Формирование патриотического отношения к малой Родине у младших школьников
Автор: Чернышова Светлана Николаевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: Муниципальное учреждение дополнительного образования "Станция юных техников Белгородского района Белгородской области" Населённый пункт: п. Дубовое, Белгородская область Наименование материала: статья Тема: Формирование патриотического отношения к малой Родине у младших школьников Раздел: дополнительное образование
С.Н. Чернышова,
МУДО «СЮТ
Белгородского района Белгородской области»
Формирование патриотического отношения к малой Родине
у младших школьников
В современных условиях, когда происходят радикальные изменения в
жизни
общества,
одним
из
центральных
направлений
в
работе
с
подрастающим
поколением
становится
патриотическое
воспитание.
На
наш взгляд наибольшего успеха в этом можно достичь, развивая интерес
учащихся
к
изучению
своего
края.
Такой
подход
соответствует
и
социальному заказу общества. Чем полнее и глубже будут знания учащихся
об истории, культуре, природе родного края, тем более действенными
окажутся они в воспитании любви к своей земле, уважения к традициям
своего народа, чувства патриотизма.
[1, C.39-40].
В нашей школе решению этой проблемы способствует организация
краеведческой
работы,
её
центром
является
школьный
историко
-
краеведческий
музей.
Что
мы
имеем
в
музее?
Три
экспозиции,
посвящённые разным темам:
1 экспозиция – «Родина моя – Россия». Она состоит из трёх частей:
Белгородская область, село Ближняя Игуменка, моя школа. Эти разделы
включают в себя собранную информацию о Белгородчине, истории школы,
села и о России в целом. Здесь также находится
стенд, посвящённый
нашему
земляку
Герою
Социалистического
труда
Даньшину
Н.Н..
Материалы о селе и школе представлены альбомами, исследовательскими
работами учащихся, картами, воспоминаниями старожил села. Здесь же
расположен
уголок
краеведческой
и
православной
литературы.
В
этой
экспозиции стало традиционным проводить уроки на 1 сентября: «Родной
край
–
Белгородчина»,
о
В.Я.Горине,
о
выпускнике
нашей
школы
Даньшине Н.Н..
2 экспозиция – «История быта крестьянской Белгородчины».
В
данной
экспозиции
фоном
служит
деревенская
изба.
На
её
фоне
расположены подлинные экспонаты крестьянского быта 19-го начала 20
веков:
кухонная
утварь,
орудия
труда,
предметы
быта.
На
манекенах
представлена женская одежда 19 века Белгородской губернии. Экспозиция
рассказывает о том, как жили белгородские крестьяне, чем занимались,
какие орудия труда использовали. Здесь проходит ряд музейных уроков и
уроков
окружающего
мира:
«У
самовара»,
«Разные
времена
–
разные
одежды», «Русская изба», «Щи да каша – пища наша».
3 экспозиция – «По дорогам войны». Она имеет два раздела:
Первый
раздел
:« Как
это
было…».
Раздел
посвящён
Великой
Отечественной
войне
и
нашим
землякам
участникам
войны.
Здесь
помещены материалы и документы об освободителях нашего села:81-й
стрелковой
гвардейской
дивизии;
наших
односельчанах
–
участниках
Великой Отечественной войны. На столе, рядом с оформленной стеной,
находятся подлинные экспонаты времён Великой Отечественной войны:
гильзы
снарядов,
фрагменты
немецкой
каски,
сапёрная
лопатка,
каска
русского солдата. В рамках уроков окружающего мира и литературного
чтения использовать можно следующие экспонаты: треугольное письмо,
которое приходит на урок из далёкого 43-го года и рассказывает о жителе
нашего сила, ветеране ВО войны Сивых М.М., дом которого находится
рядом со школой.
Второй раздел: «Уголок памяти». Данный раздел открыт семь лет
назад. Мотивом послужила память о нашем земляке, выпускнике школы,
погибшем на чеченской войне Бочманове О.В.. Теперь в этом разделе
находится
вся
информация
об
участниках
локальных
войн.
