Автор: Фадеев Артем Федорович Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МАОУ ДО ЦДТ Населённый пункт: г. Усть-Илимск, Иркутская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Категории и классы авиационных моделей Раздел: дополнительное образование
Цель: развитие личности учащихся в сфере технического творчества.
Задачи:
1.
Развивать ценностное отношение к «Человеку и Творчеству».
2.
Осваивать терминологию. Формировать научно-технический кругозор.
3.
Развивать специальные технические способности у учащихся, приобщать их к
инженерно-конструкторской
работе.
Формировать
навыки
работы
с
инструментами,
агрегатами
и
приспособлениями,
станками;
навыки
работы
в
индивидуальном
и
групповом проекте.
4.
Организовывать профориентацию в политехнических специальностях.
Методические
рекомендации. Основным
документом,
регламентирующим
постройку
авиационных
летающих
моделей,
являются
Правила
проведения
соревнований по авиамодельному спорту в СССР.
В основе этих Правил - положения кодекса ФАИ: технические требования к
моделям и правила соревнований по ним.
В
настоящее
время
в
нашей
стране
существуют
следующие
категории
авиационных моделей:
1.
Свободнолетающие (категория по ФАИ - F1): планер, резиномоторная (с
резиновым двигателем), таймерная, комнатная модель самолета.
2.
Кордовые
(F2):
скоростная,
гоночная,
модель
"воздушного
боя",
пилотажная.
3.
Радиоуправляемые (F3): пилотажная, модель планера.
4.
Модели-копии (F4): кордовая, радиоуправляемая модель самолета.
5.
Нечемпионатных классов: модели планера, резиномоторная и таймерная
типа
«летающее
крыло»,
полукопия
вертолета;
модель
планера,
резиномоторная,
таймерная; схематические модели планера и самолета; кордовая полукопия.
Соревнования проводят по следующим классам моделей:
свободнолетающим: планер (класс по ФАИ - F1A), резиномоторная (F1B),
таймерная (F1C), комнатная (F1D) в запуске на продолжительность полета в семи турах с
ограничением
времени
фиксации
в
туре
-
3
мин;
комнатным
-
в
шести
турах
без
ограничения фиксации в туре;
кордовым
скоростным
(F2A)
-
на
достижение
максимальной
скорости
полета на дистанции 1000 м;
кордовым пилотажным (F2B) - на качество выполнения комплекса фигур
высшего пилотажа в ограниченное время;
кордовым
гоночным
(F2C)
-
на
прохождение
дистанции
10000
м
одновременно тремя экипажами за минимальное время;
кордовым "воздушного боя" (F2D) - в ведении "боя" двумя экипажами в
ограниченное время;
радиоуправляемым пилотажным (F3A) - на качество выполнения комплекса
фигур пилотажа в ограниченное время;
радиоуправляемым
моделям
планеров
(F3B)
-
на
продолжительность,
дальность и скорость полета (многоборье);
кордовым копиям (F4B) - на качество воспроизведения внешнего вида,
полета и масштабную точность прототипа;
радиоуправляемым копиям самолетов (F4C) - на качество воспроизведения
внешнего вида, полета и масштабную точность прототипа.
Перечисленные
классы
моделей
принято
называть
чемпионатными
-
по
ним
проводятся чемпионаты СССР, Европы и мира.
Кроме названных выше классов, как у нас в стране, так и за рубежом проходят
соревнования и по моделям нечемпионатных классов:
а) свободнолетающим:
o
планер, резиномоторная и таймерная типа "летающее крыло", полукопия
вертолета
-
в
запуске
на
продолжительность
полета
в
пяти
турах
с
ограничением
времени фиксации в туре - 3 мин;
o
планер (класс А-1), резиномоторная (В-1), таймерная (С-1) - в запуске на
продолжительность полета в пяти турах с ограничением времени фиксации в туре - 2
мин;
o
схематические
модели
планера
и
самолета
-
в
запуске
на
продолжительность полета в трех турах с ограничением времени фиксации в туре - 1
мин;
б) кордовым полукопиям самолетов - на качество воспроизведения полета,
внешнего вида и масштабную точность прототипа.
