
Преподавателю
необходимо
завуалировать
упражнения
в
некую
игру, увлекая
учащегося
процессом
и
создавая
положительную
эмоциональную
атмосферу.
Главное
активизировать
слуховые
представления
с
движениями
пальцев
и
меха,
адаптировать
внутренне
–
зрительное ощущение клавиатуры у учащегося.
С этой задачей поможет справиться игра в унисон небольших мелодий, при
исполнении которых осваивается навык точного взятия и снятия звука, единого
штриха,
артикуляции,
меходыхания,
метро-ритмической
пульсации,
звуко-
высотной ориентации. Учащийся накапливает и запоминает слуховые ощущения,
а затем, подражая и предслыша, реализует звучание на инструменте.
Далее можно переходить к исполнению небольших пьес на две партии, где
учащийся
исполнят
партию
из
3-4
звуков,
а
преподаватель
–
мелодию
и
сопровождение. В совокупности такое дуэтное исполнение на начальном этапе
развития навыка ансамблевого музицирования дает большой толчок в развитии
внутреннего ладогармонического слуха, в концентрации внимания учащегося на
ритмическую
точность,
в
верном
распределении
меха,
а
так
же
осваивается
элементарная динамика.
5
__________________________________________________________________
Рекомендации преподавателю.
На своих занятиях я использую пьесы:
-
из сборника Г. Бойцовой «Юный аккордеонист» (часть 1,2): «Наша песенка
простая» А. Александрова, «Русский народный танец», «Колыбельная» из оперы
«Сказка
о
царе
Салтане»
Н.
Римского-Корсакова,
«Праздничный
марш»
Е.
Тиличеевой и т.д;
- из сборника Ушенина В. «Школа игры на аккордеоне»: сюита «Начало» Г.
Беляева;
-
из
сборника
Лушникова
В.
«
Самоучитель
игры
на
аккордеоне»:
русская
народная песня «Во поле береза стояла» и другие...
Обратите внимание!
Целенаправленно
прививая
«правильные»
элементы
игры,
необходимо
учитывать
то,
что
развивать
нужно
технику,
как
правой
руки,
так
и
левой.
Начинать это
развитие целесообразней с той руки, которой ребенок владеет
наиболее активней: у «правши» - с правой, а у «левши» - с левой. Первые дуэты
«ученика
и
учителя»
должны
исполняться
учащимся
одной
рукой
–
для
его
уверенного,
качественного исполнения и психологической удовлетворенности.
Вот несколько примеров для разучивания:
- из сборника Г. Бойцовой «Юный аккордеонист» (часть 1,2): русская народная
песня «Земелюшка - чернозем», грузинская народная песня «Сулико», «Начало»
Д.Г. Тюрка, «Паровоз» З.Компанейца и т.п.
____________________________________________________________________
2.2.Воспитание единства метро – ритмической пульсации.
Воспитание чувства организованной метрической и ритмической пульсации –
это процесс трудоемкий, но дающий опору к объединению участников ансамбля
и их действий в единое целое. Это стержень совместной игры, независимо от
количества ансамблистов.
Синхронность звучания, как техническое требование игры, заключается в
едином
ощущение сильных и слабых долей такта, пауз, а так же в ощущении
общей
метрической
пульсации
произведения.
Поэтому
работа
в
ансамбле
по
формированию чувства метро-ритмической пульсации проводится и с каждым из
учащихся раздельно, и на совместных репетициях.
6
Педагогических методов и приемов для развития ритма достаточно много: и
прохлопывание ритмического рисунка мелодии или сопровождения, и счет вслух,
и дирижирование с пропеванием основной темы и т. п. Главное сформировать
чувство сильной и слабой доли, чувство «паузы» в совокупности с общей темпо-
метрической
организацией
произведения.
Поэтому
занятия
необходимо
проводить,
сочетая
практические
упражнения
и
игру
дуэтом,
проигрывание
отдельных тактов и пьесы целиком.
__________________________________________________________________
Рекомендации преподавателю.
