Напоминание

Сценарии праздников, конкурсов, тематических вечеринок


Автор: Горнова Лада Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МАУДО "РГДДТ"
Населённый пункт: г. Рязань
Наименование материала: Методическое пособие
Тема: Сценарии праздников, конкурсов, тематических вечеринок
Раздел: дополнительное образование





Назад





Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

«РЯЗАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ДВОРЕЦ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

СЦЕНАРИИ

ПРАЗДНИКОВ, КОНКУРСОВ,

ТЕМАТИЧЕСКИХ ВЕЧЕРИНОК



Автор-составитель –

педагог дополнительного образования

Л.В. Горнова

г. Рязань, 2016 г.
1

Сценарии праздников, конкурсов, тематических вечеринок /авт.-сост. Горнова Л.В.,
педагог дополнительного образования МАУДО «РГДДТ» - Рязань, 2016 г. Пособие предназначено для педагогов-организаторов, а также учителей школ и педагогов системы дополнительного образования, с целью использования при подготовке к проведению досуговых мероприятий во внеурочное время. В пособие вошли авторские материалы, апробированные в Креатив-студии Рязанского городского Дворца детского творчества 2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная разработка предназначена для организации увлекательного досуга детей школьного возраста. Составлена она на основе авторских материалов, наработанных за период работы в должности педагога дополнительного образования, опыта сотрудничества с педагогами и детскими коллективами Дворца, а также доступных сценариев, опубликованных в Интернет-источниках. В пособии публикуются сценарии праздников и игровых программ, разработанных совместно с детьми на занятиях Креатив-студии РГДДТ и опробованных во время практикумов в процессе реализации социально-педагогической программы «Сотвори праздник». Методические материалы отличаются разнообразием идей, креативностью подхода к проблеме организации досуга подростков, современными формами и методами работы с молодёжью.
Цель проведения мероприятий :
организация увлекательного, полезного досуга детей.
Задачи:
- дать возможность интересно и с пользой проводить свободное время. - воспитывать интерес к интеллектуально-творческим играм, культурному досугу; - развивать у детей активность, стремление к достижению успеха; - развивать коммуникативные навыки; - развивать логическое мышление, фантазию и творческие способности; - развивать внимание, ловкость и быстроту; - профессионально ориентировать детей, способствовать сознательному выбору дальнейшего места учёбы и специализации в сфере организации работы с молодёжью и культурного досуга для населения. - создать положительный эмоциональный настрой, благоприятную и комфортную атмосферу сотрудничества 3

СЦЕНАРИЙ ВЕЧЕРИНКИ НА ТЕМУ: «ОРАНЖЕВОЕ НАСТРОЕНИЕ»
Место проведения: просторный кабинет или зал. Время проведения: примерно 1,5 часа. Цель: организация увлекательного, полезного досуга детей. Задачи: - провести практикум по организации тематической вечеринки, расширить представление детей по теории организации праздников; - отработать на практике изученные темы по организации и проведению тематических вечеринок. -интересно и полезно организовать досуг детей; - поощрить активных участников мероприятия. Участники: учащиеся креатив-студии и гости (друзья, кружковцы других объединений)
Ход мероприятия
Музыкальное вступление— песня «Оранжевое солнце» группы «Краски».
Ведущий 1.
В оранжевый цвет вдруг окрасился мир. Он даже коснулся балконов квартир. Оранжевым стало всё сразу вокруг: Халат, полотенце и мыло для рук! Оранжевым взглядом с высоких небес Звезда подмигнула и прыгнула в лес. И котик оранжевый, милый такой, Ко мне вдруг прижался своею щекой!
Ведущий 2.
Оранжевый цвет - это песнь доброты, Высокий полёт неземной красоты. Смеются оранжевым блеском глаза, И станет оранжевой утром роса!!! Дорогие гости! Оранжевый цвет — будит в нас мысли о радости, веселье и ярком солнце. Именно он, по мнению психологов, способствуют позитивному настроению , ориентируют на ожидание перемен в жизни, помогает избавиться от комплексов.
Ведущий 1.
Это цвет энергии, жизненных сил и оптимизма. Он дарит нам хорошее настроение и всегда держит в тонусе. А значит идеально подходит для нашей вечеринки.

Подарки, поздравления, тепло и позитив - На празднике гуляет наш дружный коллектив!
Ведущий 2.
4
Игры, смех и оживление, Потому что у нас… Все гости (хором): оранжевое настроение!......
Ведущий 2.
А теперь нужно нам познакомиться. И поможет нам в этом – оранжевый фрукт – апельсин.
ИГРА НА ЗНАКОМСТВО: «Три слова»
Апельсин передаём по кругу. Называем своё имя и каждый участник рассказывает о себе в трех словах.
Ведущий 1.

