Автор: Кармалах Розалия Яковлевна Должность: учитель физической культуры Учебное заведение: МБОУ "Адычинская СОШ имени В.С. Чирикова" Населённый пункт: с.Бетенкес Наименование материала: внеурочная деятельность Тема: Национальные настольные игры Хабылык, Хаамыска Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Адычинская общеобразовательная школа имени В.С.Чирикова»
«Верхоянский район»
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора по УЧ Директор МБОУ
_________Слепцова В.Н. _________Ушницкий Н.И.
«__»___________2015г «__»__________2015г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По внеурочной деятельности
по национальным играм «Хабылык и хаамыска»
на 2015-2016 учебный год
5-7, 8-9 классы
Составитель:
Учитель физической культуры
Кармалах Розалия Яковлевна
с. Бетенкес
Национальные настольные игры «хабылык» и «хаамыска»
Пояснительная записка
Программа по традиционным настольным играм хабылык и хаамыска предназначена для
проведения внеурочной формы занятий физического воспитания.
Данная программа способствует углублению, расширению знаний традиционной игровой культуры
якутского народа и направлена на воспитание уважения к традициям предков. Стимулирует интерес к
занятиям физической культурой.
Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Только здоровый ребенок может успешно
учиться. Игра в хабылык и хаамыска – гуманная и демократичная народная игра: «Игра принимает всех»,
не отвергая ослабленных детей.
Программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта
и способствует обеспечения сохранения физического здоровья учащихся, а так же дает основу для
самоорганизации здорового образа жизни.
В программе даны конкретные методические рекомендации по организации и планированию
учебно - тренировочной работы с учащимися 1-2 классов. Уважение к традициям своего народа,
понимание характера и техники игры легче развивать с младшего школьного возраста. Настольные игры
хабылык и хаамыска призваны способствовать формированию здорового образа жизни, развитию
физических, интеллектуальных и нравственных способностей, достижению уровня спортивных успехов
сообразно способностям.
Цель программы: - углубленное изучение традиционных якутских настольных игр хабылык и хаамыска.
Задачи:
Содействие правильному физическому и психическому развитию;
Воспитание воли, настойчивости, трудолюбия и дисциплинированности;
Обучение основной технике настольной игры хабылык и хаамыска;
Содержание программы
Материал программы включает:
- основы знаний;
- общую и специальную физическую подготовку;
- техническую подготовку;
«Основы знаний» предусматривает материал по истории развития игр предков, правила соревнований.
«Общая и специальная физическая подготовка» - даны упражнения, направленные на развитие
ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук, подготавливают организм к
физической деятельности, развивают определенные двигательные качества.
« Техническая подготовка» - представлен материал, способствующий обучению техническим приемам
игры. В конце изучения программы учащиеся должны знать правила игры и принимать участие в
соревнованиях.
Методы и формы обучения
Для повышения интереса занимающихся к занятиям традиционными якутскими настольными
играми и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач
рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий.
С целью создания представления об играх используются такие словесные методы:
- рассказ;
- беседа;
- объяснение.
Наглядные методы: применяются в виде показа упражнения, показ мультимедийных презентаций,
видеофильмов. Можно к занятиям приглашать ветеранов, мастеров настольных игр хабылык и хаамыска.
Эти методы помогут создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы: предусматривают метод упражнений, игровой, КТД, пробы социального опыта,
открытого занятия и соревновательный. Основным из них является метод упражнений, который
предусматривает многократные повторения движения. Игровой метод дает наибольший эффект при
сочетании игры и обучения. Пробы социального опыта и открытые занятия дают возможность показать и
реализовать детям свои знания и умения, т.е. тому, чему научились. Участие в организации и проведении
КТД. Игры и упражнения, составляющие основу занятий, способствуют снятию эмоционального
напряжения, снижению импульсивности, тревоги и агрессии, совершенствованию коммуникативных,
игровых и двигательных навыков, развитию познавательных процессов.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Режим работы
Режим работы занятий – 1 день в неделю.
Продолжительность одного занятия – 40-45 минут.