Для
начинающих
обучение
искусству
аккордеонного
или
баянного
исполнительства, как в классе специальности, так и в ансамбле, я использую
различные
простые
«ритмические»
игры
-
упражнения.
Они
развивают
и
ритмическую
организацию,
и
координацию
движений.
Например:
игра
-
упражнение
«Имена»
(освоение
двудольного
и
трехдольного
метра),
игра
–
упражнение «Музоспорт» (физкультурная пятиминутка), игра – упражнение «Я -
барабанщик». Вот их описание.
Игра - упражнение «Имена».
1.Формирование чувства сильной и слабой доли в двудольном размере (на 2/4
или 4/4).
Предложите
учащемуся
несколько
имен
(включая,
возможно,
и
его
собственное, и членов его семьи или его друзей), состоящих из двух слогов, где
первый слог ударный (например: Саша, Ваня, Коля, Гена, Юля, Маша, Соня, Галя
и
т.п.).
Затем,
произнося
вслух
эти
имена
вместе
с
учащимся,
выполните
различные действия, которые можно варьировать и усложнять:
- хлопайте в ладоши перед собой, произнося имена, выделяя в них ударный слог
более четким хлопком;
- хлопайте в ладоши, поворачиваясь то влево (на первый слог -Ге-), то вправо (на
второй слог – на -), выделяя ударный слог более четким хлопком;
- «протопайте» имена ногами, сидя на стуле, слегка наклоняясь на ударный слог
то в правую, то в левую сторону;
-
на
один
«притоп»
левой
ногой
-
два
хлопка
(Са-ша)
над
левой
ногой,
на
«притоп» правой ногой – два хлопка (Ма-ша) над правой ногой и т.п.
Аналогично проделайте эту игру – упражнение и со счетом вслух размера на 2/4
и 4/4.
2.Формирование чувства сильной и слабой доли в трехдольном размере (на 3/4
или 3/8).
Предложите учащемуся несколько слов, состоящих из трех слогов, где первый
слог ударный (например: мамочка, папочка, дедушка, бабушка, солнышко, радуга
и
т.п.).
Затем,
произнося
вслух
эти
имена
вместе
с
учащимся,
выполните
различные действия, которые можно варьировать и усложнять:
7
- хлопайте в ладоши перед собой, произнося слова и выделяя в них ударный
слог более четким хлопком;
-
хлопайте
в ладоши по три раза, поворачиваясь то влево (Сол-ныш-ко), то
вправо (Ра-ду-га), произнося каждый слог и выделяя ударный слог более четким
хлопком;
- «протопайте» слова ногами, сидя на стуле, слегка наклоняясь на каждый слог то
в правую, то в левую сторону;
- на один «притоп» левой ногой - три хлопка над левой ногой, на «притоп» правой
ногой – три хлопка над правой ногой (не забывая произносить слова вслух) и т.п.
Аналогично проделайте эту игру – упражнение и со счетом вслух размера на 3/4
и 3/8.
Усложненный вариант этой игры – упражнения:
- метрическую пульсацию выполняют ноги, топая равномерно, а ритмический
рисунок
–
руки
(прохлопайте
любые
знакомые
ребенку
потешки:
«Жук»,
«Солнышко, солнышко», «Динь - дон» и т.п.).
Игра – упражнение «Музоспорт».
Бинарность этой игры – упражнения (всем давно известной и не мной
придуманной) – это выполнение любых физических упражнений в определенном
темпе под счет и музыку. Поэтому, взяв общеукрепляющие здоровье упражнения
(круговые вращения кистей, скрещивание рук, наклоны головы, корпуса и т.п.),
смело
выполняйте
их
вместе
с
учащимся
в
перерывах
между
игрой
на
инструменте.
Я предлагаю учащемуся разучить несколько упражнений под счет: раз, два, три,
четыре. Затем беру аккордеон и играю любые попевки, потешки или песенки из
числа разученных учащимся и вновь повторяем эти упражнения.
Игра – упражнение «Я - барабанщик».