А теперь посмотрим, кто как запомнил друг друга. ИГРА «А Я ЗАЙЦЕМ».
Участники игры сидят на стульях по кругу, одно место - не занято никем. В центре - водящий. Все участники во время игры пересаживаются по кругу против часовой стрелки. Игрок, сидящий около пустого стула, пересаживается на него со словами «а я еду». Следующий игрок - со словами «а я тоже». Третий участник говорит «а я зайцем» и, левой рукой ударяя по пустому стулу, называет имя человека, сидящего в кругу. Тот, чьё имя произнесли, должен как можно быстрее перебежать на пустой стул. Задача водящего - успеть занять стул быстрее того, кого назвали. Кто не успел, становится водящим. Игра начинается сначала.
Ведущий 2
: Уважаемые гости! Сегодняшний праздник может стать для вас отличным поводом для вступления в необычный Клуб - Клуб оранжевых человечков, самых счастливых людей на планете, а также заслужить титул «Король (или королева) – оранжевое лето!.
Ведущий 1.
Мы просто уверены, что наша оранжевая вечеринка сегодня будет яркой как солнце, сочной как апельсин, зажигательной как салют и стильной как оранжевый галстук стиляги (обращается к гостям). Кстати, про стиль. Я вижу, что некоторые гости забыли дома непременный атрибут вечера – оранжевую деталь в одежде.
Ведущий 2.
Ну, не выгонять же их, в самом деле, да? Предлагаю самое верное наказание на любом празднике – участие в конкурсе.
КОНКУРС: Художники.
Пока будет звучать «Оранжевая песенка», вы рисуете то, о чём услышите в песне. И тогда мальчики заслужат стильный оранжевый галстук от нас, а девочки бусы из морковки!!! А самый удачливый получит карточку члена Клуба оранжевых человечков) А пока наши художники трудятся - все могут угоститься. Вашему вниманию мы представляем «Оранжевый стол»: фанта и апельсиновый сок, оранжевые фррукты и овощи, оранжевая выпечка и икебана из тыквы. Всё для вас!
Звучат: «Оранжевая песенка»,
а затем 3 танцевальных хита для дискотеки
Ведущий 1.
Был создатель наш художником прекрасным! Он смешал однажды жёлтый с красным... 5
Посмотрел на цвет и удивился: Новый цвет, оранжевый, родился! В летний вечер выгляни в оконце, Посмотри, как спать ложится солнце В тёпленькой оранжевой пижаме, Чтобы утром вновь светить над нами.
Ведущий 2.
Часто про оранжевый мы слышим, Этот цвет еще зовётся рыжим. Хитрый рыжий кот следит за птичкой. Кур ворует рыжая лисичка... Если ты грустишь, то без сомненья Этот цвет поднимет настроенье! Этот цвет имеют апельсины, Спелая хурма и мандарины. А гостей придумали мы ловко Угощать оранжевой морковкой. Подводятся итоги конкурса художников. Награждается победитель карточкой члена нашего клуба, остальным галстуки и бусы из морковки
Ведущий 1:
Наша вечеринка продолжается. Предлагаю потанцевать
Ведущий 2:

танцуем в парах
, зажав апельсин лбами. Кто справится получит карточку члена Клуба оранжевых человечков (Звучит песня «Апельсиновый рай» из репертуара группы «Блестящие»). Подводятся итоги. Далее звучат танцевальные хиты для дискотеки. (2 мелодии)
Ведущий 1. Отдыхаем и играем в игру «У кого апельсин?
» Гости образуют узкий круг, касаясь друг друга плечами. При помощи считалки они определяют водящего: он занимает место в центре круга, а остальные опять смыкают плечи, и их руки оказываются сзади. В руке одного из играющих находится апельсин, который он передает своему соседу, а тот — дальше. Ведущий должен узнать, у кого же плод. Думая, что находится на правильном пути, он, глядя на подозрительного игрока, должен сказать: «Руки!» И тот обязан подчиниться команде — протянуть руки с открытыми ладонями вперед. Победителем признается тот, кто сумеет, используя три попытки, правильно определить местонахождение неуловимого апельсина
Ведущий 2 .
Знаете детскую считалочку
«Мы делили апельсин, много нас, а он один….» ?
Сейчас дольки получать будет тот, кто правильно ответит на наши вопросы. А те, кто неправильно – дают фант. 6
Ваша задача: отвечать только «да» или «нет». Кто станет лучшим знатоком «апельсиновой истории»?
Ведущий 1.
Итак, внимание! Верите ли вы, что... 1) ... в Китае апельсины были известны уже более четырех тысяч лет тому назад? (Да) 2) ... слава об апельсинах дошла до России в XX веке? (Нет, в XVIII веке.) 3) ...в мире существует более четырехсот сортов апельсинов? (Да) 4) ... основным поставщиком апельсинов является Индия? (Нет. Зимой апельсины поступают из Испании, Израиля, Марокко, Италии и Греции. Летом — из Южной Африки и Калифорнии.) 5) ... недалеко от Санкт-Петербурга есть город, до недавнего времени носивший название апельсинового дерева? (Да) 6) ... слово «оранджерис» по-английски означает «апельсин»? (Нет. По-английски апельсин называется «орандж» «Оран-джерис» означает парники, где выращивались апельсиновые деревья в странах с холодным климатом. От этого слова образовалось и слово «оранжерея».) 7) ... на территории одного-единственного штата Флорида произрастает больше апельсиновых деревьев и собирается больше апельсинов, чем в любом другом штате или даже в любой другой стране мира? (Да) 8) ... в апельсине витамина С больше, чем в чае? (Нет, наоборот.) 9) ... сморщенная кожура указывает на то, что фрукт несвежий? (Да) 10) ... в средиземноморских странах существует сорт красных апельсинов? (Да) 11) ... у красных апельсинов мякоть желтого цвета? (Нет. Красно-желтая.) 12) ...золотистые апельсины продаются круглый год, а красные — с декабря до середины марта? (Да) 13) ...лиметты являются родственниками апельсинов и относятся к семейству цитрусовых? (Да. Лиметты — это сладкий сорт лимона.) 14) ...в результате скрещивания красных апельсинов и мандаринов появился новый тонкокожий апельсин? (Да. Речь идет о сорте «Темпл») 15) ... апельсиновый сок применяется в производстве некоторых видов лекарств и дорогих духов? (Да)
Ведущий 2.
Замечательно! Вы настоящие знатоки «апельсиновой истории». А теперь потанцуем…. ( 3 мелодии) 7

