Автор: Павлова Нина Борисовна Должность: учитель биологии Учебное заведение: МбОУ " Горельская СОШ" Населённый пункт: с. Горелое, Тамбовской области Наименование материала: Проект Тема: " Экологический мониторинг воды в реке Цне" Раздел: полное образование
Экологический мониторинг
Экологический мониторинг
воды в реке Цне .
воды в реке Цне .
Автор проекта:
Автор проекта:
Суворова Анастасия, ученица 11 а
Суворова Анастасия, ученица 11 а
класса.
класса.
Руководитель:
Руководитель:
Павлова Н.Б. учитель биологии
Павлова Н.Б. учитель биологии
« Если хочешь жить, должен с природой
« Если хочешь жить, должен с природой
дружить».
дружить».
Творческое название
Творческое название
Данный проект реализуется в условиях работы
Данный проект реализуется в условиях работы
разновозрастной группы « Юный эколог»
разновозрастной группы « Юный эколог»
Работа в группе создаёт ситуацию успеха.
Работа в группе создаёт ситуацию успеха.
В процессе реализации проекта проводились
В процессе реализации проекта проводились
физические, химические исследования воды .
физические, химические исследования воды .
По проекту были сделаны выводы и предложения по
По проекту были сделаны выводы и предложения по
улучшению экологической обстановки нашего края.
улучшению экологической обстановки нашего края.
Аннотация проекта
Аннотация проекта
.
.
Истину надо не преподносить,
Истину надо не преподносить,
а учить её находить.
а учить её находить.
( Дистервег)
( Дистервег)
Актуальность.
Актуальность.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют
ускоренного совершенствования образовательного пространства,
ускоренного совершенствования образовательного пространства,
определения целей образования, учитывающих государственные,
определения целей образования, учитывающих государственные,
социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим
социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим
приоритетным направлением становится обеспечение
приоритетным направлением становится обеспечение
развивающего потенциала новых образовательных стандартов.
развивающего потенциала новых образовательных стандартов.
ФГОС 2 поколения основного общего образования
ФГОС 2 поколения основного общего образования
требует овладения опытом разнообразной деятельности
требует овладения опытом разнообразной деятельности
(индивидуальной и коллективной), познания и самопознания;
(индивидуальной и коллективной), познания и самопознания;
умения решать различные практические задачи. Поэтому в
умения решать различные практические задачи. Поэтому в
настоящее время речь идет о построении учебного процесса на
настоящее время речь идет о построении учебного процесса на
базе исследовательской, поисковой деятельности. С точки зрения
базе исследовательской, поисковой деятельности. С точки зрения
развивающего эффекта исследовательская деятельность
развивающего эффекта исследовательская деятельность
располагает большим потенциалом.
располагает большим потенциалом.
Новизна
Новизна
В восприятии естественных наук не только как
В восприятии естественных наук не только как
системы уже известных фактов и
системы уже известных фактов и
сформированных теорий, но и как процесс
сформированных теорий, но и как процесс
реального научного поиска.
реального научного поиска.
Осваивая исследовательский метод,
Осваивая исследовательский метод,
становимся исследователями
становимся исследователями
.
.
Цель исследования:
Цель исследования:
изучение физико-
изучение физико-
химических свойств воды.
химических свойств воды.
Объект исследования :
Объект исследования :
физико-химические
физико-химические
свойства воды в реке Цне
свойства воды в реке Цне
Предмет исследования:
Предмет исследования:
вода в реке Цне
вода в реке Цне
Ухудшение
Ухудшение
экологического
экологического
состояния природы
состояния природы
родного края-
родного края-
миф или реальность?
миф или реальность?
Гипотеза
Гипотеза
Проанализировать и изучить
Проанализировать и изучить
литературу по теме исследования.
литературу по теме исследования.
Провести физическое, химическое,
Провести физическое, химическое,
биологическое исследование воды
биологическое исследование воды
в реке Цне.
в реке Цне.
Путём сравнения выявить самые
Путём сравнения выявить самые
загрязнённые места в реке.
загрязнённые места в реке.
Задачи исследования:
Задачи исследования:
Приемы
•
Логические :анализ,
сравнения ,вывод
•Организационные: запись
плана, мозговой штурм,
работа по инструктивным
карточкам
•
Технические: приёмы работы
с оборудованием
•
Практические: наблюдение,
распознавание и определение
объекта
Организация исследовательской
Организация исследовательской
деятельности
деятельности
Сроки исследований:
Сроки исследований:
сентябрь 2012 г. - август 2013 г.
