Автор: Фараппонова Ольга Павловна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МКУ ДО "Центр развития творчества "Радуга" города Лермонтова" Населённый пункт: Ставропольский край Наименование материала: методическая разработка Тема: Программа "Работа с родителями" Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного
образования «центр развития детей и юношества»
Программа
«Работа с родителями»
Автор: педагог высшей квалификационной
Категории Фараппонова О.П.
г. Лермонтов 2015г.
Пояснительная записка
Воспитывает всё: люди, вещи, явления,
но прежде всего и дольше всего – люди.
Из них на первом месте –
родители и педагоги.
А.С. Макаренко
Одним из важных и необходимых направлений в деятельности МБОУ ДОД
СЮТ
является
взаимодействие
педагогического
коллектива
с
семьями
воспитанников.
Для
реализации
направления
разработана
Программа
работы
с
родителями воспитанников учреждения.
Успешное
решение
задач
воспитания
возможно
только
при
условии
взаимодействия семьи и различных социальных учреждений. Влияние семьи на
ребёнка сильнее, чем влияние школы, улицы, СМИ. Именно семья была, есть и, по-
видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим
институтом
воспитания.
Однако
семья
не
может
обеспечить
в
полном
объёме
воспитания
активной,
творческой,
легко
адаптирующейся
к
новым
социальным
отношениям
личности,
которой
необходимы
интеллектуальные,
культурные,
духовные ценности. Система семейного воспитания в последнее время претерпевает
значительные изменения. Произошло снижение статуса семьи как воспитательного
института, даже во внешне благополучных семьях отсутствует взаимопонимание
между
детьми
и
родителями.
Родители
проявляют
неграмотность
в
вопросах
развития
и
воспитания.
Причины
семейных
проблем
–
неблагоприятный
психологический
климат,
неумение
строить
внутрисемейные
отношения,
что
наносит значительный вред развитию личности ребёнка.
Следствием неблагополучного состояния семьи является и проблема здоровья
детей.
Заметно
увеличился,
особенно
в
подростковой
среде,
рост
социально-
обусловленных заболеваний – таких, как алкоголизм, наркомания.
Аудио-
и
видеопродукция,
социальные
сети
вытесняют
взрослых
из
воспитательного
процесса,
заменяют
детям
родительское
общение,
подрывают
авторитет
семьи,
школы,
образовательных
учреждений.
Именно
поэтому
образовательным
учреждениям
и
родителям
необходимо
объединить
усилия
по
воспитанию детей.
Система
дополнительного
образования
–
одна
из
составляющих
сферы
образования,
которая
играет
существенную
роль
в
воспитании
подрастающего
поколения, так как способна создавать творческий союз детей и взрослых: педагог –
ребёнок – родитель. В учреждениях дополнительного образования детей работа с
родителями – важнейшая составляющая воспитательного процесса.
Взаимодействие
с
родителями
строится
на
основе
взаимопонимания
и
взаимоуважения всех участников образовательного процесса.
Педагог
дополнительного
образования
может
и
должен
стать
авторитетом,
который оказывает влияние на становление и развитие ребенка. Но работа педагога
становится гораздо результативнее и эффективнее, когда он вовлекает в совместную
и взаимодополняющую воспитывающую деятельность родителей.
Цель и задачи программы связаны с формированием системы взаимодействия
родителей с педагогами для создания условий свободного и творческого развития
детей,
их
эффективной
социализации,
самопознания
и
реализации
своих
способностей
и
возможностей;
активное
вовлечение
родителей
в
разные
сферы
деятельности;
стимулирование
проявления
в
семьях
здорового
образа
жизни;
создание условий для профилактики асоциального поведения детей и подростков;
педагогическая поддержка семьи (изучение, консультирование, оказание помощи в
вопросах воспитания, просвещения и др.); организация и проведение совместных
мероприятий: участие в соревнованиях, конкурсах и выставках.
В
центре
программы
-
предложение
родительской
общественности
строить
отношения
семьи
и
образовательного
учреждения
через
взаимодействие
и
партнерство. Это означает сотрудничество педагогов и родителей, направленное на
развитие творческой атмосферы, интересной для всех субъектов образовательного
процесса.
Работа
с
родителями
делится
на
психолого-педагогическую
диагностику
и
организационно-педагогическую
деятельность.
Программа
включает:
изучение
семьи воспитанника; проведение тематических родительских собраний; психолого-
педагогическое
просвещение
родителей
(которое
способствует
развитию
педагогического
мышления
и
воспитательных
навыков
родителей,
изменению
восприятия собственного ребёнка, его более глубокому пониманию); вовлечение
родителей
в
учебно-воспитательный
процесс
(для
этого
проводятся
открытые
занятия для родителей, дни открытых дверей).
