Напоминание

Воспитание толерантности у молодежи в образовательных учреждениях


Автор: Киселёва Елена Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: БУ "Междуреченский агропромышленный колледж"
Населённый пункт: гп. Междуреченский
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание толерантности у молодежи в образовательных учреждениях
Раздел: полное образование





Назад




Воспитание толерантности у молодежи в образовательных учреждениях. В современной России проблема межнациональных отношений и межэтнической толерантности является актуальной. Поэтому педагоги должны хорошо понимать меру своей ответственности за проблемы воспитания детей в духе национальной терпимости, стремления к постижению истории, культуры и национальных особенностей народов, проживающих по соседству. Ведь именно Россия является крупнейшим государством, объеденившим разные национальности и культуры. Сегодня у молодежи сформированы моральные ценности, которые не свойственны российскому обществу и культуре, причиной такой проблемы являются неэффективная пропагандистская работа СМИ, падение уровня воспитания в семьях и учебных заведениях. Воспитание толерантности, как считает педагогическое сообщество, ложится именно на образовательную среду. Вопрос о проведение различных мероприятий, направленных на развитие национальных культур и традиций, совершенствование форм и методов работы со студентами по пропаганде принципов толерантности остается открытым. Так как сегодняшней молодежи предстоит завтра работать над формированием общественных и межнациональных отношений. «Толерантность есть уважение, принятие и высокая оценка богатого разнообразия мировых культур, форм выражения и способов человеческого бытия... Она не есть лишь моральный долг, но также политическое и правовое требование». Таким образом, по своему содержанию толерантность становится целевым устремлением, направленным против любой ксенофобии и способствует предотвращению конфликтов в мире. Воспитывать толерантность, по мнению многих педагогов и психологов, необходимо именно в юношеском возрасте. Этот возрастной период имеет свои психолого-возрастные особенности, характеризуемые эмоциональной незрелостью, открытостью, внушаемостью, малым жизненным опытом, самоидентификацией не на основе общечеловеческих ценностей, а под влиянием коллизий в сфере культурных, национальных, социальных и других отношений. Именно в юношеском возрасте закладываются основы дальнейшего социального поведения личности, в том числе способность к эмпатии или конфликтность, социальная изолированность, позитивное или заведомо негативное отношение к представителю другой нации, религии, социальной среды. При организации воспитательного процесса необходимо понимать, что межэтнические отношения в совокупности представляют собой единство общечеловеческого и национального, которое своеобразно проявляется в тех или иных районах, межгосударственных и международных объединениях. Цель воспитания – приобщать молодежь к общечеловеческим достижениям и ценностям. При организации педагогического процесса необходимо исходить из объективных явлений, которые сегодня составляют сердцевину межэтнических и межконфессиональных отношений как на мировой арене, так и внутри любого студенческого коллектива. Необходимо формировать у современной молодежи интерес и уважение к культурам народов мира, понимание общемирового и специфического в этих культурах, внимание к глобальным, планетарным событиям, осознание их характера и последствий. Также необходимо обратить внимание на использование в процессе воспитания исторических фактов, объективной информации о становлении и развитии нашего многонационального государства. Ценность исторического знания в том, что оно является носителем культуры, стимулирует сферу духовной деятельности человека. В педагогическом аспекте единство исторического знания и культуры обозначает незыблемость межкультурных и межнациональных связей, способствует взаимопониманию народов.
Развитие толерантности осуществляется в повседневной жизни через опыт и пример родных и близких, а также окружающих людей. Следует учитывать, что вся система учебно-воспитательной работы, все педагогические средства влияют на формирование этого качества. Методика совершенствования толерантности базируется на знании педагогов и родителей собственных воспитанников, особенностей того или иного коллектива, отношений между студентами и их проявлений в поведении. Следует исходить из того, что основа толерантности проявляется в формировании гуманных отношений между людьми независимо от их национальности и вероисповедания. Это необходимо осуществлять во внеаудиторское время через всю систему отношений в коллективе любого образовательного учреждения. Для организации целенаправленного воспитания толерантности педагог целесообразно составить план работы с коллективом с учетом особенностей студентов и их семей. Воспитательный потенциал совместной деятельности возрастает, если она носит творческий характер. При правильной организации коллективная творческая деятельность позволяет увлечь воспитанников общим делом, снять имеющуюся межличностную напряженность в отношениях между отдельными группами, раскрывает лучшие стороны, показывает достоинства и проблемы студентов, учит их находить компромиссы при совместном планировании, выборе средств реализации намеченного. Коллективный анализ деятельности формирует умение тактично, доброжелательно давать оценки, корректно высказывать мнение о действиях других людей. При работе с молодежью необходимо использовать программы, направленные на установление духа терпимости, воспитание культуры мира, развитие межкультурного понимания. Мы предлагаем принять следующие формы работ: проблемные лекции и беседы, семинары-дискуссии, семинары – ситуативные игры, тренинги и др. Литература: 1. Гуревич П.С. Культурология: Учебник. М., 2002. - 280с. 2. Клесова С. В. Воспитание толерантности у студенческой молодёжи // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 357-359. 3. Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия.// Семья и школа. 2001 № №11-12 4. «Психология и идеология толерантности» - М.: «Академический проспект», 2004г


В раздел образования