Эта игра-упражнение основана на одновременном простукивании каждой рукой
различные
комбинации
ритма.
Для
этого
необходимо
сложить
кулачки
и
выпрямить
указательные
пальцы,
подражая
барабанным
палочкам.
Далее
выполнить следующие действия, усложняя варианты ритма и ведя счет «вслух»
четко и ровно:
- простучите по столу синхронно двумя пальчиками ритм под простой счет (раз-и-
два-и-три-и-четыре-и);
- простучите «поочередно»: левый палец стучит только на «раз», а правый на «и»,
и наоборот;
- правым пальцем простучите метрический пульс двухдольного или трехдольного
размера,
а
левым
–
«ритмический
рисунок»
любого
детского
стихотворения
(«Мишка косолапый», «Баю – баюшки, баю», «Зайка» и другие) и повторите
наоборот, сменив пальцы.
Если обучающемуся затруднительно выполнить все действия сразу, то их
можно
«разбить»
на
несколько
занятий.
А
при
переходе
на
счет
вслух
8
дополнительно
использовать
дидактические
карточки
с
графическим
изображением ритмического рисунка. Например:
В «Азбуке гитариста» Перепичай А.В. так же описаны различные упражнения,
которые я активно использую в своей работе: «Колотушка», «Братья», «Семья»,
«Паучок», «Радуга».
_____________________________________________________________________
Репертуар данного этапа должен быть с яркой, выразительной и легко
запоминающейся
мелодией,
а
аккомпанемент
–
с
четким
ритмом.
Некоторые
пьесы необходимо выучивать наизусть, так как игра по нотам отнимает внимание
от «умения» слышать и чувствовать партнера. К тому же развитие музыкальной
памяти в ансамблевом музицировании ни кто не отменял.
В заключение данного этапа, при готовности учащегося нужно обязательно
выступить
на
небольшом
концерте
–
родительском
собрании
или
классном
концерте. Из своего опыта могу сказать что, игра в ансамбле очень нравится
учащимся. Это дает, прежде всего, накопление положительного исполнительского
опыта.
2.3.Объединение учащихся для их ансамблевого музицирования.
Объединяя
учащихся в дуэт, трио или оркестр, преподаватель должен
учитывать уровень подготовки каждого как технически, так и психологически.
На
данном
этапе
преподаватель
закрепляет
и
развивает
у
обучающихся
приобретенные
навыки
первого
этапа,
вносит
репертуарное
разнообразие
от
классических
произведений
до
пьес
со
всевозможными
«техническими»
эффектами (глиссандо, стук по раскрытому меху, по клавишам, хлопками и т.п.),
объединяет участников ансамбля единой целью – творить «живописную» музыку.
9
Первые совместные репетиции можно начинать с проигрывания в унисон гамм,
арпеджио
или
«разыгрывающих»
пальцы
упражнений,
которые
помогут
объединить,
сорганизовать,
настроить
«новоиспеченных
ансамблистов»
на
совместную работу.
__________________________________________________________________
Рекомендации преподавателю.
Моим ученикам нравится игра – «Музыкант - хулиган». Я предлагаю им
исполнить гамму До-мажор по моей команде и остановиться то же только по моей
команде. При этом все участники ансамбля должны выполнять и мои указания.
Вот несколько примеров.
Указания по динамике:
- все играют гамму До-мажор на «форте» в восходящем движении и на «пиано» -
в нисходящем движении гаммы;
- все играют гамму на «пиано», а некоторым из учащихся я предлагаю выполнить
«крещендо», «форте», «пианиссимо» и т.п.
Указания по штрихам:
- все исполняют гамму в восходящем движении на «легато», а в нисходящем – на
«стаккато»;
- все исполняют гамму на «легато», а некоторые учащиеся на «стаккато» и т.п.
