Напоминание

Построение обрубовочного черепа


Автор: Гусева Татьяна Николаевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДОД "ДХШ № 2"
Населённый пункт: г. Альметьевск, Республика Татарстан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Построение обрубовочного черепа
Раздел: дополнительное образование





Назад




ПЛАН - КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
« РИСУНОК

ОБРУБОВОЧНОГО ЧЕРЕПА »
Выполнил: Гусева Т. Н. ДХШ № 2 Г.Альметьевск 2016г. Тема: «Рисунок обрубовочного черепа»
Цель урока: построение обубовочного черепа Задачи -образовательные : Изучить конструктивную схему строения черепа, закономерности его пропорций Изучить принцип распределения светотени на черепе. Научить последовательно работать над рисунком. -равивающие: развитие навыка видеть главное, логически осмысливать увиденное и ясно представлять образ данной пластической массы. Развитие навыков работы с натуры, глазомера, аккуратности штриха. -вопитательные: воспитание интереса к строению человеческого тела и осознанию его уникальности. Средства обучения: Натурный столик; Обрубовочный череп; Сафит; Наглядное пособие с изображением черепа и описанием его костей, а также пособие отображающее последовательность построения . Работы учащихся предыдущих выпусков. Материалы: графические карандаши, резинка формат А3 Ход урока:
Теоретическая часть
Организационный момент: подготовка рабочих мест, эмоциональный настрой на работу. Формирование новых знаний, умений и навыков: 1.Изучение костей черепа. Художнику очень важно понимать, что такое череп. Он – основа формы и параметров головы. На черепе можно выделить много поверхностных опорных точек, на основании которых строится рисунок головы. Выделяют мозговой и лицевой череп. Мозговой череп образован 8 костями (лобная, затылочная, клиновидная, решетчатая, 2 височные и 2 теменные), а лицевой
череп- 15( 6 парных- верхнечелюстная, носовая, скуловая, слезная, небная, верхняя и нижняя носовые раковины и 3 непарных – нижняя челюсть, сошник и подъязычная кость). Лобная кость – образует поверхность лба, а также верхнюю часть глазницы. Слева и справа от средней линии имеются выпуклости – лобные бугры, а под каждым из них надбровные дуги. Теменные кости – выпуклые пластины, которые формируют свод мозгового черепа. У теменных костей есть выпуклости над ушами и позади них. Затылочная кость – формирует нижнюю и заднюю части мозгового черепа. Внизу затылочной кости большое отверстие. Первый шейный позвонок – атлант – соединяется с мозговым черепом с обеих сторон этого отверстия. Височные кости – формируют нижние боковые части мозгового черепа. Они соединяются со скуловыми костями небольшими прочными поперечными костями с каждой стороны, направленными горизонтально вперед от уха. Верхнечелюстные кости. Нижние стенки глазниц являются частью верхней челюсти. Нижняя часть верхнечелюстной кости переходит в луночковый отросток, на нем расположены зубные лунки. Носовые кости. Они соединяют лобную кость с нижней челюстью и создают форму верхней части носа. Скуловые кости соединены со скуловыми отростками височных костей. Вместе они называются скуловыми дугами и являются важными опорными точками. Нижняя челюсть имеет форму подковы, на ней расположены зубы. Сбоку находится плоская вертикальная область с углом, называемая ветвью. У ветви два отростка – венечный и суставной, который соединяется с височной костью.
Кости черепа неподвижно соединены между собой швами различной формы. Единственным подвижным соединением среди костей черепа является нижнечелюстной сустав. 2. Исходя из педагогического принципа обучения – от простого к сложному, от общего к частному, еще художники эпохи возрождения при обучении рисованию головы исходили из применения простейших геометрических форм, то есть учили видеть и представлять геометрическую основу формы как всей головы, так и каждой ее части. Следуя этому принципу, рисовальщик должен мысленно как бы проделать первоначальный этап работы скульптора, вырубающего из дерева голову человека, ясно представить себе обобщенную форму в виде обруба. Метод « обрубовки » помогает художнику правильно изобразить объемную форму головы на плоскости листа бумаги как в целом, так и каждую ее составную часть. Методическая последовательность работы над рисунком обрубовочного черепа: 2.1. Композиционное размещение изображения на листе бумаги. Предварительно осмотрев натуру со всех сторон, определить как
выгоднее разместить изображение на плоскости, с какой точки зрения лучше будут выражены особенности строения формы. Выбор точки зрения, с которой объект изображения смотрится наиболее выразительно, помогает художнику успешнее решить композиционную задачу. Рисующий должен научится красиво заполнять плоскость листа. 2.2. Передача характера формы черепа, пропорций и положения черепа в пространстве. Изображение наносится очень легко, без особого нажима, форма черепа рисуется очень обобщенно и схематично. Выявляется основной характер большой формы – общий вид натуры. Чтобы легче было уловить общий характер формы черепа, можно прищурить глаза и все детали формы пропадут, а общая масса объема останется в поле зрения. Наметив наибольшую высоту и ширину черепа, нужно определить размеры его лицевой части. Для этого методом визирования измеряем по наиболее выступающим точкам скуловых костей ширину, а также на какой высоте находятся линии лобных бугров, надбровных дуг, глазниц, носовых костей, линия смыкания верхней и нижней челюсти. Но пока их не прорисовываем, а только определяем их местоположение, и проверяем как они влияют на общий характер черепа. Необходимо также правильно найти поворот, для этого мысленно соединить прямой линией переносицу и середину нижней челюсти, и представить какой угол образуется между этой линией и воображаемой вертикалью. Если череп находится в трехчетвертном повороте и лицевая часть воспринимается нами в перспективе, то и профильная линия должна делить лицевую часть по законам перспективы – дальняя часть в сокращении ( меньше ), ближняя – больше. 2.3. Выявление линейно-конструктивной формы. Конструктивные линии надбровных дуг, глазниц, разреза губ, подбородка должны быть параллельны между собой. В процессе построения рисунка важно особенно внимательно следить за правильностью распределения парных и симметричных форм. Для этого рекомендуется: во-первых, парные и симметричные формы рисовать одновременно, во-вторых, проводить параллельные линии от края каждой парной и симметричной формы к другой. 2.4. Пластическая характеристика с помощью светотени. Наметив линейно-конструктивную основу черепа, переходим к выявлению его объема посредством светотеневых отношений. Здесь очень
важно выдержать взаимосвязь линии и тона. Вначале прокладываем только тени, это позволит увидеть общий характер формы как всей головы, так и ее составных частей, а при обнаружении неточностей, внести исправления. В линейно-конструктивном рисунке пластическая характеристика не так ясно читается, а при прокладке тона, даже легкой штриховкой, объем формы становится гораздо более ясным. Если объемно-конструктивное построение формы намечается верно, то можно перейти к конкретизации объема с помощью основных тональных градаций – свет, полутень, тень и падающая тень.
Практическая часть
Самостоятельная работа: выбор точки зрения, композиционное размещение на листе, выявление линейно-конструктивной формы, легкая тональная проработка. Текущий инструктаж. Поведение итогов. Домашнее задание: зарисовки черепа по памяти.
Список литературы 1. Виноградова Г. Уроки рисования с натуры. - М.: Просвещение, 1980. 2. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. 3-е изд., перераб. и доп. М., 1994. 3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4 классы / Под ред. В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2006. 4. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: Учебник для студентов худож.-граф. фак-тов педин-тов. 3-е изд., доп. и перераб. - М., 1998. 5. Терентьев А.Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства: Пособие для учителей. 2-е изд., доп. и перераб. - М., 1979.


В раздел образования