Ведущий 1:
Играем
в «чайничек»
По мере пения слова заменяются словом - Ля-ля-ля и движениями рук. Чайничек - ладони параллельно друг другу Крышечка - ладошка правой руки - крышечкой Шишечка - кулачок Дырочка - пальцы кольцом (знак ОК) Пар идет - указательным пальцем делаются круги по возрастающей. Чайничек c крышечкой. Крышечка с шишечкой. Шишечка с дырочкой... В дырочке пар идет. Пар идет в дырочку. Дырочка в шишечке... Шишечка в крышечке. Крышечка с чайничком.
Ведущий 2:
Игра-розыгрыш для одного
«Какую сказку загадали?».
Одного просят выйти. Без него решают, что если он будет задавать вопрос, где последнее слово заканчивается на гласную – отвечаем
да
, на согласную
нет,
если на ь, ъ и й
– не важно.
После того, как немного «помучается», ему открывают секрет
Ведущий 1:
Игра
«Телохранители и звёзды»
В начале игры ведущий делит участников на команды по 7-8 игроков, в которых затем распределяются следующие роли: один из участников игры становится знаменитой личностью («звездой»), второй – «киллером», а остальные – «телохранителями». «Звезда» занимает место в центре круга, который образуют «телохранители», держась за руки и стоя лицом вовнутрь круга. Они стараются не допустить того, чтобы «киллер», находящийся вне круга, смог дотронуться до «звезды». Если «киллер» дотронулся до «звезды», то участникам предлагается поменяться ролями или выбрать на эти роли других игроков. Все команды играют одновременно.
(ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ ПЕРЕРЫВ – 2 хита +
«Апельсины» (сл. Л. Дербенева, муз. И. Николаева)
Ведущий 2
. Вкус апельсина люди оценили давно и с тех пор используют его в продуктовой промышленности. Одним из самых известных напитков с содержанием апельсинового вкуса является «Фанта». Сейчас несколько бутылок его расставлены на полу. Дорогие гости! Чтобы получить этот напиток вам в подарок, поиграем в «фанты». Звучит музыка. Ведущий складывает фанты гостей в блюдо с изображением апельсина.
Ведущий 1:
Друзья! Прошу обратить внимание на бутылки газированного напитка «Фанта». К каждой из них прикреплена карточка с заданием. Выбирая любую понравившуюся бутылку, вы набрасываете на нее кольцо. Если попали, то, забрав себе на память бутылку с «Фантой», снимаете с нее карточку, читаете задание и пытаетесь его выполнить. Если не попали — кольцо переходит к следующему игроку. Игрок, получивший после выполнения задания свой фант, выбывает из игры. 8
Звучит музыка. Проводится
игра «Фанты».
Карточки с заданиями 1. Назвать пять фруктов из семейства цитрусовых. (Например: лимоны, апельсины, грейпфруты, климентины, маниолы, мандарины и т. д.) 2. Прожоиглировать апельсинами, начиная с двух штук и заканчивая ... по возможностям. 3. Сбить апельсином «городки» 4. Поместив пластмассовое блюдце с апельсином на голову, исполнить зажигательный танец. 5. Импровизируя, исполнить под музыку комплекс упражнений из аэробики, ис- пользуя «апельсин» огромного размера (большой гимнастический мяч оранжевого цвета). 6. Назвать пять напитков с содержанием апельсина. (Варианты: сок, газированная вода, коктейль, джин-тоник, компот, кисель и т. д.) Гости аплодируют.
Ведущий 2:

Играем в «Три фразы»
Ведущий: «Ребята, я назову сейчас три фразы. Сумеете ли вы их повторить?» - Сегодня хорошая погода… (все повторяют) - У нас прекрасное настроение… (все повторяют) - А вот вы уже и проиграли… (ребята спрашивают «Почему?») В этом их ошибка, т.к. это была третья фраза.
Ведущий 1:
Здорово мы вас разыграли. А теперь
играем в «Сантики, фантики, лимпопо»
Играющие стоят в кругу. Водящий на несколько секунд отходит от круга на небольшое расстояние... За это время играющие выбирают, кто будет «показывающим» (будет показывать разные движения, а все остальные играющие должны тут же повторять его движения). После того, как показывающий выбран, водящего приглашают в центр круга. В его задачу входит определить, кто показывает всем движения. Движения начинаются с обыкновенных хлопков. При этом на протяжении всей игры хором произносятся слова «Сантики-сантики-лим-по-по». В незаметный для водящего момент показывающий демонстрирует новое движение, все должны мгновенно его перенять. У водящего может быть несколько попыток для угадывания. Если одна из попыток удалась, то показывающий становится водящим.
АУКЦИОН
Аукцион, даже праздничный, может быть познавательным, может превратиться в соревнование по умению логически мыслить и эрудированности. В чем еще особенность этого аукциона? В том, что каждый лот (вопрос) будет иметь какое-либо отношение к оранжевому цвету.
ЧТО НАДО ДЛЯ АУКЦИОНА
- Барабан - приспособление, из которого извлекают очередной лот (плод апельсина с прикрепленным к нему скотчем квадратиком бумаги с номером, соответствующим номеру того 9
или иного вопроса). Подойдет вместительная банка с широким горлышком, или кастрюля с крышкой, или полиэтиленовый пакет - Список вопросов на отдельном листе с порядковыми номерами - Молоточек для распорядителя аукциона - Регистрационные карточки участников - прямоугольные картонки с выведенными на них цифрами - Музыкальное сопровождение Распорядитель аукциона под звуки веселой мелодии некоторое время вращает барабан с помещенными в него оранжевыми «шарами» — пронумерованными апельсинами. Потом музыка смолкает, и он вынимает из барабана плод, оглашает номер вопроса, прикрепленный к нему, и помощник распорядителя зачитывает вопрос. Распорядитель объявляет цену лота — максимальное количество игровых баллов за исчерпывающий ответ (оно определяется организаторами заранее). Если кто-либо из участников аукциона хочет ответить, он поднимает вверх свою регистрационную карточку. В случае верного ответа ему присуждаются победные очки. За участие в процессе торгов — за уточнение ответа или сообщение дополнительной информации — можно также заработать очки. Лот считается «проданным», если до удара аукционного молотка никто не изъявил желания поучаствовать в торгах. Победителем аукциона признается гость, набравший наибольшую сумму очков.
Варианты вопросов
1. Объясните смысл выражения: «Что я, рыжий, что ли?» (Я не глупее других.) 2. Чем, согласно правилам этикета, чистят мандарины и апельсины? (Мандарины — рукой, апельсины — ножом.) 3. Кто придумал оранжевых мам, которые поют своим оранжевым детям оранжевые песни? (Аркадий Арканов и Григорий Горин) 4. Кто из песенных исполнительниц обращается к своему любимому со словами: «Хочешь сладких апельсинов?» (Земфира) 5. Почему в средневековой Европе женщины избегали красить свои волосы в рыжий цвет? (Рыжие волосы воспринимались окружающими как показатель принадлежности к нечистой силе, как печать дьявола.) 6. Чиновников какой страны называют мандаринами? (Китая) 7. Чем можно объяснить, что спасательные круги, буи на море, жилеты рабочих на железной дороге и даже черный ящик на самолетах (вы напрасно думаете, что он и в самом деле черный) окрашены в оранжевый цвет? (Оранжевый цвет обладает свойством притягивать взгляд человека, и поэтому материалы такого цвета используют для предметов, вещей, если хотят их сделать более заметными.) 8. Продолжите дразнилку «Рыжий, рыжий, конопатый...» и скажите: из какого она мультфильма, а также кто автор этих строк? («Убил дедушку лопатой» мультфильм так и назывался «Рыжий, рыжий, конопатый», а автор 10
строк — Эдуард Успенский.) 9. Назовите песню, автору и исполнителю которой стильный оранжевый галстук стал верным спутником? (Песня «Стильный оранжевый галстук», слова Валерия Сюткина, музыка Евгения Хавтана) 10. Название какого фрукта оранжевого цвета в переводе с латыни означает «божественная еда», вероятно, из-за очень-очень сладкого вкуса спелого плода? (Хурма) 11. Откуда выражение: «Я не Рыжиков, я Чижиков?» (Из кинофильма «Приключения Электроника».) 12. Кто автор самой «фруктовой сказки», среди персонажей которой есть и Мандарин, и Апельсин, и Лимон, и Лимончик? (Джанни Родари) 13. Какой известный рассказ Артура Конан Дойла имеет отношение к рыжему цвету? («Союз рыжих») 14. Голливуд покорился многим рыжеволосым актрисам. Назовите имена хотя бы нескольких из них. (Джулия Робертс, Николь Кидман, Бэтт Миллер, Дайана Киттон, Сьюзен Сарандон) 15. Что означает выражение «разбираться как свинья в апельсинах»? (Совсем не понимать сути вопроса)
АПЕЛЬСИНОВАЯ ПИРАМИДА
Ведущий формирует из гостей команды строителей. Те делегируют своих представителей (при их выборе можно прибегать к жребию) для возведения нарядных сооружений. Соревнующиеся должны за 1 минуту собрать пирамиды из апельсинов. Основание такой пирамиды могут составлять 4—5 плодов, а в последующих слоях их будет все меньше и меньше. «Шпиль» конструкции может быть сколь угодно высоким, но при этом она должна быть устойчивой. Завершение возведения пирамиды обозначается дружным возгласом строительной артели: «Готово!» Выигрывает та команда, чья пирамида окажется более высокой и устойчивой — простоит дольше сооружения соперников.
Ведущий 2 .
Друзья! Сегодня мы попытались для вас создать апельсиновый рай и оранжевое настроение. Чтобы наполниться радостью вдвойне давайте попробуем вместе написать
гимн

