Пояснительная записка к рабочей программе курса внеурочной деятельности «В мире книг» для 4 класса
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «В мире книг» для 4 класса разработана на основе авторской
программы «В мире книг» Л.А.
Ефросиной (сборник программ внеурочной деятельности: 1-4/ под ред. Н.Ф.Виноградовой. – М.: Вентана - Граф. 2012.) с учётом требований к результатам
освоения основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №45.
По учебном плану МБОУ СОШ №45 на 2016-2017 учебный год на изучение курса внеурочной деятельности ««В мире книг» в 4 классе отводится 1 час в
неделю. По календарному учебному графику продолжительность учебного года для учащихся 4-х классов составляет 34 недели. На изучение курса
отведено 34 часа.
Цели программы «В мире книг»- создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг; расширение литературно-
образовательного пространства учащихся начальных классов; формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных
умений.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В результате освоения программы курса «В мире книг» формируются:
Личностные результаты:
— развитие читательской активности и воспитание позитивного отношения к себе как к читателю, к обществу как к носителю книжной культуры, к тексту
как к сложной иерархической системе культуры;
— устойчивая позитивная динамика осознанного выбора школьником более ценных текстов для удовлетворения читательских потребностей;
— наличие мотивации с желанием включатся в различные проекты, связанные с чтением, с интересом выполнять учебные задания, связанные с чтением;
— формирование уважительного отношения к иному мнению, истории, культуре других народов;
— формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
—формирование представлений об информационно-поисковой деятельности как жизненно важной в современном информационном обществе.
Метапредметные результаты:
Регулятивные учебные умения:
— умение работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
— умение самостоятельно работать с новым произведением;
— умение работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
— умение определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
— прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
— составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
— соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Предметные результаты:
— осознавать значимость чтения для личного развития;
— формировать потребность в систематическом чтении;
— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
— сравнивать басни по структуре и сюжету;
— выделять книги-произведения и книги-сборники из группы предложенных книг или открытого библиотечного фонда;
— собирать информацию для библиографической справки об авторе;
— составлять таблицу жанров произведений писателя;
— выполнять поисковую работу по проекту;
— презентовать результаты проектной деятельности и любимую книгу;
— готовить отзыв о книге и обсуждать разные точки зрения;
— находить по каталогу нужную книгу;
— заполнять каталожную карточку на выбранную книгу;
— писать отзыв о книге или героях книги;
— пользоваться библиографическим справочником;
— рассматривать и читать детские газеты и журналы;
— находить нужную информацию в газетах и журналах;
— собирать информацию для проекта «История детской газеты или журнала»;
— готовить материал для классной и школьной газеты;
— пользоваться электронными газетами и журналами.
В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ КУРСА
УЧЕНИК НАУЧИТСЯ
УЧЕНИК ПОЛУЧИТ ВОЗМОЖНОСТЬ НАУЧИТЬСЯ
Основы смыслового чтения и работа с текстом
• находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
• сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три
существенных признака;
• понимать информацию, представленную в неявном виде (например,
находить
в
тексте
несколько
примеров,
доказывающих
приведенное
утверждение;
характеризовать
явление
по
его
описанию;
выделять
общий признак группы элементов);
•
понимать
информацию,
представленную
разными
способами:
словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
• ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках
• работать с несколькими источниками информации;
• сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
• соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи,
не показанные в тексте напрямую;
• делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего
использования;
• формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить
аргументы, подтверждающие вывод;
•
сопоставлять
и
обобщать
содержащуюся
в
разных
частях
текста
информацию
• сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников
Работа с текстом: оценка информации
• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению
достоверность
прочитанного,
обнаруживать
недостоверность
получаемых
сведений,
пробелы
в
информации
и
находить
пути
восполнения этих пробелов
• сопоставлять различные точки зрения;
• соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять
достоверную (противоречивую) информацию
Формирование ИКТ компетентности обучающихся
Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером
•
использовать
безопасные
для
органов
зрения,
нервной
системы,
опорно-двигательного
аппарата,
эргономичные
приемы
работы
с
компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие
физические упражнения (мини-зарядку);
• организовывать систему папок для хранения собственной информации
в компьютере
Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных
•
вводить
информацию
в
компьютер
с
использованием
различных
технических
средств
(фото-
и
видеокамеры,
микрофона
и
т.