Количество учебных недель – 5-7 классов – 32 часа;
8-9 классов – 35 часа;
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы необходимо соответствующее материально-техническое
обеспечение:
- специально отведенное место с соответствующей мебелью (столы, стулья, скамейки) по виду
деятельности и возрастным особенностям учащихся;
- для занятий необходим следующий игровой материал:
Хабылык по 30 штук – 13-15 комплектов (по количеству детей в группе)
Хаамыска по 5 штук - 13-15 комплектов (по количеству детей в группе)
Тырыынка по 60 штук – 2-3 комплекта
Тыксаан по 30 штук – 2-3 комплекта
Часы – 1 шт
№
Виды подготовки
Содержание подготовки
5-7 кл
8-9 кл
1
Упражнения мышц
кистей рук и пальцев
Легкий массаж пальцев.
Сгибание и разгибание
пальцев. Упражнения с
предметами:
- перебирание круп,
зѐрен;
- шнуровка на
специальных рамках;
- застѐгивание и
расстегивание пуговиц;
- плетение косичек
Все виды
подготовки в
сочетании
проводятся в
начале, т.е в
подготовительной
части каждого
занятия с целью
разогрева мышц
для полноценной
подготовки
организма к
занятию и
Все виды подготовки в
сочетании проводятся в
начале, т.е в
подготовительной части
каждого занятия с целью
разогрева мышц для
полноценной подготовки
организма к занятию и
развития тех или иных
качеств, необходимые для
игры
2
Упражнения для
мышц рук и плечевого
Упражнения с
предметами
пояса
: - перебрасывание мяча
с одной руки на другую
перед собой;
- подбрасывание мяча
верх и ловля;
- упражнения мячами с
напарником; -
перебрасывание палочки
с одной руки на другую
перед собой;
-подбрасывание палочки
и ловля
развития тех или
иных качеств,
необходимые для
игры
3
Упражнения для
мышц туловища и
шеи
Индивидуальные
упражнения без
предметов и с
предметами:
- наклоны вперѐд, назад,
вправо, влево без
предмета;
- наклоны вперѐд, назад,
вправо, влево с
предметом;
- наклоны и повороты
головы
4
Упражнения для
- приседания в
мышц ног и таза
различных исходных
положениях;
- подскоки;
- ходьба;
- бег
5
Подвижные игры и
забавы
- различные игры народа
саха и других народов;
- комбинированные
эстафеты
Календарно-тематическое планирование
5-7 класс
№
Тема
содержание
Ожидаемый
результат
Кол-во
часов
Дата проведения
план
факт
1
Якутские
национальные
настольные
игры
«Хабылык»,
«Хаамыска»,
«Тырыынка»,
«Тыксаан»
Введение. История развития
настольных игр предков.
Этимология слова «хабылык».
Пропагандисты, энтузиасты и
мастера настольных игр.
Федерация национальных
настольных игр предков
Республики Саха (Якутия
2
07.09.15
14.09.15
2
Игра
«Тырыынка»
Правила игры. Свободная
групповая игра на столе.
Выбор позици
Уметь выполнять
технические приѐмы
игры «Тырыынка»
4
21.09.15
28.09.15
05.10.15
12.10.15
3
Техника
подбрасывания
и ловли
палочек
Стойка игрока. Основные
положения при
подбрасывании и ловли
палочек. Имитация
подбрасывания и ловли.
Подбрасывание и ловля
палочек тыльной стороной
ладони. Снова подкидывание
и ловля одной палочки.
Способы ловли палочек.
Овладение техникой
подбрасывания и
ловли палочек
6
19.10.15
26.10.15
09.11.15
16.11.15
23.11.15
30.11.15
4
Учебная игра.
Отработка способа игры
Овладение техникой
подбрасывания и
ловли палочек
7
07.12.15
14.12.15
21.12.15
11.01.16
18.01.16
25.01.16
01.02.16
5
Техника
подбрасывания
и способы
ловли палоче
Способы ловли палочек.
Подбрасывание 5 палочек и
ловля палочек тыльной
стороной ладони. Снова
Овладение техникой
подбрасывания и
ловли палочек
5
08.02.16
15.02.16
22.02.16
29.02.16
подбрасывание и ловля 5 или
3 палочек. Подбрасывание и
ловля одной палочки
мизинцем и безымянным
пальцами. Имитация
подбрасывания и ловли на
скорости.
07.03.16
6
Учебная игра в
хабылык
Правила игры. Стойка игрока.
Отработка способа игры в
хабылык. Подбрасывание 30
палочек и ловля по одной
палочке тыльной стороной
ладони. Снова подбрасывание
и ловля. Тренировка
подбрасывания и ловли одной
палочки мизинцем и
безымянным пальцами.