Выступая с перечисленными выше моделями на соревнованиях, авиамоделист
может выполнить норматив спортивного разряда.
Дадим определение каждой модели.
Модель планера - модель летательного аппарата, не имеющая собственной силы
тяги;
подъемная
сила
создается
аэродинамическими
силами,
действующими
на
неподвижно закрепленные поверхности. Запускают модель с помощью леера не длиннее
50 м.
Технические требования к моделям планеров
Минимальная масса
410 г
Площадь несущей поверхности
32-34 дм
2
Максимальная удельная грузоподъемность
50 г/дм
2
Резиномоторная модель - модель летательного аппарата, снабженная резиновым
двигателем; подъемная сила создается аэродинамическими силами, действующими на
неподвижно закрепленные поверхности.
Технические требования к резиномоторным моделям
Минимальная масса без двигателя
190 г
Максимальная масса смазанного двигателя
40 г
Площадь несущей поверхности
17-19 дм
2
Максимальная удельная грузоподъемность
50 г/дм
2
Таймерная
модель -
модель
летательного
аппарата,
у
которой
энергия,
необходимая для полета, обеспечивается поршневым двигателем, а подъемная сила
создается аэродинамическими силами, действующими на неподвижно закрепленные
поверхности.
Технические требования к таймерным моделям
Максимальный рабочий объем двигателя
2,5 см
3
Удельная грузоподъемность
20-50 г/дм
2
Время работы двигателя
не более 7 с
Минимальная полетная масса (г) численно равна 300-кратному рабочему объему двигателя
(см
3
)
Применение настроенного выпуска (резонансных труб) двигателя запрещено
Комнатная
модель -
модель
летательного
аппарата,
снабженная
резиновым
двигателем,
способная
летать
только
в
закрытом
помещении;
подъемная
сила
ее
создается аэродинамическими силами, действующими на неподвижно закрепленные
поверхности. Запускают модель с рук.
Технические требования к комнатным моделям
Минимальная масса модели без резинового двигателя
1 г
Максимальный размах крыла
650 мм
Кордовая
модель -
это
модель
летательного
аппарата,
сила
тяги
которой
обеспечивается
поршневым
двигателем,
а
подъемная
сила
-
действием
аэродинамических сил на неподвижно закрепленные поверхности. Во время полета
кордовой модели авиамоделист, находящийся на земле, управляет ею с помощью двух
нерастягиваемых нитей (или тросов). Допускается применение реактивного двигателя
(кроме РДТТ) массой не более 0,5 кг.
Технические требования к кордовым моделям
Скоростная модель
Максимальный рабочий объем двигателя
2,5 см
3
Площадь несущей поверхности
не более 5 дм
2
Максимальная удельная грузоподъемность
100 г/дм
2
Пилотажная модель
Максимальная масса
5 кг
Рабочий объем двигателя
не более 10 см
3
Максимальная площадь несущей поверхности
150 дм
2
Удельная грузоподъемность
не более 100 г/дм
2
Гоночная модель
Максимальная масса
700 г
Максимальный рабочий объем двигателя
2,5 см
3
Минимальная площадь несущей поверхности
12 дм
2
Максимальная вместимость топливного бака
7 см
3
Модель "воздушного боя"
Максимальная масса
5 кг
Максимальный рабочий объем двигателя
2,5 см
3
Максимальная площадь несущей поверхности
150 дм
3
Удельная грузоподъемность
не более 100 г/дм
2
Время "боя"
4 мин
Кордовая модель-копия
Максимальная масса с топливом:
одномоторная
5 кг
многомоторная
7 кг
Максимальный рабочий объем двигателя:
одномоторная
10 см
3
многомоторная
20 см
3
Максимальная площадь несущей поверхности
150 дм
2
Удельная грузоподъемность
не более 150 г/дм
2
Радиоуправляемая модель - это модель летательного аппарата, подъемная сила
которого создается действием аэродинамических сил на неподвижно закрепленные
поверхности,
а
выполнение
фигур
обеспечивается
радиокомандами.
