Воспитание толерантности у молодежи в образовательных учреждениях
Автор: Киселёва Елена Николаевна Должность: преподаватель Учебное заведение: БУ "Междуреченский агропромышленный колледж" Населённый пункт: гп. Междуреченский Наименование материала: статья Тема: Воспитание толерантности у молодежи в образовательных учреждениях Раздел: полное образование
Воспитание толерантности у молодежи в образовательных учреждениях.
В современной России проблема межнациональных отношений и межэтнической толерантности
является актуальной. Поэтому педагоги должны хорошо понимать меру своей ответственности за
проблемы воспитания детей в духе национальной терпимости, стремления к постижению истории,
культуры и национальных особенностей народов, проживающих по соседству. Ведь именно Россия
является крупнейшим государством, объеденившим разные национальности и культуры.
Сегодня у молодежи сформированы моральные ценности, которые не свойственны российскому
обществу
и
культуре,
причиной
такой
проблемы
являются
неэффективная
пропагандистская
работа СМИ, падение уровня воспитания в семьях и учебных заведениях.
Воспитание
толерантности,
как
считает
педагогическое
сообщество,
ложится
именно
на
образовательную среду. Вопрос о проведение различных мероприятий, направленных на развитие
национальных культур и традиций, совершенствование форм и методов работы со студентами по
пропаганде
принципов
толерантности
остается
открытым.
Так
как
сегодняшней
молодежи
предстоит завтра работать над формированием общественных и межнациональных отношений.
«Толерантность
есть
уважение,
принятие
и
высокая
оценка
богатого
разнообразия
мировых
культур, форм выражения и способов человеческого бытия... Она не есть лишь моральный долг, но
также
политическое
и
правовое
требование».
Таким
образом,
по
своему
содержанию
толерантность становится целевым устремлением, направленным против любой ксенофобии и
способствует предотвращению конфликтов в мире.
Воспитывать толерантность, по мнению многих педагогов и психологов, необходимо именно в
юношеском возрасте. Этот возрастной период имеет свои психолого-возрастные особенности,
характеризуемые эмоциональной незрелостью, открытостью, внушаемостью, малым жизненным
опытом,
самоидентификацией
не
на
основе
общечеловеческих
ценностей,
а
под
влиянием
коллизий
в
сфере
культурных,
национальных,
социальных
и
других
отношений.
Именно
в
юношеском возрасте закладываются основы дальнейшего социального поведения личности, в том
числе способность к эмпатии или конфликтность, социальная изолированность, позитивное или
заведомо негативное отношение к представителю другой нации, религии, социальной среды.
При организации воспитательного процесса необходимо понимать, что межэтнические отношения
в
совокупности
представляют
собой
единство
общечеловеческого
и
национального,
которое
своеобразно
проявляется
в
тех
или
иных
районах,
межгосударственных
и
международных
объединениях.
Цель воспитания – приобщать молодежь к общечеловеческим достижениям и ценностям.
При
организации
педагогического
процесса
необходимо
исходить
из
объективных
явлений,
которые сегодня составляют сердцевину межэтнических и межконфессиональных отношений как
на мировой арене, так и внутри любого студенческого коллектива. Необходимо формировать у
современной молодежи интерес и уважение к культурам народов мира, понимание общемирового
и специфического в этих культурах, внимание к глобальным, планетарным событиям, осознание
их характера и последствий. Также необходимо обратить внимание на использование в процессе
воспитания исторических фактов, объективной информации о становлении и развитии нашего
многонационального
государства.
Ценность
исторического
знания
в
том,
что
оно
является
носителем
культуры,
стимулирует
сферу
духовной
деятельности
человека.
В
педагогическом
аспекте единство исторического знания и культуры обозначает незыблемость межкультурных и
межнациональных связей, способствует взаимопониманию народов.
Развитие толерантности осуществляется в повседневной жизни через опыт и пример родных и
близких, а также окружающих людей. Следует учитывать, что вся система учебно-воспитательной
работы,
все
педагогические
средства
влияют
на
формирование
этого
качества.
Методика
совершенствования
толерантности
базируется
на
знании
педагогов
и
родителей
собственных
воспитанников, особенностей того или иного коллектива, отношений между студентами и их
проявлений в поведении. Следует исходить из того, что основа толерантности проявляется в
формировании
гуманных
отношений
между
людьми
независимо
от
их
национальности
и
вероисповедания. Это необходимо осуществлять во внеаудиторское время через всю систему
отношений в коллективе любого образовательного учреждения.
Для организации целенаправленного воспитания толерантности педагог целесообразно составить
план
работы
с
коллективом
с
учетом
особенностей
студентов
и
их
семей.
Воспитательный
потенциал
совместной
деятельности
возрастает,
если
она
носит
творческий
характер.
При
правильной организации коллективная творческая деятельность позволяет увлечь воспитанников
общим
делом,
снять
имеющуюся
межличностную
напряженность
в
отношениях
между
отдельными
группами,
раскрывает
лучшие
стороны,
показывает
достоинства
и
проблемы
студентов,
учит
их
находить
компромиссы
при
совместном
планировании,
выборе
средств
реализации
намеченного.
Коллективный
анализ
деятельности
формирует
умение
тактично,
доброжелательно давать оценки, корректно высказывать мнение о действиях других людей.
При работе с молодежью необходимо использовать программы, направленные на установление
духа
терпимости,
воспитание
культуры
мира,
развитие
межкультурного
понимания.
Мы
предлагаем принять следующие формы работ: проблемные лекции и беседы, семинары-дискуссии,
семинары – ситуативные игры, тренинги и др.
Литература:
1. Гуревич П.С. Культурология: Учебник. М., 2002. - 280с.
2. Клесова С. В. Воспитание толерантности у студенческой молодёжи // Молодой ученый. — 2012.
— №4. — С. 357-359.
3. Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия.// Семья и школа. 2001 №
№11-12
4. «Психология и идеология толерантности» - М.: «Академический проспект», 2004г