Напоминание

Программа "Работа с родителями"


Автор: Фараппонова Ольга Павловна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МКУ ДО "Центр развития творчества "Радуга" города Лермонтова"
Населённый пункт: Ставропольский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Программа "Работа с родителями"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «центр развития детей и юношества»
Программа

«Работа с родителями»
Автор: педагог высшей квалификационной Категории Фараппонова О.П. г. Лермонтов 2015г.

Пояснительная записка
Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги. А.С. Макаренко Одним из важных и необходимых направлений в деятельности МБОУ ДОД СЮТ является взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников. Для реализации направления разработана Программа работы с родителями воспитанников учреждения. Успешное решение задач воспитания возможно только при условии взаимодействия семьи и различных социальных учреждений. Влияние семьи на ребёнка сильнее, чем влияние школы, улицы, СМИ. Именно семья была, есть и, по- видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания. Однако семья не может обеспечить в полном объёме воспитания активной, творческой, легко адаптирующейся к новым социальным отношениям личности, которой необходимы интеллектуальные, культурные, духовные ценности. Система семейного воспитания в последнее время претерпевает значительные изменения. Произошло снижение статуса семьи как воспитательного института, даже во внешне благополучных семьях отсутствует взаимопонимание между детьми и родителями. Родители проявляют неграмотность в вопросах развития и воспитания. Причины семейных проблем – неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения, что наносит значительный вред развитию личности ребёнка. Следствием неблагополучного состояния семьи является и проблема здоровья детей. Заметно увеличился, особенно в подростковой среде, рост социально- обусловленных заболеваний – таких, как алкоголизм, наркомания. Аудио- и видеопродукция, социальные сети вытесняют взрослых из воспитательного процесса, заменяют детям родительское общение, подрывают авторитет семьи, школы, образовательных учреждений. Именно поэтому образовательным учреждениям и родителям необходимо объединить усилия по воспитанию детей. Система дополнительного образования – одна из составляющих сферы образования, которая играет существенную роль в воспитании подрастающего
поколения, так как способна создавать творческий союз детей и взрослых: педагог – ребёнок – родитель. В учреждениях дополнительного образования детей работа с родителями – важнейшая составляющая воспитательного процесса. Взаимодействие с родителями строится на основе взаимопонимания и взаимоуважения всех участников образовательного процесса. Педагог дополнительного образования может и должен стать авторитетом, который оказывает влияние на становление и развитие ребенка. Но работа педагога становится гораздо результативнее и эффективнее, когда он вовлекает в совместную и взаимодополняющую воспитывающую деятельность родителей. Цель и задачи программы связаны с формированием системы взаимодействия родителей с педагогами для создания условий свободного и творческого развития детей, их эффективной социализации, самопознания и реализации своих способностей и возможностей; активное вовлечение родителей в разные сферы деятельности; стимулирование проявления в семьях здорового образа жизни; создание условий для профилактики асоциального поведения детей и подростков; педагогическая поддержка семьи (изучение, консультирование, оказание помощи в вопросах воспитания, просвещения и др.); организация и проведение совместных мероприятий: участие в соревнованиях, конкурсах и выставках. В центре программы - предложение родительской общественности строить отношения семьи и образовательного учреждения через взаимодействие и партнерство. Это означает сотрудничество педагогов и родителей, направленное на развитие творческой атмосферы, интересной для всех субъектов образовательного процесса. Работа с родителями делится на психолого-педагогическую диагностику и организационно-педагогическую деятельность. Программа включает: изучение семьи воспитанника; проведение тематических родительских собраний; психолого- педагогическое просвещение родителей (которое способствует развитию педагогического мышления и воспитательных навыков родителей, изменению восприятия собственного ребёнка, его более глубокому пониманию); вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (для этого проводятся открытые занятия для родителей, дни открытых дверей). Данная программа определяет содержание, методы и формы работы с родителями.
Основные направления деятельности:
-диагностика потребностей родителей в воспитании и развитии детей; -приобщение родителей к педагогическому процессу;
-педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания, образования и развития детей; -практическая помощь в разрешении личностных и других проблем детей и родителей через индивидуальные педагогические консультации; -привлечение родителей к участию в деятельности учреждения через культурно- досуговые мероприятия, поиск материалов и инструментов, необходимых для организации занятий, пробуждение интереса к успехам своего ребёнка. Педагогический коллектив осуществляет основные направления деятельности п р о г р а м м ы , и с п о л ь з у я воспитательно-развивающую, просветительскую, коммуникативную, оздоровительную функции взаимодействия с семьёй.
Ожидаемые результаты
Активные формы работы с родителями дадут возможность педагогам познакомиться с детско-родительскими отношениями в семье, создадут условия для формирования партнёрских отношений между родителями и детьми, будут способствовать согласованному принятию совместных решений.
Социально-педагогические результаты работы с родителями
На уровне детей и родителей: - разрешение личностных проблем детей и родителей; -повышение компетентности родителей в решении педагогических, психологических и других проблем детей. На уровне учреждения
:
- повышение результативности образовательного процесса за счёт организации совместной работы с родителями. Сегодня учреждения дополнительного образования детей играют существенную роль в воспитании подрастающего поколения, создают творческий союз детей и взрослых: педагог – ребёнок – родитель. Деятельность МБОУДОД СЮТ и родителей в интересах ребёнка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками и будут взаимодействовать на основе взаимопонимания и взаимоуважения всех участников образовательного процесса.