Радости (буриме).
Разбиваемся на группы кружковец + его друзья. Всем раздаются рифмы. Нужно сочинить четверостишье.
Ведущий 1.
А теперь выбираем короля (королеву) нашей вечеринки. Звучит музык. хит В. Сюткина «Король –оранжевое лето». Определяют по силе аплодисментов. Победителю этого конкурса, вручается настоящий королевский апельсин (апельсин с маленькой короной, закрепленной с помощью иголочки).
Ведущий 2.
А теперь вручаем всем самым активным карточки. Вступив в Клуб Оранжевых Человечков, каждый из вас получил необходимый атрибут — карточку члена, с которой он может приходить на любую нашу вечеринку. И в честь вас САЛЮТ! (салют из самодельных хлопушек! 11

Ведущий 1.
Это конечно, здорово. Только теперь здесь так намусорено.
Играем в «Пылесос»
. Всем раздаются коктейльные трубочки. Нужно собрать с их помощью, но без помощи рук как можно больше бумажек.
Ведущий 2.
А теперь маленькие подарочки от нас чупа-чупсы в упаковке, сделанной нашими руками и ПОЖЕЛАНИЯ НА ПАМЯТЬ! В тыкву воткнуты цветочки с записочками- пожеланиями. Выбирайте себе любой. И пусть наши оранжевые улыбки, оранжевые сюрпризы подарят всем ощущение радости и тепла!
Ведущий 1
. Дорогие гости! В этот день апельсиновый, яркий Мы вручили всем вам подарки. Настроенье подарили, Про себя мы, друзья, не забыли. Пусть же праздник в душе продолжается И весельем жизнь наполняется! До новых встреч!
Всем оранжевых снов!
Все расходятся под песню «Оранжевые сны» (группа «Веселые ребята»)
РЕКВИЗИТ
1. Оранжевые галстуки и бусы из морковок 2. Оранжевая сервировка стола. 4. «Королевский» апельсин. 5. Бумага и оранжевые фломастеры 6. Апельсины по количеству гостей 7. Газированная вода «Фанта». 8. Блюдо с изображением апельсина. 9. Кольцо для накидывания. 10. Карточки с заданиями. 11.Список вопросов на отдельном листе с порядковыми номерами 12 Молоточек для распорядителя аукциона 13 Регистрационные карточки участников - прямоугольные картонки с выведенными на них цифрами или бейджики 14.Карточки члена клуба оранжевых человечков 15. Тыква с цветами-пожеланиями 16 самодельные хлопушки, оранжевые шары и украшения интерьера
Сценарий праздника рукоделия в честь покровительницы женского ремесла

Параскевы Пятницы
Место проведения: кабинет студии декоративно-прикладного творчества «Любава» 12
Время проведения: обычно проводится 10 ноября, т.к. этот день в Православном календаре посвящен Параскеве Пятнице. Мероприятие по времени занимает примерно один час
Цель:
воспитание детей средствами традиционной народной культуры
Образовательная
: познакомить учащихся с историей, обычаями и традициями народного праздника, посвящённого Святой Параскеве-Пятнице, с народным фольклором, относящимся к этой теме; закрепить знания по теме «Материалы и инструменты», «Виды рукоделия и ремесел»
Развивающая:
развивать творческое воображение, фантазию, вкус, творческую активность учащихся, умения понимать и ценить прекрасное; использовать в практике знаний, обрядов, фольклора.
Воспитательная:
воспитывать интерес к обычаям и традициям русского народа; приобщать учащихся к истокам национальной культуры; интересно и полезно организовать досуг детей;
Ход мероприятия

1.

