Руководитель Минвалеева Лилия Миниахметовна, воспитатель
Усинск 2016 г
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.Введение
2.Теоретическая часть
Отчего появляется северное сияние?
Как появляется северное сияние?
Когда появляется?
3. Проведение опытов
Опыт № 1 «Получение цвета»
Опыт № 2 «Северное сияние в молоке»
Опыт № 3 « Северное сияние в стакане»
Опыт № 4 «Северное сияние в тарелке»
Опыт № 5 «Северное сияние в масле»
4. Создание коллажа «Северное сияние в тундре»
5. Заключение
6.Список литературы
7. Приложение
Фото
Презентация « Чудо природы. Северное сияние»
Введение
Во время прогулки ко мне подошла моя воспитанница Эвелина и
поделилась со мной, что вчера во время вечерней прогулки с родителями
она была очевидцем удивительного по красоте и частого для нашей
местности природного явления – северного (полярного) сияния. Данным
явлением, она была очарована и очень заинтересована появлением из «не
откуда» чудо природы. Но на вопрос «Что такое северное сияние и откуда
оно взялось?» родители ей не смогли ответить.
Я предложила моей «Почемучке» разобраться, является ли на самом деле
северное сияние чудом, но мне нужна будет её помощь, Эвелина согласилась
с
большой
охотой.
Спросив
ее,
как
мы
назовем
наш
проект,
немного,
задумавшись, предложила, назвать работу «Чудо Севера».
Цель исследования : Дать детям элементарные представления о
красоте такого природного явления, как северное сияние
.
Формировать
умение заниматься экспериментально-исследовательской деятельностью.
Объект исследования – природное явление северное сияние.
Предмет исследования – происхождение северного сияния.
Актуальность исследования заключается в следующем: все необычное
привлекает. Тем более что очевидцами события являются дошкольники.
Поэтому работа будет пользоваться популярностью долгие годы.
Проблема исследования :
как создать северное сияние в домашних условиях;
как появляется северное сияние и почему оно разноцветное;
как создать нужный нам цвет.
Задачи исследования:
Как появляется северное сияние?
Когда появляется северное сияние?
Можно ли получить северное сияние в домашних условиях?
Основные методы :
изучение
литературы,
наблюдение,
опыты
и
эксперименты.
Теоретическая часть исследовательской работы
Наш проект начинался с изучения литературы чтения энциклопедий,
художественных произведений, рассматривания иллюстраций. Это нам с
детьми позволило ответить на вопросы
Отчего появляется северное сияние?
Как появляется северное сияние?
Когда появляется?
1.
Отчего появляется северное сияние?
Северное сияние – одно из самых потрясающих природных явлений,
равных по красоте которому просто нет! Долгие годы ответить на вопрос
«Почему возникает северное сияние?» никто не мог, но разгадать эту тайну
удалось Михаилу Ломоносову. Именно этот выдающийся учёный первым
предположил, что природа этого явления электрическая. Чтобы доказать это
предположение, учёные заполнили несколько колб следующими газами:
азотом, водородом, неоном, аргоном и рядом других разреженных газов.
После, через эти газы был пропущен электрический ток, и каждый из них
засветился своим, уникальным цветом.
2. Как появляется северное сияние?
Так почему возникает северное сияние? Первоначально, на Солнце
должен произойти взрыв, после чего в ионосферу Земли попадают
заряженные частицы (корпускулы). Здесь, они сталкиваются с частичками
разряженных газов, заставляя их светиться. Северное сияние возникает на
высоте 80 – 1000 км. и длится от одного часа до суток. Причём, чем выше
активность Солнца, тем интенсивнее и дольше будет северное сияние на
Земле. Обычно, северное сияние окрашивает небо, словно закат, но иногда
возникает в виде спиралей или дуг. Эти цветные ленты имеют ширину до 160
км, и длину примерно 1500 км.
3. Когда появляется северное сияние?
Не во всех уголках мира можно увидеть это уникальное явление, а только
вблизи магнитных полюсов. Это объясняется тем, что геомагнитное поле
Земли отклоняет большую часть потока заряженных частиц, идущих от
Солнца, и лишь некоторые всё же попадают в атмосферу Земли, но только
над полюсами. Северное сияние открывается жителям и гостям Норвегии,
Швеции (Курина), Финляндии (северная её часть), Исландии, Канады
(Великие озёра в Онтарио), России (Кольский полуостров).
Северное сияние можно увидеть зимой, так как ночи в это время года
гораздо темнее, чудесное свечение становится более заметным. Вопреки
распространенному мнению, северное сияние бывает не только на северном,
но и на южном полюсе. А еще северное сияние существует на других
планетах, например, на Марсе.
Вывод: Чтобы увидеть северное сияние во всей его красе, нужно выбрать
период
наивысшей
активности
Солнца.
К
тому
же,
это
должна
быть
морозная, ясная ночь, и лучше, если вы будите вдали от городских огней.
Практическая часть исследовательской работы
Заинтересовать детей, легко, если устроить им небольшое «волшебство».
По натуре дети любознательны и им интересно все новое, неизведанное, если
это волшебство будет происходить их руками, восторгу не будет предела. Мы
с Эвелиной подготовили несколько занимательных опытов. Почемучка
Эвелина продемонстрировала детям из группы. Восторгу детей не было
предела.
