"Проектная деятельность в патриотическом воспитании"
Автор: Нехорошева Галина Николаевна Должность: методист Учебное заведение: МБУ ДО "Дом детского творчества" Населённый пункт: Беловский район Кемеровской области Наименование материала: статья Тема: "Проектная деятельность в патриотическом воспитании" Раздел: дополнительное образование
Проектная деятельность в патриотическом воспитании
учащихся.
Г.Н.Нехорошева,
Беловский район, Кемеровская обл.
Проект
профстандарта
педагога
дополнительного
образования
требует от педагога дополнительного образования: быть
образованным
специалистом, творческой личностью, реализовывать новые тенденции в
образовании, добиваться высоких результатов в своей профессиональной
деятельности.
В
связи
с
этим
остро
стоит
задача
повышения
его
педагогической
культуры,
как
совокупно сти
лично стных
и
профессиональных качеств,
позволяющих педагогам дополнительного
образования
успешно
осуществлять
педагогическую
деятельность,
использовать педагогические технологии.
Я рекомендую педагогам при реализации государственной
программы патриотического воспитания на занятиях и при проведении
воспитательных мероприятий такие образовательные технологии, как:
проектная деятельность, педагогика сотрудничества; ИКТ; технологии
проблемного обучения. Эти педагогические технологии реализуются
через деятельный подход в воспитании, обозначенный в ФГОС.
Педагогам и ребятам нравится проектно - исследовательская
деятельность. Что мы понимаем под методом проектов? «Метод» в
переводе с греческого «путь исследования, теория, учение», способ
достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи. «Проект» в
переводе с латинского буквально - «брошенный вперёд». Проект – это
возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или
самому, максимально используя свои возможности. Проектная
деятельность позволяет проявить себя, попробовать свои силы, приложить
свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.
К тому же это деятельность, направленная на решение интересной
проблемы, формулируется самими учащимися, а результат, найденный
способ решения проблемы, носит практический характер, значим для
самих открывателей. Ребята учатся считать и обосновывать, сколько
потребуется средств на реализацию проекта и соблюдать баланс между
мечтами и реальностью.
В
рамках
патриотического
воспитания
в
творческих
объединениях,
школьных музеях используются следующие виды проектов:
1. Практико-ориентированный проект.
Эти
проекты
направлены на
решение
социальных
проблем
общества
и
отвечают
социальным
интересам
общества.
При
разработке
такого
проекта
важно
оценить
возможности использования проекта
на практике и его способность
решить поставленную проблему. Такой проект актуален для педагогов.
2. Исследовательский проект является настоящим научным
исследованием по структуре, содержанию, подходам к написанию,
решению проблем. Он включает обязательное выдвижение гипотезы с
последующей её проверкой, обоснование актуальности избранной темы,
постановку цели и задач для ее реализации, обоснование полученных
результатов. Успешно применяется и реализуется в МБУ ДО «Дом
детского творчества» педагогами дополнительного образования, а также
руководителями школьных музеев. При этом используются методы
современной науки: наблюдение, моделирование, социологический опрос.
3. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то
объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для
широкой аудитории. Например: о деятельности пионеров и комсомольцев
школы, страниц биографии выдающихся педагогов школы, фронтового
пути участников войны, составление научных паспортов в школьных
музеях, формирование электронной базы отдельных музейных предметов,
создание текстовых электронных материалов.
4. Творческий проект предполагает максимально свободный и
нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть
презентации, альманахи, театрализации, видеофильмы, выставки,
которые несут в себе большой нравственно - патриотический потенциал.
Реализуется в доме детского творчества педагогами дополнительного
образования и руководителями школьных музеев.
5.
Ролевой
проект.
Разработка
и
реализация
такого
проекта
вызывает
наибольшие трудности и
сложности.
Разработчики ролевого проекта
берут на себя роли литературных или исторических персонажей. Этот вид
проекта используют в своей работе в МКОУ «Инюшинская сош» педагоги
Пестова Н.Н, Погребная И.Е, Чашкина С.
Ребята
разрабатывают
и
защищают
проекты,
участвуя
в
муниципальном этапе акции «Я – Гражданин России», муниципальном
конкурсе
областного
этапа
«Живи,
Кузнецкая
земля!»,
«Юный
экскурсовод», «Первые шаги», «Первые исследования», на межмузейном
форуме: «День дружбы и единения славян», «Беловскому району -75»,
«Учителя
Беловского
района»,
«История
школьного
музея»,
«Великая
Победа», «Легенды Беловского района» и другие.
Так ребята Бековской школы под руководством Т.Н.Якучаковой
разработали, защитили и успешно реализуют на практике проект «Газета
«Одычак», постановка спектакля «Колборко» (Жар – птица») с целью
пропаганды телеутского языка и культуры. Школа наладила партнерство с
кафедрой ЮНЕСКО/НГУ, Центром языков и культур народов Сибири,
стала областной экспериментальной площадкой по направлению
«Организационно - педагогические условия реализации этнокультурного
компонента образования». Ребята из Менчерепской школы во главе с
руководителем школьного музея Великой Н.А. начали с проекта «Русская
изба» защитили его и претворили в жизнь, получили грант в размере 50
тысяч рублей на покупку компьютера, принтера для музея. Затем
разработали еще ряд проектов для создания новых экспозиций школьного
музея: «Русский национальный костюм» - сшиты для музея костюмы
национальностей, проживающих в селе; «Школьный музей» -
видеоролик; экспозиция «Ретро – фотографии»- собраны фотографии о
селе, людях села; «Шахтеры села на службе Кузбасса»; «Дети войны о
войне»; «Помнить – значит делать». Используя, материалы для проектов
выпустили книгу в двух томах «Солдаты - славы не искали». К сбору
материалов привлекают всех учащихся школы, родителей, ветеранов.
Интересные проекты представляют и реализуют активисты творческого
объединения «Патриот» МБУ ДО «Дом детского творчества» под
руководством Л.Г.Воронцовой: справочник «Топонимика названий улиц
села Новобачаты», «История школьного музея» - фильм, «Муза в
солдатской шинели» - сборник стихов земляка - односельчанина,
участника войны; «Человек. Солдат. Учитель». Не менее интересны
проекты учащихся МКОУ «Инюшинская сош»: «Родник» - видеоролик,
«История села Инюшка» - фильм, «Пусть поколения помнят» - уход за
могилами участников войны и ветеранов труда.
Результаты своей работы активисты школьных музеев, творческих
объединений представляют на Всероссийские и Международные
конкурсы, получают дипломы победителей, лауреатов этих конкурсов.
Используют материалы при подготовке и проведении экскурсий, уроков
мужества, толерантности в музее, на занятиях в творческом объединении.
Применяя идею патриотического воспитания к проектной
деятельности, важно понимать, что эффективность процесса находится в
прямой зависимости от уровня организации деятельности в целом,
квалификации и профессионализма педагога в частности. Работа с
местным материалом интересна ребенку и доступна для освоения, а это
позволяет на конкретных примерах объяснить ему достижения всего
человечества. Все это способствует воспитанию патриотизма.
Литература
1.
Государственная программа »Патриотическое воспитание граждан
Российской федерации на 2016-2020 годы» [Текст]