Автор: Павловская Валентина Сергеевна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ Красносельская СОШ Населённый пункт: с. Красное, Выгоничский район, Брянская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Конспект урока "Задачи на дроби" 5 класс Раздел: полное образование
в рамках Федерального государственного образовательного стандарта
УМК «С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н.Н. Решетников, А. В. Шевкин»
Подготовила Павловская В.С.
Тема: «Задачи на дроби»
Тип урока: Урок первичного предъявления новых знаний
Планируемые результаты:
Личностные
-развивать умение слушать; ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и
письменной речи; развивать креативность мышления, инициативу, и находчивость,
активность при решении математических задач
-выражение устойчивого учебно - познавательного интереса.
Метапредметные):
-формировать умение работать в и парах.
Регулятивные
-Ставить цель учебной деятельности
Выполнять действия:
-классификация заданий
-разграничения знания и незнания;
-формулирования ответа на вопрос о содержании незнания;
-формулирования цели по образцу под руководством учителя в проблемной
ситуации.
2. Планировать пути достижения цели;
3.Осуществлять контроль по результату и способу действия;
4. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение.
Познавательные
1.Анализировать и осмысливать текст задачи;
2. Давать определение понятиям;
Коммуникативные
1. Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств,
мыслей, мотивов и потребностей;
2. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
в сотрудничестве с партнером.
Предметные (ПР):
-знать понятия: дроби, сократимые дроби, несократимые дроби,
Метапредметные: формировать умение работать самостоятельно и в парах.
Цели урока:
1.Формировать умение решать задачи на нахождение дроби, если известно целое.
2.Формировать у каждого ученика навыки само- и взаимоконтроля..
3. Воспитание внимательности, наблюдательности, аккуратности.
Ход урока
I Оргмомент
Эпиграфом к нашему уроку я взяла такое высказывание
«С тех пор как существует мирозданье,
Такого нет, кто б не нуждался в знанье.
Какой мы ни возьмем язык и век,
Всегда стремится к знанью человек »
IIАктуализация опорных знаний:
1) Вычислите устно а)162-127 б) 900 : 150
: 7 ∙ 70
∙ 19 - 312
+ 15 : 18
2) Прочитайте дроб
и
5
7
;
6
21
;
4
11
;
8
9
;
13
5
.назовите числитель
и знаменатель
Что показывает числитель и знаменатель
5
7
дроби?
3)Сократить дроби:
4
8
;
5
15
;
3
9
;
12
18
;
9
24
;
25
35
;
13
26
;
III Постановка проблемы.
На столах листы с заданиями.
Что общего в этих заданиях?
Тема нашего урока так и будет называться « Задачи на дроби»
Подскажите цели нашего урока: научиться решать задачи на дроби.
1. В классе 30 учащихся. Мальчики составляют
3
5
класса. Сколько мальчиков в классе?
2 . В классе 8 девочек, они составляют
4
7
всех учеников
класса. Сколько всего учеников в классе?
3 . В зрительном зале всего 180 мест,
2
3
занято зрителями.
Сколько мест в зале занято?
4 .В саду растет всего 150 деревьев.
2
5
деревьев – яблони.
Сколько яблонь в саду?
5 . На покупку потратили 270 рублей. Эта сумма составила
9
10
всех имевшихся денег. Сколько всего имелось денег до покупки?
6 . В санаторий приехали 280 человек,
3
7
–дети. Сколько детей
приехали в санаторий ?
7 . Туристы проплыли на байдарках 125 км, и им осталось
проплыть
7
32
длины всего маршрута. Какова длина всего
маршрута?
-Прочитайте эти задачи, внимательно анализируя условие и вопрос
задачи. На какие 2 группы их можно разделить.
Давайте разобьем их по номерам:
1группа: Известно все:1,3,4,6 2группа: Найти всего :2,5,7
IV ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА
Что характерно для задач задач 1 группы?
На
сегодняшнем
уроке
мы
остановимся
на
решении
задач
этой
группы.
Давайте
конкретнее
определим
цель: Научиться
решать
задачи , в которых известно целое(всего) и нужно найти значение
дроби.
V ПЕРВИЧНОЕ УСВОЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ
Задача №1:
В классе 30 учащихся. Мальчики составляют
3
5
класса. Сколько мальчиков в классе?
-Назовите дробь в этой задаче?
-Как ее изобразить в тетради?
- Какой длины отрезок?
-Что нам еще известно? Что неизвестно?
Рисунок
3
5
30
Решение задачи:
1)30 : 5 = 6 учеников – 1 доля
2) 3 ∙ 6 = 18 учеников – мальчики
Ответ: 18 мальчиков.
Как иначе записать решение?
30 : 5 ∙ 3 = 18 учеников – мальчики
Ответ: 18 мальчиков
Вывод.
№777а решает у доски 1 ученик
Алгоритм решения задачи :
Чтобы найти дробь от целого (всего) нужно:
1)Разделить целое на знаменатель дроби (1 доля)
2)Результат умножаем на числитель
VI ПЕРВИЧНАЯ ПРОВЕРКА ПОНИМАНИЯ
№778а и б 1ый и 2ой ряды взаимопроверка
Что делали на уроке?
Чему научились?
Достигли ли поставленных целей?
Самостоятельная работа
Вариант
Вариант I
1.Собрали 40 кг моркови. В детский сад отправили
5
8
всей моркови.
Сколько кг моркови отправили в детский сад?
2.Туристы планируют пройти 60 км. В первый день они прошли
3
5
всего
пути. Сколько км им осталось пройти?
Вариант II
1.В корзине 28 кг яблок. Из
4
7
всех яблок – сварили варенье. Сколько кг
яблок пошло на варенье?
2.В подарки положили 72 конфеты. Шоколадные составляют
3
4
всех
конфет, остальные карамель. Сколько карамели в подарках?
Взаимопроверка у соседа по парте
Вариант I
1.
1)40 : 8 =5 -1 доля
2)5 ∙ 5 = 25(кг) отправили в детский сад
ОТВЕТ: 25 кг
2.
1)60 : 5 = 12 (км) 1 доля
2) 12 ∙ 3 = 36 (км) прошли
3) 60 – 36 = 24 (км) –осталось пройти
ОТВЕТ: 24 км
Вариант II
1.
1)28 :7 = 4 (кг) -1 доля
2)4 ∙ 4 = 16(кг) пошло на варенье
ОТВЕТ: 16 кг.
2.
1)72 :4 = 18 (конфет) - 1 доля
2) 18 ∙ 3 = 54 (конфеты) шоколадные
3) 72 – 54 = 18 (конфет) карамель
ОТВЕТ:18 конфет
VII ИНФОРМАЦИЯ О Д/ З П.4.3. 1 часть №777 б) №778 в) №779
VIII РЕФЛЕКСИЯ
Все понял, могу помочь другим
Могу, но нужна помощь
Ничего не понял