Вступительное слово педагога: рассказ о покровительнице женского ремесла

Параскеве Пятнице

Ведущий:
Ребята, совсем недавно 10 ноября (28 октября по старому стилю) отмечался праздник Параскевы Пятницы. Что за история связана с этим праздником? И кто такая Параскева Пятница? Сегодня мы об этом узнаем.
Педагог:
«Некогда в дохристианской Руси была богиня Макошь, жена верховного бога Перуна. Среди дней недели славяне нечётный день пятницу посвящали Макоши. После принятия Христианства образ языческой богини слился в представлении русских людей с образом мученицы за веру Параскевы и превратился в любимую народом Параскеву Пятницу, покровительницу свадеб, женского рукоделия и самих женщин. Представляли её статной красавицей лет 40, в голубом платке или лазоревом венке на голове. Почитали её как великую труженицу, бабью помощницу. Символами её были вода и пряжа. День считался священным: запрещено было стирать, прясть и выполнять др. работы, нельзя было тревожить Параскеву Пятницу. Считалось, что в этот день вода в родниках и колодцах становилась целебной. Матери приводили к ним больных детей, умывали, смывая с них немощь и болезнь. В особый этот день, после окончания полевых (дачных) работ, но перед началом любых творческих работ (вышивки, вязания, ткачества, рукоделия) - давали обеты сделать то или иное рукоделие для исполнения заветного желания. В этот день девушки показывали друг другу своё рукоделие. В целом это был праздник милосердия, заботы о ближнем и общем благе. Мы с вами тоже рукодельницы, поэтому святая Параскева – наша покровительница. И сегодня в честь неё мы будем разгадывать загадки, вспоминать сказки и участвовать в различных конкурсах, посвященных женскому рукоделию». 13
2. Конкурс 1: начнём мы, как и наши предки с обычая
изготовления куклы - оберега

"Параскевы – Пятницы
Свой инструмент для шитья (иголки, булавки, наперстки да ножницы) мастерицы доверить могли только Параскеве, чтоб берегла от потери, поломки, от сглазу и порчи. Для этого делали крестовину, центр заматывали тканью, чтобы подушечка получилась, туда и втыкали булавки-иголки с приговоркой: "Обереги, матушка Параскева, от сглазу-призору", на "голове" наперсток, а на поперечину навешивали ленты, тесьму, кружево, лоскутки. Получалась кукла Берегиня, помощница, хранительница ремесла. В городском доме Берегиня сохранилась как вышитая подушечка для иголок. Вот вам лоскутки, палочки. Ваша задача изготовить оберег, пока звучит песня «Было у матушки двенадцать дочерей» 3. В старые давние времена детей к труду приучали с малолетства. Девочек с 5 лет сажали за прялку пряжу прясть, учили вышивать платочки, ладно щи варить. А мальчиков обучали разным ремеслам – плотницким да кузнечным. К инструменту и материалам относились особенно бережно и внимательно,
ведь работать как-нибудь, да чем-

нибудь - доброй вещи не сделать!
А знаете ли в чём разница между материалами и инструментами. 2-ой конкурс: разложить из одной кучи на две: в одну сторону материалы, в другую – инструменты. 4. Наш следующий конкурс покажет, кто из вас не только самый быстрый, но и самый умный. В этом поможет нам игра
«Что нужно рукодельнице?»
В спичечных коробках спрятаны загадки. Нужно их размотать. Найти загадку. Ответить. Но только поочередно. Кто первый справится с заданием – тот и выиграл конкурс. Загадки:  На пальце одном, ведерко вверх дном, (наперсток)  Легкий, а не пух, мягкий, а не мех, белый, а не снег, но оденет всех. (хлопок)  Наша тетушка – игла строчку по полю вела. Строчка в строчку, строчка в строчку, - Будет платье вашей дочке.(швейная машинка)  Две стройные сестрицы в руках у мастерицы. весь день ныряли в петельки...И вот он - шарф для Петеньки. (спицы)  Конь стальной, хвост льняной. (Нитка с иголкой)  Маленький Данилка в петельке удавился. (Пуговичка)  Железный жучок, на хвостике червячок. (Булавка)  Где упрется хвостом, станет дырка потом. (шило)  Два братца. А сердце одно (ножницы) 14
 Чем больше верчусь, тем больше толстею (веретено)  Катался колобком, пока не стал носком (клубок)  Мелодичный перезвон слышится со всех сторон. Кто ими поиграет, тот кружева мотает (коклюшки)  То назад, то вперёд ходит, бродит пароход. Остановишь –горе, продырявит море. (Утюг)  Сама мала, носик острый, голова кругла. (Булавка) 5. Ведущий: Так как девушки на выданье должны были быть настоящими мастерицами, им приходилось выполнять разную работу. По тому, как девушка умеет прясть, шить, вышивать и вязать, судили какая она будет хозяйка. А мы скоро тоже узнаем, какие мастерицы получатся из вас в будущем. Перед вами лежат лоскутки ткани, пуговицы, иголка с ниткой. Один пришивает, передаёт другому. От команды 5 человек. Кто раньше закончит – тот и победил. Каждую пуговицу пришиваем тремя стежками и завязываем узелок. Начали…. Музыка «Светит месяц» 6. Параскева Пятница, бабья заступница не любит ленивых. В старину много и поговорок было о труде рукодельниц. Перед вами пословицы и поговорки, но разделённые на половинки. Нужно найти половинке пару. Начали  Пряди, девица, не ленись, (по лавкам не тянись»).  Не домнешь мялкой, (так не возьмешь и прялкой»).  Иглой да бороной (деревня стоит»).  Семь раз примерь… (один раз отрежь)  Где тонко, … там и рвётся  Длинная нитка - ленивая швея  Куда иголка…. Туда и нитка  Делу время…. Потехе час  Труд человека кормит, а лень портит  Не игла шьёт…, а руки  Штопай дыру, пока невелика  Где сшито на живую нитку … там жди прорехи  Долог день до вечера… коли делать нечего  Маленькое дело … лучше большого безделья  Терпенье и труд … всё перетрут  Умелые руки… не знают скуки  Дома и стены ... (помогают).  По одежке встречают ... (по уму провожают).  Мал золотник ... (да дорог).  Без труд а... (не вытащить рыбку из пруда).  Один в поле ... (не воин).  С миру по нитке ... (голому рубашка). 15
 Дом вести... (не лапоть плести или не рукавом трясти).  Умение везде.... (найдет применение).  Не будет скуки, когда... (заняты руки).  Мастерство тому дается, кто ... (весь делу отдается).  Скучен день до вечера ... (когда делать нечего).  Терпение и труд ... (все перетрут).  Делу время ... (потехе час)  Труд человека кормит, а.... (лень портит).  Умение везде найдет.... (применение).  Поспешишь-людей... (насмешишь).  Знай минутам цену, секундам... (счет).  Какова пряха, такова на ней... (рубаха).  Наши руки не для скуки  С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.  Не учись безделью, а учись рукоделью.  У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.  Есть терпенье, будет и уменье.  С мастерством люди не родятся, а добытым мастерством гордятся.  Без топора не плотник, без иглы не портной.  Какова пряха, такова на ней и рубаха.
Музыка «Калинка»
Проводится игра «Собери пословицу о рукоделии» 7.
Назови сказку, где упоминается рукоделие. Кольцовка. Команды по очереди

