Автор: Гусева Татьяна Николаевна Должность: преподаватель Учебное заведение: МБОУ ДОД "ДХШ № 2" Населённый пункт: г. Альметьевск, Республика Татарстан Наименование материала: методическая разработка Тема: Построение обрубовочного черепа Раздел: дополнительное образование
ОБРУБОВОЧНОГО ЧЕРЕПА »
Выполнил: Гусева Т. Н.
ДХШ № 2
Г.Альметьевск 2016г.
Тема: «Рисунок обрубовочного черепа»
Цель урока: построение обубовочного черепа
Задачи
-образовательные : Изучить конструктивную схему строения
черепа, закономерности его пропорций
Изучить принцип распределения светотени на черепе. Научить
последовательно работать над рисунком.
-равивающие: развитие навыка видеть главное, логически
осмысливать увиденное и ясно представлять образ данной
пластической массы. Развитие навыков работы с натуры, глазомера,
аккуратности штриха.
-вопитательные: воспитание интереса к строению человеческого
тела и осознанию его уникальности.
Средства обучения: Натурный столик; Обрубовочный череп; Сафит;
Наглядное пособие с изображением черепа и описанием его костей,
а также пособие отображающее последовательность построения .
Работы учащихся предыдущих выпусков.
Материалы: графические карандаши, резинка
формат А3
Ход урока:
Теоретическая часть
Организационный момент: подготовка рабочих мест,
эмоциональный настрой на работу.
Формирование новых знаний, умений и навыков:
1.Изучение костей черепа.
Художнику очень важно понимать, что такое череп. Он – основа
формы и параметров головы. На черепе можно выделить много
поверхностных опорных точек, на основании которых строится
рисунок головы.
Выделяют мозговой и лицевой череп.
Мозговой череп образован 8 костями (лобная, затылочная,
клиновидная, решетчатая, 2 височные и 2 теменные), а лицевой
череп- 15( 6 парных- верхнечелюстная, носовая, скуловая, слезная,
небная, верхняя и нижняя носовые раковины и 3 непарных –
нижняя челюсть, сошник и подъязычная кость).
Лобная кость – образует поверхность лба, а также верхнюю часть
глазницы. Слева и справа от средней линии имеются выпуклости –
лобные бугры, а под каждым из них надбровные дуги.
Теменные кости – выпуклые пластины, которые формируют свод
мозгового черепа. У теменных костей есть выпуклости над ушами и
позади них.
Затылочная кость – формирует нижнюю и заднюю части мозгового
черепа. Внизу затылочной кости большое отверстие. Первый
шейный позвонок – атлант – соединяется с мозговым черепом с
обеих сторон этого отверстия.
Височные кости – формируют нижние боковые части мозгового
черепа. Они соединяются со скуловыми костями небольшими
прочными поперечными костями с каждой стороны,
направленными горизонтально вперед от уха.
Верхнечелюстные кости. Нижние стенки глазниц являются
частью верхней челюсти. Нижняя часть верхнечелюстной кости
переходит в луночковый отросток, на нем расположены зубные
лунки.
Носовые кости. Они соединяют лобную кость с нижней челюстью и
создают форму верхней части носа.
Скуловые кости соединены со скуловыми отростками височных
костей. Вместе они называются скуловыми дугами и являются
важными опорными точками.
Нижняя челюсть имеет форму подковы, на ней расположены зубы.
Сбоку находится плоская вертикальная область с углом, называемая
ветвью. У ветви два отростка – венечный и суставной, который
соединяется с височной костью.
Кости черепа неподвижно соединены между собой швами
различной формы. Единственным подвижным соединением среди
костей черепа является нижнечелюстной сустав.
2. Исходя из педагогического принципа обучения – от простого к
сложному, от общего к частному, еще художники эпохи
возрождения при обучении рисованию головы исходили из
применения простейших геометрических форм, то есть учили
видеть и представлять геометрическую основу формы как всей
головы, так и каждой ее части. Следуя этому принципу,
рисовальщик должен мысленно как бы проделать первоначальный
этап работы скульптора, вырубающего из дерева голову человека,
ясно представить себе обобщенную форму в виде обруба.
