Напоминание

Музыкальный инструмент.Фортепиано


Автор: Халиуллина Рита Рависовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "Советская ДШИ"
Населённый пункт: город Советский
Наименование материала: образовательная программа
Тема: Музыкальный инструмент.Фортепиано
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Советская детская школа искусств» Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства Примерная программа по учебному предмету Музыкальный инструмент. Фортепиано Срок реализации 5 лет обучения Возраст учащихся 7-12 лет Составитель: преподаватель по классу фортепиано Халиуллина Рита Рависовна 2015
Пояснительная записка Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (Фортепиано)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ. Часто, по причине отсутствия конкурса в ДМШ занимаются учащиеся не только с хорошими или средними, но и минимальными данными. Соответственно, таким детям, справиться с программой по которой обучаются основная масса учеников, сложно. Поэтому необходимо разработать программу, по которой обучающийся прошёл бы курс обучения игры на фортепиано, при этом не теряя интереса. Основой программы является облегчение всего курса обучения. Для этого нужно: - пересмотр теоретического материала - сократить количество изучаемых произведений - пересмотр репертуара исполняемых произведений - произведения должны быть интересными, образными, разнохарактерными - общение во время урока - обстановка на уроке доброжелательная, спокойная - идти от очень простого до постепенного усложнения - не торопить по времени - ориентироваться на возраст, мышление, умственное развитие, здоровье ребёнка - похвала, поддержка даже при минимальных успехах - ознакомление, изучение произведений различных жанров - возможен вариант сдачи экзамена при окончании обучения – в классном порядке (в комиссии директор, зав. отделением, преподаватель). Предлагаемая программа предполагает развитие индивидуальных музыкальных способностей у детей со слабыми музыкальными данными, неориентированных на дальнейшее профессиональное обучение, но желающих получить навыки игры на фортепиано. Программа рассчитана на 5 лет обучения и максимально приближена к музыкальным возможностям ученика. Цель- создание основы развития музыкальных способностей ученика, формирование интереса к обучению, воспитание музыканта – любителя.
На приёмных экзаменах трудно безошибочно выявить музыкальные данные не умеющих играть детей и предвидеть их дальнейшее развитие, поэтому пятилетнее обучение можно разделить на 2 этапа. 1 этап - общеобразовательное обучение (1 класс). На этом этапе необходимо выявить индивидуальные природные склонности и возможности ребёнка. К концу обучения в 1 классе, проанализировав возможности учащихся, становятся заметны различия в уровне развития ученика, что даёт возможность преподавателю разделить учащихся по двум направлениям дальнейшего обучения. 1 направление – обучение по соответствующим программам (хорошие, средние музыкальные данные) 2 направление - обучение по облегчённой программе (слабые музыкальные данные, дети имеющие отклонения в психологическом развитии – память, внимание, мышление, встречаются дети с ДЦП). 2 этап – основной (2-5 классы). Обучение по 2 направлению. На 1 и 2 этапах обучения форма занятий - индивидуальный урок (40 минут) Схема урока: - проверка домашнего задания - закрепление пройденного материала - изучение нового материала По окончании урока сделать подробное и конкретное описание, преподавателем в дневнике, домашнего задания. Требования к переводному экзамену (май): - точное исполнение текста - ритм - динамика (по возможности) - темп (по возможности) - штрихи - музыкальность Необходимы консультации у ведущих преподавателей; выступления учащимися на классных часах, родительских собраниях, детских садах.