называют….
Возможные ответы детей: «Сказка о царе Салтане», «Храбрый портняжка», «Золушка» «Дикие лебеди», «Морозко»», «Спящая красавица», «Царевна-лягушка» и т.д. 8.
Отгадайте кроссворд
. Кто быстрее справится с заданием – тот и получает очко 16
7. Предлагаю поиграть в игру «ВЕСЕЛАЯ ТКАЧИХА» По считалке выбирают два «челнока», остальные делятся на две стенки - это ткацкий станок. Взявшись под руки, стенки ходят навстречу друг другу одновременно, т.е. ритмично сходятся и расходятся со словами: Я веселая ткачиха Хорошо умею ткать Пинч-понч, клепу-клепу, Хорошо умею ткать. Челноки стоят на противоположных концах стенок и пробегают между стенками навстречу друг другу, меняясь местами, когда образуется просвет, т.е. когда стенки расходятся. Темп постепенно убыстряется и челночкам остается все меньше времени, чтобы успеть пробежать, и, наконец, они оказываются «затканными» в станке, т.е. зажатыми между стенками. От какой команды челнока зажали – та проиграла Пока мы подсчитываем результаты -поиграем в народную
игру «Калечина-малечина».
Нет у нас веретена, и мы нашли подходящую палку. Ставим палку концом на ладонь и удерживаем ее в равновесии. При этом напевают: Калечина-малечина, Сколько часов до вечера, Раз, два, три, четыре, пять... Еще долго так держать? Кто дольше удержит палку, тот и выходит победителем. Удерживать палку можно и на одном пальце, и на носке ботинка, и даже на голове. Ловкачи при этом могут ходить, бегать, садиться и вставать, а калечина не падает. Для этого нужна тренировка.
8.

Подведение итогов. Награждение победителей.
17

Ведущий:
Любой народ должен хранить традиции своих предков, ведь без этого, как известно не может быть будущего. Оглянитесь вокруг - то чем занимались наши предки, дошло и до наших дней. Они были мастерами своего дела и за это, стоит им сказать огромное спасибо. Мы призываем вас интересно проводить свой досуг. Пусть ваше хобби и не станет вашей профессией, но оно будет приносить вам массу удовольствия. Не губи ты жизнь бездельем – Занимайся рукодельем! Шей, вяжи – не унывай, Или гладью вышивай. Вот иголки, нитки, пяльца Для проворных наших пальцев. Ткани, ленточки, кайма – Закружилась голова! Файлы, форум, интернет (ой, забыла про обед!)... То, что любим - вышиваем, Всё прилежно оформляем. Результат – на радость нам, Нашим близким и друзьям. А закончена работа , Тут уж новая забота Вновь сюжеты выбирать. Вышивать их, вышивать...
А на сегодня всё!

Оборудование:
материалы и инструменты для рукоделия, тряпочки, иглы, нитки, пуговицы, палочки бамбуковые, спичечные коробки с загадками, закрученные ниткой, призы для победителей
СЦЕНАРИЙ КОМАНДНОГО ТВОРЧЕСКО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КОНКУРСА

«НОВЫЙ ГОД У ВОРОТ»
Место проведения: просторный кабинет или зал. Время проведения: примерно 1,5 часа. Участники: учащиеся Креатив-студии и команды от кружков РГДДТ (либо школьники города)
Цель:
организация практикума для учащихся Креатив-студии
Задачи:

Образовательные
:  проверка уровня усвоения знаний и интеллектуального развития детей;  проверка способности ребят к концентрации и переключаемости внимания;  расширение кругозора детей.
Развивающие:
18
 развитие логического мышления;  развитие способности быстро принимать решение в экстремальной ситуации;  развитие самостоятельности;  развитие чувства ответственности за успех отряда.
Воспитательные:
 воспитание командного духа;  сплочение;  организация досуга детей. (
музыка
– И уносит меня, …. декабрь, и январь и февраль)
Ведущий:
дорогие ребята! Новый год у ворот, а ёлочки у нас не наряжены. Сегодня мы с вами отправимся в новогоднее путешествие за новогодними шариками. Игра состоит из нескольких конкурсов. Каждый конкурс будет оцениваться. За отличные результаты команде будет присуждаться новогодний шарик. Выигрывает та команда, которая наберет большее количество новогодних шариков для своей ёлочки. Итак, начинаем нашу игру. Слушайте первое задание.
1 ЗАДАНИЕ. 5 человек (номера 1, 5, 10, 15, 20, 25)
Перед вами сложенные в стопки буквы. Из них вы должны собрать название своей команды, выстроиться и поднять над головой, чтобы зрители могли прочитать слово. Время пошло... (названия ребята до игры не знают. Варианты: Зимушка и Морозко, Снежок и Сугроб, Иней и Снег, Мороз и Холод, Валенок и Ушанка, Снежинка и Снеговик). Молодцы! Быстро выполнили это задание. Тогда вот вам еще пакеты с буквами. Будут звучать вопросы, а из полученных вами букв вы должны будете собрать ответы. Договорились? Тогда слушайте: (каждая команда получает пакет с буквами:
с н е г у р о ч к а
) а) зимой с неё катаются (горка); б) зимние осадки (снег); в) длится 45 минут (урок), в каникулы его нет; в) перед наступлением зимы лоси их теряют (рога); г) приспособление для перемешивания горящих дров в печи, у К.Чуковского в Федорином горе Но, как чёрная железная нога, побежала, поскакала… (кочерга); з) героиня русской сказки, внучка деда Мороза. В этом конкурсе оценивают быстроту выполнения заданий. Команда, которая выполняет быстрее задание получает шарик, который лепит (вешает) на свою ёлку.
2 ЗАДАНИЕ. (номера 2, 6, 11, 16, 21).
Чтобы быть успешными в наших конкурсах, надо научиться быстро и чётко выполнять команды. (Построится по росту, по цвету волос, по именам в алфавитном порядке от А до Я, по размеру обуви)
3. ЗАДАНИЕ. (номера 3, 7, 12, 17, 22) 5 человек. Конкурс «Новогодних почтальонов»
Командная игра. Перед каждой командой на расстоянии 5-7 метров на полу лежит толстый лист бумаги, разделенный на клетки, в которых написаны окончания имен (тя; ня; ля и т.д.). Другой лист бумаги с первой половиной названия имен заранее разрезается на части в виде открыток, которые складываются в заплечные сумки. Первые номера команд надевают сумки на плечо, по сигналу ведущего спешат к бумажному листу на полу -адресату, вынимают из сумки открытку с первой половиной имени и приставляют ее к нужному окончанию. Вернувшись, передают сумку следующему игроку своей команды. Команда, чья почта быстрее найдет свой адресат, побеждает в игре. 19

