"Историко-культурная амбивалентность домры и её влияние на образовательный процесс ДМШ"
Автор: Рамазанова Ризида Рашитовна Должность: преподаватель Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств" Населённый пункт: Балтасинский муниципальный район Республики Татарстан Наименование материала: Презентация Тема: "Историко-культурная амбивалентность домры и её влияние на образовательный процесс ДМШ" Раздел: дополнительное образование
Историко-культурная
амбивалентность домры и её
влияние на
образовательный процесс
ДМШ
Рамазанова Ризида Рашитовна
Руководитель: к.ф.н. И.А.Бабич
Актуальность
•
Во-первых, существует глубокая взаимозависимость
между народным инструментальным музицированием и
общими культурно-историческими процессами, которая
должна учитываться в образовательной деятельности, в
том числе и в работе в ДМШ.
•
Во-вторых, в истории домры, несмотря на значительное
количество научных трудов разного уровня в этой области,
остаётся место для осмысления и исследования историко-
культурного контекста распространения и
функционирования домры.
Актуальность
•
В-третьих, возникает вопрос о современном
историко-культурном восприятии музыкального
инструмента домры.
•
В-четвёртых, существует необходимость
обоснования актуализации домрового
исполнительства как в культуре в целом, так и в
процессе музыкального образования в частности.
Объект исследования – историко-
культурное своеобразие домрового
исполнительского искусства.
Предмет исследования – историко-
культурнаяамбивалентность домры и
её влияние на образовательный
процесс в ДМШ.
Цель исследования
заключается варгументации и
эмпирическом обосновании
историко-культурной
амбивалентности домры и её
влияния на образовательный
процесс в ДМШ.
Теоретические методы:
-
историографический метод при описании домрового
исполнительского искусства;
-
метод обобщения для формулировки историко-культурного
значения домрового исполнительства и в оформлении
собственного преподавательского опыта;
-
метод системного рассмотрения для изучения взаимосвязи
истории музыкального инструмента и культуры в целом;
-
феноменологический метод, рассматривающий домровое
исполнительское искусство, как явление культуры;
- анализ и обобщение собственного опыта работы в области
преподавания домры;
- изучение современной литературы в области истории отечественной
культуры, теоретического и исполнительского музыкознания.
Практические методы:
-
метод наблюдения для сбора
первичного исследовательского
материала;
-
метод опроса для эмпирического
исследования восприятия домры и её
культурной идентификации;
Оглавление
Введение
Глава I. Истоки и становление домрового исполнительского
искусства
1.1. Исполнительские традиции скоморохов в контексте русской
культуры
1.2. Профессиональное становление домрового исполнительского
искусства. Основные тенденции развития
Глава II. Историко-культурная амбивалентность домры и её
влияние на мотивацию и содержание образовательного процесса
в ДМШ и ДШИ
2.1. Историко-культурная амбивалентность генезиса домры
2.2. Влияние историко-культурной амбивалентности домры на
мотивацию и содержание учебного процесса в ДМШ и ДШИ
Заключение
Темброво-штриховая работа в классе
домры
1. Р. н. п. «Вдоль да по речке» в обработке Ю. Давидовича-
темброво-штриховое соотнесение домры с балалайкой
2 Тат. н. п. «Тафтиляу» обр. А. Ключарёва, переложение для домры
Р.Ф. Амирхановой-Халитовой –
темброво-штриховое соотнесение домры с сазом или танбур
3. «Ария из оркестровой сюиты ре мажор» И. С. Баха –
темброво-штриховое соотнесение домры с классической музыкальной
культурой (скрипка, лютня)
в х веке основными носителями
музыки были скоморохи
Скоморохи играли на различных
инструментах - гудок, гусли,
волынка, бубны, домра
.
В период расцвета скоморошества (конец XIV-начала XV
в.в.
) в
Новгороде самым популярным инструментом стала домра.
Скоморохи бродили по городам и сёлам, собирая
народ на свои представления
Песни, игры, пляски, смех – всё сливалось в одну
пёструю, шумную картину
Одна из версий происхождения домры в
её восточных корнях. Схожие по конструкции
инструменты существовали в музыкальных
культурах стран Востока и имели одного предка –
восточный танбур.
Другая версия: свою родословную домра ведёт от
европейской лютни.
Оказывается, у скромной русской домры - огромная
родня. У грузин – чунгури, у украинцев – бандура, у
туркменов – дутар, у киргизов и татар – думра, у
казахов – домбр, у калмыков – домр
Уд - ближневосточный инструмент
Изображение козака Мамая
с кобзой (XVIII в.)
У татар и казахов-
кобыз у украинцев- бандура
Согласно указу царя Алексея Михайловича в 1648 г.
скоморошество было запрещено. Народные инструменты
отнимали, ломали, отвозили за Москву-реку и там сжигали
или бросали в воду.
А скоморохов ссылали в Сибирь.
Василий Васильевич Андреев -
«отец» русской балалайки
Возродил домру после 400 лет забвения
Помощники В.В.Андреева в возрождении домры
и других русских народных инструментов
композитор
Николай Петрович Фомин
музыкальный мастер
Семён Иванович Налимов,
реконструировал в 1896 году домру
Кружок балалаечников под управлением
В. В.Андреева (1894 г.)
Всемирно известный Государственный академический
русский оркестр имени В.В. Андреева
(бывший Императорский Великорусский оркестр)
Сегодня домра используется как оркестровый и
сольный музыкальный инструмент
Национальный академический оркестр народных инструментов России
им. Н.П.Осипова
Государственный академический русский оркестр им. В.В. Андреева