Эти «занимательные» игры – упражнения дают возможность уже на первых
совместных репетиций решать и педагогические, и исполнительские задачи:
- преподаватель в игровой форме «скрепляет» и объединяет ансамблистов;
- у обучающихся устраняется психологическая скованность, застенчивость;
- участники ансамбля активно включаются в игру, учатся концентрировать свое
внимание, выполняя различные указания преподавателя;
- отрабатываются навыки одновременного взятия и снятия одного звука;
- воспитываются точные выполнения метро-ритмической пульсации;
- синхронизируются идентичные слухо - двигательные процессы;
- формируется единая штриховая культура.
___________________________________________________________________
Управляя образовательным и воспитательным процессом
в ансамбле,
используйте технологию коллективной творческой деятельности: меняйте «роли»
при
распределении
партий
между
ансамблистами,
включайте
в
репетиции
просмотры и прослушивания выступлений других музыкантов.
Совместно
посещайте
концерты
различных
коллективов:
выступления
хоров,
народных
ансамблей, симфонических оркестров и т.п.. Они производят яркие впечатления
на
юных
музыкантов,
которые
дают
им
огромный
заряд
для
занятий
10
музыкальным творчеством, обогащают их слуховые представления, формируют
художественно-эстетический вкус.
_________________________________________________________________
Рекомендации преподавателю.
Я
на репетициях ансамблевых дуэтов и трио для решения метро - ритмических
задач предлагаю участникам различные виды деятельности:
-
дирижирование
(каждый
из
участников
исполняет
роль
дирижера
для
формирования
внимания
и
ответственности,
развития
внутренней
метро-
ритмической организации и чувства партнерства);
-
простукивание
(при
разборе
произведения,
каждый
ансамблист
по-очереди
выступает
в
роли
«метронома»
(ведет
счет
вслух)
для
развития
чувства
внутренней метрической пульсации и темповых градаций);
- выполнение
заданий игры - упражнения «Я - барабанщик» (данная игра –
упражнение выполняется совместно всеми участниками ансамбля для решения
метро – ритмических задач и для коллективного объединения).
___________________________________________________________________
2.4. Ауфтакт.
Ауфтакт,
как
дирижерская
палочка,
является
предвестником
начала
совместной игры (взятие первого звука или аккорда),
который определяет и темп,
и
сильную
долю.
В
репетиционном
процессе
дуэтов,
трио
или
квартете
осуществление
ауфтакта
(кивок
головы
или
счет
вслух
«пустого»
такта)
необходимо
проделать каждому участнику, так как при этом формируется и
внутренняя
метрическая
организованность,
и
личностная
значимость,
и
мера
ответственности за общее дело, и чувство партнерства.
Кивок головы и вдох одного из ансамблистов - это сигнал к началу игры.
«Здесь
все
зависит
от
скорости
вдоха.
Резкий
вдох
говорит
исполнителю
о
быстром
темпе,
спокойный
–
сигнал
о
медленном.
Поэтому
важно,
чтобы
участники дуэта не только слышали друг друга, но и видели, нужен зрительный
контакт» (А.В. Дудина «Ансамблевое музицирование в классе баяна (аккордеона)
детской музыкальной школы»).
На общих репетициях полезно просчитывать
пустой такт, который предвещает начало игры и показывает темп исполнения
пьесы. Такой счет вслух так же проговаривает каждый из участников ансамбля.
Лишь только после нескольких совместных репетиций можно определить
«дирижера», который и выполнит эту «миссию» на концерте.
11
2.5. Работа над репертуаром.
Выбирая
музыкальное
произведение
для
ансамблевого
музицирования,
необходимо
помнить
о
его
доступности
в
первую
очередь
«технически».
Включенные
технические
элементы
должны
быть
проработаны
с
каждым
ансамблистом отдельно, до соединения партий и быть ему посильными. Иначе
волнение
перед
«трудным»
местом
будет
вызывать
психологическую
напряженность, что помешает вдохновенному и качественному исполнению как
самому ансамблисту, так и всему коллективу.
При начальном разборе нового музыкального материала преподаватель должен
проставить аппликатуру, штрихи, фразировку и определить строение, разделив на
условные
части
(на
предложения,
на
звучание
основного
мелодического
материала
и
его
вариаций
и
т.п.).