д.),
сохранять полученную информацию;
• владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на
родном
языке;
набирать
текст
на
иностранном
языке,
использовать
экранный перевод отдельных слов;
• рисовать изображения на графическом планшете
Обработка и поиск информации
• подбирать оптимальный по содержанию, эстетическим параметрам и
техническому
качеству
результат
видеозаписи
и
фотографирования,
использовать сменные носители (флэшкарты);
•
описывать
по
определенному
алгоритму
объект
или
процесс
наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о
нем, используя инструменты ИКТ;
•
собирать
числовые
данные
в
естественно-научных
наблюдениях
и
экспериментах,
используя
цифровые
датчики,
камеру,
микрофон
и
другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей;
• редактировать цепочки экранов сообщения и содержание экранов в
соответствии
с
коммуникативной
или
учебной
задачей,
включая
редактирование текста, цепочек изображений, видео и аудиозаписей,
фотоизображений;
•
пользоваться
основными
функциями
стандартного
текстового
редактора,
следовать
основным
правилам
оформления
текста;
использовать
полуавтоматический
орфографический
контроль;
использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида;
• искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и
справочниках,
базах
данных,
контролируемом
Интернете,
системе
поиска
внутри
компьютера;
составлять
список
используемых
информационных источников (в том числе с использованием ссылок);
• заполнять учебные базы данных
Создание, представление и передача сообщений
•
создавать
текстовые
сообщения
с
использованием
средств
ИКТ:
редактировать, оформлять и сохранять их;
•
создавать
изображения,
пользуясь
графическими
возможностями
компьютера;
составлять
новое
изображение
из
готовых
фрагментов
(аппликация);
• пользоваться основными средствами телекоммуникации; участвовать в
коллективной
коммуникативной
деятельности
в
информационной
образовательной
среде,
фиксировать
ход
и
результаты
общения
на
экране и в файлах
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «В МИРЕ КНИГ»
Страницы старины седой (4 ч)
Былины, былинщики. Былинные богатыри. «Былина о Святогоре» в стихотворной форме и прозаической форме. Выставка книг. Библиотечный урок.
История книги. Рукописные книги. Книги Древней Руси. Библиотека Ярослава Мудрого. Наставления Ярослава Мудрого. Первая печатная книга на
Руси. Первопечатник Иван Фёдоров. Библия на русском языке. Библейские предания: «Суд Соломона», «Блудный сын». Экскурсия в типографию или
книжный магазин.
Крупицы народной мудрости (4 ч)
Сборники произведений фольклора. Героические песни о Родине. Песня-слава «Русская земля». Героические песни о героях России: «Кузьма Минин и
Дмитрий Пожарский во главе ополчения», «Суворов приказывает армии переплыть море». Сбор дополнительной информации о героях России
оформление постера (стенда) с собранными материалами. Книга С. Алексеева «Рассказы о Суворове и русских солдатах» в разных издания.
Справочный материал об А.В. Суворове (справочники, энциклопедии).Проект «Русь великая в пословицах и поговорках»: отбор пословиц по теме,
объяснение скрытого смысла, оформление рукописной книги «Русь великая в пословицах и поговорках». Сбор дополнительной информации о героях
России, оформление постера (стенда) с собранными материалами, презентация постеров и книг.
Мифы народов мира (2 ч)
Книги с мифами народов мира: древнерусские, древнегреческие, китайские и т. д. Выставка книг. Работа с системным каталогом. Читальный зал.
Древнекитайский миф «Подвиги стрелка И». Конкурс-кроссворд «Мифологические герои».
Русские писатели-сказочники (3 ч)
Библиотека сказок. Книги со сказками А.С. Пушкина, В. Жуковского, М. Лермонтова, П. Ершова, В. Гаршина. Фольклорные корни сказок. Час
читателя. Сказка сказок П.П. Ершова «Конёк-Горбунок». Поиск: исторические корни литературных (авторских) произведений(летопись «Вещий Олег»
из «Повести временных лет» и стихотворение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»).Библиографические справочники. Библиографические справки о
писателях-сказочниках (проектная деятельность).