4 ЗАДАНИЕ. Конкурс «Новогодняя телеграмма»
(без помощи голоса, только мимикой и жестами) должны передать своим командам текст телеграммы.  «Дед Мороз спешит к вам с подарками. Встречайте»  «Снегурочка и снеговик заблудились в лесу. Опаздывают
5. ЗАДАНИЕ 5 человек (номера 4, 8, 13, 18, 23).

Нужно вывести снегурочку и снеговика из

леса.
. Для этого надо пройти между 8 кеглями (деревьями), не сбить их.Им предлагается провести свои сани по сложной траектории, при чём первый человек идёт с завязанными глазами, остальные держат друг друга за плечи.
6 ЗАДАНИЕ. (номера 5, 9, 14,19, 24)
На радостях поиграем в снежки.

Игра на меткость.
Кидаем снежки
в ведро. Жюри оценивает конкурс.
7. ЗАДАНИЕ. КАПИТАНАМ
предстоит из бумаги вырезать снежинку - кто быстрее и лучше. Пока выполняется задание, ведущий играет с залом Жюри оценивает сделанную снежинку и вручает команде-побеительнице шарик
8 ЗАДАНИЕ. (номера 1, 5, 10, 15, 20, 25 )
Теплее одеваемся зимой.
Эстафета
с одеванием. Первый бежит в магазин. Прибегает к команде. Верхом через руки по колонне передаётся предмет. Последний надевает на себя. Тот кто принёс встаёт сзади. Один человек, который одевается должен в конце концов оказаться впереди колонны в полном комплекте: куртка, варежки, шапка, шарф и поднять руки в знак победы.
9 ЗАДАНИЕ
.Согрелись, теперь можно и попеть. Коллективный
Песенный аукцион.
Тема: зима, новый год. Команды должны петь по очереди строчки из песен. Побеждает та команда, которая вспомнит больше песен
10 ЗАДАНИЕ. (номера 2, 6, 11, 16, 21)
Ребята должны составить новогодний рассказ из 5 предложений, слова в котором начинались бы только с букв "П" и "С".
11 ЗАДАНИЕ.
У деда Мороза рассыпался мешок. Собираем вслепую. По количеству участников раздаём пакеты прозрачные. Подготовка: на площадку кладут предметы. Каждому игроку завязывают глаза. Задача - вслепую собрать как можно больше потерянных вещей. Победитель: команда, собравшая больше вещей
12 ЗАДАНИЕ. Коллективный интеллектуальный конкурс.
Загадки и вопросы о зиме  Сколько лучиков у снежинки?
(Шесть.)
 Когда лучше заготавливать дрова: летом или зимой? (
Зимой
, так как приостанавливается процесс сокодвижения и древесина является сухой.)  Где холоднее — на Северном или Южном полюсе?
(На Южном полюсе.)
Чему равна «сумма» декабря, января и февраля?
(Зиме.)
Назовите «зимний» синоним глагола «поколотить
»? (Отметелить.)
В какой области РФ есть город Зима и река Зима?
(В Иркутской области.)
Какая небольшая длинноклювая птица получила своё имя за свою любовь купаться зимой в снегу и незамерзающих водоёмах?
(Зимородок.)
У каких птиц птенцы появляются на свет чаще всего в середине зимы?(
У клестов.)
Как называют птиц, которые НЕ остаются у нас на зиму?
(Перелётные.)
В какой части тела бобр накапливает жир на зиму?
(В хвосте.)
Сколько зерен хлебных злаков запасает на зиму хомяк?
(От 4-х до 6-ти килограммов.)
20
Чем ёж на медведя похож? (Тоже спит
зимой
.) Кто зимой в футболках и платьях, а летом – в шубах?
(Моль.
Как называют любителей зимнего плавания?
(Моржи.)
На берегу какой реки был построен памятник русской архитектуры Зимний дворец?
(Нева.)
Назовите второе, «цветное», название
Зимних
олимпийских игр.(Белая Олимпиада.) Кто в русской народной сказке «
Зимовье
зверей» построил избу? (Бык.) Что к
зиме
становится короче? А. Недели.
В. Дни.
Б. Часы. Г. Минуты. Какое из этих животных каждую
зиму
сбрасывает рога? А. Баран. В. Буйвол.
Б. Лось.
Г. Рогач. Какой из этих зверей
зимой
в спячку НЕ впадает? А. Бурый медведь. В. Барсук.
Б. Куница.
Г. Сурок. В каком из этих
зимних
видов спорта соревнуются на санях? А. Фристайл. В. Шорт-трек. Б. Биатлон.
Г. Скелетон.
Как называют кактус, который цветёт только в
зимнее
время? А. Революционер.
В. Декабрист.
Б. Полярник. Г. Коммунист. Каким из слов заканчивается название 1-й симфонии П.И. Чайковского «
Зимние
...»? А. Морозы.
В. Грёзы.
Б. Праздники. Г. Каникулы. Что в берёзовой кадушке солила
Зима
в одноимённой песне на слова С. Острового и музыку Э. Ханка? А. Сосульки. В. Льдинки.
Б. Снежки.
Г. Снеговиков.  Зимой – серый, летом – белый. Кто это?
Заяц
 Какого оттенка крепкий лед?
(зеленоватого)
 Как называется жилье изо льда у эскимосов?
(иглу)
 Чем, согласно пословице, зимой не дорожат?
Льдом
 Какое название носит кактус, который зацветает только зимой?
Декабрист
 Верно ли утверждение, что в мире не существует двух одинаковых снежинок?
Да,
действительно, многолетние исследования это подтвердили  Какое животное каждый год 2 февраля вылезает из норы в американском городе и предсказывает погоду?
Сурок Фил
 На 95% снежинки состоят именно из этого. Из чего?
Из воздуха
 Какой царь ввел обычай праздновать Новый год и ставить елки в домах?
Петр I