1 год обучения Цель – изучение теоретического материала, освоение исполнительских навыков, создание основы развития музыкальных способностей учащегося, формирование интереса к обучению. Первый год обучения сложный тем, что ученику нужно усвоить большой объём учебного материала (теоретического, практического) раннее нигде не изучаемый. Необходимо учесть, что теоретический материал нужно пройти именно на уроках специальности ещё до изучения на уроках сольфеджио, так как теоретическая основа даёт возможность к началу освоения игры на инструменте. А преподавателю, определить по какому направлению будет проходить обучение ребёнок. Для достижения цели первого года обучения поставить и выполнить следующие задачи. ЗАДАЧИ 1. История создания инструмента 2. Знакомство с инструментом 3. Изучение теоретического материала 4. Динамические оттенки 5. Темпы 6. Начальное развитие музыкального слуха 7. Выполнение творческих заданий 8. Постановка рук 9. Освоение штрихов 10. Воспитание и освоение начальных исполнительских навыков 11. Развитие самостоятельности в обучении 12. Игры 13. Воспитание представления образного содержания произведений 14. Разработать методы формирования мотивации обучения 15. Знакомство с музыкальной формой 16. Приобретение навыков концертных выступлений Система контроля успеваемости в I классе Октябрь Контрольный урок по итогам I четв. 2 пьесы Декабрь Контрольный урок по итогам II чет. 2 пьесы
Март Контрольный урок по итогам III чет. 2 пьесы Май Переводной экзамен 2 пьесы, ансамбль–I вар. пьеса, ансамбль, этюд- II вар. для детей с полифония, пьеса, ансамбль-III вар. хорошими и полифония, крупная форма, пьеса-IV вар. средними данными Дети любят выступать перед родителями, друг перед другом, поэтому нужно организовывать не менее 3-4 раз в году концерты на родительских собраниях, классных часах. II этап обучения (2 – 5 классы) Цель – развитие музыкальных способностей путём индивидуального подхода к обучающемуся. Задачи: - закрепление пройденного теоретического материала и изучение нового - продолжение развития музыкального слуха - работа над постановкой рук, над свободой игрового аппарата - изучение этюдов, игра гамм (в 1, 2, 4 октавы, освоение хроматической гаммы, трезвучий, арпеджио на уровне возможностей ученика) - обязательное выполнение самостоятельных, хотя и несложных, заданий - исполнение преподавателем небольших произведений различных жанров - анализ произведений – части, фразы, мотивы - применить методы и приёмы формирования учебной мотивации - чтение с листа, подбор на слух (одной рукой - мелодия, позже двумя руками ступенями - I, IV, V или аккордами – T, S, D – аккомпанемент) - освоение педали - краткая характеристика композиторов изучаемых произведений Система контроля успеваемости во 2 классе Дата Контрольная точка Программа Октябрь Контрольный урок по итогам I чет. 2 пьесы Декабрь Академический концерт 2 пьесы Март Контрольный урок по итогам II чет. 2 пьесы Май Академический концерт 2 пьесы, ансамбль Система контроля успеваемости в 3 - 5 классах Дата Контрольная точка Программа
Октябрь Контрольный урок по итогам I четверти 2 пьесы Декабрь Академический концерт 2 пьесы–I в. пьеса, ансамбль–II в. крупная форма, пьеса–III в. полифония, пьеса-IV в. Февраль Контрольный урок чтение с листа, коллоквиум Март Контрольный урок по итогам II четверти пьеса, этюд-I в. гамма, этюд-II в. Май Академический концерт (Гос. экзамен – 5 класс) 2 пьесы, ансамбль-I в. пьеса, ансамбль, этюд-II в. полифония, пьеса, ансамбль-III в. крупная форма, пьеса, ансамбль-IV в. Также возможны выступления на родительских собраниях, классных часах, детских садах. К концу обучения в школе искусств, по данной программе, ученик должен: 1. Уметь самостоятельно разучить несложные произведения основных жанров, а приобретённые навыки чтения с листа будут содействовать этому. 2. Подбирать на слух понравившиеся мелодии, песни, обладать навыками ансамблевой игры 3. Обладать общими музыкальными знаниями в области музыкального искусства, владеть инструментом на уровне требований 5-й программы. При обдуманной разработке учебной программы. При правильном планировании занятий обучение будет проходить без сильной нагрузки на ребёнка, и доставлять удовольствие от обучения. У детей, со временем, могут развиваться музыкальные данные, меняться отношение к обучению, улучшаться состояние здоровья, поэтому ребёнку можно поменять направление обучения из 2 в 1. Данная программа апробирована на учащихся класса фортепиано. Исходя из индивидуальных способностей, здоровья учащегося, возможна корректировка программы в сторону усложнения или упрощения.


В раздел образования