Методическое обеспечение

Методы взаимодействия с родителями
-методы формирования сознания личности (формирование убеждений, взглядов, идеалов): беседы, лекции, личный пример взрослых; -методы организации деятельности и формирование общественного поведения: общественное мнение, поручение, создание воспитывающих ситуаций; -методы стимулирования поведения и деятельности: поощрение, благодарность, одобрение;
Формы взаимодействия с родителями
Благодарственное письмо родителям используется с целью информирования родителей о достижениях детей, а также как выражение благодарности семье за помощь, активное участие, поддержку и инициативу. Благодарственные письма подписываются директором и педагогом. Родительское собрание– одна из основных форм работы с родителями. На нём обсуждаются проблемы жизни творческого объединения, учреждения и родительского коллектива. Это – взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Родительское собрание может проходить в форме «круглого стола», тематической дискуссии родителей с приглашением нужных специалистов, консультации со специалистами и др. Информационный стенд – форма наглядного отражения деятельности МБОУ ДОД СЮТ. Оформление стендов подчинено единым принципам, ведущими из которых являются оперативность и красочность. Материалы стенда, как правило, адресованы не только родителям, но и самим ребятам, и всем, приходящим в учреждение. Консультация для родителей– проводят педагоги, методисты и администрация учреждения по поводу решения конкретных психолого-педагогических, личностных или административных проблем. По способу организации консультации – групповые и индивидуальные. Групповые консультации сопровождаются разработкой памяток, рекомендаций и других печатных материалов, адресованных родителям. Открытое учебное занятие – учебное занятие с приглашением родителей воспитанников, администрации учреждения. Основная цель – укрепление взаимопонимания в триаде «педагог-ребёнок-родитель». Открытое занятие позволяет продемонстрировать родителям творческие возможности, успехи и достижения детей, степень их включённости в занятие, методы работы педагога с детьми и уровень взаимопонимания между участниками образовательного процесса.
Традиционно после открытых занятий родителям предлагаются анкеты для получения обратной связи, организуется обмен мнениями и пожеланиями. День открытых дверей– мероприятие, позволяющее родителям приобщиться к интересам ребёнка, организовать совместный семейный досуг. Мероприятия – организованная форма совместного досуга родителей и детей. Проводится с целью активного включения родителей в жизнь учреждения. Родители привлекаются и как участники, и как соорганизаторы мероприятий. Выставка– форма представления творческих работ воспитанников МБОУ ДОД СЮТ. Может быть совместной с родителями, бабушками, дедушками. Проводится с целью активизации творческого потенциала детей и их родителей, повышения статуса семьи. Творческий отчёт перед родителями – традиционная форма работы с родителями. Проводится с целью демонстрации творческого роста воспитанников, мотивации родителей к сотрудничеству с коллективом учреждения. Используются разнообразные формы творческих отчётов в зависимости от направления творческой деятельности объединения: выставка, соревнования, мероприятие и т. д. В настоящее время родителям доступен сайт учреждения, на котором они могут ознакомиться с размещённой на нём информацией. Формы трудовой деятельности: оформление кабинетов, помощь в подготовке к выставкам, соревнованиям. Тема семьи, взаимопонимания между членами семьи, а также между семьёй и педагогами должна стать одной из самых важных в работе образовательного учреждения. Формирование такой системы взаимодействия родителей с педагогами создаст благоприятные условия для свободного развития личности и сформирует у детей ценностное отношение к семье.