сентябрь 2012 г. - август 2013 г.
План поэтапной реализации проекта
План поэтапной реализации проекта
I
I
. Информационно-аналитический (
. Информационно-аналитический (
2012 ).
2012 ).
Изучение различных способов организации исследовательской
Изучение различных способов организации исследовательской
деятельности и обобщение опыта по данной проблеме передовых
деятельности и обобщение опыта по данной проблеме передовых
учителей и методистов.
учителей и методистов.
II
II
. Практический этап (
. Практический этап (
2012).
2012).
Определение темы и цели проекта.
Определение темы и цели проекта.
Определение источников необходимой информации, способов сбора
Определение источников необходимой информации, способов сбора
и анализа информации, способа представления результатов,
и анализа информации, способа представления результатов,
распределение обязанностей членов рабочей группы.
распределение обязанностей членов рабочей группы.
Сбор и уточнение информации, наблюдения, эксперименты,
Сбор и уточнение информации, наблюдения, эксперименты,
поэтапное выполнение задач проекта.
поэтапное выполнение задач проекта.
Устный отчет с демонстрацией материалов, письменный
Устный отчет с демонстрацией материалов, письменный
отчет, рефераты, буклеты, презентации
отчет, рефераты, буклеты, презентации
III
III
. Реализация проекта (
. Реализация проекта (
2013 г).
2013 г).
Обобщение опыта работы на школьном и районном уровне.
Обобщение опыта работы на школьном и районном уровне.
Анализ результативности проекта.
Анализ результативности проекта.
Результаты физического
Результаты физического
исследования воды в реке Цне.
исследования воды в реке Цне.
Пробы
Вывод: вода в реке Цне зеленоватая.
Исследование цвета воды.
Исследование цвета воды.
Пробы.
Проба №1
Проба №2
Проба №3
Проба №4
Цвет.
Жёлтый.
Зеленоватый.
Желтовато-
зеленоватый
.
Зеленоватый.
Результаты химического
Результаты химического
исследования воды
исследования воды
Пробы
Мутность
Осадок
Запах
Проба №1
Слабая
Песчаный
Рыбный
Проба №2
Заметная
Илистый
Болотный
Проба №3
Заметная
Аморфный
Болотный
Проба №4
Слабая
Песчаный
Рыбный
Определение содержания ионов
Определение содержания ионов
водорода в воде (рН фактор воды).
водорода в воде (рН фактор воды).
Пробы брали в 5 местах реки Цны.
Пробы брали в 5 местах реки Цны.
Вывод: в 5 пробах индикаторная бумага стала
Вывод: в 5 пробах индикаторная бумага стала
бесцветной (по шкале соответствует рН=7, среда
бесцветной (по шкале соответствует рН=7, среда
нейтральная)
нейтральная)
Исследование воды на содержание нитрат ионов.
Исследование воды на содержание нитрат ионов.
Нормальное содержание нитрат ионов -10 мг/л.
Нормальное содержание нитрат ионов -10 мг/л.
Вывод: содержание нитрат ионов составило 0, 02 мг/л.,
Вывод: содержание нитрат ионов составило 0, 02 мг/л.,
Проба№1
Проба №2
Проба №3
Проба
№4
Проба №5
0,001
0, 001
0, 001
0,002
0,001
Результаты биологического
Результаты биологического
исследования воды в реке Цне.
исследования воды в реке Цне.
Проба №1
Проба
№2
Проба №3
Проба №4
Найденные
организмы
макрозообентоса
Личинки
подёнок,
водяные
клопы.
Водяные
клопы,
личинки
стрекоз,
мошки.
Личинки
мотыля,
стрекоз,
подёнок,
водяных
клопов.
Личинки
ручейника,
Подёнок,
стрекоз,
мошки.
Оценка качества
воды
Чистая.
Удовлетво
рительная.
Загрязнённая.
Чистая.
Эффективность проекта.
Эффективность проекта.
Результаты свидетельствуют
Результаты свидетельствуют
о достаточной эффективности работы:
о достаточной эффективности работы:
Повысилась успеваемость;
Повысилась успеваемость;
сформировались исследовательские умения;
сформировались исследовательские умения;
развиваются коммуникативные способности.
развиваются коммуникативные способности.
Выводы.
Выводы.
