"Сенсорное воспитание - основа умственного развития"
Автор: Телявкабулова Гузель Рамазановна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБОУ ДО ППМСП "Журавушка" Населённый пункт: город Уфа, Башкортостан Наименование материала: статья Тема: "Сенсорное воспитание - основа умственного развития" Раздел: среднее профессиональное
Дефектолог Телявкабулова Гузель Рамазановна
Советы дефектолога
Сенсорное воспитание – основа умственного развития ребенка.
Сенсорное развитие предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и
представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Полноценное
сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у
детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине,
времени, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положений в
пространстве.
Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических
функций, имеющих первостепенное значение для возможности обучения. Оно
направленно на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического,
кинестетического и других видов ощущений и восприятий.
Целостное восприятие – важное условие правильной ориентировки в окружающем мире.
Замедленность, недифференцированность, узость объёма восприятия, нарушение
аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти, характерные
для детей с ограниченными возможностями здоровья, затрудняют знакомство с
окружающим миром. Нарушение функции поиска и замедление процесса переработки
поступающей информации ведут к неполному, нестойкому и не всегда правильному
узнаванию предъявляемого материала. Кроме того, сенсорное развитие ребёнка с
интеллектуальными нарушениями в целом значительно отстает по срокам формирования и
проходит чрезвычайно неравномерно. Под влиянием коррекционного обучения у детей
младшего школьного возраста они постепенно сглаживаются.