Проектная деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО
Автор: Мелешко Ирина Владимировна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка-детский сад №1" Населённый пункт: г. Партизанск Приморского края Наименование материала: статья Тема: Проектная деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО Раздел: дошкольное образование
Проектная деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС
ДО
Система
дошкольного
образования
претерпевает
на
сегодняшний
день
кардинальные изменения.
В «Законе об образовании в Российской Федерации» от 1.09.2013 г дошкольное
образование было провозглашено первым уровнем общего образования. Как и
ранее,
дошкольное
образование
не
является
обязательным,
но
отношение
к
дошкольному образованию существенно изменяется.
Дошкольное
детство
–
это
важный
этап
в
развитии
человека,
когда
закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального,
эмоционального,
коммуникативного.
Именно
в
дошкольном
возрасте
ребёнок
начинает
осознавать
себя
и
своё
место
в
мире,
учится
общаться,
взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми. Детство рассматривается
как период жизни, значимый сам по себе, без всяких условий; значимый тем, что
происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к
следующему периоду.
В ФГОС Дошкольного образования от «17» октября 2013 г. № 1155, который
вступил в действие с 1 января 2014 г. в разделе целевые ориентиры на этапе
завершения
дошкольного
образования
указано,
что « . . ребенок
овладевает
основными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность
в разных видах деятельности- игре, общении, познавательно-исследовательской
деятельности,.. активно взаимодействует со сверстниками и со взрослыми…».
На
педагогов
ДОУ
возлагается
большая
ответственность
в
формировании
социально-адаптированной
личности,
способной
ориентироваться
в
информационном
пространстве,
отстаивать
свою
точку
зрения,
продуктивно
взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Проектная
деятельность
в
ДОУ,
как
никакая
другая,
способствует
формированию
вышеуказанных
черт
личности
будущего
первоклассника,
гражданина своей страны.
Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности
самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или
проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.
Что же мы подразумеваем, когда говорим о проекте? Проект - это специально
организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий,
завершающийся созданием творческих работ.
Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то
проблемы. Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы
(техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической
технологией.
Основной тезис современного понимания метода проектов заключается в
понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут
использовать их в своей жизни. Метод проектов как педагогическая технология
представляет собой совокупность исследовательских, поисковых, проблемных
методов, творческих по своей сути. В его основе лежит развитие познавательных
навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания,
ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и
творческого мышления.
Проект – это 6 «П»:
Проблема;
Проектирование или планирование;
Поиск информации;
Продукт;
Презентация;
Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фото,
рисунки, альбомы, макеты и др.).
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных
интересов ребенка . В период работы над проектом происходит интеграция
между общими способами решения учебных и творческих задач, общими
способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами
деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется
целостное видение картины окружающего мира.
Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в
различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные
и нравственные качества.
Основные требования к использованию метода проекта в детском саду:
в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется
исследовательский поиск;
обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность, сотворчество
детей и взрослых;
развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих
навыков.
Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста:
обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
развитие познавательных способностей;
развитие творческого воображения;
развитие творческого мышления;
развитие коммуникативных навыков.
Задачи развития в младшем дошкольном возрасте:
вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с
педагогом);формирование начальных предпосылок поисковой деятельности
(практические опыты).
Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:
формирование
предпосылок
поисковой
деятельности,
интеллектуальной
инициативы;
развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью
взрослого, а затем и самостоятельно;
формирование
умения
применять
данные
методы,
способствующие
решению
поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
развитие
желания
пользоваться
специальной
терминологией,
ведение
конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Советы педагогу по работе над проектом
•Изучить тематику проекта
•Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный
отклик.
•Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой
на их личный опыт.
•Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его
любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
•При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать
детскую инициативу.
•Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы:
ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
•Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
•В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком,
используя индивидуальный подход.
•Развивать творческое воображение и фантазию детей.
•Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на
использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
•Вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную
атмосферу совместного с ребенком творчества.
•Заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его
презентацию всеми участниками.
В
младших
группах
выбор
проекта
осуществляет
педагог,
основываясь
на
интересах детей.
В
группах
старшего
дошкольного
возраста
–
выбор
темы
проекта
может
осуществлять как педагог, так и дети в соответствии со своими желаниями и
уровнем
развития.
Дети
–
это
участники
планирования,
их
вопросы,
идеи,
предложения
и
жизненный
опыт
являются
важными
критериями
отбора
содержания проекта.
Проектные методики прочно вошли в нашу жизнь как в детском саду, так и в
школе. Я работаю в детском саду учителем –логопедом больше 20 лет и уже более
7 лет использую в своей работе метод проектов.
За годы работы в детском саду мы с воспитанниками реализовали огромное
количество
проектов
(долгосрочные
и
краткосрочные,
познавательно-
исследовательские
и
информационно-творческие,
коллективные
и
индивидуальные). Сначала мы работали над проектами в рамках лексической
темы, изучаемой детьми в логопедической группе в течение недели («Что растет
на грядке?», «Во саду ли в огороде», «Ягода малина», «Грибы»….. Долгосрочные
проекты
связаны
с
изучением
времен
года
–«Осень
у
ворот
кружит
листьев
хоровод», «Здравствуй, Зимушка-зима!», «Весна», «Лето красное пришло!»- эти
темы изучаются детьми в течение трех месяцев. Интересно проходит работа над
проектами, посвященными Дню защитников Отечества, Дню Победы! Сколько
нового и интересного узнают дети о своей семье, работая над проектом «Моя
родословная»! Специальные, логопедические проекты - «Послушный ветерок»,
«Наш
веселый
язычок»,
«Трудных
звуков
не
боюсь,
говорить
их
научусь»,
«Нарисую схему сам и рассказ составлю вам»
и другие. Особенно интересно
работать детишкам над презентацией своих проектов. Это могут быть и концерты,
развлечения, театрализованные представления, выставки.. Дети нашей группы
представляли
результаты
своей
работы
над
проектами
на
городских
научно-
практических конференциях «Листая страницы истории» в номинации «Я шагаю
по
городу»,
на
региональном
уровне
в
ГАУ
ДПО
ПК
ИРО
на
фестивале
современных
образовательных
технологий,
участвовали
в
Международных
конкурсах, награждены дипломами.
Ребята настолько привыкли к этому виду деятельности, что, если в группе
какое-то время затишье, они уже спрашивают: «А когда мы снова будем работать
над проектом?» Темы предлагают как дети, так и их родители, ставшие нашими
хорошими союзниками. Вот некоторые из них: «Превращения капельки», «Ветер»,
«Почему идет дождь?» «Откуда пришла к нам Баба Яга»…
Заниматься проектной деятельностью необходимо - это вне всякого сомнения,
поскольку
это
интересно
и
познавательно.
Знания,
полученные
ребенком
в
самостоятельной поисковой деятельности, имеют особую ценность и не забудутся
никогда!