Напоминание

Формирование патриотического отношения к малой Родине у младших школьников


Автор: Чернышова Светлана Николаевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: Муниципальное учреждение дополнительного образования "Станция юных техников Белгородского района Белгородской области"
Населённый пункт: п. Дубовое, Белгородская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование патриотического отношения к малой Родине у младших школьников
Раздел: дополнительное образование





Назад





С.Н. Чернышова,
МУДО «СЮТ Белгородского района Белгородской области»
Формирование патриотического отношения к малой Родине

у младших школьников
В современных условиях, когда происходят радикальные изменения в жизни общества, одним из центральных направлений в работе с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. На наш взгляд наибольшего успеха в этом можно достичь, развивая интерес учащихся к изучению своего края. Такой подход соответствует и социальному заказу общества. Чем полнее и глубже будут знания учащихся об истории, культуре, природе родного края, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к своей земле, уважения к традициям своего народа, чувства патриотизма. [1, C.39-40]. В нашей школе решению этой проблемы способствует организация краеведческой работы, её центром является школьный историко - краеведческий музей. Что мы имеем в музее? Три экспозиции, посвящённые разным темам:
1 экспозиция
– «Родина моя – Россия». Она состоит из трёх частей: Белгородская область, село Ближняя Игуменка, моя школа. Эти разделы включают в себя собранную информацию о Белгородчине, истории школы, села и о России в целом. Здесь также находится стенд, посвящённый нашему земляку Герою Социалистического труда Даньшину Н.Н.. Материалы о селе и школе представлены альбомами, исследовательскими работами учащихся, картами, воспоминаниями старожил села. Здесь же расположен уголок краеведческой и православной литературы. В этой экспозиции стало традиционным проводить уроки на 1 сентября: «Родной край – Белгородчина», о В.Я.Горине, о выпускнике нашей школы Даньшине Н.Н..


2 экспозиция –
«История быта крестьянской Белгородчины». В данной экспозиции фоном служит деревенская изба. На её фоне расположены подлинные экспонаты крестьянского быта 19-го начала 20 веков: кухонная утварь, орудия труда, предметы быта. На манекенах представлена женская одежда 19 века Белгородской губернии. Экспозиция рассказывает о том, как жили белгородские крестьяне, чем занимались, какие орудия труда использовали. Здесь проходит ряд музейных уроков и уроков окружающего мира: «У самовара», «Разные времена – разные одежды», «Русская изба», «Щи да каша – пища наша».

3 экспозиция –
«По дорогам войны». Она имеет два раздела: Первый раздел :« Как это было…». Раздел посвящён Великой Отечественной войне и нашим землякам участникам войны. Здесь помещены материалы и документы об освободителях нашего села:81-й стрелковой гвардейской дивизии; наших односельчанах – участниках Великой Отечественной войны. На столе, рядом с оформленной стеной, находятся подлинные экспонаты времён Великой Отечественной войны: гильзы снарядов, фрагменты немецкой каски, сапёрная лопатка, каска русского солдата. В рамках уроков окружающего мира и литературного чтения использовать можно следующие экспонаты: треугольное письмо, которое приходит на урок из далёкого 43-го года и рассказывает о жителе нашего сила, ветеране ВО войны Сивых М.М., дом которого находится рядом со школой.

Второй раздел: «Уголок памяти». Данный раздел открыт семь лет назад. Мотивом послужила память о нашем земляке, выпускнике школы, погибшем на чеченской войне Бочманове О.В.. Теперь в этом разделе находится вся информация об участниках локальных войн. Собран материал о воинах афганской войны. Здесь же находится книга Памяти. Обновляется информация о призывниках нашего села. В этой экспозиции проходят уроки мужества на дни Воинской Славы России: «Защитники Отечества», «Праздник со слезами на глазах», «Генерал армии Н.Ф.Ватутин», «Ф.Н.Кидалов – Герой Советского Союза». В рамках недавно стартовавшей акции «Бессмертный полк» в музее создан видео и бумажный архив родственников, погибших в Великой Отечественной войне. Каждый ученик школы может рассказать о своих родственниках, которые воевали и которые до сих пор живы. Мы активно приняли участие в областной конференции «Я помню, я горжусь!» в рамках проекта «Бессмертный полк Белгородчины», которая проходила в музее народной культуры г. Белгорода 20 апреля 2015 года. Очень хочется поделиться опытом работы с книгой-путеводителем «Белгородская область». Она была издана в 2015 году издательским домом «Мир Белогорья». Состоит она из 14 разделов:  Карта области;  Бренды;  События;  Маршруты;  Земля родного подвига;  Святое Белогорье;  Железо и керамика;  Путешествие к истокам;  Архитектурные памятники;  Природы дивная краса;  Активный отдых;  Выдающиеся люди;
 Сельский туризм;  Справочник. Мы используем некоторые разделы для совершения заочных путешествий. Так, мы разработали виртуальные экскурсии в парк регионального значения «Ключи», который находится в Прохоровском районе в с. Кострома; Старооскольский Дом ремёсел; Дом народного творчества Чернянского района. [2, C.103]. Посетили музей боевой славы «Третье ратное поле России», круглое здание в с.Головчино Грайворонского района, памятник князю Владимиру и др.. Работая с разделом «Святое Белогорье» ежегодно совершается выезд в главный кафедральный собор Белгородской области- Преображенский. До экскурсии ребят знакомим с историей собора, с жизнью святителя Иоасафа. Рассказываем, что в соборе находятся две святыни: икона Пресвятой Богородицы «Знамение» и икона святителя Николая «Николай Ратный» возрастом более 500 лет. По преданию, она защитила жителей села Устинка (Шебекинский район) от нападения монголо-татар. Узрев нападавших, насельники находившейся в селе Николаевской пустыни вышли к ним с иконой Николая Чудотворца. Враги, которые на тот момент переправлялись через реку, вдруг остановились и начали падать с плотины в воду. [2, C.73]. Знают дети и историю Марфо- Мариинского женского монастыря, Смоленского собора. И, конечно, незабываемые впечатления получают ребята от поездки в единственный в области действующий пещерный Свято-Троицкий Холковский мужской монастырь. Используя всё тот же материал из книги, ребята сами бывают в роли экскурсоводов и знакомят других с достопримечательностями земли Белгородской. Таким образом, использование краеведческого материала на уроках и во внеурочной деятельности, помогает достигнуть основную цель: воспитать уважительное отношение к прошлому, к людям, которые воевали; повысить интерес к изучаемой теме на основе краеведческого материала. Даёт возможность проявиться в душе ребёнка чувству благодарности защитникам Родины и родного села, чувству ответственности за происходящее вокруг, чувству доброты, гордость за прошлое наследие земли белгородской.
Библиографический список
1. Филиппов В. Белгородская область. Путеводитель. – АНО «Издательский дом «Мир Белогорья», 2015. – 73,103 с. 2. Шаповалов В.А. Белгородоведение: учебник для общеобразовательных учреждений. – Белгород: Изд- во БелГУ, 2002. – 39-40с.


В раздел образования