Напоминание

Национальные настольные игры Хабылык, Хаамыска


Автор: Кармалах Розалия Яковлевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Адычинская СОШ имени В.С. Чирикова"
Населённый пункт: с.Бетенкес
Наименование материала: внеурочная деятельность
Тема: Национальные настольные игры Хабылык, Хаамыска
Раздел: среднее образование





Назад





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Адычинская общеобразовательная школа имени В.С.Чирикова»

«Верхоянский район»

СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Зам. директора по УЧ Директор МБОУ _________Слепцова В.Н. _________Ушницкий Н.И. «__»___________2015г «__»__________2015г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По внеурочной деятельности по национальным играм «Хабылык и хаамыска» на 2015-2016 учебный год 5-7, 8-9 классы Составитель: Учитель физической культуры Кармалах Розалия Яковлевна с. Бетенкес
Национальные настольные игры «хабылык» и «хаамыска»
Пояснительная записка


Программа по традиционным настольным играм хабылык и хаамыска предназначена для проведения внеурочной формы занятий физического воспитания. Данная программа способствует углублению, расширению знаний традиционной игровой культуры якутского народа и направлена на воспитание уважения к традициям предков. Стимулирует интерес к занятиям физической культурой. Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. Только здоровый ребенок может успешно учиться. Игра в хабылык и хаамыска – гуманная и демократичная народная игра: «Игра принимает всех», не отвергая ослабленных детей. Программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и способствует обеспечения сохранения физического здоровья учащихся, а так же дает основу для самоорганизации здорового образа жизни. В программе даны конкретные методические рекомендации по организации и планированию учебно - тренировочной работы с учащимися 1-2 классов. Уважение к традициям своего народа, понимание характера и техники игры легче развивать с младшего школьного возраста. Настольные игры хабылык и хаамыска призваны способствовать формированию здорового образа жизни, развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей, достижению уровня спортивных успехов сообразно способностям.
Цель программы: -
углубленное изучение традиционных якутских настольных игр хабылык и хаамыска.

Задачи:
 Содействие правильному физическому и психическому развитию;  Воспитание воли, настойчивости, трудолюбия и дисциплинированности;  Обучение основной технике настольной игры хабылык и хаамыска;
Содержание программы
Материал программы включает: - основы знаний; - общую и специальную физическую подготовку; - техническую подготовку; «Основы знаний» предусматривает материал по истории развития игр предков, правила соревнований. «Общая и специальная физическая подготовка» - даны упражнения, направленные на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук, подготавливают организм к физической деятельности, развивают определенные двигательные качества. « Техническая подготовка» - представлен материал, способствующий обучению техническим приемам игры. В конце изучения программы учащиеся должны знать правила игры и принимать участие в соревнованиях.
Методы и формы обучения
Для повышения интереса занимающихся к занятиям традиционными якутскими настольными играми и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий. С целью создания представления об играх используются такие словесные методы:
- рассказ; - беседа; - объяснение. Наглядные методы: применяются в виде показа упражнения, показ мультимедийных презентаций, видеофильмов. Можно к занятиям приглашать ветеранов, мастеров настольных игр хабылык и хаамыска. Эти методы помогут создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях. Практические методы: предусматривают метод упражнений, игровой, КТД, пробы социального опыта, открытого занятия и соревновательный. Основным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движения. Игровой метод дает наибольший эффект при сочетании игры и обучения. Пробы социального опыта и открытые занятия дают возможность показать и реализовать детям свои знания и умения, т.е. тому, чему научились. Участие в организации и проведении КТД. Игры и упражнения, составляющие основу занятий, способствуют снятию эмоционального напряжения, снижению импульсивности, тревоги и агрессии, совершенствованию коммуникативных, игровых и двигательных навыков, развитию познавательных процессов. Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Режим работы
Режим работы занятий – 1 день в неделю. Продолжительность одного занятия – 40-45 минут. Количество учебных недель – 5-7 классов – 32 часа; 8-9 классов – 35 часа;
Условия реализации программы