Подбрасывание и ловля на
скорости.
Овладение техникой
подбрасывания и
ловли палочек
8
14.03.16
28.03.16
04.04.16
11.04.16
18.04.16
25.04.16
16.05.16
23.05.16
32
Календарно-тематическое планирование 8-9 класс – всего 35 часов
№
Тема
содержание
Ожидаемый
результат
Кол-во
часов
Дата проведения
план
факт
1
Якутские
национальные
настольные
игры
«Хабылык»,
«Хаамыска»,
«Тырыынка»,
«Тыксаан»
Введение. История развития
настольных игр предков.
Этимология слова «хабылык».
Пропагандисты, энтузиасты и
мастера настольных игр.
Федерация национальных
настольных игр предков
Республики Саха (Якутия)
2
02.09.15
09.09.15
2
Тренировка
подбрасывания
и ловли
хабылык
Стойка игрока. Отработка
способа игры в хабылык.
Подбрасывание 30 палочек и
ловля по одной палочке
тыльной стороной ладони.
Снова подбрасывание и
ловля. Тренировка
подбрасывания и ловли одной
палочки мизинцем и
безымянным пальцами.
Подбрасывание и ловли на
скорости. Учебная игра.
Овладение техникой
подбрасывания и
ловли палочек
10
16.09.15
23.09.15
30.09.15
07.10.15
14.10.15
21.10.15
28.10.15
11.11.15
18.11.15
25.11.15
3
Парные игры.
Групповые
Стойка игрока. Основные
положения при
Овладение техникой
игры и волевыми
2
02.12.16
09.12.16
игры «Хомуур
хабылык»
подбрасывании и ловли
палочек. Имитация
подбрасывания и ловли.
Подбрасывание и ловля
палочек тыльной стороной
ладони. Снова подкидывание
и ловля одной палочки.
Способы ловли палочек.
качествами
4
Парные игры.
Групповые
игры «Хомуур
хабылык»
Контрольная игра
3
16.12.16
23.12.16
13.01.16
5
Обучение
правилам игры
«Хаамыска»
Стойка игрока. Основные
положения при выполнении
основных приѐмов игры.
Техника перемещений близко
у стола. Имитация
подбрасывания и ловли
одного камешка.
Подбрасывание и ловля по
одному камешку.
Овладение техникой
подбрасывания и
ловли палочек
5
20.01.16
27.01.16
03.02.16
10.02.16
17.02.16
6
Техника
подбрасывания
и способы
ловли камешек
Тренировка подбрасывания и
ловли камешек. Игра пятью
камешками. Отработка
способа ловли и подбора
Овладение техникой
подбрасывания и
ловли одного
камешка
7
24.02.16
02.03.16
09.03.16
16.03.16
камешек со стола: -по одному
в первый раз;
-по два - во второй раз;
-вначале один, затем –
остальные три или наоборот;
-подкидывание одного и во
время его полѐта остальные
положить на стол, снова
подкидывание одного и во
время его полѐта успеть
подобрать и ловить камешек;
-подкидывание одного вверх,
во время его полѐта положить
на стол 4 камешка, снова
подкидывая камешек,
подбирать в ладонь
остальные по одному; -все
камешки на ладони,
подбрасывание и ловля
тыльной стороной ладони,
снова подбрасывание и ловля
всех камешек с прихватом
упавших на стол при первом
подбрасывании.
29.03.16
06.04.16
13.04.16
20.04.16
7
Игра в хабылык
и хаамыска
Самостоятельное ведение
тренировки по «Хабылык»
6
Контрольная игра по
«Хабылык» и «Хаамыска».
Уровни воспитательных результатов внеурочной деятельности:
1 уровень – приобретение школьниками социальных знаний;
2 уровень – формирование ценностного отношения к социальной реальности;
3 уровень – получение опыта самостоятельного социального действия.
Ожидаемые результаты:
Овладение техникой и способами игр предков;
Знание правил игры, умение выполнять технические приѐмы;
Формирование здорового образа жизни, развитие физических, интеллектуальных и
нравственных способностей, достижение спортивных успехов сообразно способностям
Формирование внутренней мотивации и устойчивого интереса к играм предков, выход на
уровень творческой активности и самостоятельности. Открытость в общении