Программа коррекции знаний по русскому языку в 5 классе
Автор: Твердохлеб Галина Михайловна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МОБУ СОШ №1 Населённый пункт: р.п. Чунский Чунского района Иркутской области Наименование материала: методическая разработка Тема: Программа коррекции знаний по русскому языку в 5 классе Раздел: полное образование
учитель русского языка и литературы Г.М. Твердохлеб
Программа коррекции знаний по русскому языку в 5 классе
Содержание.
1.
Пояснительная записка.
2.
Цели и задачи программы.
3.
Основные направления работы.
4.
Тематическое планирование.
5.
Методическое сопровождение.
Пояснительная записка.
Знания - это бесценное богатство, которое ты должен приобрести в годы детства, отрочества, ранней
юности. То, что ты не приобрел в юные годы, никогда не приобретешь в такой же мере потом.
Н. Г. Чернышевский
Умственное развитие осуществляется в процессе овладения новыми знаниями, навыками и
умениями. Но усвоить новые знания нельзя, если нет базовых знаний. Поэтому возникает острая
проблема предупреждения неуспеваемости учащихся и ликвидации пробелов в знаниях.
Данная программа предназначена для проведения коррекционных занятий по русскому
языку в 5 классе, где исследование уровня обученности детей после окончания начальной школы
продемонстрировало серьезные пробелы в знаниях. Программа разработана с целью коррекции
развития познавательной деятельности, формирования и развития грамматико – аналитичесих
навыков учащихся с трудностями в освоении программы, восполнению пробелов в их знаниях,
пропедевтике изучения трудных тем, обогащению и расширению словаря и речевому развитию
в целом.
Цель коррекционной работы – повышение уровня общего развития учащихся, восполнение
пробелов предшествующего развития и образования, индивидуальная работа по формированию
недостаточно усвоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии
познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного
материала.
Задачи.
Образовательные:
1.
Посредством формирования и развития грамматико-аналитических орфографических и
пунктуационных навыков систематизировать те непрочные знания и навыки, которые
имеются у учащихся по грамматике, орфографии и пунктуации.
Развивающие:
1.
Развивать познавательную активность учащихся.
2.
Развивать общеинтеллектуальные умения: приёмы анализа, сравнения, обобщения,
навыки группировки и классификации;
3.
Обогащать содержательную сторону высказываний учащихся, формировать и развивать
умения в построении связного текста.
4.
Развивать общеучебные умения: работа с книгой, со справочной литературой,
совершенствовать навыки чтения.
Воспитательные:
1.
Воспитывать нравственные качества учащихся средствами данного предмета.
2.
Воспитывать навыки самоконтроля, самооценки.
Изучение уровня подготовки учащихся и степени готовности к дальнейшему успешному
освоению предмета происходит с помощью следующих форм:
беседа по знакомой ребенку теме;
устные и письменные диктанты;
выполнение заданий по словесной инструкции;
списывание с образца;
составление образца по элементам;
обследуется речь ребенка.
План занятий с группой включает в себя:
восполнение пробелов предшествующего развития;
подготовка ребенка к усвоению программного материала.
Материал урока отбирается в зависимости от имеющихся
нарушений. При планировании и проведении занятий особое внимание следует уделять
предметно-практической деятельности. Содержание индивидуальных занятий не
допускает «натаскивания», формального механического подхода, должно быть
максимально направлено развитие ученика. На занятиях необходимо использовать
различные виды практической деятельности. Действия с реальными предметами,
использованием наглядно-графических схем и т. п. Создают возможность для широкой
подготовки учащихся к выполнению различного типа задач: формирования
пространственных представлений, умения сравнивать, обобщать предметы и явления,
анализировать слова и предложения различной структуры; осмысления художественных
текстов; развития навыков планирования собственной деятельности, контроля и словесного
отчёта.
При работе с каждым типом упражнений, заданий нужно добиваться полного понимания
и безошибочного выполнения, только после этого следует переходить к другому типу заданий.
Желательно часть занятий проводить в игровой форме. Этим будет поддерживаться постоянный
интерес к занятиям.
При проведении игр и упражнений следует исключить ситуацию неудач. Реакция на
ошибки должна быть формой помощи.