Для успешной реализации программы необходимо соответствующее материально-техническое обеспечение: - специально отведенное место с соответствующей мебелью (столы, стулья, скамейки) по виду деятельности и возрастным особенностям учащихся; - для занятий необходим следующий игровой материал:  Хабылык по 30 штук – 13-15 комплектов (по количеству детей в группе)  Хаамыска по 5 штук - 13-15 комплектов (по количеству детей в группе)  Тырыынка по 60 штук – 2-3 комплекта  Тыксаан по 30 штук – 2-3 комплекта  Часы – 1 шт


Виды подготовки

Содержание подготовки

5-7 кл

8-9 кл
1 Упражнения мышц кистей рук и пальцев Легкий массаж пальцев. Сгибание и разгибание пальцев. Упражнения с предметами: - перебирание круп, зѐрен; - шнуровка на специальных рамках; - застѐгивание и расстегивание пуговиц; - плетение косичек Все виды подготовки в сочетании проводятся в начале, т.е в подготовительной части каждого занятия с целью разогрева мышц для полноценной подготовки организма к занятию и Все виды подготовки в сочетании проводятся в начале, т.е в подготовительной части каждого занятия с целью разогрева мышц для полноценной подготовки организма к занятию и развития тех или иных качеств, необходимые для игры 2 Упражнения для мышц рук и плечевого Упражнения с предметами
пояса : - перебрасывание мяча с одной руки на другую перед собой; - подбрасывание мяча верх и ловля; - упражнения мячами с напарником; - перебрасывание палочки с одной руки на другую перед собой; -подбрасывание палочки и ловля развития тех или иных качеств, необходимые для игры 3 Упражнения для мышц туловища и шеи Индивидуальные упражнения без предметов и с предметами: - наклоны вперѐд, назад, вправо, влево без предмета; - наклоны вперѐд, назад, вправо, влево с предметом; - наклоны и повороты головы 4 Упражнения для - приседания в
мышц ног и таза различных исходных положениях; - подскоки; - ходьба; - бег 5 Подвижные игры и забавы - различные игры народа саха и других народов; - комбинированные эстафеты
Календарно-тематическое планирование

5-7 класс



Тема

содержание

Ожидаемый

результат

Кол-во

часов

Дата проведения

план

факт
1 Якутские национальные настольные игры «Хабылык», «Хаамыска», «Тырыынка», «Тыксаан» Введение. История развития настольных игр предков. Этимология слова «хабылык». Пропагандисты, энтузиасты и мастера настольных игр. Федерация национальных настольных игр предков Республики Саха (Якутия 2 07.09.15 14.09.15
2 Игра «Тырыынка» Правила игры. Свободная групповая игра на столе. Выбор позици Уметь выполнять технические приѐмы игры «Тырыынка» 4 21.09.15 28.09.15 05.10.15 12.10.15 3 Техника подбрасывания и ловли палочек Стойка игрока. Основные положения при подбрасывании и ловли палочек. Имитация подбрасывания и ловли. Подбрасывание и ловля палочек тыльной стороной ладони. Снова подкидывание и ловля одной палочки. Способы ловли палочек. Овладение техникой подбрасывания и ловли палочек 6 19.10.15 26.10.15 09.11.15 16.11.15 23.11.15 30.11.15 4 Учебная игра. Отработка способа игры Овладение техникой подбрасывания и ловли палочек 7 07.12.15 14.12.15 21.12.15 11.01.16 18.01.16 25.01.16 01.02.16 5 Техника подбрасывания и способы ловли палоче Способы ловли палочек. Подбрасывание 5 палочек и ловля палочек тыльной стороной ладони. Снова Овладение техникой подбрасывания и ловли палочек 5 08.02.16 15.02.16 22.02.16 29.02.16
подбрасывание и ловля 5 или 3 палочек. Подбрасывание и ловля одной палочки мизинцем и безымянным пальцами. Имитация подбрасывания и ловли на скорости. 07.03.16 6 Учебная игра в хабылык Правила игры. Стойка игрока. Отработка способа игры в хабылык. Подбрасывание 30 палочек и ловля по одной палочке тыльной стороной ладони. Снова подбрасывание и ловля. Тренировка подбрасывания и ловли одной палочки мизинцем и безымянным пальцами. Подбрасывание и ловля на скорости. Овладение техникой подбрасывания и ловли палочек 8 14.03.16 28.03.16 04.04.16 11.04.16 18.04.16 25.04.16 16.05.16 23.05.16 32

