Автор: Крицкая Виолетта Борисовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Колобок" Населённый пункт: г. Ноябрьск Наименование материала: Консультация по оздоровлению детей дошкольного возраста Тема: Современные пути оздоровления дошкольников Раздел: дошкольное образование
Современные пути оздоровления дошкольников
Рост числа заболеваний органов
дыхания, пищеварения, зрения,
нервной и сердечно-сосудистой
систем среди детей связан с
экологическими, социальными и
наследственными факторами.
Способствует хроническим
заболеваниям и ухудшению показателей
физического и психического развития
большое психоэмоциональное
напряжение, связанное с условиями
жизни и обучения, трудностями
в организации правильного питания
дома и в образовательных учреждениях.
Решение проблемы снижения общей заболеваемости возможно при
правильной
организации
воспитательной
и
оздоровительной
работы,
проведении
неотложных
мер
по
профилактике
отклонений
в
состоянии
здоровья детей.
Главная задача дошкольных учреждений и родителей - выработать у детей
разумное отношение к своему организму, привить необходимые санитарно-
гигиенические навыки, научить вести здоровый образ жизни с раннего детства.
Каждый ребенок должен понимать, как важно с детства избегать факторов
риска
для
здоровья,
выбрать
стиль
поведения,
не
наносящий
ущерба
физическому
и
психическому
состоянию.
Снижению
риска
развития
хронических заболеваний способствует и изменение образа жизни родителей
(отказ
от
курения
и
алкоголя,
употребление
здоровой
пищи,
обогащенной
витаминами, увеличение физической активности, общение с природой).
Индивидуальные
отклонения
в
здоровье
и
физическом
развитии
так
многочисленны, что переход из состояния, которое еще является нормой, в
состояние
патологии
часто
бывает
незаметным.
Среди
клинически
неоднородных нозологических форм наиболее распространенными являются
риновирус групп А и В, энтеровирусные инфекции и сотни других. Тесные
контакты между детьми и взрослыми в дошкольных учреждениях определяют
эпидемиологическую обстановку, близкую к респираторному инфекционному
отделению.
Модель укрепления здоровья населения включает законодательные меры
на федеральном уровне; местные источники финансирования, взаимосвязанные
службы на региональном уровне; образовательные учреждения на местном
уровне; семья, родители на индивидуальном уровне.
Факторы
риска
в
медицине
определяются
как
сочетание
условий,
обусловливающих образ жизни, физическое состояние. Именно нездоровый
образ
жизни
значительно
увеличивает
риск
заболеваний.
Желание
соответствовать
модному,
но
негативному
физическому
и
поведенческому
стереотипу
сверстников
формирует
такой
стиль
поведения,
при
котором
сохранение здоровья как самого большого богатства человека перестает быть
самоцелью. Успеху мероприятий по укреплению и профилактике заболеваний
способствуют
участие
в
этой
работе
родителей,
детей
и
сотрудников
дошкольных
учреждений,
неформальное
взаимодействие
взрослых
и
детей
(ребенок может выступать в роли учителя и ученика).
Новые медико-педагогические технологии управления здоровьем детей
предусматривают совершенствование диагностики, методов оценки состояния
здоровья
детей,
организации
реабилитационных
мероприятий
в
местных
условиях.
