Напоминание

"Метод проектов в образовательном процессе"


Автор: Степнова Олеся Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБУ лицей №67 СП д/с "Русалочка"
Населённый пункт: г. Тольятти, Самарская обл.
Наименование материала: статья
Тема: "Метод проектов в образовательном процессе"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья на тему:
«Метод проектов в образовательном процессе»


В настоящее время в образовательной политике Самарского региона (как и во всей России в целом) происходит в постановке целей образования, затрагивающие содержания образования. Теоретические, по сути и энциклопедические по широте знания, которое долгое время были главной целью образовательного процесса, теперь становятся средством. Знаниевая ориентация отечественного образования сменяется компетентностно- ориентированным подходом к образованию. Переориентация образовательного процесса в учреждениях образования (ВУЗах, средних школах, дошкольных учреждениях) на компетентностный подход ставят ряд проблем. Они связаны в первую очередь с тем, что педагоги не владеют технологиями, позволяющими создать педагогическое пространство, обеспечивающее формирование ключевых компетенций детей. Одной из образовательных технологий, поддерживающий компетентностно-ориентированный подход в образовании, можно считать метод проектов. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник в 20-е годы XX века в США и был разработан в русле гуманистического направления в философии и педагогике Джоном Дьюи и его Килпатриком. Его называли также методом проблем. В основе метода лежало обучение на активной основе через целесообразную деятельность ученика, учитывая его личный интерес именно в этом знании. Детям показывали их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодится им в жизни. Детям предлагается решать проблемы, взятые и значимые для них, при помощи приложения уже полученных знаний и новых, которые им предстояло приобрести. Учитель
подсказывал им новые источники информации, направлял учеников на самостоятельные поиски. В результате ученики должны были самостоятельно решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, и получить реальный результат. Метод проектов привлёк внимание отечественных педагогов ещё в начале XX века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством С.Т. Шацкого в 1905г. Была организована небольшая группа сотрудников, активно использующая проектные методы в практике преподавания. В 20-е годы XX века метод проектов нашёл своё отражение в идеях отечественных учёных: Б.В. Игнатьевой, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупениной. Эти педагоги считали, что критически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой. Позднее эти идеи стали довольно широко, но недостаточно продуманно и последовательно внедрятся в школу (зачастую полностью подменялась классно-урочная система, не выполнялась программа обучения). И в 1937г. Постановлением ЦК ВКП(б) метод проектов был осуждён. Со временем реализация метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Зародившись из идеи свободного воспитания, метод проектов становится в настоящие время интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов, являясь дидактической категорией, представляет собой способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым
практическим результатом, оформленным тем или иным образом. В основу методов проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», - его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Это результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельность. Чтобы добиться этого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для это цели знания из разных областей, быть способными прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, уметь устанавливать причинно-следственные связи. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность детей. В условиях дошкольного учреждения очень важна роль педагога при осуществлении проектной деятельности дошкольников. Метод проектов в ДОУ можно представить, как способ организации образовательного процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанников, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная деятельность по достижению решения поставленной проблемы. Практике современных дошкольных учреждений используются следующие типы проектов:
Исследовательские
– дети экспериментируют, проводят опыты, обсуждают результаты, делают выводы, оформляют результаты исследования в виде газет, репортажей, видеозарисовок;
Творческие
– деятельность детей при выполнении таких проектов намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, который может быть оформлен как сценарий видеофильма, драматизация, программа праздника, детский дизайн;
Ролевые игровые
– дети принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, например, входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленную проблему;

Информационно-практико-ориентированные
– дети собирают информацию, обсуждают её и реализуют, ориентируясь на социальные интересы результаты оформляют в виде стендов, газет, витражей. По продолжительности выполнения проектов бывают: - краткосрочные – могут быть разработаны на нескольких занятиях по программе одной методике или как дисциплинарные; - средней продолжительности – от недели до месяца; - долгосрочный – от месяца до несколько месяцев. Также различают: монопроекты – такие проекты проводят в рамках одной методики. И межпредметные затрагивающие две -три методики. Комплексных интегрированный характер является спецификой метода проектов. Например, взаимосвязь экологического воспитания с эстетическим, экономическим воспитанием, интеграция художественной литературой, ИЗО деятельности, физическим воспитанием. Чаще всего проекты в дошкольных учреждениях являются групповыми, но бывают и личностные, индивидуальные проекты, например ИЗО деятельности, в словесном творчестве. Говоря об общих подходах к структурированному проекта можно выделить следующие этапы: 1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников. 2. Далее педагогу необходимо продумать возможные варианты проблемы, которую важно исследовать в рамках намеченной тематики. 3. Затем обозначить проблему и выбрать наиболее актуальную и посильную задачу для детей на определённый отрезок времени. 4. Важным моментом является распределение задач по группам, обсуждение плана деятельности по достижению цели (к кому обратиться за помощью, какие предметы использовать, где найти информацию)
5. Затем выполнение проекта – специально организованный педагогом самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. 6. Презентация результатов. Хочется обратить внимание что, учитывая возрастные психологические особенности детей дошкольного возраста, координация проекта должна быть достаточно гибкой, т.е. воспитатель ненавязчиво направляет деятельность детей, организуя отдельные этапы проекта. Одной из основных задач проектного метода в дошкольных учреждениях является формирования ключевых компетенции воспитанников. Метод проекта актуален, очень эффективен и является наиболее очевидным способом формирования ключевых компетенции детей, так как универсален по отношению к предметному содержанию (т.е. позволяет педагогу формулировать проблемы на основе различного предметного содержания). Это показывает мировая педагогика.



В раздел образования