Календарно-тематическое планирование 8-9 класс – всего 35 часов



Тема

содержание

Ожидаемый

результат

Кол-во

часов

Дата проведения

план

факт
1 Якутские национальные настольные игры «Хабылык», «Хаамыска», «Тырыынка», «Тыксаан» Введение. История развития настольных игр предков. Этимология слова «хабылык». Пропагандисты, энтузиасты и мастера настольных игр. Федерация национальных настольных игр предков Республики Саха (Якутия) 2 02.09.15 09.09.15 2 Тренировка подбрасывания и ловли хабылык Стойка игрока. Отработка способа игры в хабылык. Подбрасывание 30 палочек и ловля по одной палочке тыльной стороной ладони. Снова подбрасывание и ловля. Тренировка подбрасывания и ловли одной палочки мизинцем и безымянным пальцами. Подбрасывание и ловли на скорости. Учебная игра. Овладение техникой подбрасывания и ловли палочек 10 16.09.15 23.09.15 30.09.15 07.10.15 14.10.15 21.10.15 28.10.15 11.11.15 18.11.15 25.11.15 3 Парные игры. Групповые Стойка игрока. Основные положения при Овладение техникой игры и волевыми 2 02.12.16 09.12.16
игры «Хомуур хабылык» подбрасывании и ловли палочек. Имитация подбрасывания и ловли. Подбрасывание и ловля палочек тыльной стороной ладони. Снова подкидывание и ловля одной палочки. Способы ловли палочек. качествами 4 Парные игры. Групповые игры «Хомуур хабылык» Контрольная игра 3 16.12.16 23.12.16 13.01.16 5 Обучение правилам игры «Хаамыска» Стойка игрока. Основные положения при выполнении основных приѐмов игры. Техника перемещений близко у стола. Имитация подбрасывания и ловли одного камешка. Подбрасывание и ловля по одному камешку. Овладение техникой подбрасывания и ловли палочек 5 20.01.16 27.01.16 03.02.16 10.02.16 17.02.16 6 Техника подбрасывания и способы ловли камешек Тренировка подбрасывания и ловли камешек. Игра пятью камешками. Отработка способа ловли и подбора Овладение техникой подбрасывания и ловли одного камешка 7 24.02.16 02.03.16 09.03.16 16.03.16
камешек со стола: -по одному в первый раз; -по два - во второй раз; -вначале один, затем – остальные три или наоборот; -подкидывание одного и во время его полѐта остальные положить на стол, снова подкидывание одного и во время его полѐта успеть подобрать и ловить камешек; -подкидывание одного вверх, во время его полѐта положить на стол 4 камешка, снова подкидывая камешек, подбирать в ладонь остальные по одному; -все камешки на ладони, подбрасывание и ловля тыльной стороной ладони, снова подбрасывание и ловля всех камешек с прихватом упавших на стол при первом подбрасывании. 29.03.16 06.04.16 13.04.16 20.04.16 7 Игра в хабылык и хаамыска Самостоятельное ведение тренировки по «Хабылык» 6
Контрольная игра по «Хабылык» и «Хаамыска».
Уровни воспитательных результатов внеурочной деятельности:
1 уровень – приобретение школьниками социальных знаний; 2 уровень – формирование ценностного отношения к социальной реальности; 3 уровень – получение опыта самостоятельного социального действия.
Ожидаемые результаты:
 Овладение техникой и способами игр предков;  Знание правил игры, умение выполнять технические приѐмы;  Формирование здорового образа жизни, развитие физических, интеллектуальных и нравственных способностей, достижение спортивных успехов сообразно способностям  Формирование внутренней мотивации и устойчивого интереса к играм предков, выход на уровень творческой активности и самостоятельности. Открытость в общении


В раздел образования