Занятия должны обеспечить не только усвоение определенных знаний, умений и навыков,
но также формирование приемов умственной деятельности.
Немаловажной задачей является выработка положительной мотивации к учению.
Индивидуальные коррекционные занятия учитель проводит по мере выявления у
учащихся индивидуальных проблем в развитии, отставания в обучении. Индивидуальная
помощь оказывается ученикам, испытывающим особые затруднения в обучении.
Периодически на индивидуальные занятия привлекаются дети, не усвоившие материал
вследствие пропусков из-за болезни либо из-за «нерабочих» состояний (чрезмерной
возбудимости или заторможенности) во время уроков.
Структура программы занятий включает следующие разделы:
1. Формирование и развитие грамматико-аналитических навыков.
Цель введения данного раздела – привести в систему те неполные и неточные знания и
навыки, которые имеются у учащихся по грамматике и правописанию, к пополнению их новыми
сведениями. Материал для освоения преподносится предельно развернуто; значительное место
отводится предметно –практической деятельности учащихся : работе по схемам ,таблицам,
алгоритмам и др . Выполнение письменных заданий предваряется анализом языкового материала
с целью предупреждения ошибок.
2.
Пропедевтика изучения трудных тем.
Некоторые темы, включенные в содержание программы, требуют особого подхода со
стороны педагога и учащихся: перед изучением нового материала следует активизировать
имеющиеся знания, систематизировать теоретические сведения для полноценного усвоения
нового. Изучение наиболее трудных орфографических и грамматических тем предваряется
накоплением устного речевого опыта, наблюдениями за явлениями языка и практическими
языковыми обобщениями, которые осуществляются на протяжении изучения всего программного
материала.
3.
Восполнение пробелов в знаниях.
В процессе обучения выявляется запас знаний и представлений, умений и навыков
учеников, пробелы в усвоении ими программного материала по отдельным ранее пройденным
учебным разделам. На результативность индивидуальной коррекционной работы решающее
влияние оказывает качество и полнота педагогической диагностики. Тщательное изучение
индивидуальных особенностей учащихся позволяет планировать перспективы и сроки работы с
ними по восполнению пробелов в знаниях. Ликвидации отставания в освоении программного
материала.
4. Развитие речи.
Цель данного раздела – обогащать содержательную сторону высказываний учащихся,
формировать и развивать умения в построении связного текста. Большое внимание уделяется
уточнению, пополнению и расширению словарного запаса учащихся путем соотнесения с
предметами, явлениями окружающего мира, с их признаками, назначением; упражнениями в
отборе языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения.
Планируемые результаты.
В результате освоения программы учащиеся должны з н а т ь
-
определения орфограммы, текста;
-
определения основных орфографических и пунктуационных правил обосновывать
свои ответы и приводить примеры.
Учащиеся должны овладеть следующими у м е н и я м и
и
н а в ы к а м и :
-
разбирать слова по составу;
-
находить в словах орфограммы;
-
определять части речи;
-
определять род, число, падеж имен существительных, прилагательных;
-
определять лицо, время, число, род глаголов;
-
правильно ставить знаки препинания при однородных членах простого
предложения и в сложном предложении.
По развитию речи:
-
составлять текст в соответствии с его темой;
-
подбирать синонимы, антонимы для более точного выражения мыслей;
-
пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и синонимов и другими
школьными словарями.
Основные направления работы.
1.
Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
Развитие навыков каллиграфии;
2.
Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
Развитие зрительного восприятия;
Развитие зрительной памяти и внимания;
Развитие слухового внимания и памяти;
Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
3.
Развитие основных мыслительных операций:
Навыков соотносительного анализа;
Навыков группировки и классификации;
Умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму.
4.
Развитие различных видов мышления:
Развитие наглядно-образного мышления;
Развитие словесно-логического мышления;
5.
Расширение представлений о мире и обогащение словаря.
6.
Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Контроль знаний и умений.
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения
проверочных самостоятельных работ, тестов, словарного диктанта. Контроль осуществляется с
помощью самопроверки и взаимопроверки, а также выполнения итоговой проверочной работы,
содержащей задания по основным темам курса.
Формы организации учебных занятий.
Индивидуальные или групповые занятия, длительность которых составляет 35-40 минут.
