Автор: Богородский Юрий Петрович Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МБОУ г. Иркутска. СОШ №39 Населённый пункт: г. Иркутск Наименование материала: Презентация Тема: Базовые последовательности бардовских песен Раздел: дополнительное образование
•
Асафьев утверждал, что для каждой эпохи характерны
свои интонационные обороты.
•
В наше время различные музыкальные жанры отличаются
друг от друга специфическими, характерными только для
этого
жанра
интонационными
оборотами,
а
так
же,
характерными музыкально - выразительными средствами.
Это
подразумевает
вполне
конкретное
звучание,
свой
узнаваемый колорит. Так мы на слух отличаем классику,
эстраду, джаз, фольклор и т. д.
•
Бардовская
песня
имеет
полный
набор
с в о и х ,
свойственных
только
ей
выразительных
средств.
Это
и
своя певческая манера, и круг освещаемых тем, и своё
гитарное сопровождение, и задушевная, непринужденная
атмосфера исполнения, часто у костра.
Отличительные особенности
аккомпанемента бардовской песни:
1)
Аккорды располагаются по кварто-
квинтовому кругу.
2)
Используются кадансовые обороты.
3)
Используется отклонение в субдоминанту.
4)
Используется отклонение в параллельную
тональность.
5)
Количество аккордовых
последовательностей невелико.
Наиболее характерные гармонические
обороты в тональности
ля-минор.
•
H7 – E7 – Am –(A7) - Dm – G(7) –C –
F.
•
(Am) – Dm – Am.
•
(Am) – E – Am.
•
(Am) – Dm – E – Am.
•
(Gm) - A7 – Dm.
•
G(7) – C.
•
Проанализировав аккомпанементы бардовских
песен, мною были выделены наиболее часто
повторяющиеся последовательности аккордов.
Это пять последовательностей по четыре аккорда.
Я их назвал базовыми последовательностями,
потому что в песнях встречаются либо эти
последовательности, либо их варианты. Знание
базовых последовательностей значительно
ускоряет усвоение новых песен.
Авторские базовые последовательности
аккордов в тональности Ля-минор.
1) Dm - Am – E(7) – Am.
2) Am – Dm – E(7) - Am.
3) Am – Dm – G(7) - C.
4) A7 – Dm – G(7) - C.
5) Dm – G(7) – C – F.
Наглядные примеры использования последовательности аккордов
Люди идут по свету.
Музыка Р. Ченборисовой. Слова И.Сидорова.
Am Dm E Am (№2)
Люди идут по свету Им, вроде, немного надо:
Am Dm G7 C (№3)
Была бы прочна палатка, И был бы нескучен путь.
A7 Dm G7 C (№4)
Но с дымом сливается песня, Ребята отводят взгляды,
Am Dm G7 C (№3)
И шепчет во сне бродяга, Кому-то: «Не позабудь!»
A7 Dm G7 C (№4)
Но с дымом сливается песня, Ребята отводят взгляды,
Am Dm E Am (№2)
И шепчет во сне бродяга, Кому-то: "Не позабудь!"
Ада Якушева "Вечер бродит"
Am Dm E Am
(№2)
Вечер бродит по лесным дорожкам...
Am Dm G C (№3)
Ты ведь тоже любишь вечера.
A7 Dm G C (№4)
Подожди, постой еще немножко,
Dm Am E Am (№1)
Посидим с товарищами у костра.
Алые паруса
Владимир Ланцберг
Am
Dm
А зря никто не верил в чудеса...
G С
(№3)
A7
Но вот однажды летним утром рано
Dm
G
С
F
(№4+№5)
Над злой Каперной алые взметнулись паруса –
Dm Е Am
(Вариант№2)
A7
И скрипка разнеслась над океаном, над океаном
Dm
G
С
F
(№4+№5)
Над злой Каперной алые взметнулись паруса –
Dm Е Am
И скрипка разнеслась над океаном.
Вариант№2 = (
Am) -
Dm - Е - Am
МИТЯЕВ. «
Как здорово»
Am
Dm
E7
Am (№2)
Изгиб гитары желтой ты обнимешь нежно,
Am
Dm
G
C
(№3)
Струна осколком эха пронзит тугую высь.
Gm A7 Dm G7 С
(Вариант№4)
A7
Качнется купол неба - большой и звездно-снежный.
Dm
Am
E7
F
(№1-прерваный оборот)
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!
Gm
A7
Dm
G7
C
(Вариант №4)
A7
Качнется купол неба - большой и звездно-снежный.
Dm
Am
E7
Am
(№1)
Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!
Вариант №4 – отклонение в Dm через полную каденцию (S-D-T).
ВАЛЬС В РИТМЕ ДОЖДЯ
Слова и музыка Н. Лисицы
Am Dm E7 Am (№2)
Солнца не будет, жди - не жди, Третью неделю льют дожди.
Am Dm E7 Am (№2) A7
Третью неделю наш маршрут, С доброй погодой врозь.
Dm G C F (№4 + №5)
Словно из мелких-мелких сит. Третью неделю моросит.
Dm E7 Am (Вариант№2)
Чтоб не погас у нас костер, Веток подбрось.
Вариант №2 = (Am) - Dm - E7 -Am
Заключение
Использование базовых последовательностей при обучении способствует:
1.
Мышлению более крупными блоками, что увеличивает объём памяти.
2.
Необходимо запомнить всего пять последовательностей по четыре
аккорда.
3.
Упражнения на базе последовательностей способствуют быстрому
техническому росту.
4.
Принцип последовательностей применим во всех тональностях, что
способствует быстрому освоению новых аккордов, в том числе и
приемом «Баррэ».
5.
Знание последовательностей помогает при транспонировании в разные
тональности, что помогает найти оптимальную тональность для голоса.
6.
Последовательности можно использовать при разучивании популярных
и эстрадных песен.
7.
Использование последовательностей значительно сокращает время
освоения аккомпанемента к новым песням.
8.
Всё это поддерживает успешность ученика и интерес к занятиям.