Напоминание

И.С.Тургенев "Бежин луг. Образы крестьянских мальчиков


Автор: Нечаева Татьяна Михайловна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Бакланская СОШ"
Населённый пункт: с.Баклань
Наименование материала: Конспект урока
Тема: И.С.Тургенев "Бежин луг. Образы крестьянских мальчиков
Раздел: полное образование





Назад





Тема: Иван Сергеевич Тургенев «Бежин луг».

Образы крестьянских мальчиков.

Цели урока:

образовательные
: раскрыть образыкрестьянских мальчиков
;
показать богатство их духовного мира, мастерство Тургенева в создании портретных и сравнительных характеристик героев;
развивающие:
развитие монологической речи учащихся, выразительного чтения, навыков характеристики литературных героев; развитие умения анализировать текст, извлекать из произведения нравственные ценности;
воспитательные
: воспитывать любовь к чтению художественного произведения.
Задачи:
закрепить навыки работы над портретной характеристикой литературного героя; показать, как автор относится к своим героям; выяснить, как истории, рассказанные мальчиками, характеризуют их; развивать внимание, умение анализировать, делать выводы; воспитывать внимание к окружающему миру.
Оборудование урока
: презентация к уроку Microsoft Power Point, билет на вход, билетик на выход, таблицы для работы в группах, портреты мальчиков для структуры Corners, портреты мальчиков на каждый стол, диагностическая карта группы.
Формы работы
: групповая, парная, индивидуальная. .
Тип урока
: комбинированный «Читая рассказ, словно наяву любуешься мальчишками- каждый из них – характер, в каждом неповторимая душа…» И. Смольников « Середин Ход урока. 1.Организационный момент. Приветствие гостей, партнера по плечу, по лицу. 2.Сообщение темы и цели урока. Учитель читает стихотворение И. З. Сурикова « В ночном». Летний вечер. За лесами Солнышко уж село; На краю далеком неба Зорька заалела; Но и та потухла. Топот В поле раздается. То табун коней в ночное По лугам несется. Ухватя коней за гриву, Скачут дети в поле. То-то радость и веселье, То-то детям воля!
По траве высокой кони На просторе бродят; Собралися дети в кучку, Разговор заводят… И на ум приходят детям Бабушкины сказки: Вот с метлой несётся ведьма На ночные пляски; Вот над лесом мчится леший С головой косматой, А по небу, сыпля искры, Змей летит крылатый; И какие – то все в белом Тени в поле ходят… Детям боязно – и дети Огонёк разводят.
3.Работа в группах.

Обсудите с партнёром по лицу:
Как связано это стихотворение с темой нашего урока? (В рассказе Тургенева мы знакомимся с деревенскими мальчиками, которые вышли в ночное). Отвечает участник №3 стол №2, №4 стол №1.
Обсудите с партнёром по плечу:
Что значит «выйти в ночное»? (Пастьба лошадей ночью) Ч то значит для мальчиков ночное? (свобода, самостоятельность) Отвечает участник №1 стол №3, №2 стол №4. . Сейчас я вам задам вопрос, вы обсудите его в группе по очереди. Начинает ученик №1. Как относится герой – рассказчик к ребятам, которых он случайно встретил в ночной степи? Как мы об этом узнаем? (Свое отношение автор и герой-рассказчик передает с помощью описания.) Отвечает участник №1 стол №3, участник №2 стол №4.
4.Индивидуальная работа
. Частичная проверка знания текста на первом этапе урока. Каждый из вас получил сегодня билетик на вход (приложение №1), раскройте его. Что вы видите? (текст) Что это за текст? (Описание, портрет) - А что такое портрет? (изображение внешности героя (его лица, фигуры, одежды) в произведении). - Что можно узнать по портрету?
- Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека?
Тексты (на листах А4, который свёрнут конвертиком, чтобы не было видно номера) 1.Это был стройный мальчик четырнадцати лет, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой. (Федя). 2.У него всклокоченные чёрные волосы, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный; вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл; тело приземистое, неуклюжее. (Павлуша).
3Лицо у него было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, сжатые губы не шевелились, сдвинутые брови не расходились. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки. (Илюша) 4.Это мальчик лет десяти… Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва был можно различить; но странное впечатление производили его большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза. (Костя). -Определите, о ком идёт речь. Можете воспользоваться подсказкой партнера по плечу. Посмотрите на мальчиков (портрет Феди, портрет Вани, портрет Кости, портрет Илюши, портрет Павлуши на каждом столе) и определитесь с героем. 5.
Углы. (ученики распределяются по разным углам в зависимости от выбранного

им варианта ответа)
А теперь посмотрите внимательно на стены и найдите портрет своего героя. Пройдите к нему. - Зачитайте ваше описание друг другу (15 сек.) Согласны ли вы, что правильно определили героя? - Обсудите в парах, почему никто не занял место у портрета Вани. (10 сек). - Почему? -А теперь разверните ваш билет на вход. Вы увидели номер группы, куда вы отправляетесь для дальнейшей работы. -А теперь работаем дальше. Вам дана таблица. (приложение № 2)
Персонаж

возраст

Семья,

положение

Одежда

Почему попал в

ночное

Характер

Основные черты

Где и в чём

проявились

Впечатление

автора
Вы должны заполнить её и подготовить связный рассказ о том герое, который вам более интересен. На работу
7 минут.