Опыт. №1 «Волшебство красок»
Смешивание цветов у детей всегда вызывает неподдельный интерес. Если
взять два или больше оттенка краски и смешать их между собой, то
получится новый цвет? Это очень удобно, ведь для того, чтобы нарисовать
северное сияние, не обязательно иметь большую палитру с красками: многие
цвета можно получить с помощью смешивания. Смешивая между собой
главные и неглавные цвета (красный, желтый, синий, черный и белый),
можно получить разнообразие цветовых оттенков. При добавлении в краски
белого цвета можно получить светлые оттенки исходного цвета, а при
смешивании с красками черного можно получить темные тона: темно-
красный, темно-зеленый, темно-синий и т.д.
Опыт. 2 «Северное сияние в молоке»
Сейчас мы с вами попробуем сами сделать своё северное сияние. Возьмите
и поставьте перед собой тарелку с молоком. Теперь в вспомните какие цвета
присутствуют в северном сияние.
Дети: желтый, зеленый, красный, синий, фиолетовый.
Эвелина: молодцы ребята, у вас на столе стоят краски, но фиолетовой
краски я найти не могла, а вы не знаете, как можно с помощью других цветов
получить фиолетовый цвет?
Рассуждения детей.
Эвелина: молодцы, а теперь вы можете, взят с помощью кисточки, которые
вы считаете, вам не обходимы для получения фиолетового цвета и
попробуйте в палитре смешать цвета и получить фиолетовый цвет.
- Молодцы все справились, а какие цвета вы использовали для получения
фиолетового цвета?
Ответы детей: красный и синий.
- Теперь слушайте внимательно. Сейчас каждый из вас должен поочередно
кисточкой взять те цвета, которые вы хотите увидеть в своём Северном
сиянии
- И капнуть в свою тарелку с молоком, когда закончите, позовете меня.
Эвелина подходит к детям и поверх их орнамента капает одну капельку
моющего средства.
Далее идет наблюдение детей за реакцией.
Опыт 3 « Северное сияние в стакане»
Пронумеруем стаканы 1, 2, 3,4. Дети наливают в стаканы не большое
количество воды и окрашивают воду в разные цвета. 1 стакан синим цветом,
2-й в красный, 3-й зеленый, 4-фиолетовый во 2-й стакан добавляем 1 ложку
сахара, в 3-й 2 ложки сахара, 4-й – 3 ложки сахара, 1-й стакан оставляем без
сахара. Далее набираем шприцам желтую воду и погружаем шприц до дна
стакана с синей водой № 1, медленно вливаем и видим, как красная вода
переместилась вверх. Далее вливаем зеленую воду, наблюдаем, как зеленая
вода переместилась, не смешиваясь с другими цветами и оказалась на
верхним слоем. То же самый эффект наблюдаем и с фиолетовой водой. Вот
такая у нас «радужная вода» получилась. Объясним детям, что слои воды не
смешались по причине плотности (чем больше сахара, тем больше плотность
воды). Дети в восторге.
Опыт № 4 «Северное сияние в тарелке»
Один из интересных и самый простой в исполнении опыт. Берем белую и
плоскую тарелку выкладываем конфеты вокруг тарелки, наливаем воду и
наблюдаем за появлением «Северного сияния» в тарелке.
Опыт № 5 «Северное сияние в масле»
Для опыта берем стеклянную ёмкость (у нас был высокий стакан), гуашь,
шприц, теплую воду и масло растительное.
Сначала в емкость наливаем воду, затем осторожно наливаем растительное
масло, сверху начинаем капать разведенной краской. Через слой масла,
краска попадает в воду не сразу, образуя красивые разноцветные шарики.
Медленно опускаясь в воду, разноцветные шарики по пути создают, целые
миры, похожие на северное сияние!
Капли медленно плюхаются на дно и медленно разбиваются на мелкие
брызги. Наблюдать очень интересно!
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проделанной работы мы изучили с детьми природное
явление северное сияние. Само название,
говорит нам о том, что данное
явление происходит на крайнем Севере, за полярным кругом. Там это явление
происходит
довольно
часто.
Узнали,
что
Северное
сияние
происходит,
только в ясную морозную ночь, когда за 3 дня до этого стояли сильные
морозы. Выяснили, ч т о во
время
полярного
сияния
за
короткое
время
выделяется огромное количество энергии. Некоторые вспышки сравнимы с
потреблением
энергии
всей
Россией
за
день!
Мы познакомились со
способами
получения северного сияния в «домашних условиях» методом
экспериментирования.
Именно
через
экспериментирование
дети
самостоятельно вывести причинно – следственные связи рассматриваемого
явления.
Проводимые
опыты
с
моей
помощницей
Эвелиной,
дети
продемонстрировали дома для своих родителей. Наша исследовательская
деятельность
это
один
из
способов
развития
творческой
личности
в
результате нашего проекта дети рисовали и лепили северное сияние, создали
коллективную работу коллаж «Северное сияние в тундре».
Наш проект «Чудо севера» один из ярких, познавательных проектов
нашей группы т.к насыщен опытами и экспериментами, что способствует
развитию активной, самостоятельной, творческой личности.