Собран
материал о воинах афганской войны. Здесь же находится книга Памяти.
Обновляется информация о призывниках нашего села. В этой экспозиции
проходят уроки мужества на дни Воинской Славы России: «Защитники
Отечества»,
«Праздник
со
слезами
на
глазах»,
«Генерал
армии
Н.Ф.Ватутин», «Ф.Н.Кидалов – Герой Советского Союза».
В рамках недавно стартовавшей акции «Бессмертный полк» в музее
создан
видео
и
бумажный
архив
родственников,
погибших
в
Великой
Отечественной войне. Каждый ученик школы может рассказать о своих
родственниках, которые воевали и которые до сих пор живы.
Мы
активно
приняли
участие
в
областной
конференции
«Я
помню,
я
горжусь!» в рамках проекта «Бессмертный полк Белгородчины», которая
проходила в музее народной культуры г. Белгорода 20 апреля 2015 года.
Очень хочется поделиться опытом работы с книгой-путеводителем
«Белгородская область». Она была издана в 2015 году издательским домом
«Мир Белогорья». Состоит она из 14 разделов:
Карта области;
Бренды;
События;
Маршруты;
Земля родного подвига;
Святое Белогорье;
Железо и керамика;
Путешествие к истокам;
Архитектурные памятники;
Природы дивная краса;
Активный отдых;
Выдающиеся люди;
Сельский туризм;
Справочник.
Мы
используем
некоторые
разделы
для
совершения
заочных
путешествий.
Так,
мы
разработали
виртуальные
экскурсии
в
парк
регионального
значения
«Ключи»,
который
находится
в
Прохоровском
районе
в
с.
Кострома;
Старооскольский
Дом
ремёсел;
Дом
народного
творчества Чернянского района.
[2, C.103].
Посетили музей боевой славы
«Третье
ратное
поле
России»,
круглое
здание
в
с.Головчино
Грайворонского района, памятник князю Владимиру и др..
Работая
с
разделом «Святое
Белогорье»
ежегодно
совершается
выезд
в
главный
кафедральный
собор
Белгородской
области-
Преображенский.
До
экскурсии
ребят
знакомим
с
историей
собора,
с
жизнью святителя Иоасафа. Рассказываем, что в соборе находятся две
святыни:
икона
Пресвятой
Богородицы
«Знамение»
и
икона
святителя
Николая «Николай Ратный» возрастом более 500 лет. По преданию, она
защитила
жителей
села
Устинка
(Шебекинский
район)
от
нападения
монголо-татар.
Узрев
нападавших,
насельники
находившейся
в
селе
Николаевской пустыни вышли к ним с иконой Николая Чудотворца. Враги,
которые на тот момент переправлялись через реку, вдруг остановились и
начали падать с плотины в воду.
[2, C.73].
Знают дети и историю Марфо-
Мариинского
женского
монастыря,
Смоленского
собора.
И,
конечно,
незабываемые впечатления получают ребята от поездки в единственный в
области
действующий
пещерный
Свято-Троицкий
Холковский
мужской
монастырь. Используя всё тот же материал из книги, ребята сами бывают в
роли экскурсоводов и знакомят других с достопримечательностями земли
Белгородской.
Таким образом, использование краеведческого материала на уроках и
во
внеурочной
деятельности,
помогает
достигнуть
основную
цель:
воспитать
уважительное
отношение
к
прошлому,
к
людям,
которые
воевали; повысить интерес к изучаемой теме на основе краеведческого
материала.
Даёт
возможность
проявиться
в
душе
ребёнка
чувству
благодарности
защитникам
Родины
и
родного
села,
чувству
ответственности за происходящее вокруг, чувству доброты, гордость за
прошлое наследие земли белгородской.
Библиографический список
1. Филиппов В. Белгородская область. Путеводитель. – АНО «Издательский дом «Мир Белогорья», 2015.
– 73,103 с.
2. Шаповалов В.А. Белгородоведение: учебник для общеобразовательных учреждений. – Белгород: Изд-
во БелГУ, 2002. – 39-40с.