В ходе исследования было установлено, что вода в реке
В ходе исследования было установлено, что вода в реке
Цне непригодна для питья.
Цне непригодна для питья.
Наиболее загрязнённые места реки возле фермы, а
Наиболее загрязнённые места реки возле фермы, а
также возле АО « Горельская нива».
также возле АО « Горельская нива».
Источники загрязнения:
Источники загрязнения:
1. Сточные воды от АО « Горельская нива», заводского
1. Сточные воды от АО « Горельская нива», заводского
посёлка.
посёлка.
2.Отдыхающие на пляже.
2.Отдыхающие на пляже.
Наши предложения
Наши предложения
.
.
Предлагаем ряд охранных мероприятий:
Предлагаем ряд охранных мероприятий:
1. Не сбрасывать в реку бытовой мусор, отходы
1. Не сбрасывать в реку бытовой мусор, отходы
промышленности, с/х предприятий.
промышленности, с/х предприятий.
2. Не мыть автотранспортные средства у реки.
2. Не мыть автотранспортные средства у реки.
3.Проводить регулярные мероприятия по очистке
3.Проводить регулярные мероприятия по очистке
берегов от бытового мусора.
берегов от бытового мусора.
4.Необходимо охранять водные богатства, рационально
4.Необходимо охранять водные богатства, рационально
и бережно их использовать.
и бережно их использовать.
Результаты, полученные в ходе реализации
Результаты, полученные в ходе реализации
проекта, подтвердили гипотезу о том, что
проекта, подтвердили гипотезу о том, что
экологическое состояние природы родного
экологическое состояние природы родного
края ухудшилось.
края ухудшилось.
Охрана природы.
Охрана природы.
«Нельзя сказать, что вода необходима для жизни; она и есть
«Нельзя сказать, что вода необходима для жизни; она и есть
жизнь».
жизнь».
Сент- Экзюпери.
Сент- Экзюпери.
Никогда ещё так много людей не было обеспокоено состоянием
Никогда ещё так много людей не было обеспокоено состоянием
окружающей среды.
окружающей среды.
А ведь каждый живущий на Земле человек может внести свой
А ведь каждый живущий на Земле человек может внести свой
посильный вклад в дело охраны природы. Для этого совершенно
посильный вклад в дело охраны природы. Для этого совершенно
не обязательно выезжать к реке, в лес, в поле. Просто надо беречь
не обязательно выезжать к реке, в лес, в поле. Просто надо беречь
природу !
природу !
Используемые ресурсы
Используемые ресурсы
Литература.
Литература.
Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М.: Сентябрь, 1996.
Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М.: Сентябрь, 1996.
Казаренков В.И. Внеурочные занятия школьников по учебным предметам // Учебное
Казаренков В.И. Внеурочные занятия школьников по учебным предметам // Учебное
пособие. Ростов н/Д: Издательство Ростовского государственного педагогического
пособие. Ростов н/Д: Издательство Ростовского государственного педагогического
университета, 1994.
университета, 1994.
Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.:
Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.:
Арена, 1994.
Арена, 1994.
Ланина И.Я. Не уроком единым… М.: Просвещение, 1991.
Ланина И.Я. Не уроком единым… М.: Просвещение, 1991.
Леонтович А.В., Саввичев А.С. Рекомендации по написанию исследовательских работ. В
Леонтович А.В., Саввичев А.С. Рекомендации по написанию исследовательских работ. В
кн.: Материалы Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им.
кн.: Материалы Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им.
В.И.Вернадского. М., 2000.
В.И.Вернадского. М., 2000.
Отчет о научно-исследовательской работе. Общие требования и правила оформления.
Отчет о научно-исследовательской работе. Общие требования и правила оформления.
ГОСТ 7.32-81. Введ. 01.01.82. М., 1981.
ГОСТ 7.32-81. Введ. 01.01.82. М., 1981.
Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина и др. Новые педагогические и информационные технологии в
Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина и др. Новые педагогические и информационные технологии в
системе образования.. М., Издательский центр “Академия”, 2000.
системе образования.. М., Издательский центр “Академия”, 2000.
Чечель И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов. -
Чечель И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов. -
«Директор школы» 1998, № 4.
«Директор школы» 1998, № 4.
Гурова, Л.Л.
Гурова, Л.Л.
Процессы понимания в развитии мышления // Вопросы философии, 1986. -
Процессы понимания в развитии мышления // Вопросы философии, 1986. -