Программа
сохранения
и
укрепления
здоровья
детей дошкольных
учреждений базируется на нескольких основных принципах:
• повышение знаний о состоянии своего здоровья и всего коллектива ДОУ,
формирование активной позиции по сохранению и восстановлению здоровья;
•
выяснение
причин
нарушения
здоровья
и
проведение
санитарно-
гигиенических мероприятий, медицинских, педагогических и социальных мер,
направленных на коррекцию факторов риска, на предупреждение заболеваний;
• учет эколого-гигиенических факторов природной и микросоциальной
среды обитания, влияющих на здоровье детей;
• организация периода адаптации к ДОУ, щадящего режима за счет сокра-
щенного дня, увеличения времени пребывания на открытом воздухе в форме
активных игр, использование общеукрепляющих средств;
•
санация хронических очагов инфекции детей и членов их семей,
профилактика инфекционных заболеваний, сбалансированное питание, обога-
щенное природными витаминными комплексами, добавками (соки, коктейли
из овощей, ягод и фруктов, овощные криопорошки, фитопрепараты);
• использование немедикаментозных методов профилактики (оптимиза-
ция условий воспитания и обучения, питания, физического воспитания,
формирование
навыков
здорового
образа
жизни,
применение
фито-
и
аэрофитотерапии, природных препаратов, улучшающих обмен веществ);
• профилактические мероприятия в период сезонного повышения острой
заболеваемости
(кварцевание
помещений раз в день, ежедневная
влажная
уборка
с
применением
дезинфицирующих
средств,
индивидуальная
профилактика);
•
организация
летнего
оздоровительного
отдыха
с
максимальным
пребыванием на улице и использованием природных источников здоровья в
загородных
условиях
(открытые
водоемы,
разнообразные
циклические
упражнения в облегченной одежде в оптимальном двигательном режиме и др.);
• организация оздоровительной работы в местных реабилитационных
группах,
профильных
учреждениях
и
центрах,
что
позволяет
охватить
максимальное число детей, нуждающихся в оздоровительных мероприятиях, и
делает работу намного эффективней.
П р а в и л ь н а я
о р га н и за ц и я
во с п и т ательно-образовательной
и
оздоровительной
работы
предусматривает
строгое
соблюдение
возрастного
режима занятий, построение занятий с учетом динамики работоспособности
детей,
рациональное
использование
наглядных
пособий,
обязательное
выполнение
гигиенических
и
санитарных
требований,
предъявляемых
к
помещениям образовательных учреждений (режимы - световой,
звуковой
и
воздушный, цветовое оформление).
Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и
состояние здоровья ребенка, движениям принадлежит едва ли не основная роль.
От степени физической активности во многом зависят развитие двигательных
навыков, успешность усвоения информации, память, восприятие, эмоции и
мышление.
Применительно
к
детям
особенно
убедительно
звучат
слова
французского врача Ж. Тиссо, сказанные им почти 200 лет назад: «Движение
как таковое может по своему действию заменить любое средство, но все
лечебные средства мира не могут заменить действия движения».
При организации двигательной активности (ДА) детей, включая и занятия
по физическому воспитанию, должны преобладать циклические, прежде всего
беговые
(скорость
-
1,0-1,2
м/сек),
упражнения
во
всех
видах
ДА
для
тренировки и совершенствования общей выносливости — наиболее ценного
оздоровительного качества. Поддерживает интерес к занятиям частая смена
упражнений при многократной повторяемости и высокой моторной плотности
(не
менее
80%).
Способствуют
оздоровлению
детей
подвижные
игры,
организованные во время физкультурных занятий и прогулок на улице. Дети
заинтересованно
относятся
к
выполнению
упражнений
благодаря
музыкальному
сопровождению,
эстетическому
выполнению
движений,
достижению
мышечного
расслабления
как
необходимого
компонента
большинства музыкальных занятий и занятий по физической культуре.
Для
детей
важно
иметь
хорошо
развитую
систему
терморегуляции,
позволяющую поддерживать постоянство температуры внутренней среды
организма независимо от изменений в окружающей среде. Именно поэтому
детей следует приучать не просто к низкой температуре, а к ее перепадам,
попеременно
воздействуя
то
теплом,
то
холодом.
Принципы
реализации
системы
эффективного
закаливания
сводятся
использованию
контрастных
воздушных
и
водных
ванн
и
контрастного
душа.
Именно
эти
методы
способствую
развитию
и
совершенствованию
системы
физической
терморегуляции
в
течение
всей
жизни,
начиная
с
раннего
возраста.
Способствуют
закаливанию
циклические
упражнения
на
открытом
воздухе,
хождение босиком, адекватна температурному режиму одежда детей. Ребенок,
находящийся на открытом воздухе и не двигающийся какое-то время, должен
быть одет так, чтобы испытывать ощущения зябкости. Температура воздуха в
помещениях для детей до школьного возраста - 18-20°С в зависимости от
большей
или
меньшей
ДА
детей
(изменяется
в
обратном
соотношении).