Викторина по сказкам о зиме
Есть сказки, в которых царствует зима. Волшебная, чарующая, задорная. В викторине по сказкам о зиме вы вновь встретитесь с героями популярных зимних сказок. Вы их, без сомнения, хорошо знаете. 21

1.
Какой волшебный предмет разбился вдребезги в сказке Г.Х.Андерсена «Снежная королева»? Кубок Блюдо
Зеркало +

2.
Как называется сказка С.Я.Маршака, в которой зимой чудесным образом появились подснежники? «Подснежники»
«Двенадцать месяцев» +
«Братья Месяцы»
3.
Как называется сказка Э.Успенского, в которой мальчик, пес и кот наряжали елку игрушками, сделанными из серебряной фольги, конфетами и блестящими банками? «Три счастливца»
«Зима в Простоквашино» +
«Дом, занесенный снегом»
4.
На что был похож дом, в котором жил маленький Муми-Тролль из сказки Туве Янссона «Волшебная зима»? Ледяная гора Волнистый холм
Причудливый снежный сугроб +

5.
Какой вопрос задавал Морозко из сказки «Морозко» стариковой дочери, когда та сидела в лесу, под елью? «Как тебя зовут, девица?» «Не скучно ли тебе, девица?»
«Тепло ли тебе, девица?» +

6.
Какого цвета были носы у двух Морозов из русской народной сказки «Два Мороза»? Красный и белый
Багровый и синий +
Розовый и фиолетовый
7.
Кто автор сказки «Елка», в которой ель сначала блистала и сверкала, а потом оказалась заброшенной на чердак и никому не нужной? Элинор Фарджон Оскар Уайльд
Г.Х. Андерсен +
В конце конкурса подводятся итоги. Каждая команда считает свои шары. У кого их больше – тот и победил. Награждение победителей и участников. Напутствие ведущего: Год уходит с бородой, Старый-старый, весь седой. Гулко посохом стучит, Валенками топает, Рукавичками в снегу Друг о дружку хлопает. 22
Потрудился он немало, Уходить пора настала. Лихо скачет по сугробам Между елками в лесу Год веселый, чистый, новый Со снежинкой на носу. Скоро скажет: «Вот и я! С Новым годом вас, друзья!« С Новым годом поздравляю! Доброты всем пожелаю, Только мира, и побед, И, конечно же, конфет. Пусть всё сбудется, что хочешь, Окрыляют пусть мечты, Дед Мороз пускай подарит Всё, что загадаешь ты. Пусть зажжется солнце ярко, Под ногами снег хрустит. Гости дарят пусть подарки, Счастье в дом к тебе летит.
Реквизит:
Номерки от 1 до 25 двух цветов в виде новогодних шариков; булавки; комплект букв А5 к словам «зимушка» и «морозко» в одном экземпляре и «Снегурочка» в двух экземплярах; таблица с окончаниями имен (-ня, -ся, -ей,.. и т.п); карточки с первой частью имён; 2 телеграммы с текстом; кегли - 8; стулья -2; повязки на глаза- 6; «снежки»- 10; вёдра-2; бумага, ручки, ножницы; 2 комплекта зимней одежды; мешок с предметами (игрушками); пакеты; 2 сумки почтальона; на листах ватмана изображения ёлок – 2 шт.; призы и подарки; микрофон, музыкальное сопровождение; листы оценки для жюри. ЛИТЕРАТУРА: Домашкина Н. Подарите праздник! Сценарии праздников, конкурсов, музыкально-поэтических композиций, изд-во «Глобус», 2007 г. Комиссарова Е. "Сценарий для Нового года. Готовый праздник для всей семьи", изд-во Эксмо- пресс, 2016 Лебедева О.А. Общешкольные праздники и их роль в развитии детей. // Реабилитация. Образование. Развитие. СП б, 2008. 23
Луговская Ю.П. Детские праздники в школе, летнем лагере и дома. Мы бросаем скуке вызов. Изд-во «Феникс», 2002 г. Риппль В. Школьные вечеринки от Хэллоуина до святок. Изд-во «Феникс», 2005 г. Седова М.Ю. Роль праздника в коррекции личности ребенка. // Реабилитация творчеством – важнейшая составляющая коррекционно-развивающей работы. СП б, 2008. Совместные праздники для школьников и родителей (сб. под ред. Е.Кагальницкой), изд-во «Глобус», 2007 г. Турыгина С.В., Кашина Н.А. Тренировка хорошего настроения. Фестивали, конкурсы, шоу- программы для старшеклассников. Изд-во «Феникс», 2010 г.
Cодержание
Пояснительная записка …………………………………………………………….………. 3 СЦЕНАРИЙ ВЕЧЕРИНКИ «ОРАНЖЕВОЕ НАСТРОЕНИЕ» ………………….………. 4 СЦЕНАРИЙ КОНКУРСА МАСТЕРИЦ в честь праздника святой Параскевы Пятницы, покровительницы женских ремёсел и рукоделия …,…………………………………….. 13 СЦЕНАРИЙ КОМАНДНОГО КОНКУРСА «НОВЫЙ ГОД У ВОРОТ» ……………….. 18 Литература …………………………,,,,,,,……………………….….23 24

Сценарии праздников, конкурсов, тематических вечеринок /авт.-сост. Горнова Л.В.,
педагог дополнительного образования МАУДО «РГДДТ» - Рязань, 2016 г. Ответственный за выпуск: Миронова Н.В., заведующая кабинетом методического и психолого-педагогического сопровождения МАУДО «РГДДТ» 25


В раздел образования