План работы




Направление

Сроки исполнения

Ответственные

Психолого-

педагогическая

диагностика
1 Анкетирование родителей ежегодно «Изучение семей воспитанников, социального статуса семьи» сентябрь педагоги Первичное (личностные качества детей, склонности, одаренность, особенности эмоциональной сферы) в начале учебного года сентябрь педагоги Вторичное (достижения ребенка, удовлетворенность родителей услугами дополнительного образования, пожелания родителей) в конце учебного года Апрель педагоги 2 Анкетирование, тестирование, диагностика детей Ежегодно Первичное (собеседование, тестирование) сентябрь педагоги Удовлетворенность образовательным процессом (отношение к деятельности детского объединения, педагогам, пожелания) май педагоги Опросники по проведенным мероприятиям в течение учебного года методист
Организационно-

педагогическая

деятельность
1.
Родительские собрания, встречи:
“День открытых дверей” - презентация творческих объединений сентябрь Администрация педагоги Беседа «Как стать другом для своего ребенка» декабрь педагоги Беседа «Подросток и курение. Стадии табакокурения» (с применением презентации) март педагоги Индивидуальное консультирование родителей в течение года педагоги Беседа «Безопасность детей на дороге» 1 раз в квартал педагоги 2.
Мероприятия с родителями и детьми
Круглый стол «Наши семейные традиции» в соответствие с планом работы п.д.о. педагоги Вечер отдыха, посвященный Дню пожилого человека «Бабушкины посиделки» в соответствие с планом работы п.д.о. педагоги Оформление стенда в объединении «Семья, друзья и здоровье» в соответствие с планом работы п.д.о. педагоги
3. Выставка семейных работ «Остров семейных сокровищ» в соответствие с планом работы п.д.о. педагоги Помощь родителей в подготовке к выставкам, соревнованиям, конкурсам, мероприятиям в течение года педагоги Оформление кабинета к Новому году декабрь педагоги «Женский день – 8 марта» – чтение стихов, поделки мамам, бабушкам март педагоги «День Защитника Отечества» - поздравление пап, дедушек февраль педагоги Открытое занятие. Мастер-класс «Терем весёлых затей». Творческий отчет перед родителями. Награждение родителей грамотами, благодарственными письмами май педагоги методисты
Мероприятия с детьми
«Счастливый день»- рисунки о самом запомнившемся семейном событии в соответствие с планом работы п.д.о. педагоги «Мама, мамочка, мамуля” - конкурс рисунков. в соответствие с планом работы п.д.о. педагоги «Мой любимый папа» - конкурс стихов в соответствие с планом работы п.д.о. педагоги «Событие в моей семье» - конкурс на самый интересный рассказ о событии, произошедшем в семье. в соответствие с планом работы п.д.о. педагоги Итоговая выставка работ в каждом объединении «Покажи свой талант» май педагоги, методист

Литература
1. Кожурова О.Ю. Воспитательный потенциал семьи как основа семейной педагогики: 2. учебно-методическое пособие / О.Ю. Кожурова, Д.В. Григорьев. – Тула: ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», 2011. – 84 с. 3. Работа с семьёй в учреждениях дополнительного образования: аукцион методических идей / авт.-сост. Л.В. Третьякова и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 218 с. Ил. 4. Формы работы с родителями. 5-11 классы / Сост. Л.П. Барылкина, Т.А. Фалькович, Г.И. Татаренко. – М.: ВАКО, 2013. – 160 с.__


В раздел образования