6.Выступления (3 минуты)

7.Закрепление материала
Потанцуем! Ученики молча смешиваются под музыку, двигаясь по комнате. Музыка прекратилась, учитель объявляет «Встаньте в пары!». Ученик образует пару с ближайшим к нему учеником и дают «пять». Ученики, которые не нашли партнёра, поднимают руку, чтобы найти друг друга. Вопрос учителя (5 секунд, чтобы его обдумать):
1) Почему крестьянские ребятишки оказались ночью на Бежином лугу?

Отвечают ученики, у которых светлее глаза.


Музыка.

2) Кто из мальчиков самый богатый? Откуда вы об этом узнаете?
(Федя. По одёжде)
Отвечают ученики, у которых темнее волосы

Музыка.

3) Сколько лет было детям?
(Феде – лет 14, Павлуше и Илюше на вид не более 12 лет, Косте – 10, Ване -7.)
Отвечают ученики, старшие по возрасту.

Музыка.

4)Что готовили мальчики?

«Картошку»

Отвечают ученики, чей дом ближе к школе.

-Поблагодарим друг друга.

8 Билетик на выход (приложение № 3). Выполнение задания по кругу ( задания

веером, каждый отвечает по одному вопросу, проговаривая ответ соседу по плечу и по

лицу.) Обсуждение в группах.

Ответить письменно на вопросы:

1.О чём говорят мальчики у костра?
Они говорят о домовых, леших, об оживающих по ночам мертвецах и утопленниках, о Тришке-антихристе, о водяном, про русалку, о голосе, об утопленнике Васе.
2.Какие поверья бытуют среди ребят?
О том, что можно увидеть того, кто умрёт в очередном году, праведная душа в голуби может быть, солнечное затмение – предвестник антихриста, белые волки побегут, людей есть будут.
3.Кто из мальчиков самый смелый?

Почему вы так считаете?


Павел. Он не боится поскакать на волка, ночью, без хворостинки в руке, совершенно один. Именно Павлуше принадлежат самые весёлые истории в этом рассказе. Он же идёт за водой, несмотря на рассказы об утопленниках.
4.Почему

ребята

рассказывают

друг

другу

страшные

истории?
В разговорах мальчиков отражаются суеверия и страх перед ними: мальчики верят в то, чего нет на свете, но что внушено им невежеством и суеверием взрослых. - Поблагодарим друг друга! Молодцы, вы хорошо справились с заданием!
9.

Подведём итоги урока.


В каждом портрете есть загадка. Мы чувствуем, что Тургенев словно бы зовет нас вглядываться и вдумываться, не останавливаясь на первом впечатлении. Автор с симпатией относится к детям. В изображении Тургенева это даровитые, способные дети. Каждый из них отличается своим, особым характером.
Какие они?
(Федя исполнен чувства собственного достоинства, которое выражается в том, что старается больше слушать, чем говорить: он боится как бы не сказать какую-нибудь глупость.
Павлуша деловит и заботлив: он варит картошку, ходит за водой. Он самый смелый и мужественный из мальчиков: один без хворостинки он поскакал на волка, в то время как все остальные мальчики страшно перепугались. От природы он наделён здравым смыслом. Илюша пытлив, любознателен, но ум и любознательность направлены у него только на страшное и таинственное. Ему кажется, что вся жизнь окружена лишь враждебными человеку духами. Костя от природы жалостлив: он сочувствует всем людям, пострадавшим, по его мнению, от злых духов. Ваня, о котором в рассказе не сказано практически ничего, глубоко любит природу. Днём ему нравятся цветы, ночью – звёзды. Это он в искреннем порыве своей детской непосредственности отвлек внимание мальчиков от разговора о страшном к прекрасным звёздам.)
- Дети интересны охотнику?
Несмотря на разницу в возрасте, образование, воспитание, социальный статус, дети интересны Тургеневу. Он забывает об усталости и внимательно слушает все эти истории. Охотник не уснул у костра, а с нескрываемым любопытством наблюдал за ребятами. В своём рассказе он выразил чувство глубокой искренней симпатии к крестьянским детям. -
Как вы себе представили мир крестьянских детей 19 века? Чем он наполнен? Как

они жили?
(С одной стороны, самостоятельные с пелёнок впитавшие всё русское: отношение к при- роде, поверья, приметы, живой ум. С другой стороны, тяжёлый труд, отсутствие воз- можности учиться.) -
Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека?

- Можно ли по речи узнать и раскрыть образ героя?
(Рассказы детей красочны, ярки, свидетельствуют о богатстве их воображения, об умении передать свои впечатления, но вместе с тем в большей степени они говорят о другом: о темноте детей, о том, что дети находятся в плену самых диких суеверий.) Вот перед вами еще одна сторона мира детства в изображении Тургенева. Но об этом более подробно мы поговорим на следующем уроке.
Домашнее задание.
Какова речевая характеристика героев? (Работа по тексту)
10.Оценки за урок (приложение №4):

До свидания, ребята. Всего доброго!



В раздел образования