Данная программа определяет содержание, методы и формы работы с родителями.
Основные направления деятельности:
-диагностика потребностей родителей в воспитании и развитии детей;
-приобщение родителей к педагогическому процессу;
-педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания, образования и
развития детей;
-практическая
помощь
в
разрешении
личностных
и
других
проблем
детей
и
родителей через индивидуальные педагогические консультации;
-привлечение родителей к участию в деятельности учреждения через культурно-
досуговые
мероприятия,
поиск
материалов
и
инструментов,
необходимых
для
организации занятий, пробуждение интереса к успехам своего ребёнка.
Педагогический коллектив осуществляет основные направления деятельности
п р о г р а м м ы ,
и с п о л ь з у я воспитательно-развивающую,
просветительскую,
коммуникативную, оздоровительную функции взаимодействия с семьёй.
Ожидаемые результаты
Активные
формы
работы
с
родителями
дадут
возможность педагогам
познакомиться с детско-родительскими отношениями в семье, создадут условия для
формирования
партнёрских
отношений
между
родителями
и
детьми,
будут
способствовать согласованному принятию совместных решений.
Социально-педагогические результаты работы с родителями
На уровне детей и родителей:
- разрешение личностных проблем детей и родителей;
-повышение
компетентности
родителей
в
решении
педагогических,
психологических и других проблем детей.
На уровне учреждения :
- повышение результативности образовательного процесса за счёт организации
совместной работы с родителями.
Сегодня учреждения дополнительного образования детей играют существенную
роль в воспитании подрастающего поколения, создают творческий союз детей и
взрослых: педагог – ребёнок – родитель. Деятельность МБОУДОД СЮТ и родителей
в интересах ребёнка может быть успешной только в том случае, если они станут
союзниками
и
будут
взаимодействовать
на
основе
взаимопонимания
и
взаимоуважения всех участников образовательного процесса.
Методическое обеспечение
Методы взаимодействия с родителями
-методы
формирования
сознания
личности
(формирование
убеждений,
взглядов, идеалов): беседы, лекции, личный пример взрослых;
-методы
организации
деятельности
и
формирование
общественного
поведения: общественное мнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций;
-методы
стимулирования
поведения
и
деятельности:
поощрение,
благодарность, одобрение;
Формы взаимодействия с родителями
Благодарственное письмо родителям используется с целью информирования
родителей о достижениях детей, а также как выражение благодарности семье за
помощь,
активное
участие,
поддержку
и
инициативу.
Благодарственные
письма
подписываются директором и педагогом.
Родительское собрание– одна из основных форм работы с родителями. На нём
обсуждаются
проблемы
жизни
творческого
объединения,
учреждения
и
родительского коллектива. Это – взаимный обмен мнениями, идеями, совместный
поиск.
Родительское
собрание
может
проходить
в
форме
«круглого
стола»,
тематической
дискуссии
родителей
с
приглашением
нужных
специалистов,
консультации со специалистами и др.
Информационный стенд – форма наглядного отражения деятельности МБОУ
ДОД
СЮТ.
Оформление
стендов
подчинено
единым
принципам,
ведущими
из
которых являются оперативность и красочность. Материалы стенда, как правило,
адресованы
не
только
родителям,
но
и
самим
ребятам,
и
всем,
приходящим
в
учреждение.
Консультация для родителей– проводят педагоги, методисты и администрация
учреждения по поводу решения конкретных психолого-педагогических, личностных
или административных проблем. По способу организации консультации – групповые
и индивидуальные. Групповые консультации сопровождаются разработкой памяток,
рекомендаций и других печатных материалов, адресованных родителям.
Открытое
учебное
занятие
–
учебное
занятие
с
приглашением
родителей
воспитанников,
администрации
учреждения.
Основная
цель
–
укрепление
взаимопонимания в триаде «педагог-ребёнок-родитель». Открытое занятие позволяет
продемонстрировать
родителям
творческие
возможности,
успехи
и
достижения
детей, степень их включённости в занятие, методы работы педагога с детьми и
уровень
взаимопонимания
между
участниками
образовательного
процесса.
Традиционно
после
открытых
занятий
родителям
предлагаются
анкеты
для
получения обратной связи, организуется обмен мнениями и пожеланиями.
День открытых дверей– мероприятие, позволяющее родителям приобщиться к
интересам ребёнка, организовать совместный семейный досуг.
Мероприятия – организованная форма совместного досуга родителей и детей.
Проводится с целью активного включения родителей в жизнь учреждения. Родители
привлекаются и как участники, и как соорганизаторы мероприятий.
Выставка– форма представления творческих работ воспитанников МБОУ ДОД
СЮТ. Может быть совместной с родителями, бабушками, дедушками. Проводится с
целью
активизации
творческого
потенциала
детей
и
их
родителей,
повышения
статуса семьи.