«Книги, книги, книги…» (4 ч)
Библиотечный урок. Храм книги. Библиотека. Первые библиотеки. Правила пользования библиотекой. Экскурсия в детскую библиотеку. Книга.
Элементы книги. Справочный аппарат. Классификация книг по структуре, изданиям, авторам (работа в группах).Книги учебные, художественные,
научно-популярные, справочники и энциклопедии. Структура энциклопедии и книги-справочника. Книги-сборники «Басни И. Крылова», «Легенды и
сказы», «Сказки народов мира», «Стихи русских поэтов». Проект «Русские баснописцы»: сбор материала, чтение басен, басни с «бродячими сюжетами.
Книги о детях и для детей (3 ч)
Дети — герои книг Н. Гарина-Михайловского, К. Станюковича, Х.К. Андерсена, Марка Твена, В. Гюго, А. Гайдара, Е. Ильиной и др. Выставка книг.
Фантастика и приключения. Поиск книг по каталогу, составление списка. Читальный зал. Книги А. Рыбакова, В. Крапивина, К. Булычёва, А. Волкова.
Конкурс-кроссворд «Писатели-фантасты». Аннотация к книге А. Волкова «Волшебник Изумрудного города».
Словари, справочники, энциклопедии (3 ч)
«Хранители слов» — словари: орфографический, толковый, словарь синонимов, этимологический. Выставка словарей. Игра-конкурс «Объясни слово».
Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?». Игра «100 вопросов Почемучек»: составление вопросов и нахождение
ответов в книгах-справочниках.
Родные поэты (3 ч)
Книги-сборники русских поэтов о родной природе. Структура книги. Чтение и слушание стихотворений о Родине А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.
Никитина, С. Есенина, Н. Рубцова, И. Бунина. Конкурс чтецов «Стихи о Родине».
Писатели о писателях. Очерки и воспоминания (4 ч)
Книги-сборники «Очерки и воспоминания». Очерки о природе, людях, событиях. Очерки С. Михалкова «Слово о Крылове», К. Чуковского «Николай
Алексеевич Некрасов»: чтение, выбор информации, определение жанра и темы. Воспоминания Л.Н. Толстого, А. Куприна «Воспоминания обА.П.
Чехове». Творческая работа: очерк о своём городе, о своём классе, о любимой книге.
Мир книг (4 ч)
Типы и виды книг: поисковая работа в библиотеке. Книги о животных. Э. Сетон-Томпсона «Герои-животные». Очерк В. Пескова «В гостях у Сетон-
Томпсона». Час читателя: знакомство с книгой В. Бульванкера «От кота до кита». Литературная игра «Тайны учебной книги». Периодические печатные
издания для детей: детские газеты и журналы.
Виды деятельности:
планировать работу по теме, читать текст вслух целыми словами, находить необходимую информацию, обобщать её, находить книги в школьной
библиотеке, участвовать в работе парами, группами, договариваться друг с другом, сравнивать иллюстрации с содержанием, характеризовать
образы героев и персонажей;
осуществлять поиск информации об истории книги. Отбирать необходимую информацию и на её основе составлять рассказ об истории книги;
читать осознанно текст. Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение;
определять главных героев произведения. Давать характеристики героев. Отвечать и задавать вопросы;
различать виды устного народного творчества: малые и большие жанры;
осуществлять поиск информации о героях России. Отбирать необходимую информацию и на её основе составлять презентацию рукописной
книги;
читать вслух и про себя, определять особенности мифов. Характеризовать образы героев и персонажей, сравнивать иллюстрации с содержанием
текста. Представлять мифологических героев. Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
различать сказки народные и авторские. Сравнивать произведения словесного, музыкального изобразительного искусства;
читать осознанно текст. Понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение;
определять главных героев произведения. Давать характеристики героев. Отвечать и задавать вопросы;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием литературы, энциклопедий, справочников
(включая электронные и цифровые) в том числе Интернет. Ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным
фондом); Участвовать в творческих проектах. Проявлять себя и оценивать свои достижения;
выбирать правильно книгу в библиотеке. Различать книги по типу и виду;
ориентироваться в мире книг (отбирать книги по авторской принадлежности в открытом библиотечном фонде); пользоваться алфавитным
каталогом для отбора нужной книги; заполнять каталожную карточку;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием литературы, энциклопедий, справочников
(включая электронные и цифровые) в том числе Интернет;
читать вслух и про себя, определять особенности басни, выделять мораль басни в текстах. Характеризовать образы героев и персонажей,
сравнивать иллюстрации с содержанием текста. Представлять героев басни;
читать осознанно текст, понимать прочитанное. Участвовать в работе группы. Отвечать и задавать вопросы. Определять жанр и тему.
Соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию. Определять главных героев произведения. Давать
характеристики героев. Участвовать в обсуждении;
классифицировать книги по авторской принадлежности, теме, жанру; систематизировать книги по авторской принадлежности; аргументировать
мнение о выбранной книге по авторской принадлежности, теме, жанру.
Формы проведения занятий:
• практические занятия с применением игровых приемов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок,
ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок;
• анализ и просмотр текстов;
• самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с конструктором
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
• игровая;
• теоретическая;
• практическая
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные, групповые и
индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита проектов, консультация
Формы и виды контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, участие в конкурсах
исследовательских работ.
Технологии:
• технология проектного обучения;
• технология обучения в сотрудничестве;
• технология проблемного обучения;
• игровая технология;
• информационные образовательные технологии
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Тема урока
Дата
Основные вопросы содержания
По плану
По факту
1
Былины, былинщики. Былинные богатыри.
Книги-сборники
07.09
Былины, былинщики. Былинные богатыри. «Былина о
Святогоре» в стихотворной форме и прозаической форме.
Выставка книг.
2
Книги Древней Руси. Первые библиотеки.
Первая печатная книга на Руси
14.09
Книги Древней Руси. Библиотека Ярослава Мудрого.
Наставления Ярослава Мудрого
3
Библия. Библейские предания.
21.09
Библия на русском языке. Библейские предания: «Суд
Соломона», «Блудный сын»
4
Творческая работа: история книги
28.09
Библиотечный урок. История книги. Рукописные книги
5
Героические песни о героях России. Песня-
слава.
05.10
Героические песни о Родине. Песня-слава «Русская земля»
6
Книга-сборник С. Алексеева «Рассказы о
Суворове и русских солдатах». Справочный
материал об А.В. Суворове
12.10
Героические песни о героях России: «Кузьма Минин и Дмитрий
Пожарский во главе ополчения», «Суворов приказывает армии
переплыть море».
7
Русь великая в произведениях фольклора
19.10
Сборники произведений фольклора
8
День народного единства: презентация
рукописной книги и постеров (стендов) о героях
России.
26.10
Сбор дополнительной информации о героях России и
оформление постера (стенда) с собранными материалами
9
Мифы народов мира. Книги-сборники
09.11
Книги с мифами народов мира: древнерусские, древнегреческие,
китайские и т. д. Выставка книг. Работа с системным каталогом
10
Мифологические герои
16.11
Читальный зал. Древнекитайский миф «Подвиги стрелка И».
Конкурс-кроссворд «Мифологические герои»
11
Мир сказок: сказки народные и авторские
23.11
Библиотека сказок. Книги со сказками А.С. Пушкина, В.
Жуковского, М. Лермонтова, П. Ершова, В.Гаршина.
Фольклорные корни сказок.
Час читателя. Сказка сказок П.П. Ершова «Конёк-Горбунок
12
Книги со сказками русских писателей-
классиков. Сказка
сказок П. Ершова «Конёк-Горбунок»
30.11
13
Исторические (фольклорные) корни
литературных произведений на примере
летописи «Вещий Олег» и «Песни о вещем
Олеге»
А.С. Пушкина
07.12
Поиск: исторические корни литературных (авторских)
произведений
(летопись «Вещий Олег» из «Повести временных лет» и
стихотворение
А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»)
14
Библиографический справочник: справки о
писателях-сказочниках. Энциклопедии и книги-
справочники
14.12
Библиографические справочники. Библиографические справки о
писателях-сказочниках (проектная деятельность)
15
Книга. Элементы книги. Справочный аппарат
книги
21.12
Книга. Элементы книги. Справочный аппарат. Классификация
книг
по структуре, изданиям, авторам (работа в группах)
16
Библиотека. Первые библиотеки. Правила
пользования
библиотекой. Экскурсия в библиотеку
28.12
Библиотечный урок. Храм книги. Библиотека. Первые
библиотеки.
