Напоминание

"Историко-культурная амбивалентность домры и её влияние на образовательный процесс ДМШ"


Автор: Рамазанова Ризида Рашитовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: Балтасинский муниципальный район Республики Татарстан
Наименование материала: Презентация
Тема: "Историко-культурная амбивалентность домры и её влияние на образовательный процесс ДМШ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Историко-культурная амбивалентность домры и её влияние на образовательный процесс ДМШ Рамазанова Ризида Рашитовна Руководитель: к.ф.н. И.А.Бабич
Актуальность • Во-первых, существует глубокая взаимозависимость между народным инструментальным музицированием и общими культурно-историческими процессами, которая должна учитываться в образовательной деятельности, в том числе и в работе в ДМШ. • Во-вторых, в истории домры, несмотря на значительное количество научных трудов разного уровня в этой области, остаётся место для осмысления и исследования историко- культурного контекста распространения и функционирования домры.
Актуальность • В-третьих, возникает вопрос о современном историко-культурном восприятии музыкального инструмента домры. • В-четвёртых, существует необходимость обоснования актуализации домрового исполнительства как в культуре в целом, так и в процессе музыкального образования в частности.

Объект исследования
– историко- культурное своеобразие домрового исполнительского искусства.
Предмет исследования –
историко- культурнаяамбивалентность домры и её влияние на образовательный процесс в ДМШ.

Цель исследования
заключается варгументации и эмпирическом обосновании историко-культурной амбивалентности домры и её влияния на образовательный процесс в ДМШ.

Теоретические методы:
- историографический метод при описании домрового исполнительского искусства; - метод обобщения для формулировки историко-культурного значения домрового исполнительства и в оформлении собственного преподавательского опыта; - метод системного рассмотрения для изучения взаимосвязи истории музыкального инструмента и культуры в целом; - феноменологический метод, рассматривающий домровое исполнительское искусство, как явление культуры; - анализ и обобщение собственного опыта работы в области преподавания домры; - изучение современной литературы в области истории отечественной культуры, теоретического и исполнительского музыкознания.

Практические методы:
- метод наблюдения для сбора первичного исследовательского материала; - метод опроса для эмпирического исследования восприятия домры и её культурной идентификации;

Оглавление



Введение

Глава I. Истоки и становление домрового исполнительского

искусства
1.1. Исполнительские традиции скоморохов в контексте русской культуры 1.2. Профессиональное становление домрового исполнительского искусства. Основные тенденции развития
Глава II. Историко-культурная амбивалентность домры и её

влияние на мотивацию и содержание образовательного процесса

в ДМШ и ДШИ
2.1. Историко-культурная амбивалентность генезиса домры 2.2. Влияние историко-культурной амбивалентности домры на мотивацию и содержание учебного процесса в ДМШ и ДШИ
Заключение





Темброво-штриховая работа в классе

домры

1. Р. н. п. «Вдоль да по речке» в обработке Ю. Давидовича-
темброво-штриховое соотнесение домры с балалайкой
2 Тат. н. п. «Тафтиляу» обр. А. Ключарёва, переложение для домры

Р.Ф. Амирхановой-Халитовой –
темброво-штриховое соотнесение домры с сазом или танбур
3. «Ария из оркестровой сюиты ре мажор» И. С. Баха
– темброво-штриховое соотнесение домры с классической музыкальной культурой (скрипка, лютня)

в х веке основными носителями

музыки были скоморохи


Скоморохи играли на различных

инструментах - гудок, гусли,

волынка, бубны, домра

.


В период расцвета скоморошества (конец XIV-начала XV

в.в.

) в

Новгороде самым популярным инструментом стала домра.


Скоморохи бродили по городам и сёлам, собирая

народ на свои представления


Песни, игры, пляски, смех – всё сливалось в одну

пёструю, шумную картину


Одна из версий происхождения домры в

её восточных корнях. Схожие по конструкции

инструменты существовали в музыкальных

культурах стран Востока и имели одного предка –

восточный танбур.


Другая версия: свою родословную домра ведёт от

европейской лютни.


Оказывается, у скромной русской домры - огромная

родня. У грузин – чунгури, у украинцев – бандура, у

туркменов – дутар, у киргизов и татар – думра, у

казахов – домбр, у калмыков – домр
Уд - ближневосточный инструмент Изображение козака Мамая с кобзой (XVIII в.)


У татар и казахов- кобыз у украинцев- бандура

Согласно указу царя Алексея Михайловича в 1648 г.

скоморошество было запрещено. Народные инструменты

отнимали, ломали, отвозили за Москву-реку и там сжигали

или бросали в воду.

А скоморохов ссылали в Сибирь.


Василий Васильевич Андреев -

«отец» русской балалайки
Возродил домру после 400 лет забвения

Помощники В.В.Андреева в возрождении домры

и других русских народных инструментов
композитор Николай Петрович Фомин музыкальный мастер Семён Иванович Налимов, реконструировал в 1896 году домру

Кружок балалаечников под управлением

В. В.Андреева (1894 г.)


Всемирно известный Государственный академический

русский оркестр имени В.В. Андреева

(бывший Императорский Великорусский оркестр)


Сегодня домра используется как оркестровый и

сольный музыкальный инструмент

Национальный академический оркестр народных инструментов России

им. Н.П.Осипова

Государственный академический русский оркестр им. В.В. Андреева


Победители I Всероссийского конкурса

исполнителей на народных инструментах (1971

г.)

Александр Цыганков Тамара Вольская



Спасибо за внимание!


В раздел образования