Метод « обрубовки » помогает художнику правильно изобразить
объемную форму головы на плоскости листа бумаги как в целом,
так и каждую ее составную часть.
Методическая последовательность работы над рисунком
обрубовочного черепа:
2.1. Композиционное размещение изображения на листе бумаги.
Предварительно осмотрев натуру со всех сторон, определить как
выгоднее разместить изображение на плоскости, с какой точки
зрения лучше будут выражены особенности строения формы.
Выбор точки зрения, с которой объект изображения смотрится
наиболее выразительно, помогает художнику успешнее решить
композиционную задачу. Рисующий должен научится красиво
заполнять плоскость листа.
2.2. Передача характера формы черепа, пропорций и положения
черепа в пространстве. Изображение наносится очень легко, без
особого нажима, форма черепа рисуется очень обобщенно и
схематично. Выявляется основной характер большой формы –
общий вид натуры. Чтобы легче было уловить общий характер
формы черепа, можно прищурить глаза и все детали формы
пропадут, а общая масса объема останется в поле зрения. Наметив
наибольшую высоту и ширину черепа, нужно определить размеры
его лицевой части. Для этого методом визирования измеряем по
наиболее выступающим точкам скуловых костей ширину, а также
на какой высоте находятся линии лобных бугров, надбровных дуг,
глазниц, носовых костей, линия смыкания верхней и нижней
челюсти. Но пока их не прорисовываем, а только определяем их
местоположение, и проверяем как они влияют на общий характер
черепа. Необходимо также правильно найти поворот, для этого
мысленно соединить прямой линией переносицу и середину
нижней челюсти, и представить какой угол образуется между этой
линией и воображаемой вертикалью. Если череп находится в
трехчетвертном повороте и лицевая часть воспринимается нами в
перспективе, то и профильная линия должна делить лицевую часть
по законам перспективы – дальняя часть в сокращении ( меньше ),
ближняя – больше.
2.3. Выявление линейно-конструктивной формы. Конструктивные
линии надбровных дуг, глазниц, разреза губ, подбородка должны
быть параллельны между собой. В процессе построения рисунка
важно особенно внимательно следить за правильностью
распределения парных и симметричных форм. Для этого
рекомендуется: во-первых, парные и симметричные формы
рисовать одновременно, во-вторых, проводить параллельные линии
от края каждой парной и симметричной формы к другой.
2.4. Пластическая характеристика с помощью светотени. Наметив
линейно-конструктивную основу черепа, переходим к выявлению
его объема посредством светотеневых отношений. Здесь очень
важно выдержать взаимосвязь линии и тона. Вначале прокладываем
только тени, это позволит увидеть общий характер формы как всей
головы, так и ее составных частей, а при обнаружении неточностей,
внести исправления. В линейно-конструктивном рисунке
пластическая характеристика не так ясно читается, а при прокладке
тона, даже легкой штриховкой, объем формы становится гораздо
более ясным. Если объемно-конструктивное построение формы
намечается верно, то можно перейти к конкретизации объема с
помощью основных тональных градаций – свет, полутень, тень и
падающая тень.
Практическая часть
Самостоятельная работа: выбор точки зрения, композиционное
размещение на листе, выявление линейно-конструктивной формы,
легкая тональная проработка.
Текущий инструктаж.
Поведение итогов. Домашнее задание: зарисовки черепа по памяти.
Список литературы
1. Виноградова Г. Уроки рисования с натуры. - М.: Просвещение,
1980.
2. Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. 3-е изд.,
перераб. и доп. М., 1994.
3. Программы специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида: Подготовительный, 1-4 классы / Под ред.
В.В. Воронковой; 4-е издание. - М.: Просвещение, 2006.
4. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного
искусства в школе: Учебник для студентов худож.-граф. фак-тов
педин-тов. 3-е изд., доп. и перераб. - М., 1998.
5. Терентьев А.Е. Рисунок в педагогической практике учителя
изобразительного искусства: Пособие для учителей. 2-е изд., доп. и
перераб. - М., 1979.