Правила пользования библиотекой. Экскурсия в детскую
библиотеку
17
Книги. Типы книг. Справочный аппарат книги
18.01
Книги учебные, художественные, научно-популярные,
справочники
и энциклопедии. Структура энциклопедии и книги-справочника
18
Проектная деятельность: создание рукописной
книги
«Русские баснописцы»
25.01
Проект «Русские баснописцы»: сбор материала, чтение басен,
басни
с «бродячими» сюжетами
19
Дети — герои книг писателей XIX века
01.02
Дети — герои книг Н. Гарина-Михайловского, К. Станюковича,
Х.К. Андерсена, Марка Твена, В. Гюго, А. Гайдара, Е. Ильиной и
др. Вы-
ставка книг
20
Библиографические справки о Марке Твене, В.
Гюго,
Д. Мамине-Сибиряке, А. Куприне и др
08.02
21
Конкурс-кроссворд «Авторы произведений о
детях». Ан-
нотация на книгу-сборник писателей-классиков
15.02
Читальный зал. Книги А. Рыбакова, В. Крапивина, К. Булычёва,
А. Волкова. Конкурс-кроссворд «Писатели-фантасты».
Аннотация к книге А. Волкова «Волшебник Изумрудного
города»
22
«Хранители слов» — словари. Выставка
словарей. Игра-
конкурс «Объясни слово»
22.02
«Хранители слов» — словари: орфографический, толковый,
словарь
синонимов, этимологический. Выставка словарей. Игра-конкурс
«Объясни слово»
23
Справочники и энциклопедии. Детская
энциклопедия
01.03
Справочники и энциклопедии. Детская энциклопедия «Что
такое? Кто такой?»
24
Игра «100 вопросов Почемучек» —
практическая работа со справочной литературой
05.03
Игра «100 вопросов Почемучек»: составление вопросов и
нахождение ответов в книгах-справочниках
25
Книги-сборники поэтов о Родине и родной
природе.
Структура книги
29.03
Книги-сборники русских поэтов о родной природе. Структура
книги
26
Читаем и слушаем стихотворения о Родине А.С.
Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, С.
Есенина, Н. Рубцова и др.
05.04
Чтение и слушание стихотворений о Родине А.С. Пушкина,
М.Ю. Лермонтова, И. Никитина, С. Есенина, Н. Рубцова, И.
Бунина.
27
Конкурс «Читаем стихи о Родине и родной
природе»
12.04
Конкурс чтецов «Стихи о Родине»
28
Очерки и воспоминания. Писатели о писателях
19.04
Книги-сборники «Очерки и воспоминания». Очерки о природе,
людях, событиях. Очерки С. Михалкова «Слово о Крылове», К.
Чуковского «Николай Алексеевич Некрасов»: чтение, выбор
29
Очерки и воспоминания. Писатели о писателях
26.04
информации, определение жанра и темы.
Воспоминания Л.Н. Толстого, А. Куприна «Воспоминания об
30
Творческая работа: очерк о своей школе, о своём
городе
или о любимой книге
03.05
Творческая работа: очерк о своём городе, о своём классе, о
любимой
книге
31
Книги о детях войны. Е. Ильина «Четвёртая
высота»
10.05
Книги о детях войны. Е. Ильина «Четвёртая высота»
32
Детские газеты и журналы
17.05
Периодические печатные издания для детей: детские газеты и
журналы
33
Библиотечная мозаика: выставки книг, игры,
конкурсы,
подготовленные презентации
24.05
Типы и виды книг: поисковая работа в библиотеке. Выставка
книг. Литературная игра «Тайны учебной книги»
34
Библиотечная мозаика: выставки книг, игры,
конкурсы,
подготовленные презентации
27.05