Автор: Зуйкина Светлана Михайловна Должность: учитель биологии Учебное заведение: МБОУ" восходненская школа" Населённый пункт: с. Восход, Красногвардейский район, р-ка Крым Наименование материала: Эссе Тема: "Твори, дерзай, увлекай!" Раздел: среднее образование
Эссе на тему: « Твори, дерзай и увлекай !»
"Никто тебе не друг, никто тебе не
враг, но каждый человек -
учитель".
Омар Хайям
Мои ученики часто задают мне вопрос: « Кем я хотела быть в детстве?»
И всегда на этот вопрос я не могу ответить однозначно. Сначала я хотела
быть балериной. Мне нравились искусство и грация . Я создавала творческие
группы и вместе с ними творила. Однако, у меня не было возможности
посещать
школу
искусств,
моё
вдохновение
превратилось
в
хобби,
но
желание учить не пропало, и я нашла применение своих способностей
в
мной созданной « школе шпионов», а дела для расследования нам предлагала
моя первая учительница, Прокофьева Любовь Тимофеевна. Она всё время
говорила: « Ты будешь моим преемником», а главным принципом её работы
была восточная мудрость: « Покажи мне, и я увижу; расскажи мне , и я
услышу; вовлеки меня, и я научусь»… И уже тогда, будучи семилетней
девочкой, я решила, что я обязательно стану учителем похожим на Любовь
Тимофеевну. Покорила педагогический ВУЗ и получила
специальность:
учитель начальных классов .Сегодня, с высоты педагогической профессии,
могу с уверенностью утверждать: « Любовь Тимофеевне - эта та путеводная
звезда, которая определила моё восприятие жизни и место человека в нём».
На моём жизненном пути появились другие люди, но даже это не
изменило
моё решение стать учителем. Судьба свела меня ещё с одним
замечательным педагогом – Базалевской Галиной Григорьевной.
Шли годы, я закончила школу, не поступила в институт, и с горечью
отметила,
« не быть мне учителем».Но с другой стороны понимала, что не смогу без
школы и поступила в колледж.
За всё время я ни разу не пожалела об этом, и даже через 21 год моё
отношение
к
учительству
не
изменило сь.
Я
много
у ч и л а с ь ,
совершенствовалась. В 2007 году я закончила магистратуру Мелитопольского
государственного университета и до сих пор преподаю биологию в родной
Восходненской
школе. По истечении многих лет работы с уверенностью
могу
подтвердить
всем
известные
истины,
которые
прожиты
и
мною:
учитель - это «скульптор» детских душ. Первый и главный принцип учителя:
"не навреди ученику", из этого вытекает второй принцип: "никогда ничего не
делать за ученика". Учитель может направлять, подсказывать, вдохновлять
ученика, но ничего не должен за него не делать.
Я глубоко убеждена в прописной истине: учитель должен верить, что все
дети успешны, способны и тогда будет результат. Стараюсь учить детей
находить решения, часто повторяя поговорку: « Голодному человеку дайте не
жаренную рыбу, а невод». Мне близки и понятны слова В. А. Сухомлинского,
который
первый из педагогов объяснил низкие результаты обучения не
природной
бездарностью
детей,
а
примитивными,
кустарными
методами
обучения.Он писал: « Страшная это опасность- безделье за партой, безделье
шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это разрушает морально,
калечит человека…Все наши замыслы, поиски и построения превращаются в
прах, если нет у ученика желания учиться».
Кто из учителей поспорит с этим? Понимаю, что заставить ребёнка
мыслить,
творить,
создавать,
необходим
творческий
подход
к
каждому
методу, к каждому приёму. И как следствие этого – повседневный поиск и…
сомнения: сработает ли? Талант учителя, как мастера, раскрывается тогда,
когда на каждом уроке ему удаётся увлечь ребёнка в мир неизвестного,
заинтересовать его настолько, чтобы ему самому захотелось познать новое,
самому
решить
поставленную
перед
ним
задачу,
чтобы
глаза
у
ребёнка
горели, чтобы он чувствовал в себе уверенность, силу и желание творить.
Именно
поэтому
для
меня
урок-это
45
минут
творчества,
увлечения
и
практики.
Любой
эффективный
образовательный
процесс
должен
быть
направлен на действие, поскольку знания бессмысленны без практического
применения! Как сказал Мефистофель Фаусту: "Суха теория, мой друг, а
древо жизни пышно зеленеет".
Для учителя очень важно дать каждому ребёнку возможность
самореализовываться,
дать
ему
почувствовать
хоть
маленький,
но
успех,
вовремя
замеченный
и
одобренный.
Создать,
как
принято
говорить
в
современной педагогике, ситуацию успеха.
Основной своей миссией считаю развитие личности ребёнка, т.е.
стремление к более полной самореализации личностного потенциала. Одной
из основных своих задач в школе считаю развитие творческих способностей
учащихся, что особенно актуально в условиях личностно-ориентированного
обучения.
Творчество
предполагает
самостоятельность,
независимость,
оригинальность мышления. Стремление развить эти качества движет мною
при работе с детьми; и я стараюсь из урока в урок, изо дня в день вести
ребёнка по дороге самосовершенствования.
А закончить своё эссе я хочу словами Д. И. Менделеева: «Вся гордость
учителя в учениках, в росте посеянных им семян» .
Помните:учитель-это святое, но вы для этого должны быть совершенным!