Различают
следующие классы радиомоделей: пилотажные, копии самолетов, модели планеров.
Технические требования к радиоуправляемым моделям
Масса модели
не более 6 кг
Максимальный рабочий объем двигателя
10 см
3
Максимальная площадь несущей поверхности
150 дм
2
Длина леера
не более 300 м
Модель
«летающее
крыло» -
модель
летательного
аппарата,
подъемная
сила
которого
создается
аэродинамическими
силами,
действующими
на
неподвижно
закрепленную
поверхность
-
крыло;
у
модели
не
должно
быть
горизонтальной
поверхности дополнительно к крылу, а само крыло должно представлять одно целое с
органами продольной балансировки - закрылками; не допускается щель между крылом
и закрылками более 5 мм.
Технические требования к моделям «летающее крыло» по массе и площади такие
же, как и к моделям классов F1A, FIB, F1C (обычной схемы).
Модель-полукопия
вертолета -
модель
летательного
аппарата
с
мотором
поршневого
типа;
подъемная
сила
ее
создается
аэродинамическими
силами,
возникающими в процессе вращения ротора.
Технические требования к моделям-полукопиям вертолетов
Максимальный рабочий объем двигателя
(двигателей)
2,5 см
3
Количество лопастей ротора
не менее 2
Максимальная ометаемая площадь
300 дм
2
Максимально допустимый коэффициент
заполнения -
отношение площади лопастей ротора к ометаемой
площади
0,4
Минимальная площадь миделя фюзеляжа
0,3% от ометаемой площади
Максимальная площадь горизонтального оперения
1,5% от ометаемой площади
Технические требования к моделям классов А-1, В-1 и С-1
Модель планера (А-1)
Минимальная масса
220 г
Площадь несущей поверхности
не более 18 дм
2
Максимальная удельная грузоподъемность
50 г/дм
2
Длина леера
не более 50 м
Резиномоторная модель (В-1)
Минимальная масса без двигателя
100 г
Максимальная масса смазанного двигателя
25 г
Площадь несущей поверхности
не более 14 дм
2
Максимальная удельная грузоподъемность
50 г/дм
2
Таймерная модель (С-1)
Минимальная масса
300 г, умноженные на объем двигателя
в см
3
Максимальный рабочий объем двигателя
1,5 см
3
Удельная грузоподъемность
20-50 г/дм
2
Время работы двигателя
не более 10 с
Модель-полукопия воспроизводит летательный аппарат (прототип) в масштабе с
некоторыми отклонениями.
В модели-полукопии (иногда их называют контурными копиями) должны быть
сохранены масштабные размеры такие же, как и в моделях-копиях, за исключением
толщины фюзеляжа, киля, мотогондол, колес и других надстроек при виде в плане
(сверху). Кабина и другие застекленные части прототипа должны быть прозрачными.
Шасси могут быть упрощенными, но по схеме подобными стойкам прототипа.
Технические требования к кордовым моделям-полукопиям
Максимальная полетная масса
5 кг
Максимальный рабочий объем двигателя (двигателей)
6 см
3
Максимальная площадь поверхности
150 дм
2
Удельная грузоподъемность
не более 150 г/дм
2
В последние 3-5 лет все большее развитие получают модели электролетов (как
кордовые,
так
и
свободнолетающие).
Пока
нет
стабильных
правил
проведения
соревнований по этим моделям; их запуски носят скорее развлекательный характер.
Особенно эффектен полет кордовых копий - электролетов.
.