Напоминание

Программа коррекции знаний по русскому языку в 5 классе


Автор: Твердохлеб Галина Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОБУ СОШ №1
Населённый пункт: р.п. Чунский Чунского района Иркутской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Программа коррекции знаний по русскому языку в 5 классе
Раздел: полное образование





Назад




учитель русского языка и литературы Г.М. Твердохлеб
Программа коррекции знаний по русскому языку в 5 классе

Содержание.
1. Пояснительная записка. 2. Цели и задачи программы. 3. Основные направления работы. 4. Тематическое планирование. 5. Методическое сопровождение.
Пояснительная записка.
Знания - это бесценное богатство, которое ты должен приобрести в годы детства, отрочества, ранней юности. То, что ты не приобрел в юные годы, никогда не приобретешь в такой же мере потом. Н. Г. Чернышевский Умственное развитие осуществляется в процессе овладения новыми знаниями, навыками и умениями. Но усвоить новые знания нельзя, если нет базовых знаний. Поэтому возникает острая проблема предупреждения неуспеваемости учащихся и ликвидации пробелов в знаниях. Данная программа предназначена для проведения коррекционных занятий по русскому языку в 5 классе, где исследование уровня обученности детей после окончания начальной школы продемонстрировало серьезные пробелы в знаниях. Программа разработана с целью коррекции развития познавательной деятельности, формирования и развития грамматико – аналитичесих навыков учащихся с трудностями в освоении программы, восполнению пробелов в их знаниях, пропедевтике изучения трудных тем, обогащению и расширению словаря и речевому развитию в целом.
Цель коррекционной работы
– повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и образования, индивидуальная работа по формированию недостаточно усвоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала.
Задачи.
Образовательные: 1. Посредством формирования и развития грамматико-аналитических орфографических и пунктуационных навыков систематизировать те непрочные знания и навыки, которые имеются у учащихся по грамматике, орфографии и пунктуации. Развивающие: 1. Развивать познавательную активность учащихся. 2. Развивать общеинтеллектуальные умения: приёмы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации; 3. Обогащать содержательную сторону высказываний учащихся, формировать и развивать умения в построении связного текста. 4. Развивать общеучебные умения: работа с книгой, со справочной литературой, совершенствовать навыки чтения. Воспитательные:
1. Воспитывать нравственные качества учащихся средствами данного предмета. 2. Воспитывать навыки самоконтроля, самооценки. Изучение уровня подготовки учащихся и степени готовности к дальнейшему успешному освоению предмета происходит с помощью следующих форм:  беседа по знакомой ребенку теме;  устные и письменные диктанты;  выполнение заданий по словесной инструкции;  списывание с образца;  составление образца по элементам;  обследуется речь ребенка. План занятий с группой включает в себя:  восполнение пробелов предшествующего развития;  подготовка ребенка к усвоению программного материала. Материал урока отбирается в зависимости от имеющихся нарушений. При планировании и проведении занятий особое внимание следует уделять предметно-практической деятельности. Содержание индивидуальных занятий не допускает «натаскивания», формального механического подхода, должно быть максимально направлено развитие ученика. На занятиях необходимо использовать различные виды практической деятельности. Действия с реальными предметами, использованием наглядно-графических схем и т. п. Создают возможность для широкой подготовки учащихся к выполнению различного типа задач: формирования пространственных представлений, умения сравнивать, обобщать предметы и явления, анализировать слова и предложения различной структуры; осмысления художественных текстов; развития навыков планирования собственной деятельности, контроля и словесного отчёта. При работе с каждым типом упражнений, заданий нужно добиваться полного понимания и безошибочного выполнения, только после этого следует переходить к другому типу заданий. Желательно часть занятий проводить в игровой форме. Этим будет поддерживаться постоянный интерес к занятиям. При проведении игр и упражнений следует исключить ситуацию неудач. Реакция на ошибки должна быть формой помощи. Занятия должны обеспечить не только усвоение определенных знаний, умений и навыков, но также формирование приемов умственной деятельности. Немаловажной задачей является выработка положительной мотивации к учению. Индивидуальные коррекционные занятия учитель проводит по мере выявления у учащихся индивидуальных проблем в развитии, отставания в обучении. Индивидуальная помощь оказывается ученикам, испытывающим особые затруднения в обучении. Периодически на индивидуальные занятия привлекаются дети, не усвоившие материал вследствие пропусков из-за болезни либо из-за «нерабочих» состояний (чрезмерной возбудимости или заторможенности) во время уроков. Структура программы занятий включает следующие разделы:

1. Формирование и развитие грамматико-аналитических навыков.
Цель введения данного раздела – привести в систему те неполные и неточные знания и навыки, которые имеются у учащихся по грамматике и правописанию, к пополнению их новыми сведениями. Материал для освоения преподносится предельно развернуто; значительное место отводится предметно –практической деятельности учащихся : работе по схемам ,таблицам, алгоритмам и др . Выполнение письменных заданий предваряется анализом языкового материала с целью предупреждения ошибок.
2.

Пропедевтика изучения трудных тем.
Некоторые темы, включенные в содержание программы, требуют особого подхода со стороны педагога и учащихся: перед изучением нового материала следует активизировать имеющиеся знания, систематизировать теоретические сведения для полноценного усвоения нового. Изучение наиболее трудных орфографических и грамматических тем предваряется накоплением устного речевого опыта, наблюдениями за явлениями языка и практическими языковыми обобщениями, которые осуществляются на протяжении изучения всего программного материала.
3.

Восполнение пробелов в знаниях.


В процессе обучения выявляется запас знаний и представлений, умений и навыков учеников, пробелы в усвоении ими программного материала по отдельным ранее пройденным учебным разделам. На результативность индивидуальной коррекционной работы решающее влияние оказывает качество и полнота педагогической диагностики. Тщательное изучение индивидуальных особенностей учащихся позволяет планировать перспективы и сроки работы с ними по восполнению пробелов в знаниях. Ликвидации отставания в освоении программного материала.
4. Развитие речи.