В данном календарно-тематическом планировании представлена определенная
последовательность коррекционно-развивающих занятий, направленная на активизацию и
формирование основных знаний, умений и навыков по русскому языку.
№
Содержание учебного материала
Кол-во
часов
Повторение изученного в начальной школе
1
Отработка навыка нахождения орфограммы в корне слова. Развитие связной
монологической речи.
1
2
Развитие связной монологической речи. Развитие умения выделять главную мысль
текста.
1
3
Развитие умения составления звуковой схемы слова. Отработка навыка написания
разделительных Ъ и Ь.
1
4
Развитие памяти при закрепление навыка в определении характеристики звуков.
1
Проверка усвоения знаний. Проверочная работа №1.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
5
Развитие навыка краткого пересказа текста, умения выделять главную мысль.
1
6
Развитие умения выделения главных членов предложения, постановке запятой в
сложном предложении и предложении с однородными членами
1
7
Развитие умения находить второстепенные члены предложения, составление
схемы предложения.
1
8
Формирование навыка постановки знаков препинания в простом предложении с
обобщающим словом при однородных членах предложения.
1
9
Развитие умения выразительного чтения предложений с обращением.
Формирование навыка постановки запятой при обращении.
Проверка усвоения знаний. Проверочная работа №2.
1
10
Формирование навыка разграничения простого и сложного предложений.
Развитие умения составления схемы сложных предложений.
1
11
Развитие умения составления диалога по картине, опорным словам.
1
12
Развитие зрительной памяти при закреплении правописания словарных слов.
1
Проверка усвоения знаний. Словарный диктант.
1
Фонетика
13
Формирование навыка обозначении мягкости согласных при помощи Ь.
1
14
Развитие умения фонетического разбора слова. Развитие связной монологической
речи при описании предмета.
1
Лексика
15
Формирование навыка разграничения прямого и переносного значения слов.
1
16
Развитие умения подбора синонимов и антонимов к словам определенной
тематики.
1
Морфемика. Орфография. Культура речи
17
Развитие навыка рассуждения по данному образцу.
1
18
Развитие навыка пересказа текста от 1, 3-го лица.
1
19
Развитие умения работать по образцу по теме «Правописание чередующихся
гласных О и А в корне слова»
1
20
Развитие умения навыка работы по образцу по теме «Правописание О и Ё после
шипящих в корне слова». Проверочная работа №3.
1
21
Коррекция ошибок, допущенных в диктанте.
1
Имя существительное.
22
Развитие слуховой памяти. Развитие умения составлять доказательство в
рассуждении.
1
23
Развитие умения работать по таблицам по теме «Правописание гласных в
падежных окончаниях существительных».
1
24
Формирование навыка правописания гласных О и Е после шипящих и Ц.
1
25
Коррекция индивидуальных пробелов по теме «Имя существительное».
1
Глагол.
26
Развитие связной монологической речи по сюжетным картинкам.
1
27
Формирование умения работы по образцу по теме «Правописания чередующихся
гласных И и Е в корнях»
1
28
Развитие умения запоминания правила «Правописания безударных личных
окончаний глаголов». Тестовая работа.
1
29
Формирование навыка составление юмористического текста по картине.
1
Имя прилагательное
30
Развитие памяти, внимания в работе с алгоритмом «Правописание О и Е после
шипящих в окончаниях существительных и прилагательных»
1
31
Формирование умения подбора прилагательных при описании животных.
1
32
Развитие слухового внимания. Обучение приемам запоминания правил.
1
33
Коррекция индивидуальных пробелов по теме «Имя прилагательное».
1
34
Проверочная работа №4.
1
35
Игра «Занимательный русский язык».
1
Методическое сопровождение.
Литература для учителя.
1.
Русский язык. Учебник для 5 классов под редакцией М.Разумовской.
2.
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе. М. «Просвещение», 2014.
3.
Ткаченко Н. 300 диктантов. М-Айрис, 2010.
4.
Ткаченко Н. Тесты по грамматике русского языка. М-Айрис, 2010.
Литература для учащихся.
1.
Русский язык. Учебник для 5 классов под редакцией М. Разумовской.
2.
Карточки для индивидуальной работы.
3.
Орфографический словарь школьника.