Плавание
в
бассейне
также
способствует
закаливанию
при
использовании
контрастного
душа
до
плавания,
и
после
окончания
занятия.
Анализ
заболеваемости 563 дошкольников 3-6 лет получавших контрастные воздушные
и водные процедуры, выявил снижение острых респираторных заболеваний за
год на 29,7-54,2%.
Комплексное оздоровление детей, часто болеющих ОРЗ
Дети, часто болеющие ОРЗ, с функциональными нервно-психическими
отклонениями, с повышенной реактивностью нервной системы не обладают
достаточной устойчивостью к изменяющимся воздействиям среды. Основой
работы с этими детьми является щадящий оздоровительный режим:
•
с о зд а н и е
бл а го п р и я т н о го
э м о ц и онально-психологического
микроклимата (доброжелательная форма общения детей и взрослых, создание
условий для уединения ребенка с любимой игрушкой, книгой);
•
увеличение
-
с
учетом
индивидуальных
особенностей
-
продолжительности дневного сна (укладывание таких детей первыми и подъем
последними) в спокойной обстановке;
•
строгое
соблюдение
общего
режима
со
своевременной
сменой
различных видов деятельности и чередованием их с отдыхом, с использованием
спокойных и подвижных игр в течение дня;
в летний период года обеспечение максимального пребывания детей
на воздухе с достаточной ДА и обогащением новыми умениями и навыками.
В
режиме
дня
рекомендуется
использовать
физические
нагрузки
различной интенсивности. Нагрузки большой интенсивности должны занимать
10-15% от всего времени двигательной деятельности детей. При этом частота
сердечных сокращений (ЧСС) достигает уровня 150-170 ударов в минуту. Это
может быть при организации подвижных игр, беговых упражнений, подскоков и
т.п. Все физические упражнения проводятся в основном в режиме средней
интенсивности. При этом для детей 3-4 лет ЧСС составляет 130-140 ударов в
минуту, для 5-7-летних - 140-150 ударов. В первой половине дня рекомендуется
шире использовать подвижные игры, элементы спортивных игр, пешеходные
прогулки, экскурсии.
В летнее время года утренняя гимнастика должна проводиться на свежем
воздухе и включать помимо общеразвивающих движений медленный бег в те-
чение 3 минут. Рекомендуются прогулки по маршруту и экскурсии для старших
детей 1-2 раза в неделю продолжительностью не более 30-40 минут. Длина пути
для детей 4-5 лет - не более 1,5 км; для детей 6—7 лет — не более 1,5—2 км в
один конец. После каждых 10-15 минут пути следует устраивать остановки для
отдыха продолжительностью 5 минут, а на конечном пункте - привал на 20-30
минут.
На активную двигательную деятельность детей должно отводиться не
менее 3,5—4 часов в день. Общая суточная ДА для детей 4 лет составляет 12
000-13 000 локомоций, 5 лет - 14 000-15 000, 6 лет - 15 000-16 000 локомоций.
ДА при организованных формах деятельности должна составлять 45-50%, т.е.
8000-9000 локомоций.
Воздух
-
самый
доступный
закаливающий
фактор.
Одежда
во
время
прогулки меняется в зависимости от погодных условий, а также времени дня,
вида деятельности и индивидуальных особенностей детей.
Первые
две-три
недели
(период
адаптации),
особенно
в
загородных
условиях, дети должны одеваться теплее. По мере привыкания к этим условиям
для поддержания эффекта от специальных закаливающих процедур одежда
обычно облегчается.
При наличии чистого травяного покрытия или гладкого грунта дети могут
принимать воздушные ванны и играть в подвижные игры босиком, что не толь-
ко
оказывает
существенный
закаливающий
эффект,
но
и
я вл я е т с я
профилактикой плоскостопия.
Для
хождения
босиком
на
каждой
прогулочной
площадке
следует
оборудовать специальную дорожку. Она может состоять из нескольких ящиков
размером 50x80 см, глубиной 8-10 см. Ящики, заглубленные в грунт вплотную
друг к другу, заполняют различными материалами — песком, мелкой галькой,
керамзитом, камешками. Чтобы повысить эффект закаливания в теплые дни
(22°С и выше), дорожку поливают водой, для чего рядом с ней устраивают
фонтанчики.
