Напоминание

"Проектная деятельность в патриотическом воспитании"


Автор: Нехорошева Галина Николаевна
Должность: методист
Учебное заведение: МБУ ДО "Дом детского творчества"
Населённый пункт: Беловский район Кемеровской области
Наименование материала: статья
Тема: "Проектная деятельность в патриотическом воспитании"
Раздел: дополнительное образование





Назад





Проектная деятельность в патриотическом воспитании

учащихся.

Г.Н.Нехорошева,
Беловский район, Кемеровская обл. Проект профстандарта педагога дополнительного образования требует от педагога дополнительного образования: быть образованным специалистом, творческой личностью, реализовывать новые тенденции в образовании, добиваться высоких результатов в своей профессиональной деятельности. В связи с этим остро стоит задача повышения его педагогической культуры, как совокупно сти лично стных и профессиональных качеств, позволяющих педагогам дополнительного образования успешно осуществлять педагогическую деятельность, использовать педагогические технологии. Я рекомендую педагогам при реализации государственной программы патриотического воспитания на занятиях и при проведении воспитательных мероприятий такие образовательные технологии, как: проектная деятельность, педагогика сотрудничества; ИКТ; технологии проблемного обучения. Эти педагогические технологии реализуются через деятельный подход в воспитании, обозначенный в ФГОС. Педагогам и ребятам нравится проектно - исследовательская деятельность. Что мы понимаем под методом проектов? «Метод» в переводе с греческого «путь исследования, теория, учение», способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи. «Проект» в переводе с латинского буквально - «брошенный вперёд». Проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности. Проектная деятельность позволяет проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. К тому же это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, формулируется самими учащимися, а результат, найденный способ решения проблемы, носит практический характер, значим для самих открывателей. Ребята учатся считать и обосновывать, сколько потребуется средств на реализацию проекта и соблюдать баланс между мечтами и реальностью. В рамках патриотического воспитания в творческих объединениях, школьных музеях используются следующие виды проектов: 1. Практико-ориентированный проект. Эти проекты направлены на решение социальных проблем общества и отвечают социальным интересам общества. При разработке такого проекта важно оценить
возможности использования проекта на практике и его способность решить поставленную проблему. Такой проект актуален для педагогов. 2. Исследовательский проект является настоящим научным исследованием по структуре, содержанию, подходам к написанию, решению проблем. Он включает обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обоснование актуальности избранной темы, постановку цели и задач для ее реализации, обоснование полученных результатов. Успешно применяется и реализуется в МБУ ДО «Дом детского творчества» педагогами дополнительного образования, а также руководителями школьных музеев. При этом используются методы современной науки: наблюдение, моделирование, социологический опрос. 3. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Например: о деятельности пионеров и комсомольцев школы, страниц биографии выдающихся педагогов школы, фронтового пути участников войны, составление научных паспортов в школьных музеях, формирование электронной базы отдельных музейных предметов, создание текстовых электронных материалов. 4. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть презентации, альманахи, театрализации, видеофильмы, выставки, которые несут в себе большой нравственно - патриотический потенциал. Реализуется в доме детского творчества педагогами дополнительного образования и руководителями школьных музеев. 5. Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта вызывает наибольшие трудности и сложности. Разработчики ролевого проекта берут на себя роли литературных или исторических персонажей. Этот вид проекта используют в своей работе в МКОУ «Инюшинская сош» педагоги Пестова Н.Н, Погребная И.Е, Чашкина С. Ребята разрабатывают и защищают проекты, участвуя в муниципальном этапе акции «Я – Гражданин России», муниципальном конкурсе областного этапа «Живи, Кузнецкая земля!», «Юный экскурсовод», «Первые шаги», «Первые исследования», на межмузейном форуме: «День дружбы и единения славян», «Беловскому району -75», «Учителя Беловского района», «История школьного музея», «Великая Победа», «Легенды Беловского района» и другие. Так ребята Бековской школы под руководством Т.Н.Якучаковой разработали, защитили и успешно реализуют на практике проект «Газета «Одычак», постановка спектакля «Колборко» (Жар – птица») с целью пропаганды телеутского языка и культуры. Школа наладила партнерство с кафедрой ЮНЕСКО/НГУ, Центром языков и культур народов Сибири, стала областной экспериментальной площадкой по направлению
«Организационно - педагогические условия реализации этнокультурного компонента образования». Ребята из Менчерепской школы во главе с руководителем школьного музея Великой Н.А. начали с проекта «Русская изба» защитили его и претворили в жизнь, получили грант в размере 50 тысяч рублей на покупку компьютера, принтера для музея. Затем разработали еще ряд проектов для создания новых экспозиций школьного музея: «Русский национальный костюм» - сшиты для музея костюмы национальностей, проживающих в селе; «Школьный музей» - видеоролик; экспозиция «Ретро – фотографии»- собраны фотографии о селе, людях села; «Шахтеры села на службе Кузбасса»; «Дети войны о войне»; «Помнить – значит делать». Используя, материалы для проектов выпустили книгу в двух томах «Солдаты - славы не искали». К сбору материалов привлекают всех учащихся школы, родителей, ветеранов. Интересные проекты представляют и реализуют активисты творческого объединения «Патриот» МБУ ДО «Дом детского творчества» под руководством Л.Г.Воронцовой: справочник «Топонимика названий улиц села Новобачаты», «История школьного музея» - фильм, «Муза в солдатской шинели» - сборник стихов земляка - односельчанина, участника войны; «Человек. Солдат. Учитель». Не менее интересны проекты учащихся МКОУ «Инюшинская сош»: «Родник» - видеоролик, «История села Инюшка» - фильм, «Пусть поколения помнят» - уход за могилами участников войны и ветеранов труда. Результаты своей работы активисты школьных музеев, творческих объединений представляют на Всероссийские и Международные конкурсы, получают дипломы победителей, лауреатов этих конкурсов. Используют материалы при подготовке и проведении экскурсий, уроков мужества, толерантности в музее, на занятиях в творческом объединении. Применяя идею патриотического воспитания к проектной деятельности, важно понимать, что эффективность процесса находится в прямой зависимости от уровня организации деятельности в целом, квалификации и профессионализма педагога в частности. Работа с местным материалом интересна ребенку и доступна для освоения, а это позволяет на конкретных примерах объяснить ему достижения всего человечества. Все это способствует воспитанию патриотизма. Литература 1. Государственная программа »Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2016-2020 годы» [Текст]


В раздел образования