Особенности индивидуализации обучения в основной школе.
Автор: Файзрахманова Гульназ Ильясовна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "Шушмабашская средняя общеобразовательная школа" Населённый пункт: РТ, Арский район, с.Шушмабаш Наименование материала: Выступление на методическом совете Тема: Особенности индивидуализации обучения в основной школе. Раздел: полное образование
МБОУ “Шушмабашская СОШ”Арского района РТ
Особенности индивидуализации обучения
в основной школе.
( выступление на методическом семинаре
учителей русского языка и литературы)
Выступила: учитель русского языка и литературы
Файзрахманова Гульназ Ильясовна
Особенности индивидуализации обучения в основной школе.
Требование учитывать индивидуальные особенности ребенка в процессе
обучения – очень давняя традиция. Необходимость этого очевидна, ведь учащиеся по
разным показателям в значительной мере отличаются друг от друга. Это отражается в
педагогической теории под названием принципа индивидуального подхода.
Индивидуализация обучения - это: 1) организация учебного процесса, при котором
выбор
способов,
приемов,
темпа
обучения
обусловливается
индивидуальными
особенностями
учащихся;
2)
различные
учебно-методические,
психолого-
педагогические
и
организационно-управленческие
мероприятия,
обеспечивающие
индивидуальный подход.
Итак, индивидуализация представляет собой учет индивидуальных особенностей
обучающихся в учебной
работе. Прежде всего тех, которые влияют на учебную
деятельность
и
от
которых
зависит
результат
обучения.
Таковыми
могут
быть
различные
психологические
и
физические
качества
и
состояния
личности:
особенности
всех
познавательных
процессов,
свойств
нервной
системы,
черты
характера, воли, мотивация, способности.
Что
надо
учитывать
в
первую
очередь?
1.Уровень
умственного
развития
обучающегося,
обучаемость
и
способность
к
обучению.
2.Скорость
усвоения
-комплексное
явление,
существенный
показатель
которого
не
столько
скорость
запоминания, сколько темп обобщений. 3.Общие умственные способности - комплекс
способностей, требуемых для осуществления обучающимися учебной деятельности.
Сюда относят
способности запоминать материал, поведение логических операций,
творческого мышления.
Индивидуализация – процесс, при котором активным в выборе содержания своего
образования становится сам ребенок. У учащихся должны быть сформированы общие
способы действия:
- самоконтроль;
- саморефлексия;
- самопланирование.
Задачей же педагогов при осуществлении такого подхода в обучении становится
создание
психолого-педагогических
условий,
которые
бы
стимулировали
образовательную деятельность учащихся на основе самообразования, саморазвития,
самовыражения в ходе овладения знаниями.
Только индивидуальное
обучение создает условия для максимального развития
детей
с
разным
уровнем
способностей:
для
реабилитации
отстающих
и
для
(продуктивного) продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением.
Нередко ориентация на максимум усвоения учебного материала подводит к заметной
перегрузке школьников, уровень требований для большинства из них недостижим. Как
следствие – пропадает интерес к учебе и уверенность ученика в себе. В какой-то мере
выходу из создавшейся ситуации поможет индивидуализация обучения.
Важный способ индивидуализации – это помощь ученику в формировании
индивидуального стиля учебной деятельности.
Индивидуальная деятельность – это целая система индивидуально-своеобразных
приемов
и
способов
решения
задачи,
определяемых
комплексом
природных
особенностей человека. Если у ученика выработан индивидуальный стиль учебной
деятельности,
значит,
он
наилучшим
образом
приспособился,
адоптировался
к
условиям обучения, используя свои индивидуально- типологические особенности.
Остановимся в некоторых видах работ:
-
проектная
деятельность: ученик
с учителем выбирает определённую тему,
самостоятельно ищет материал, работает с источниками, исследует, делает выводы,
сравнивает, создаёт проект;
-
участие
в
научно-практических
конференциях
школьников
–
это
результат
научных трудов ученика, его самовыражение, отстаивание собственного мнения;
-
участие в дистанционных олимпиадах : проверка знаний без учителя, выявление
затруднений для последовательного их преодоления с помощью учителя
-
работа с дополнительной информацией , использование ИКТ
-
выполнение заданий, подготовленных учителем др.
Цели такой самостоятельной работы : способствовать развитию умственных сил
ученика,
формировать
творческое
самостоятельное
мышление,
научные
интересы,
потребность в образовании, формировать самостоятельность учащихся.
Одним
из
наиболее
эффективных
путей
реализации
индивидуальной
формы
организации учебной деятельности школьников на уроке русского языка и литературы
являются дифференцированные индивидуальные задания,
которые
позволяют при
меньшей затрате значительно увеличить объем эффективной самостоятельной работы.
Большую помощь оказывают дополнительные занятия, консультации с учащимися
после уроков. Занятия позволяют повторить грамматику языка, собрав “забытые”
правила в четкую структуру. Задания, которые выполняют учащиеся, схожи с теми,
которые
им
придется
решать
во
время
прохождения
экзамена.
Таким
образом,
складывается четкое и ясное представление о том, как им подходить к каждому типу
заданий ОГЭ или ЕГЭ. Кроме этого, можно уделить внимание каждому из учащихся,
ответить на его вопросы, а также отследить, понимает ли ученик тему занятия и
справляется ли с заданиями.
Такие занятия я начинаю проводить уже с 7 класса. Им интересно всё об ОГЭ:
структура, критерий,
типы заданий, время, порядок. С ними мы
пишем сжатое
изложение, разбираем ошибки, выполняем те задания, темы по которым они уже
отработали ( задание 1, 3, 4,5,8, 11). Каждый берёт по варианту, выполняет задание и
приносит
к
учителю
на
проверку.
А
педагог
ведёт
отдельную
тетрадь
по
индивидуальным
достижениям
учащихся
–
следующее
обсуждение
ведётся
на
родительском собрании.
Индивидуальную работу проводим на всех этапах урока, при решении различных
дидактических
задач;
для
усвоения
новых
знаний
и
их
закрепления.
Учащимся
нравятся такие индивидуальные задания, которые построены по принципу “выбирай
оценку сам !”, то есть , задания подбираются таким образом, что за это ты получаешь
“5”, за это правильно выполненное задание”4” и др.
Коллективную работу ведем по написанию сочинения-рассуждения на разные темы,
но каждый учащийся пишет свое сочинение. В 8-10 классах каждый ученик имеет
свою тетрадь, где чётко изложены требования к части С на ОГЭ и ЕГЭ по русскому.
Работаем с текстами, ищем темы и проблемы, выявляем позицию автора, подбираем
аргументы.
По мере овладения учебными умениями степень самостоятельности возрастает:
ученики могут работать без непосредственного вмешательства учителя. Например, в
старших классах, получив
задание, каждый ученик сам составляет план работы,
подбирает
материалы,
выполняет
необходимые
действия
в
намеченной
последовательности, фиксирует результаты работы.
Действительно, в процессе обучения и воспитания встречаются ученики с
разными характерными особенностями, с разными способностями. Сейчас мы говорим
о
познавательных,
коммуникативных
и
регулятивных
целях,
которые
должны
учитывать
индивидуальность
учащегося,
должны
способствовать
всестороннему
развитию
ученика.
Если
ребёнок
научится
адекватно
самостоятельно
оценивать
правильность выполнения своих действий и вносить коррективы , принимать решения
в
проблемной
ситуации,
воспринимать
критику
ошибок,
строить
логическое
рассуждение, взаимодействует во фронтальном режиме – значит учитель добился
своих целей и данный урок или занятие пошли на пользу каждому ученику.