Творческий
отчёт
перед
родителями
–
традиционная
форма
работы
с
родителями. Проводится с целью демонстрации творческого роста воспитанников,
мотивации родителей к сотрудничеству с коллективом учреждения. Используются
разнообразные формы творческих отчётов в зависимости от направления творческой
деятельности объединения: выставка, соревнования, мероприятие и т. д. В настоящее
время родителям доступен сайт учреждения, на котором они могут ознакомиться с
размещённой на нём информацией.
Формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, помощь в подготовке к
выставкам, соревнованиям.
Тема семьи, взаимопонимания между членами семьи, а также между семьёй и
педагогами
должна
стать
одной
из
самых
важных
в
работе
образовательного
учреждения. Формирование такой системы взаимодействия родителей с педагогами
создаст благоприятные условия для свободного развития личности и сформирует у
детей ценностное отношение к семье.
План работы
№
Направление
Сроки исполнения
Ответственные
Психолого-
педагогическая
диагностика
1
Анкетирование родителей
ежегодно
«Изучение семей воспитанников, социального статуса
семьи»
сентябрь
педагоги
Первичное (личностные качества детей, склонности,
одаренность, особенности эмоциональной сферы)
в начале учебного года
сентябрь
педагоги
Вторичное (достижения ребенка, удовлетворенность
родителей услугами дополнительного образования,
пожелания родителей)
в конце учебного года
Апрель
педагоги
2
Анкетирование, тестирование, диагностика детей
Ежегодно
Первичное (собеседование, тестирование)
сентябрь
педагоги
Удовлетворенность образовательным процессом
(отношение к деятельности детского объединения,
педагогам, пожелания)
май
педагоги
Опросники по проведенным мероприятиям
в течение учебного года
методист
Организационно-
педагогическая
деятельность
1.
Родительские собрания, встречи:
“День открытых дверей” - презентация творческих
объединений
сентябрь
Администрация
педагоги
Беседа «Как стать другом для своего ребенка»
декабрь
педагоги
Беседа «Подросток и курение. Стадии табакокурения»
(с применением презентации)
март
педагоги
Индивидуальное консультирование родителей
в течение года
педагоги
Беседа «Безопасность детей на дороге»
1 раз в квартал
педагоги
2.
Мероприятия с родителями и детьми
Круглый стол «Наши семейные традиции»
в соответствие с
планом работы п.д.о.
педагоги
Вечер отдыха, посвященный Дню пожилого человека
«Бабушкины посиделки»
в соответствие с
планом работы п.д.о.
педагоги
Оформление стенда в объединении «Семья, друзья и
здоровье»
в соответствие с
планом работы п.д.о.
педагоги
3.
Выставка семейных работ «Остров семейных
сокровищ»
в соответствие с
планом работы п.д.о.
педагоги
Помощь родителей в подготовке к выставкам,
соревнованиям, конкурсам, мероприятиям
в течение года
педагоги
Оформление кабинета к Новому году
декабрь
педагоги
«Женский день – 8 марта» – чтение стихов, поделки
мамам, бабушкам
март
педагоги
«День Защитника Отечества» - поздравление пап,
дедушек
февраль
педагоги
Открытое занятие. Мастер-класс «Терем весёлых
затей».
Творческий отчет перед родителями. Награждение
родителей грамотами, благодарственными письмами
май
педагоги
методисты
Мероприятия с детьми
«Счастливый день»- рисунки о самом запомнившемся
семейном событии
в соответствие с
планом работы п.д.о.
педагоги
«Мама, мамочка, мамуля” - конкурс рисунков.
в соответствие с
планом работы п.д.о.
педагоги
«Мой любимый папа» - конкурс стихов
в соответствие с
планом работы п.д.о.
педагоги
«Событие в моей семье» - конкурс на самый
интересный рассказ о событии, произошедшем в
семье.
в соответствие с
планом работы п.д.о.
педагоги
Итоговая выставка работ в каждом объединении
«Покажи свой талант»
май
педагоги, методист
Литература
1.
Кожурова
О.Ю.
Воспитательный
потенциал
семьи
как
основа
семейной
педагогики:
2.
учебно-методическое пособие / О.Ю. Кожурова, Д.В. Григорьев. – Тула: ГОУ
ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2011. – 84 с.
3.
Работа
с
семьёй
в
учреждениях
дополнительного
образования:
аукцион
методических идей / авт.-сост. Л.В. Третьякова и др. – Волгоград: Учитель, 2009. –
218 с. Ил.
4.
Формы
работы
с
родителями.
5-11
классы
/
Сост.
Л.П.
Барылкина,
Т.А.
Фалькович, Г.И. Татаренко. – М.: ВАКО, 2013. – 160 с.__