Оценка эффективности оздоровления частоболеющих детей
Основным
критерием
оценки
проведенных
оздоровительных
мероприятий
является
динамика
уровня
заболеваемости
(кратность,
продолжительность и тяжесть заболеваний) каждого ребенка за год.
Оздоровление считается эффективным, если заболеваемость снижается не
менее
чем
на
25%.
Этот
показатель
рассчитывают
путем
деления
числа
частоболеющих
детей,
снятых
с
учета
по
выздоровлении,
на
общее
число
частоболеющих
детей,
получавших
профилактические
процедуры
(в
процентах).
Одним из объективных показателей здоровья детей является показатель
кратности случаев острых респираторных заболеваний. Анализ может быть
проведен методом сравнения данных заболеваемости за 1-2 года до проведения
закаливающих
мероприятий
и
такой
же
период
времени
после.
При
этом
следует помнить о возрастном снижении числа случаев острых заболеваний у
детей, равном в среднем 10 % в год. Поэтому более достоверным является
метод «контрольной группы». Для каждого ребенка заболеваемость должна
учитываться за период его наблюдения по средним данным: общего числа
заболеваний на одного ребенка в месяц, числа осложненных случаев и числа
дней,
пропущенных
по
болезни
одним
ребенком
в
месяц.
Путем
деления
полученные
данных
двух
сравниваемых
периодов
или
групп
получаем
коэффициент профилактической эффективности проводимых оздоровительных
мероприятий.
Для
более
углубленного
анализа предлагается распределять
частоболеющих детей (до и после оздоровления) по четырем группам здоровья.
Первая
группа - ребенок перешел из группы частоболеющих детей в
группу редкоболеющих или здоровых.
Вторая группа - ребенок перенес на два и более заболеваний меньше, чем
до оздоровления, но по числу перенесенных заболеваний остался в группе
частоболеющих детей (улучшение).
Третья
группа -
уровень
заболеваемости
ребенка
до
проведения
и
в
период оздоровления без перемен.
Четвертая
группа -
после
оздоровления
острых
заболеваний
стало
больше, чем до того (ухудшение).
Об эффективности проведенных мероприятий судят по количеству детей
в этих группах (в процентах) к концу оздоровления.
Кроме
того,
эффективность
оздоровления
частоболеющих
детей
оценивают по следующим показателям:
положительная
и
соответствующая
возрасту
динамика
физического
развития (показатели длины и массы) и нервно-психического развития
(параметры
поведения:
нормализация
сна,
аппетита,
улучшение
эмоционального состояния, хорошее самочувствие, отсутствие жалоб);
стойкая
нормализация
показателей
функционального
состояния
организма ребенка (гемоглобин, частота сердечных сокращений);
отсутствие осложненного течения острых респираторных заболеваний;
уменьшение числа дней,
пропущенных по болезни одним ребенком в
год.
Детей, не имеющих положительной динамики в здоровье, необходимо до-
полнительно обследовать с целью выяснения причин их частых заболеваний
(возможно,
в
условиях
стационара)
и
ввести
дополнительные
меры
по
дальнейшему оздоровлению.
В
заключение
можно
сказать:
все
подходы
к
оздоровлению
детей
оказались
обоснованными,
но
наиболее
эффективным
является
применение
комплекса
мер,
включающих
как
обязательный
компонент
систематическое
контрастное
воздушное
и
водное
закаливание
с
доведением
разницы
температуры до 12-15°С, длительные двигательные, преимущественно цикли-
ческие,
нагрузки
умеренной
интенсивности,
приводящие
к
устойчивому
поддержанию аэробного обмена веществ и выполнение психогигиенических
норм. Все остальные способы являются вспомогательными и должны быть
«встроены»
в
систему
обучения
ребенка
физической
культуре.
Главное
—
навыки
занятий
физической
культурой
и
закаливания
в
температурно-
контрастной
среде
должны
быть
привиты
в
детском
возрасте,
и
стать
со
временем потребностью в здоровом образе жизни.