В
крупных
произведениях
автор
сам
подразделяет
партитуру
на
«цифры»
и
составные
части.
Подготовив,
таким
образом,
нотный
материал,
можно
свободно
приступать
к
разучиванию
произведение
с
любого
такта,
части
или
«цифры»,
не
затрачивая
время
на
организационные моменты.
Работая над произведением в целом,
необходимо обратить внимание на 3
момента: как начать вместе, как играть вместе и как закончить произведение
вместе.
Начало игры определяет кивок головы «дирижера». Игра вместе скрепляется
общим ощущением темпа и сильной доли. А вот окончание игры характеризуется
точным снятием последнего звука или аккорда, которые имеют определенную
длительность.
В
этом
случае
каждый
из
участников
ансамбля
должен
точно
просчитать эту длительность про себя и во время «снять» звук – закончить игру.
Если музыкальное произведение завершается ферматой, то необходимо вновь
обратиться к жесту головой «дирижера».
Над всеми этими моментами, как и над произведением целиком, необходимо
работать раздельно и закреплять при многократных проигрываниях музыкального
произведения от начала и до конца.
Составляя репертуар для ансамблевого музицирования, преподаватель должен
тщательно его продумывать. Необходимо включать в него произведения разных
композиторов, жанров, стилей и направлений. Одни произведения могут служить
ознакомительной базой, которые не обязательно выучивать наизусть. Другие –
иметь четкую концертную направленность.
_________________________________________________________________
12
Рекомендации преподавателю.
Хочу обратить Ваше внимание на значимость игры в унисон, которое требует
абсолютного единства в метроритме, динамике, штрихах, фразировке. Именно
исполнение в унисон позволяет
прочно закреплять основополагающие навыки
ансамблевого
музицирования
и
дает
возможность
выявить
все
недостатки
«ансамбля». Из своей практики могу с уверенностью сказать, что в сценическом
(зрительном)
отношении
игра
в
унисон
так
же
интересна
и
не
несет
художественно
-
эмоциональных
потерь,
а
наоборот,
вызывает
уважение
слушателей к потрясающему мастерству унисонного исполнения.
___________________________________________________________________
3.Заключение.
В заключении хочу сказать, что вариативность занятий, поиск всевозможных
решений для реализации поставленных задач, личная активность преподавателя и
весь
используемый
им
спектр
достижений
педагогики
направлены
на
формирование
и
становление
личности,
ориентированной
на
положительное
восприятие
мира
посредством
личного
участия
в
процессе
исполнительского
искусства.
Ансамблевое музицирование - это форма коллективного сотворчества. Оно
воспитывает в каждом
из его участников умение правильно соотнести себя в
коллективе и самореализоваться, формирует чувства равноправного партнерства
и
ответственности
за
общее
дело,
обогащает
общение
положительным
взаимозависимым потенциалом.
4.
Используемая литература:
1.
Дудина А.В. «Ансамблевое музицирование в классе баяна (аккордеона)
детской
музыкальной
школы»
(опубликованная
статья
на
сайте
«Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»), 2013 год
2.
Мубаракшин
В.В.
Выпускная
квалификационная
работа
–
«Исполнительство в ансамбле баянистов», опубликованная на сайте
«MyUnivercity» (Казанский Государственный университет культуры
и искусств, факультет музыкального искусства, кафедра музыкального
исполнительства, 2012 год).
13
3.
Перепичай А. В. «Азбука гитариста». Тетрадь № 1. Изд. Тверь. 2007
год.
4.
Ушенин
В.
«Школа
ансамблевого
музицирования
баянистов
(аккордеонистов), часть 1, 2-4 классы ДМШ. Изд. «Феникс» Ростов – на
– Дону.2013 год.
5.
Шрамко
В.И.
«Класс
ансамбля
баянов
(аккордеонов)».
Изд.
«Композитор». Санкт - Петербург, 2008.
14