Цель данного раздела – обогащать содержательную сторону высказываний учащихся, формировать и развивать умения в построении связного текста. Большое внимание уделяется уточнению, пополнению и расширению словарного запаса учащихся путем соотнесения с предметами, явлениями окружающего мира, с их признаками, назначением; упражнениями в отборе языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели, адресата и ситуации общения.
Планируемые результаты.
В результате освоения программы учащиеся должны з н а т ь - определения орфограммы, текста; - определения основных орфографических и пунктуационных правил обосновывать свои ответы и приводить примеры. Учащиеся должны овладеть следующими у м е н и я м и и н а в ы к а м и : - разбирать слова по составу; - находить в словах орфограммы; - определять части речи; - определять род, число, падеж имен существительных, прилагательных; - определять лицо, время, число, род глаголов; - правильно ставить знаки препинания при однородных членах простого предложения и в сложном предложении. По развитию речи: - составлять текст в соответствии с его темой; - подбирать синонимы, антонимы для более точного выражения мыслей;
- пользоваться толковым словарем, словарем антонимов и синонимов и другими школьными словарями.
Основные направления работы.
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:  Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;  Развитие навыков каллиграфии; 2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:  Развитие зрительного восприятия;  Развитие зрительной памяти и внимания;  Развитие слухового внимания и памяти;  Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа. 3. Развитие основных мыслительных операций:  Навыков соотносительного анализа;  Навыков группировки и классификации;  Умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму. 4. Развитие различных видов мышления:  Развитие наглядно-образного мышления;  Развитие словесно-логического мышления; 5. Расширение представлений о мире и обогащение словаря. 6. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Контроль знаний и умений.
Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется по результатам выполнения проверочных самостоятельных работ, тестов, словарного диктанта. Контроль осуществляется с помощью самопроверки и взаимопроверки, а также выполнения итоговой проверочной работы, содержащей задания по основным темам курса.
Формы организации учебных занятий.
Индивидуальные или групповые занятия, длительность которых составляет 35-40 минут. В данном календарно-тематическом планировании представлена определенная последовательность коррекционно-развивающих занятий, направленная на активизацию и формирование основных знаний, умений и навыков по русскому языку. № Содержание учебного материала Кол-во часов
Повторение изученного в начальной школе
1 Отработка навыка нахождения орфограммы в корне слова. Развитие связной монологической речи. 1 2 Развитие связной монологической речи. Развитие умения выделять главную мысль текста. 1 3 Развитие умения составления звуковой схемы слова. Отработка навыка написания разделительных Ъ и Ь. 1 4 Развитие памяти при закрепление навыка в определении характеристики звуков. 1
Проверка усвоения знаний. Проверочная работа №1.
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.
5 Развитие навыка краткого пересказа текста, умения выделять главную мысль. 1 6 Развитие умения выделения главных членов предложения, постановке запятой в сложном предложении и предложении с однородными членами 1 7 Развитие умения находить второстепенные члены предложения, составление схемы предложения. 1 8 Формирование навыка постановки знаков препинания в простом предложении с обобщающим словом при однородных членах предложения. 1 9 Развитие умения выразительного чтения предложений с обращением. Формирование навыка постановки запятой при обращении. Проверка усвоения знаний. Проверочная работа №2. 1 10 Формирование навыка разграничения простого и сложного предложений. Развитие умения составления схемы сложных предложений. 1 11 Развитие умения составления диалога по картине, опорным словам. 1 12 Развитие зрительной памяти при закреплении правописания словарных слов. 1 Проверка усвоения знаний. Словарный диктант. 1
Фонетика
13 Формирование навыка обозначении мягкости согласных при помощи Ь. 1 14 Развитие умения фонетического разбора слова. Развитие связной монологической речи при описании предмета. 1
Лексика
15 Формирование навыка разграничения прямого и переносного значения слов. 1 16 Развитие умения подбора синонимов и антонимов к словам определенной тематики. 1
Морфемика. Орфография. Культура речи
17 Развитие навыка рассуждения по данному образцу. 1 18 Развитие навыка пересказа текста от 1, 3-го лица. 1 19 Развитие умения работать по образцу по теме «Правописание чередующихся гласных О и А в корне слова» 1 20 Развитие умения навыка работы по образцу по теме «Правописание О и Ё после шипящих в корне слова». Проверочная работа №3. 1 21 Коррекция ошибок, допущенных в диктанте. 1
Имя существительное.
22 Развитие слуховой памяти. Развитие умения составлять доказательство в рассуждении. 1 23 Развитие умения работать по таблицам по теме «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных». 1 24 Формирование навыка правописания гласных О и Е после шипящих и Ц. 1 25 Коррекция индивидуальных пробелов по теме «Имя существительное». 1
Глагол.
26 Развитие связной монологической речи по сюжетным картинкам. 1 27 Формирование умения работы по образцу по теме «Правописания чередующихся гласных И и Е в корнях» 1 28 Развитие умения запоминания правила «Правописания безударных личных окончаний глаголов». Тестовая работа. 1 29 Формирование навыка составление юмористического текста по картине. 1
Имя прилагательное
30 Развитие памяти, внимания в работе с алгоритмом «Правописание О и Е после шипящих в окончаниях существительных и прилагательных» 1 31 Формирование умения подбора прилагательных при описании животных. 1 32 Развитие слухового внимания. Обучение приемам запоминания правил. 1
33 Коррекция индивидуальных пробелов по теме «Имя прилагательное». 1 34 Проверочная работа №4. 1 35 Игра «Занимательный русский язык». 1
Методическое сопровождение.
Литература для учителя. 1. Русский язык. Учебник для 5 классов под редакцией М.Разумовской. 2. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе. М. «Просвещение», 2014. 3. Ткаченко Н. 300 диктантов. М-Айрис, 2010. 4. Ткаченко Н. Тесты по грамматике русского языка. М-Айрис, 2010. Литература для учащихся. 1. Русский язык. Учебник для 5 классов под редакцией М. Разумовской. 2. Карточки для индивидуальной работы. 3. Орфографический словарь школьника.


В раздел образования